Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Психолого-педагогические основы инклюзивногоСтр 1 из 3Следующая ⇒
Программы Дисциплина «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования» относится к базовой части учебного плана. Для изучения учебной дисциплины необходимы знания, умения и владения, формируемые следующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Психология»: Знания: основных категорий и понятий психологии; основных функций психики; особенностей строения психики и закономерностей ее развития в онто- и филогенезе; современных подходов к проблеме личности и ее роли в современном мире; закономерностей психического развития и особенностей их проявления в поведении и деятельности в разные возрастные периоды; потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций как движущих сил и условий развития личности; сущности и структуры психических процессов; индивидуально-типологических особенностей личности; основных психологических закономерностей общения и взаимодействия людей; особенностей толерантного и интолерантного поведения. Умения: анализировать и интерпретировать различные теоретические подходы к развитию человека и его личности; применять общепсихологические знания о познавательной, эмоциональной, мотивационно-волевой сферах личности. Владения: толерантным восприятием возрастных особенностей; техниками и приемами эффективного общения; различными способами разрешения конфликтных ситуаций, культурных барьеров и напряжений; способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия взаимодействия.
Перечень учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: 1. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся. 2. Профессионально-педагогические технологии.
3. Результаты освоения дисциплины Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций: · ОК-5 (способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия); · ОПК-8 (готовность моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач); · ПК-17 (способность проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена);
· ПК-21 (готовность к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена). В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен: Знать: З1. сущность инклюзивного образования, его специфику; З2. этапы становления системы инклюзивного образования в России и за рубежом; З3. государственную политику в области инклюзивного образования; З4. современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ОВЗ; З5. нормативные акты, регламентирующие инклюзивное образование; З6. особенности нарушения развития при разных нозологических формах; З7. теории и технологии воспитания и обучения ребенка, сопровождение субъектов педагогического процесса с особыми образовательными потребностями; З8. виды особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ; З9. психолого-педагогические особенности обучения, воспитания и развития лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); З10. способы построения межличностных отношений в группах разного возраста; З11. формы и методы коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом, психическом и интеллектуальном развитии; З12. индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Уметь: У1. определять разные виды нозологий; У2. соотносить образовательную концепцию, использовать знание концепция и моделей образовательных систем для отбора педагогических технологий в области инклюзивного образования; У3. осуществлять анализ проблем обучения и воспитания лиц с ОВЗ; У4. выбирать адекватные технологии обучения лиц с ОВЗ и проектировать процесс обучения; У5.применять формы организации учебной деятельности, в соответствии с особенностями нозологий обучающихся с ОВЗ; У6. ориентироваться в выборе педагогических технологий, выбирать оптимальную педагогическую технологию, адаптировать ее с учетом реальной ситуации, использовать полученные знания для рациональной организации образовательного инклюзивного процесса;
У7. осуществлять инклюзивный образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; У8. создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную воспитательную среду; У9. использовать в своей профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии для решения разного класса профессиональных задач при работе с лицами с ОВЗ; У10. подбирать средства и методы коррекции и реабилитации с учетом индивидуальных особенностей; У11. проявлять педагогический такт и психологическую культуру при общении с людьми с ограниченными возможностями. Владеть: В1. системой знаний об особенностях инклюзивного образовательного процесса; В2. представлениями о системах с инклюзивного образования в России и за рубежом; В3. нормативными актами в области инклюзивного образования; В4. методическим инструментарием педагогического процесса с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся лиц с ОВЗ; В5. способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях инклюзивной образовательной среды; В6. современными образовательными технологиями, способами организации коррекционной учебной деятельности; В7. навыками применения рекомендованных социально-педагогических методов и технологий, позволяющих решать коррекционные задачи развития и воспитания обучающихся с особенностями развития и ОВЗ.
4. Структура и содержание дисциплины 4.1 Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 час.), семестр изучения – 5, распределение по видам работ представлено в табл. № 1. Таблица 2. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 1 Тематический план дисциплины.
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин
С ментальными нарушениями Понятие «умственная отсталость». Причины. Характеристика степеней умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия. Классификация олигофрении по М.С. Певзнер. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ментальными нарушениями. Педагогические системы обучения и воспитания обучающихся с ментальными нарушениями.
С сенсорными нарушениями Значение зрения и слуха в жизни ребенка. Причины нарушений слуха и зрения. Психолого- педагогическая классификация нарушений слуховой и зрительной функции. Психическое развитие детей с нарушением зрения и слуха. Особенности развития познавательной сферы у лиц с нарушением зрения и слуха. Особенности развития личности и эмоционально- волевой сферы у лиц с нарушением зрения и слуха. Особенности деятельности. Педагогические системы образования лиц с нарушениями зрения и слуха.
С речевыми нарушениями Принцип системного подхода к развитию речи как основа для выделения речевого недоразвития. Структура аномальных проявлений при недоразвитии речи, природа их происхождения, методология коррекционно-педагогического воздействия. Типология речевого недоразвития: фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Основные признаки ОНР. Периодизация общего недоразвития речи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева). Педагогические системы образования лиц с речевыми нарушениями. Образовательные технологии Для изучения дисциплины используются различные образовательные технологии: 1. Традиционные образовательные технологии представлены комбинацией объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения. Осуществляются с использованием информационных лекций, семинаров, практических занятий или лабораторных работ. При использовании данных методов деятельность учащегося направлена на получение теоретических знаний и формирования практических умений по дисциплине. 2. Информационно-коммуникационные образовательные технологии, при которых организация образовательного процесса, основывается на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией. Используются для поддержки самостоятельной работы обучающихся с использованием электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), телекоммуникационных технологий, педагогических программных средств и др.
3. Кейс-технологии применяются как способ обучать решению практико-ориентированных неструктурированных образовательных научных или профессиональных проблем. Применяется как при чтении лекций, так и при проведении семинарских, практических и лабораторных занятий. 6. Методические указания для студентов по освоению дисциплины Введение в курс. К теме 1. Вопросы: 1. Современный этап развития инклюзивной образовательной практики в России. 2. Предмет, цели и задачи психолого-педагогического инклюзивного образования. 3. Генезис и проблемы инклюзивного образования в современном образовательном пространстве. 4. Ключевые принципы инклюзии. 5. Психология инклюзивного образования как интегративная область психологического знания. Вопросы для самопроверки: 1. Обозначьте современные тенденции и перспективы отечественного инклюзивного образования. 2. Объясните, чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. 3. Раскройте принципы инклюзивного образования. 4. Охарактеризуйте инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества. 5. Дайте общую характеристику современной отечественной системы специального и инклюзивного образования. 6. Обоснуйте междисциплинарный характер методологии построения инклюзивного образования. 7. Выделите ключевые теоретические положения, лежащие в основе инклюзивного образования. 2. История становления инклюзивного образования. К теме 2. Вопросы: 1. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. 2. Этапы становления дефектологии. 3. Философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические основания специальной педагогики. 4. Выдающиеся ученые-дефектологи (Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, К.Г. Коровин и др.) и их вклад в развитие дефектологической науки. 5. История инклюзивного образования: этапы развития инклюзивного образования, 6. Специфика инклюзивного образования в России и зарубежом. 7. Нормативные основы инклюзивного образования. Вопросы для самопроверки: 1. Назовите основные этапы становления и развития специального и инклюзивного образования в нашей стране и за рубежом. 2. Проведите сравнительную характеристику зарубежного и отечественного опыта инклюзивного образования. 3. Дайте оценку нормативно-правовому обеспечению инклюзивного образования. 4. Назовите нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в нашей стране. 3. Психологические основы инклюзивного образования. К теме 3. Вопросы: 1. Понятие «нормы» и «отклонения» в специальной психологии.
2. «Дизонтогения» как термин, обозначающий различные формы нарушений онтогенеза. 3. Сущность феномена дизонтогенеза и его основные свойства. 4. Первичные и вторичные нарушения в структуре дизонтогенеза и их основные характеристики. 5. Третичные нарушения и их особенности. 6. Структура нарушенного развития и своеобразие распада психики в детском возрасте. Вопросы для самопроверки: 1. Охарактеризуйте подходы к определению понятия «норма». 2. Дайте определение понятия «аномальность». Перечислите выделяемые критерии аномальности. 3. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребёнка. Каковы общие взаимоотношения социального и биологического плана при аномальном развитии? 4. Дайте определение понятия дизонтогенез. Охарактеризуйте параметры дизонтогенеза. 5. Опишите структуру дефекта, дайте характеристику первичным, вторичным. Третичным отклонениям.
План 1. Подобрать литературу по теме и изучить ее. 2. Осмыслить правильность и доказательность положений, выдвигаемых авторами первоисточников. 3. Обобщить материал и составить план выполнения контрольной работы. 4. Написать текст контрольной работы, следуя рекомендациям по оформлению работы. 5. В заключение работы следует выразить свое отношение к изучаемой теме, изложить свою собственную точку зрения или показать, каким образом полученные Вами знания могут быть использованы в профессиональной деятельности. Структура контрольной работы и требования к ее оформлению Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения. Требования к элементам содержания контрольной работы: 1.Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают полное наименование министерства, вуза, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения. Пример приведен в приложении 1. 2. Оглавление должно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе введение, главы, заключение, список литературы, приложения. Пример приведен в приложении 2. 3. Во введении обозначается тема контрольной работы, обосновываются мотивы ее выбора, цели и задачи работы; ее актуальность для современной науки и практики и кратко раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе. 4. Основную часть следует делить на главы, пункты и подпункты. Каждая глава должна являться законченным элементом работы. Текст основной части должен содержать полную и достоверную информацию, ее критическую оценку, иметь логичную структуру. Основной материал должен быть получен в результате самостоятельного отбора и анализа, уточнения и сопоставления различных публикаций по выбранной теме. Обращаем внимание на то, что нельзя ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, выделить цель, задачи, выводы и предложения. Чтение научной литературы должно быть критическим. Необходимо раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемых работ, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам авторов, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.). По дискуссионным вопросам студенту рекомендуется изложить свое отношение к ним, по возможности обосновать избранную точку зрения. Необходимо правильно оформлять литературные ссылки: в круглых скобках с указанием инициалов имени и отчества, фамилии автора и года издания. Все упомянутые источники должны быть представлены в списке литературы. 5. В заключении отражается значимость изученной темы, собственное отношение к теме, возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности. 6. Список литературы. Располагается в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Пример в приложении 3. Приложения. При необходимости излагаемые положения могут иллюстрироваться графиками, диаграммами, таблицами. При этом приводимые в тексте положения, цифровой материал должны быть снабжены соответствующими сносками на источники заимствования. Темы контрольных работ 1. Разработка проблем инклюзивного обучения в различных научных дисциплинах. 2. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России. 3. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ как новая образовательная практика. 4. Развитие инклюзивного образования в современной России. 5. Этапы становления системы специального образования в России. 6. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ за рубежом. 7. Реализация инклюзивной практики в зарубежных странах и в России 8. Мировая практика инклюзивного образования. 9. Инклюзивное и специальное образования - проблемы и перспективы. 10. Инклюзивное и совместное обучение: обоснование их принципиальных различий. 11. Анализ нормативно-правовой базы инклюзивного обучения в Международных документах. 12. Анализ нормативно-правовой базы инклюзивного обучения в Российской Федерации. 13. Нормативно-правовые и этические основы управления инклюзивным образованием. 14. Методологические и нормативно-правовые основы организации инклюзивного образования. 15. Международные правовые документы, составляющие нормативно-правовые основы инклюзивного образования. 16. Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ. 17. Экспериментальные модели инклюзивного образования. 18. Видные ученые-дефектологи о реализации проблемы инклюзивного обучения детей с ОВЗ. 19. Концепции инклюзивного обучения лиц со специальными образовательными потребностями. 20. Алгоритмы внедрения инклюзивного обучения детей с проблемами в развитии в широкую практику образования. 21. Сущность, функции и структура инклюзивного процесса обучения. 22. Суть и основные положения концепции инклюзивного обучения лиц со специальными образовательными потребностями. 23. Понятие инклюзивное обучение и воспитание детей с ОВЗ. 24. Модели инклюзивного обучения: анализ и характеристики. 25. Выбор моделей инклюзии в зависимости от глубины и структуры дефекта развития у детей с ОВЗ. 26. Особенности личностного развития ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивного обучения. 27. Личностно ориентированный подход к социализации и адаптации учащихся с различными образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. 28. Психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью. 29. Психологические особенности и реабилитация детей с нарушениями слуха. 30. Психологические особенности и абилитация детей с нарушениями речи. 31. Психологические особенности и абилитация детей с задержкой психического развития. 32. Педагогические механизмы индивидуализации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации (по категориям нарушений развития). 33. Педагогические условия отбора и применения коррекционно-развивающих технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья (по категориям нарушений развития). 34. Психологические условия отбора и применения коррекционно-развивающих технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья (по категориям нарушений развития). 35. Содержание и методы инклюзивного образования детей с задержкой психического развития. 36. Содержание и методы инклюзивного образования детей с нарушениями зрения. 37. Содержание и методы инклюзивного образования детей с нарушениями слуха. 38. Содержание и методы инклюзивного образования детей с речевыми и двигательными нарушениями. 39. Дидактические приемы формирования познавательной активности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (по категориям нарушений развития). 40. Использование технологий индивидуализации как условие обеспечения освоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья содержания учебных предметов (по категориям нарушений развития). 41. Методическая система сопровождения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации (по категориям нарушений развития). 42. Организация образовательного процесса учащихся с различными образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. 43. Организация психолого-педагогического сопровождения обучения учащихся с различными образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. 44. Принципы построения индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии. 45. Воспитательно-образовательная работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения. 46. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения. 47. Социально-педагогическая работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения. 48. Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения. 49. Коррекционно-развивающие технологии в системе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. 50. Условия, обеспечивающие специальные образовательные потребности детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения. 51. Содержание и методы оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации (по категориям нарушений развития). 52. Направленность воспитательной среды образовательной организации на социально-психологическую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья (по категориям нарушений развития). 53. Направленность коррекционно-развивающей образовательной среды на социально-психологическую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья (по категориям нарушений развития).
6.3 Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента Концепция построения образовательного процесса в системе высшего образования предполагает большой объем самостоятельной работы студента, что требует ее системной организации. С этой целью в рамках дисциплины предполагается создание концепции организации самостоятельной работы, которая включает в себя: информационно-методическую поддержку дисциплины, организацию мероприятий по самоконтролю, формирование дистанционной поддержки при помощи информационно-коммуникационных технологий. Самостоятельная работа студента обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и включает в себя: изучение основной и дополнительной литературы, рекомендованную к данной теме; выполнение заданий, работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическим планом, подготовку к различным видам аттестации. 6.4. Примерные вопросы к зачету 1. Этапы развития инклюзивного образования. 2. Характеристика современного этапа развития инклюзивного образования в России. 3. Основные категории педагогики и психологии инклюзивного образования. 4. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка субъектов инклюзивного образования. 5. Социально-педагогическая поддержка субъектов инклюзивного образования. 6. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде. 7. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья как цель инклюзивного обучения. 8. Педагогическая деятельность в условиях интеграции. 9. Реформирование специального образования. 10. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст). 11. Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. 12. Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям. 13. Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. 14. Становление системы специального образования. 15. Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. 16. Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции. 17. Нормативные основы инклюзивного образования. 18. Понятие «нормы» и «отклонения» в специальной психологии. 19. Психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями зрения. 20. Психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями слуха. 21. Психологическая характеристика обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 22. Общая характеристика обучающихся с нарушениями речи. 23. Общая характеристика обучающихся с нарушением интеллекта и задержкой психического развития. 24. Сущность социально-педагогического сопровождения. 25. Объекты и субъекты социально-педагогического сопровождения. 26. Содержание работы по социально-педагогическому сопровождению. 27. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: понятие, сущность, субъекты. 28. Субъекты психолого-педагогического сопровождения. 29. Содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению лиц с ОВЗ. 30. Технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ. Учебно-методическое и информационное Обеспечение 7.1 Основная литература 1. Инклюзивное образование: учеб. пособие / Н. А. Борисова, И. А. Букина, И. А. Бучилова и др.; сост. О. Л. Леханова. – Череповец: ЧГУ, 2016. – 162 с. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29788431. 2. Пузанов, Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин. — Электрон. Дан. – Москва: Владос, 2013. – 439 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/60504. – Загл. с экрана. 3. Кетриш, Е. В. Теория и практика инклюзивного образования (на примере физического воспитания): учебное пособие / Е. В. Кетриш, Т. В. Андрюхина, Н. В. Третьякова. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2017. – 127 с. – Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/21891. 4. Гох А. Ф. Теория и практика инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра: учебное пособие / А. Ф. Гох, Е. А. Черенёва, Д. В. Черенёв. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2016. – 108 с. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27595657
7.2. Дополнительная литература 1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения [Электронный ресурс]: учеб. пособие – Электрон. дан. – Москва: Советский спорт, 2014. – 298 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/51905. – Загл. с экрана. 2. Бабкина, Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие [Электронный ресурс]: учеб. пособие – Электрон. дан. – Москва: Владос, 2016. – 143 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/96308. – Загл. с экрана. 3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие [Электронный ресурс]: учеб-метод. пособие / М.С. Староверова [и др.]. – Электрон. дан. – Москва: Владос, 2014. – 167 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/96318. – Загл. с экрана. 4. Лапп Е.А. Психолого-педагогические основы формирования связной письменной речи младших школьников с ЗПР. Теория и практика [Электронный ресурс]: монография / Е.А. Лапп. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2013. – 258 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12714.html. – ЭБС «IPRbooks» 5. Мандель, Б.Р. Специальная (коррекционная) психология: учеб. пособие [Электронный ресурс]: учеб. пособие – Электрон. дан. – Москва: ФЛИНТА, 2015. – 342 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/70449. – Загл. с экрана. 6. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие – Электрон. дан. – Москва: ФЛИНТА, 2014. – 376 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/2417. – Загл. с экрана. 7. Речицкая, Е.Г. Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах [Электронный ресурс]: монография / Е.Г. Речицкая, Т.К. Гущина. – Электрон. дан. – Москва: Издательство " Прометей", 2011. – 164 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/3839. – Загл. с экрана. 8. Специальная педагогика: учебное пособие для вузов [Гриф Федерального института развития образования] / [Л. И. Аксенова и др.]; под ред. Н. М. Назаровой. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва: Академия, 2013. – 382 с. 9. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учебник для вузов [Гриф Московского педагогического государственного университета] / под ред. Е. А. Стребелевой. – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2013. – 350 с. 10. Инклюзивная практика в высшей школе [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие [для вузов] / [А. И. Ахметзянова и др.]; Казан. федер. ун-т. – Электрон. текстовые дан. – Казань: Издательство Казанского университета, 2015. – 223 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/72802/#1. 11. Ворошнина О. Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования: учебник / О. Р. Ворошнина, А. А. Наумов, Т. Э. Токаева. – Пермь, 2015. – 217 с. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29279331. 12. Грищенко, Т.А. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические инидивидуальные занятия и игры: методическое пособие [Электронный ресурс]: учеб-метод. пособие — Электрон. дан. – Москва: Владос, 2017. – 96 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/96312. – Загл. с экрана.
ПЛАН Введение ……………………………………………………………………………..3 Глава 1 Развитие идей инклюзии и опыта инклюзивного образования за рубежом……………………………................................................................…………5 Глава 2. Инклюзивное образование как современная Российская инновационная образовательная система. …………………………………..…….....………….....14 Глава 3. Характеристика вариантов инклюзивных образовательных моделей в зарубежных и отечественных образовательных системах………...…………….16 Заключение ……………………………………………………………………........22 Литература ………………………………………………………………………..24 Приложение……………………………………………………………………………… …26
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ ЛИТЕРАТУРА Малофеев Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии / Н.Н. Малофеев. – Москва: «Экзамен», 2003. – 256 с. Мандель Б.Р. Специальная (коррекционная) психология: учеб. пособие [Электронный ресурс]: учеб. пособие – Электрон. дан. – Москва: ФЛИНТА, 2015. – 342 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/70449. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования /Д. Митчелл. – Москва: РООИ «Перспектива», 2011. –138 с. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под ред. В. Рыскиной, Е. Самсоновой. Москва: Форум, 2012. – 208 с.
Программы Дисциплина «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования» относится к базовой части учебного плана. Для изучения учебной дисциплины необходимы знания, умения и владения, формируемые следующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Психология»: Знания: основных категорий и понятий психологии; основных функций психики; особенностей строения психики и закономерностей ее развития в онто- и филогенезе; современных подходов к проблеме личности и ее роли в современном мире; закономерностей психического развития и особенностей их проявления в поведении и деятельности в разные возрастные периоды; потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций как движущих сил и условий развития личности; сущности и структуры психических процессов; индивидуально-типологических особенностей личности; основных психологических закономерностей общения и взаимодействия людей; особенностей толерантного и интолерантного поведения. Умения: анализировать и интерпретировать различные теоретические подходы к развитию человека и его личности; применять общепсихологические знания о познавательной, эмоциональной, мотивационно-волевой сферах личности. Владения: толерантным восприятием возрастных особенностей; техниками и приемами эффективного общения; различными способами разрешения конфликтных ситуаций, культурных барьеров и напряжений; способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия взаимодействия.
Перечень учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: 1. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.168.232 (0.166 с.) |