Тема 1. Психолого-педагогические основы инклюзивного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Психолого-педагогические основы инклюзивного



Программы

Дисциплина «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования» относится к базовой части учебного плана.

Для изучения учебной дисциплины необходимы знания, умения и владения, формируемые следующими дисциплинами:

 

2.1. Из курса «Психология»:

Знания: основных категорий и понятий психологии; основных функций психики; особенностей строения психики и закономерностей ее развития в онто- и филогенезе; современных подходов к проблеме личности и ее роли в современном мире; закономерностей психического развития и особенностей их проявления в поведении и деятельности в разные возрастные периоды; потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций как движущих сил и условий развития личности; сущности и структуры психических процессов; индивидуально-типологических особенностей личности; основных психологических закономерностей общения и взаимодействия людей; особенностей толерантного и интолерантного поведения.

Умения: анализировать и интерпретировать различные теоретические подходы к развитию человека и его личности; применять общепсихологические знания о познавательной, эмоциональной, мотивационно-волевой сферах личности.

Владения: толерантным восприятием возрастных особенностей; техниками и приемами эффективного общения; различными способами разрешения конфликтных ситуаций, культурных барьеров и напряжений; способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия взаимодействия.

 

Перечень учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

1. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся.

2. Профессионально-педагогические технологии.

 

3. Результаты освоения дисциплины

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

· ОК-5 (способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия);

· ОПК-8 (готовность моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач);

· ПК-17 (способность проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена);

· ПК-21 (готовность к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена).

В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:

Знать:

З1. сущность инклюзивного образования, его специфику;

З2. этапы становления системы инклюзивного образования в России и за рубежом;

З3. государственную политику в области инклюзивного образования;

З4. современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ОВЗ;

З5. нормативные акты, регламентирующие инклюзивное образование;

З6. особенности нарушения развития при разных нозологических формах;

З7. теории и технологии воспитания и обучения ребенка, сопровождение субъектов педагогического процесса с особыми образовательными потребностями;

З8. виды особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ;

З9. психолого-педагогические особенности обучения, воспитания и развития лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

З10. способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;

З11. формы и методы коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом, психическом и интеллектуальном развитии;

З12. индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Уметь:

У1. определять разные виды нозологий;

У2. соотносить образовательную концепцию, использовать знание концепция и моделей образовательных систем для отбора педагогических технологий в области инклюзивного образования;

У3. осуществлять анализ проблем обучения и воспитания лиц с ОВЗ;

У4. выбирать адекватные технологии обучения лиц с ОВЗ и проектировать процесс обучения;

У5.применять формы организации учебной деятельности, в соответствии с особенностями нозологий обучающихся с ОВЗ;

У6. ориентироваться в выборе педагогических технологий, выбирать оптимальную педагогическую технологию, адаптировать ее с учетом реальной ситуации, использовать полученные знания для рациональной организации образовательного инклюзивного процесса;

У7. осуществлять инклюзивный образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

У8. создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную воспитательную среду;

У9. использовать в своей профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии для решения разного класса профессиональных задач при работе с лицами с ОВЗ;

У10. подбирать средства и методы коррекции и реабилитации с учетом индивидуальных особенностей;

У11. проявлять педагогический такт и психологическую культуру при общении с людьми с ограниченными возможностями.

Владеть:

В1. системой знаний об особенностях инклюзивного образовательного процесса;

В2. представлениями о системах с инклюзивного образования в России и за рубежом;

В3. нормативными актами в области инклюзивного образования;

В4. методическим инструментарием педагогического процесса с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся лиц с ОВЗ;

В5. способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях инклюзивной образовательной среды;

В6. современными образовательными технологиями, способами организации коррекционной учебной деятельности;

В7. навыками применения рекомендованных социально-педагогических методов и технологий, позволяющих решать коррекционные задачи развития и воспитания обучающихся с особенностями развития и ОВЗ.

 

4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 час.), семестр изучения – 5, распределение по видам работ представлено в табл. № 1.

Таблица 2. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Вид работы Форма обучения
очная
Семестр изучения
5 сем.
Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану  
Контактная работа, в том числе:  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа студента  
Промежуточная аттестация, в том числе:  
Зачет 5 сем.

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 1

Тематический план дисциплины.

Наименование разделов и тем дисциплины (модуля) Сем. Всего, час. Вид контактной работы, час. СРС
Лекции Практ. занятия Лаб. работы
1. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: введение в курс          
2. История становления инклюзивного образования          
3. Психологические основы инклюзивного образования          
4. Психологические особенности обучающихся с ментальными нарушениями          
5. Психологические особенности обучающихся с ЗПР          
6. Психологические особенности обучающихся с сенсорными нарушениями          
7. Психологические особенности обучающихся с речевыми нарушениями          
8. Психологические особенности обучающихся с нарушениями опорно-двигатель-ного аппарата          
9. Социально-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования          

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин

С ментальными нарушениями

Понятие «умственная отсталость». Причины. Характеристика степеней умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия. Классификация олигофрении по М.С. Певзнер. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ментальными нарушениями. Педагогические системы обучения и воспитания обучающихся с ментальными нарушениями.

 

С сенсорными нарушениями

Значение зрения и слуха в жизни ребенка. Причины нарушений слуха и зрения. Психолого- педагогическая классификация нарушений слуховой и зрительной функции. Психическое развитие детей с нарушением зрения и слуха. Особенности развития познавательной сферы у лиц с нарушением зрения и слуха. Особенности развития личности и эмоционально- волевой сферы у лиц с нарушением зрения и слуха. Особенности деятельности. Педагогические системы образования лиц с нарушениями зрения и слуха.

 

С речевыми нарушениями

Принцип системного подхода к развитию речи как основа для выделения речевого недоразвития. Структура аномальных проявлений при недоразвитии речи, природа их происхождения, методология коррекционно-педагогического воздействия. Типология речевого недоразвития: фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Основные признаки ОНР. Периодизация общего недоразвития речи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева). Педагогические системы образования лиц с речевыми нарушениями.

Образовательные технологии

Для изучения дисциплины используются различные образовательные технологии:

1. Традиционные образовательные технологии представлены комбинацией объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения. Осуществляются с использованием информационных лекций, семинаров, практических занятий или лабораторных работ. При использовании данных методов деятельность учащегося направлена на получение теоретических знаний и формирования практических умений по дисциплине.

2. Информационно-коммуникационные образовательные технологии, при которых организация образовательного процесса, основывается на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией. Используются для поддержки самостоятельной работы обучающихся с использованием электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), телекоммуникационных технологий, педагогических программных средств и др.

3. Кейс-технологии применяются как способ обучать решению практико-ориентированных неструктурированных образовательных научных или профессиональных проблем. Применяется как при чтении лекций, так и при проведении семинарских, практических и лабораторных занятий.

6. Методические указания для студентов по освоению дисциплины

Введение в курс. К теме 1.

Вопросы:

1. Современный этап развития инклюзивной образовательной практики в России.

2. Предмет, цели и задачи психолого-педагогического инклюзивного образования.

3. Генезис и проблемы инклюзивного образования в современном образовательном пространстве.

4. Ключевые принципы инклюзии.

5. Психология инклюзивного образования как интегративная область психологического знания.

Вопросы для самопроверки:

1. Обозначьте современные тенденции и перспективы отечественного инклюзивного образования.

2. Объясните, чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе.

3. Раскройте принципы инклюзивного образования.

4. Охарактеризуйте инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества.

5. Дайте общую характеристику современной отечественной системы специального и инклюзивного образования.

6. Обоснуйте междисциплинарный характер методологии построения инклюзивного образования.

7. Выделите ключевые теоретические положения, лежащие в основе инклюзивного образования.

2. История становления инклюзивного образования. К теме 2.

Вопросы:

1. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний.

2. Этапы становления дефектологии.

3. Философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические основания специальной педагогики.

4. Выдающиеся ученые-дефектологи (Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, К.Г. Коровин и др.) и их вклад в развитие дефектологической науки.

5. История инклюзивного образования: этапы развития инклюзивного образования,

6. Специфика инклюзивного образования в России и зарубежом.

7. Нормативные основы инклюзивного образования.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные этапы становления и развития специального и инклюзивного образования в нашей стране и за рубежом.

2. Проведите сравнительную характеристику зарубежного и отечественного опыта инклюзивного образования.

3. Дайте оценку нормативно-правовому обеспечению инклюзивного образования.

4. Назовите нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в нашей стране.

3. Психологические основы инклюзивного образования.

К теме 3.

Вопросы:

1. Понятие «нормы» и «отклонения» в специальной психологии.

2. «Дизонтогения» как термин, обозначающий различные формы нарушений онтогенеза.

3. Сущность феномена дизонтогенеза и его основные свойства.

4. Первичные и вторичные нарушения в структуре дизонтогенеза и их основные характеристики.

5. Третичные нарушения и их особенности.

6. Структура нарушенного развития и своеобразие распада психики в детском возрасте.

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте подходы к определению понятия «норма».

2. Дайте определение понятия «аномальность». Перечислите выделяемые критерии аномальности.

3. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребёнка. Каковы общие взаимоотношения социального и биологического плана при аномальном развитии?

4. Дайте определение понятия дизонтогенез. Охарактеризуйте параметры дизонтогенеза.

5. Опишите структуру дефекта, дайте характеристику первичным, вторичным. Третичным отклонениям.

 

План

1. Подобрать литературу по теме и изучить ее.

2. Осмыслить правильность и доказательность положений, выдвигаемых авторами первоисточников.

3. Обобщить материал и составить план выполнения контрольной работы.

4. Написать текст контрольной работы, следуя рекомендациям по оформлению работы.

5. В заключение работы следует выразить свое отношение к изучаемой теме, изложить свою собственную точку зрения или показать, каким образом полученные Вами знания могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Структура контрольной работы и требования к ее оформлению

Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения.

Требования к элементам содержания контрольной работы:

1.Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают полное наименование министерства, вуза, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения. Пример приведен в приложении 1.

2. Оглавление должно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе введение, главы, заключение, список литературы, приложения. Пример приведен в приложении 2.

3. Во введении обозначается тема контрольной работы, обосновываются мотивы ее выбора, цели и задачи работы; ее актуальность для современной науки и практики и кратко раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе.

4. Основную часть следует делить на главы, пункты и подпункты. Каждая глава должна являться законченным элементом работы. Текст основной части должен содержать полную и достоверную информацию, ее критическую оценку, иметь логичную структуру.

Основной материал должен быть получен в результате самостоятельного отбора и анализа, уточнения и сопоставления различных публикаций по выбранной теме. Обращаем внимание на то, что нельзя ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, выделить цель, задачи, выводы и предложения. Чтение научной литературы должно быть критическим. Необходимо раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемых работ, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам авторов, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.).

По дискуссионным вопросам студенту рекомендуется изложить свое отношение к ним, по возможности обосновать избранную точку зрения.

Необходимо правильно оформлять литературные ссылки: в круглых скобках с указанием инициалов имени и отчества, фамилии автора и года издания. Все упомянутые источники должны быть представлены в списке литературы.

5. В заключении отражается значимость изученной темы, собственное отношение к теме, возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

6. Список литературы. Располагается в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Пример в приложении 3.

Приложения. При необходимости излагаемые положения могут иллюстрироваться графиками, диаграммами, таблицами. При этом приводимые в тексте положения, цифровой материал должны быть снабжены соответствующими сносками на источники заимствования.

Темы контрольных работ

1. Разработка проблем инклюзивного обучения в различных научных дисциплинах.

2. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России.

3. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ как новая образовательная практика.

4. Развитие инклюзивного образования в современной России.

5. Этапы становления системы специального образования в России.

6. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ за рубежом.

7. Реализация инклюзивной практики в зарубежных странах и в России

8. Мировая практика инклюзивного образования.

9. Инклюзивное и специальное образования - проблемы и перспективы.

10. Инклюзивное и совместное обучение: обоснование их принципиальных различий.

11. Анализ нормативно-правовой базы инклюзивного обучения в Международных документах.

12. Анализ нормативно-правовой базы инклюзивного обучения в Российской Федерации.

13. Нормативно-правовые и этические основы управления инклюзивным образованием.

14. Методологические и нормативно-правовые основы организации инклюзивного образования.

15. Международные правовые документы, составляющие нормативно-правовые основы инклюзивного образования.

16. Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ.

17. Экспериментальные модели инклюзивного образования.

18. Видные ученые-дефектологи о реализации проблемы инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

19. Концепции инклюзивного обучения лиц со специальными образовательными потребностями.

20. Алгоритмы внедрения инклюзивного обучения детей с проблемами в развитии в широкую практику образования.

21. Сущность, функции и структура инклюзивного процесса обучения.

22. Суть и основные положения концепции инклюзивного обучения лиц со специальными образовательными потребностями.

23. Понятие инклюзивное обучение и воспитание детей с ОВЗ.

24. Модели инклюзивного обучения: анализ и характеристики.

25. Выбор моделей инклюзии в зависимости от глубины и структуры дефекта развития у детей с ОВЗ.

26. Особенности личностного развития ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивного обучения.

27. Личностно ориентированный подход к социализации и адаптации учащихся с различными образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.

28. Психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью.

29. Психологические особенности и реабилитация детей с нарушениями слуха.

30. Психологические особенности и абилитация детей с нарушениями речи.

31. Психологические особенности и абилитация детей с задержкой психического развития.

32. Педагогические механизмы индивидуализации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации (по категориям нарушений развития).

33. Педагогические условия отбора и применения коррекционно-развивающих технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья (по категориям нарушений развития).

34. Психологические условия отбора и применения коррекционно-развивающих технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья (по категориям нарушений развития).

35. Содержание и методы инклюзивного образования детей с задержкой психического развития.

36. Содержание и методы инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.

37. Содержание и методы инклюзивного образования детей с нарушениями слуха.

38. Содержание и методы инклюзивного образования детей с речевыми и двигательными нарушениями.

39. Дидактические приемы формирования познавательной активности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (по категориям нарушений развития).

40. Использование технологий индивидуализации как условие обеспечения освоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья содержания учебных предметов (по категориям нарушений развития).

41. Методическая система сопровождения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации (по категориям нарушений развития).

42. Организация образовательного процесса учащихся с различными образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.

43. Организация психолого-педагогического сопровождения обучения учащихся с различными образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.

44. Принципы построения индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии.

45. Воспитательно-образовательная работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.

46. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.

47. Социально-педагогическая работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.

48. Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.

49. Коррекционно-развивающие технологии в системе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения.

50. Условия, обеспечивающие специальные образовательные потребности детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.

51. Содержание и методы оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации (по категориям нарушений развития).

52. Направленность воспитательной среды образовательной организации на социально-психологическую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья (по категориям нарушений развития).

53. Направленность коррекционно-развивающей образовательной среды на социально-психологическую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья (по категориям нарушений развития).

 

6.3 Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента

Концепция построения образовательного процесса в системе высшего образования предполагает большой объем самостоятельной работы студента, что требует ее системной организации. С этой целью в рамках дисциплины предполагается создание концепции организации самостоятельной работы, которая включает в себя: информационно-методическую поддержку дисциплины, организацию мероприятий по самоконтролю, формирование дистанционной поддержки при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Самостоятельная работа студента обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и включает в себя: изучение основной и дополнительной литературы, рекомендованную к данной теме; выполнение заданий, работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическим планом, подготовку к различным видам аттестации.

6.4. Примерные вопросы к зачету

1. Этапы развития инклюзивного образования.

2. Характеристика современного этапа развития инклюзивного образования в России.

3. Основные категории педагогики и психологии инклюзивного образования.

4. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка субъектов инклюзивного образования.

5. Социально-педагогическая поддержка субъектов инклюзивного образования.

6. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде.

7. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья как цель инклюзивного обучения.

8. Педагогическая деятельность в условиях интеграции.

9. Реформирование специального образования.

10. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст).

11. Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов.

12. Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям.

13. Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование.

14. Становление системы специального образования.

15. Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем.

16. Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции.

17. Нормативные основы инклюзивного образования.

18. Понятие «нормы» и «отклонения» в специальной психологии.

19. Психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями зрения.

20. Психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями слуха.

21. Психологическая характеристика обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

22. Общая характеристика обучающихся с нарушениями речи.

23. Общая характеристика обучающихся с нарушением интеллекта и задержкой психического развития.

24. Сущность социально-педагогического сопровождения.

25. Объекты и субъекты социально-педагогического сопровождения.

26. Содержание работы по социально-педагогическому сопровождению.

27. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: понятие, сущность, субъекты.

28. Субъекты психолого-педагогического сопровождения.

29. Содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению лиц с ОВЗ.

30. Технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Учебно-методическое и информационное

Обеспечение

7.1 Основная литература

1. Инклюзивное образование: учеб. пособие / Н. А. Борисова, И. А. Букина, И. А. Бучилова и др.; сост. О. Л. Леханова. – Череповец: ЧГУ, 2016. – 162 с. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29788431.

2. Пузанов, Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин. — Электрон. Дан. – Москва: Владос, 2013. – 439 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/60504. – Загл. с экрана.

3. Кетриш, Е. В. Теория и практика инклюзивного образования (на примере физического воспитания): учебное пособие / Е. В. Кетриш, Т. В. Андрюхина, Н. В. Третьякова. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2017. – 127 с. – Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/21891.

4. Гох А. Ф. Теория и практика инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра: учебное пособие / А. Ф. Гох, Е. А. Черенёва, Д. В. Черенёв. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2016. – 108 с. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27595657

 

7.2. Дополнительная литература

1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения [Электронный ресурс]: учеб. пособие – Электрон. дан. – Москва: Советский спорт, 2014. – 298 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/51905. – Загл. с экрана.

2. Бабкина, Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие [Электронный ресурс]: учеб. пособие – Электрон. дан. – Москва: Владос, 2016. – 143 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/96308. – Загл. с экрана.

3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие [Электронный ресурс]: учеб-метод. пособие / М.С. Староверова [и др.]. – Электрон. дан. – Москва: Владос, 2014. – 167 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/96318. – Загл. с экрана.

4. Лапп Е.А. Психолого-педагогические основы формирования связной письменной речи младших школьников с ЗПР. Теория и практика [Электронный ресурс]: монография / Е.А. Лапп. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2013. – 258 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12714.html. – ЭБС «IPRbooks»

5. Мандель, Б.Р. Специальная (коррекционная) психология: учеб. пособие [Электронный ресурс]: учеб. пособие – Электрон. дан. – Москва: ФЛИНТА, 2015. – 342 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/70449. – Загл. с экрана.

6. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие – Электрон. дан. – Москва: ФЛИНТА, 2014. – 376 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/2417. – Загл. с экрана.

7. Речицкая, Е.Г. Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах [Электронный ресурс]: монография / Е.Г. Речицкая, Т.К. Гущина. – Электрон. дан. – Москва: Издательство " Прометей", 2011. – 164 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/3839. – Загл. с экрана.

8. Специальная педагогика: учебное пособие для вузов [Гриф Федерального института развития образования] / [Л. И. Аксенова и др.]; под ред. Н. М. Назаровой. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва: Академия, 2013. – 382 с.

9. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учебник для вузов [Гриф Московского педагогического государственного университета] / под ред. Е. А. Стребелевой. – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2013. – 350 с.

10. Инклюзивная практика в высшей школе [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие [для вузов] / [А. И. Ахметзянова и др.]; Казан. федер. ун-т. – Электрон. текстовые дан. – Казань: Издательство Казанского университета, 2015. – 223 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/72802/#1.

11. Ворошнина О. Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования: учебник / О. Р. Ворошнина, А. А. Наумов, Т. Э. Токаева. – Пермь, 2015. – 217 с. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29279331.

12. Грищенко, Т.А. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические инидивидуальные занятия и игры: методическое пособие [Электронный ресурс]: учеб-метод. пособие — Электрон. дан. – Москва: Владос, 2017. – 96 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/96312. – Загл. с экрана.

 

ПЛАН

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1 Развитие идей инклюзии и опыта инклюзивного образования за рубежом……………………………................................................................…………5

Глава 2. Инклюзивное образование как современная Российская инновационная образовательная система. …………………………………..…….....………….....14

Глава 3. Характеристика вариантов инклюзивных образовательных моделей в зарубежных и отечественных образовательных системах………...…………….16

Заключение ……………………………………………………………………........22

Литература ………………………………………………………………………..24

Приложение……………………………………………………………………………… …26

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА

Малофеев Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии / Н.Н. Малофеев. – Москва: «Экзамен», 2003. – 256 с.

Мандель Б.Р. Специальная (коррекционная) психология: учеб. пособие [Электронный ресурс]: учеб. пособие – Электрон. дан. – Москва: ФЛИНТА, 2015. – 342 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/70449.

Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного об­разования /Д. Митчелл. – Москва: РООИ «Перспектива», 2011. –138 с.

Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под ред. В. Рыскиной, Е. Самсоновой. Москва: Форум, 2012. – 208 с.

 

Программы

Дисциплина «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования» относится к базовой части учебного плана.

Для изучения учебной дисциплины необходимы знания, умения и владения, формируемые следующими дисциплинами:

 

2.1. Из курса «Психология»:

Знания: основных категорий и понятий психологии; основных функций психики; особенностей строения психики и закономерностей ее развития в онто- и филогенезе; современных подходов к проблеме личности и ее роли в современном мире; закономерностей психического развития и особенностей их проявления в поведении и деятельности в разные возрастные периоды; потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций как движущих сил и условий развития личности; сущности и структуры психических процессов; индивидуально-типологических особенностей личности; основных психологических закономерностей общения и взаимодействия людей; особенностей толерантного и интолерантного поведения.

Умения: анализировать и интерпретировать различные теоретические подходы к развитию человека и его личности; применять общепсихологические знания о познавательной, эмоциональной, мотивационно-волевой сферах личности.

Владения: толерантным восприятием возрастных особенностей; техниками и приемами эффективного общения; различными способами разрешения конфликтных ситуаций, культурных барьеров и напряжений; способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия взаимодействия.

 

Перечень учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

1. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.168.232 (0.166 с.)