ТОП 10:

Хромосомные карты человека Наследственные свойства крови



 

................................................................................................................................................

 

................................................................................................................................................

 

................................................................................................................................................

 

................................................................................................................................................

 

................................................................................................................................................

 

................................................................................................................................................

 

................................................................................................................................................

 

................................................................................................................................................

 

................................................................................................................................................

 

................................................................................................................................................

 

................................................................................................................................................

 

 


Тема

 

Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии Построение и анализ родословных схем

Цели самоподготовки

 

После самоподготовки студент должен

 

Знать

 

· особенности изучения наследственности человека;

 

· сущность генеалогического метода и области его применения;

 

· методы сбора данных;

 

· правила составления родословных;

 

· основные типы наследования признаков: аутосомно-доминантный;

 

аутосомно-рецессивный; сцепленный с полом;

 

· обозначения, используемые для составления родословных;

 

· близнецовый метод;

 

· роль наследственности и среды в формировании признаков;

 

· биохимический метод;

 

· качественные тесты, позволяющие определять нарушения обмена ве-

 

ществ.

 

Уметь

 

· составить короткую родословную;

 

· проанализировать родословную схему, используя алгоритм

 

Задание№

 

 

Инструктаждополнить

 

 

1.Степень наследственной обусловленности признака изучает

 

 

.................................................................................................   метод.
2. Нарушения обмена веществ изучает.............................................. метод.
3.Тип наследования признака определяют  
...........................................................................................................   методом.
4. Основной метод медико-генетического консультирования -

 

..........................................................................................................................

 

 


Задание№ Инструктажзаполнить кроссворд

 

Принципы построения родословных

 

 

1. Брак, обозначенный двумя линиями

 

2. Член семьи, обратившийся в МГК

 

3. Символ здорового мужчины

 

4. Символ здоровой женщины

 

5. Дети одной супружеской пары

 

6. Текст родословной

 

 


Правила составления родословных

 

Лицо, по отношению к которому составляется родословная (исследует-

 

ся наследственность семьи), называется пробандом, его братья и сестры — сибсами. Лица женского пола обозначаются кружком, лица мужского — квадратом. Пробанд отмечается стрелочкой. Символы членов семьи, несущих исследуемый признак, выделяются с помощью цвета или штриховки. Каждо-

 

му поколению семьи отводится одна строка, на ней слева направо в ряд рас-

 

полагаются символы членов семьи в порядке рождения и соединяются с про-

 

веденной над ними горизонтальной линией. Символы лиц, состоящих в бра-

 

ке, соединяются линией брака. Римскими цифрами обозначены последова-

 

тельные поколения, арабскими — потомки одного поколения.

 

 


Задача№

 

Пробанд – голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза женился на кареглазой женщине, у которой отец кареглазый, а мать – голубоглазая. От этого брака родился один голубоглазый сын. Составить ро-дословную семьи, приняв за изучаемый признак голубой цвет глаз.

 

 

Задача №

 

 

Пробанд страдает гемофилией. У его матери и отца нормальная свер-тываемость крови. У дедушки со стороны матери гемофилия, а бабушка здо-рова. Дети пробанда: две дочери и один сын с нормальной свертываемостью крови, другой сын страдает гемофилией. В семье отца больных гемофилией нет. Составить родословную семьи.

 


  Алгоритм анализа родословной    
    Наследование    
  Аутосомное Сцепленное с половыми хромосомами  
Болеют мужчины и женщины Болеют только (или преимущественно) мужчины  
Доминантное Рецессивное Сцепленное с полом Голандрическое  
    рецессивное    
Больные в каждом Не в каждом поколении Не в каждом поколении Больные в  
каждом  
поколении      
    поколении  
       
Здоровые родители – Близкородственные От здоровых родителей Больной отец –  
только здоровые дети больные сыновья  
браки больной сын и  
     
Больные родители –     здоровая дочь  
От здоровых родителей Больной отец –    
больные и здоровые    
больные дети здоровые дети    
дети Здоровые  
     
Каждый больной     родители –  
От больных родителей Больные дочери только здоровые дети  
ребенок имеет минимум только больные дети от матерей-носительниц    
одного больного   и больных отцов    
родителя      
       
  Каждый признак является недостаточным. Только сочетание нескольких дает достоверный результат  
     


Задача № Родословная семьи с гемофилией

 

Инструктажответить на вопросы письменно

 

 

1. Сколько поколений изображено на схеме?.............................................................

 

2. Лица какого пола болеют в данной семье?.............................................................

 

3. С какими хромосомами (половыми или аутосомами) Вы связываете наследо-

 

вание? ............................................................................................................................

 

4. Встречаются ли больные в каждом поколении?....................................................

 

5. Дети какого пола рождаются от здоровых родителей?

 

.........................................................................................................................................

 

6. Есть ли в родословной близкородственные браки?..............................................

 

7. Определить тип наследования признака в родословной схеме, используя алгоритм анализа родословных....................................................................................

 

.........................................................................................................................................

 


Задача № Родословная семьи с катарактой

 

Инструктажответить на вопросы письменно

 

 

Сколько поколений изображено на схеме?.................................................................

 

2. Лица какого пола болеют в этой семье?.................................................................

 

.........................................................................................................................................

 

3. С какими хромосомами (половыми или аутосомами) Вы связываете наследо-

 

вание? ............................................................................................................................

 

4. Встречаются ли больные в каждом поколении?....................................................

 

5. Дети с каким состоянием здоровья рождаются от здоровых родителей?

 

.......................................................................................................................................

 

6. Есть ли в родословной близкородственные браки?.............................................

 

7. Имеют ли больные дети одного или более больного родителя?

 

.........................................................................................................................................

 

8. Какие дети рождаются, если один из родителей болен?

 

.........................................................................................................................................

 

.........................................................................................................................................

 

Определить тип наследования признака в родословной схеме, используя алго-

 

ритм анализа родословных..................................................................................................................

 

............................................................................................................................................................................

 

 


Тема

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.026 с.)