ЦЕЛЬ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРАКТИКИ
Целями производственной (педагогической)практики бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Логопедия», является закрепление и углубление теоретической подготовки по дисциплинам профессионального цикла, обеспечение всестороннего и последовательного овладения студентами практическими навыками и компетенциями, а также накопление опыта самостоятельной профессиональной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ
ПРАКТИКИ
Задачами производственной (педагогической) практикибакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль подготовки - «Логопедия») являются следующие:
- закрепление, углубление, синтезирование знаний, полученных при изучении курсов логопедии, психолингвистики, психологии, педагогики и других смежных дисциплин; практическое применение полученных знаний;
- формирование профессиональных умений и необходимых для учителя-логопеда личностных качеств, современного педагогического мышления;
- приобретение опыта проведения психолого-педагогического обследования, дифференциальной диагностики речевых нарушений, планирования, проведения и оценивания результатов логопедических занятий,
- стимуляция интереса к исследовательской работе и педагогическому творчеству.
Данные задачи производственной (педагогической) практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:
- коррекционно-педагогической;
- диагностико-консультативной;
- исследовательской;
- культурно-просветительской.
и задачами профессиональной деятельности:
в области коррекционно-педагогической деятельности:
· коррекция нарушений речевого развития в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с нарушениями речи;
· преодоление нарушений речи и связанных с ними отклонений в моторном, познавательном и личностном развитии лиц разного возраста;
· планирование корекционно-развивающей работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи, выбор учебно-методического обеспечения;
· изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с нарушениями речи;
· разработка и реализация индивидуальных программ логопедической работы.
в области диагностико-консультативной деятельности
· психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с нарушениями речи в условиях самостоятельного проведения наблюдений и обследования;
· оказание консультативной помощи членам семей лиц с нарушениями речи по вопросам семейного воспитания и коррекционной работы в домашних условиях;
в области исследовательской деятельности:
· определение проблемы и темы исследования в рамках курсовой / выпускной квалификационной работы изучаемого контингента лиц с нарушениями речи;
· сбор материала для выполнения курсовой работы / ВКР;
· проведение экспериментальной работы в соответствии с выбранной проблемой исследования;
· анализ и обобщение полученных в результате эксперимента данных;
· подготовка сообщений по материалам экспериментального исследования и представление их на студенческих конференциях;
в области культурно-просветительской деятельности:
· участие в культурно-просветительских мероприятиях для лиц с нарушениями речи и их семей;
· пропаганда логопедических знаний среди населения.
В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
Практические навыки:
· ведения логопедической документации;
· установления контакта с участниками коррекционно-образовательного и/ или реабилитационного процессов;
Умения:
· применять теоретические знания в области логопедии и смежных наук в практической работе с лицами, имеющими нарушения речи;
· использовать методы и приемы комплексного психолого-педагогического обследования лиц с речевыми нарушениями;
· проводить логопедическое обследование, анализировать его результаты, определять сущность и производить анализ структуры речевого дефекта (при разных видах речевых нарушений);
· проводить дифференциальную диагностику речевых нарушений;
· применять результаты логопедического и психолого-педагогического обследования в планировании логопедической работы;
· разрабатывать и реализовывать индивидуальные коррекционные и/или реабилитационные программы в соответствии с видом, формой и степенью речевых нарушений;
· обоснованно выбирать и применять методы, формы и приемы преодоления нарушений речевой деятельности детей во взаимосвязи с другими сторонами их психического развития;
· осуществлять методически правильный выбор языкового и речевого материала, наглядных и технических средств обучения лиц с речевыми нарушениями;
· владеть приемами организации совместной работы с участниками коррекционно-образовательного и/ или реабилитационного процессов;
· проводить пропаганду логопедических знаний среди учителей, воспитателей и родителей;
· определять, планировать, анализировать задачи, структуру, содержание, методическое обеспечение и результаты логопедических занятий и логопедической работы в целом;
· осуществлять оценку собственной логопедической деятельности и студентов группы; прогнозировать развитие своих профессиональных качеств.
· изучать, обобщать и оценивать педагогический опыт учителей-логопедов;
Сроки проведения практики
6 семестр
| 16 марта – 29 марта
| 2 недели
|
8 семестр
| 02 марта -29 марта
| 4 недели
|
9 семестр
| 13 октября – 09 ноября
| 4 недели
|
10 семестр
| 02 февраля – 01 марта
| 4 недели
|
СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Общая трудоемкость педагогической практики составляет 24зачетные единицы (864 часа)
№
п/п
| Разделы (этапы) практики
| Виды учебной работы во время практики, включая самостоятельную работу студентов
| Трудоемкость
(в часах)
| Формы текущей отчетности
|
1.
| Педагогическая практика по освоению опыта профессиональной деятельности в рамках модуля "Образование и психолого-педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ" – 2 недели (6 семестр) – 108 часов (3 ЗЕТ)
|
| 1. Подготовительный этап
| Установочная конференция.
Инструктаж руководителя педагогической практики.
Изучение методических материалов.
Составление индивидуального плана прохождения педагогической практики.
Ориентировка студента на решение задач учебно-профессиональной деятельности, в т.ч.в рамках профессионально-речевой идеонтологической составляющих (эмпатия,этика, рефлексия; профессиональные качества речи)
Знакомство с методистом по практике /учителем-логопедом и коллективом детей образовательного учреждения.
Знакомство с медицинской и педагогической документацией воспитанников или учащихся образовательного учреждения.
|
| Индивидуальная книжка студента-практиканта
График работы практиканта на период практики.
|
| 2. Основной этап
| Знакомство с графиком работы образовательной организации (график работы логопеда и других специалистов, режимные моменты).
Изучение содержания коррекционной работы учителя-логопеда, с медицинской и педагогической документацией воспитанников или обучающихся.
Знакомство с тематическим планированием логопедической работы, с перспективными планами индивидуальной работы и со всеми видами документации учителя-логопеда.
Изучение оборудования логопедического кабинета.
Наблюдение и анализ фронтальных и индивидуальных логопедических занятий, проводимых учителем-логопедом.
Наблюдение и анализ занятий, проводимых воспитателем, музыкальным руководителем, психологом и другими специалистами данного учреждения (дефектологом и др.).
Знакомство с документацией по обследованию детей (протоколы обследования, речевые карты). Наблюдение за проведением обследования учителем-логопедом.
Подготовка дидактического материала для проведения логопедического обследования.
Включение в профессиональную деятельность: наблюдение за ребенком, проведение фрагментов логопедического обследования, артикуляционной гимнастики, подбор и реализация под контролем руководителя отдельных приемов логопедического воздействия (формирование нормативного произношения, развитие коммуникативных умений и т.д).
Проведение логопедического обследования детей данного образовательного учреждения. Заполнение протоколов обследования. Заполнение речевых карт. Формулировка логопедического заключения.
Разработка перспективного плана коррекционной работы с ребенком. Реализация перспективного плана коррекционной работы с ребенком под руководством и контролем методиста практики/ учителя-логопеда.
Участие в организации и проведении игр и праздников для детей, досуговых мероприятий.
|
|
Перечень оборудования логопедического кабинета
Перечень документации логопедического кабинета
Конспекты просмотренных логопедических занятий (фронтальных и индивидуальных) и их анализ.
Конспекты просмотренных занятий, проводимых воспитателем, музыкальным работником, психологом и другими специалистами данного учреждения и их анализ.
Протокол обследования на 1-2 детей
Речевая карта на 1-2 детей
Дидактический материал для логопедического обследования
Перспективный план работы с ребенком. Перечень упражнений, реализуемых в процессе коррекционной работы с ребенком. Подготовленный дидактический материал для занятий.
Развернутый план воспитательного мероприятия.
|
| 3. Заключительный этап
| Оформление отчетной документации.
Итоговая конференция на кафедре.
|
| Индивидуальная книжка студента-практиканта, включающая отчет по практике.
Заполненные протоколы обследования и речевые карты на 1-2 детей.
Перспективный план работы с ребенком.
|
2.
| Педагогическая практика по освоению опыта профессиональной деятельности в рамках модуля "Образование и психолого-педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ" – 8 семестр, 4 недели (216 часов).
|
| 1. Подготовительный этап
| Установочная конференция.
Инструктаж руководителя педагогической практики.
Изучение методических материалов.
Составление индивидуального плана прохождения педагогической практики.
Знакомство с учителем-логопедом, коллективом детей образовательного учреждения.
Знакомство с медицинской и педагогической документацией воспитанников образовательного учреждения.
Изучение нормативной документации учреждения.
|
| Индивидуальная книжка студента-практиканта.
График работы практиканта на период практики.
|
| 2. Основной этап
| Составление перспективного плана логопедической работы (индивидуальных и фронтальных занятий).
Работа в качестве учителя-логопеда.
Логопедическое обследование дошкольников, взятых на индивидуальные занятия.
Заполнение речевых карт на детей.
Разработка конспектов фронтальных и индивидуальных занятий.
Подготовка дидактического материла для проведения логопедических занятий.
Консультации с учителем-логопедом и методистом практики.
Проведение студентом логопедических занятий по основным разделам работы (3 зачетных фронтальных занятия и 1 зачетное индивидуальное занятие).
Наблюдение за деятельностью детей на занятиях и вне занятий.
Изучение продуктов детской деятельности.
Знакомство с формами работы с родителями воспитанников, консультации родителей.
Подготовка и проведение студентом воспитательного мероприятия с дошкольниками группы (одно зачетное мероприятие).
Посещение и анализ логопедических занятий, проводимых однокурсниками.
Участие студентов в заседаниях методических объединений дошкольного учреждения.
Знакомство с отчетной документацией учителя-логопеда.
|
| Протокол обследования на 2-3 детей
Речевая карта на 2-3 детей
Конспекты рабочих и зачетных фронтальных и индивидуальных занятий
Развернутый план воспитательного мероприятия.
Результаты анализа зачетных логопедических занятий.
Портфолио по результатам индивидуальной работы с дошкольником.
|
| 3. Заключительный этап
| Оформление отчетной документации.
Итоговая конференция на кафедре
|
| Индивидуальная книжка студента-практиканта, включающая
отчет по практике.
Заполненные протоколы обследования и речевые карты на 2-3 детей.
Конспекты 4 зачетных логопедических занятий.
Развернутый план воспитательного мероприятия.
|
3.
| Педагогическая практика по освоению опыта профессиональной деятельности в рамках модуля "Образование и психолого-педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ" – 9 семестр, 4 недели (216 часов).
|
| 1. Подготовительный этап
| Установочная конференция.
Инструктаж руководителя педагогической практики.
Изучение методических материалов.
Составление индивидуального плана прохождения педагогической практики.
Знакомство с учителем-логопедом общеобразовательной школы/школы V вида, коллективом учителей начальной школы (воспитателями школы-интерната), с учащимися, посещающими логопедический пункт (составляющими контингент класса школы V вида).
Знакомство с медицинской и педагогической документацией учащихся образовательного учреждения.
Изучение нормативной документации учреждения.
|
| Индивидуальная книжка студента-практиканта
График работы практиканта на период практики.
|
| 2. Основной этап
| Знакомство с тематическим планированием логопедической работы, с перспективными планами индивидуальной работы и со всеми видами документации учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе/школы V вида.
Составление перспективного плана логопедической работы (индивидуальных и фронтальных занятий/уроков).
Изучение оборудования логопедического кабинета/класса в школе V вида.
Работа в качестве учителя-логопеда.
Изучение историй развития ребенка с использованием медико-психолого-педагогической документации.
Логопедическое обследование школьников, взятых на индивидуальные занятия.
Заполнение речевых карт на детей. Психолого-педагогическая характеристика детей.
Разработка конспектов фронтальных и индивидуальных занятий/уроков.
Консультации с учителем-логопедом и методистом практики.
Проведение студентом логопедических занятий/уроков (2 зачетных фронтальных занятия/уроков и 1 зачетное индивидуальное занятие).
Знакомство с формами работы с родителями воспитанников, консультации родителей.
Подготовка и проведение студентом внеклассного мероприятия со школьниками (одно зачетное мероприятие).
Посещение и анализ логопедических занятий/уроков, проводимых однокурсниками.
Участие студентов в заседаниях методических объединений учителей начальных классов и пр.
|
| Перспективный план логопедической работы студента
Конспекты рабочих и зачетных логопедических занятий/уроков (фронтальных и индивидуальных)
Речевая карта одного-двух школьников, психолого-педагогическая характеристика
Развернутый план внеклассного мероприятия
Результаты анализа зачетных логопедических занятий/уроков
Портфолио по результатам индивидуальной работы со школьником
|
| 3. Заключительный этап
| Рефлексия полученного опыта. Анализ занятий других студентов и самоанализ.
Оформление отчетной документации.
Итоговая конференция на кафедре
|
| Индивидуальная книжка студента-практиканта.
Конспекты 2-3 зачетных логопедических занятий/уроков.
Речевая карта и психолого-педагогическая характеристика на школьника
Отчет по практике, включающий самоанализ деятельности студента на практике и оценку результатов образовательно-коррекционной работы, в т.ч. фото- и видеоматериалы в виде презентации.
|
4.
| Педагогическая практика по освоению опыта профессиональной деятельности в рамках модуля "Образование и психолого-педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ" – 10 семестр, 4 недели (216 часов).
|
| 1. Подготовительный этап
| Установочная конференция.
Инструктаж руководителя педагогической практики.
Изучение методических материалов.
Составление индивидуального плана прохождения педагогической практики.
Знакомство с педагогическим коллективом образовательного учреждения/медицинского учреждения, коллективом детей/пациентов медицинского учреждения. Знакомство с медицинской и педагогической документацией воспитанников/учащихся образовательного учреждения/пациентов.
Изучение нормативной документации учреждения.
|
| Индивидуальная книжка студента-практиканта.
График работы практиканта на период практики.
|
| 2. Основной этап
| Знакомство с тематическим планированием логопедической работы, с перспективными планами индивидуальной работы и со всеми видами документации учителя-логопеда.
Составление перспективного плана логопедической работы (индивидуальных и фронтальных занятий/уроков).
Работа в качестве учителя-логопеда.
Изучение историй развития ребенка с использованием медико-психолого-педагогической документации / медицинской документации
Логопедическое обследование детей, взятых на индивидуальные занятия / лиц с нарушениями речи/ проведение констатирующего этапа ВКР.
Заполнение речевых карт на детей/ логопедической документации на лиц с нарушениями речи.
Разработка конспектов фронтальных и индивидуальных занятий/уроков/программы обучающего эксперимента по теме ВКР.
Проведение студентом логопедических занятий/уроков (2 зачетных фронтальных занятия/уроков и 1 зачетное индивидуальное занятие) / проведение формирующего эксперимента по теме ВКР.
Знакомство с формами работы с родителями и родственниками воспитанников/ лиц с нарушениями речи, консультации родителей.
Подготовка и проведение студентом воспитательного мероприятия с детьми (одно зачетное мероприятие).
Посещение и анализ логопедических занятий/уроков, проводимых однокурсниками.
|
| Перспективный план логопедической работы студента
Конспекты рабочих и зачетных логопедических занятий/уроков (фронтальных и индивидуальных)/
программы обучающего эксперимента по теме ВКР
Речевая карта одного-двух детей/лиц с нарушениями речи
Развернутый план воспитательного мероприятия/психолого-педагогического сопровождения
Результаты анализа зачетных логопедических занятий/уроков.
Оформление информационных стендов для родителей/родственников//подготовка информационных сообщений по проблемам речевого развития для родителей и педагогов.
Портфолио по результатам индивидуальной работы с ребенком/лицом с нарушениями речи
|
| 3. Заключительный этап
| Рефлексия полученного опыта. Анализ занятий других студентов и самоанализ.
Оформление отчетной документации.
Итоговая конференция на кафедре
|
| Индивидуальная книжка студента-практиканта.
Конспекты 3 зачетных логопедических занятий/уроков/программы обучающего эксперимента по теме ВКР
Развернутый план воспитательного мероприятия/программы психолого-педагогического сопровождения лица с ОВЗ/с нарушениями речи.
Отчет по практике, включающий самоанализ деятельности студента на практике и оценку результатов образовательно-коррекционной работы (в т.ч. фото- и видеоматериалы в виде презентации)
|
Формы отчетности по практике
Аттестация имеет пролонгированный характер и выражается оценкой деятельности бакалавра (дифференцированный зачет) по разделам педагогической практики, каждый из которых имеет определенные зачетные единицы.
По результатам аттестации (в форме зачета после завершения практики) выставляется дифференцированная оценка.
К концу практики студенты должны сдать руководителю практики следующие документы:
1. Индивидуальную книжку студента-практиканта (содержит график работы студента-практиканта, инструктаж по технике безопасности на рабочем месте в качестве учителя-логопеда, конспекты занятий, которые посетил студент за весь период практики (конспект занятий логопеда, конспект занятий студентов, конспект открытых занятий студента, отчет о прохождении практики).В индивидуальную книжку студента-практиканта вносятся все замечания, которые были сделаны на этапе диагностирующего оценивания, а также по ходу проведения тренировочных занятий всех студентов с их подробным анализом.
2. Конспекты открытых (групповых и индивидуальных) занятий, содержащие четко обозначенную цель и задачи. Конспект содержит три основных части, отражающие ход проведения занятия: организационный момент, основную часть, подведение итога занятия. Для проведения занятия студент самостоятельно разрабатывает наглядный материал, который для оценки вместе с конспектами открытых занятий сдаются логопеду (оценивает методист практики и логопед).
3. Речевая карта на 1-2 человек с нарушениями речи (заполняется по результатам обследования и итогам наблюдения в процессе прохождения всей практики)/ психолого-педагогическая характеристика.
4. Развернутый план воспитательного мероприятия/ оформление информационных стендов для родителей/подготовка информационных сообщений по проблемам речевого развития для родителей и педагогов.
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ:
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы:
Профессиональные компетенции
| Этапы формирования компетенций
|
способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
| Подготовительный этап —
· знакомство с медицинской и педагогической документацией учащихся образовательного учреждения;
· демонстрация готовности к взаимодействию с участниками коррекционно-образовательного процесса: проявление эмпатии, принятие лиц с ОВЗ, в т.ч. с нарушениями речевого развития (деонтологическая составляющая будущей профессии);
· владение техникой речи: дикцией (в т.ч. нормативным звукопроизношением), голосоведением, темпо-ритмическими характеристиками (плавностью) речи;
· владение профессиональным дискурсом, в т.ч. профессиональными качествами речи, их соответствие языковым и речевым нормам;
· соблюдение норм деонтологической составляющей приобретаемой профессии учителя-логопеда
Основной этап:
- составление перспективного плана логопедической работы (индивидуальных и фронтальных занятий/уроков).
· разработка конспектов фронтальных и индивидуальных занятий/уроков/программы обучающего эксперимента по теме ВКР.
|
готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2)
| Основной этап:
- изучение оборудования логопедического кабинета/класса в школе Vвида.
- подготовка дидактического материала для проведения логопедического обследования/логопедических занятий/уроков
|
готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ (ПК-3);
| Основной этап:
- знакомство с тематическим планированием логопедической работы, с перспективными планами индивидуальной работы и со всеми видами документации учителя-логопеда.
- составление перспективного плана логопедической работы (индивидуальных и фронтальных занятий/уроков).
- разработка конспектов фронтальных и индивидуальных занятий/уроков/программы обучающего эксперимента по теме ВКР.
|
способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4)
| Заключительный этап (контрольно–рефлексивный):
Рефлексия полученного опыта. Анализ занятий других студентов и самоанализ.
Отчет по практике, включающий самоанализ деятельности студента на практике
|
способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5)
| Основной этап:
· изучение историй развития ребенка с использованием медико-психолого-педагогической документации;
· логопедическое обследование детей, взятых на индивидуальные занятия;
· заполнение речевых карт на детей.
· психолого-педагогическая характеристика детей.
|
способность осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6);
| Основной этап:
· логопедическое обследование детей, взятых на индивидуальные занятия;
Заключительный этап:
- Анализ занятий других студентов и самоанализ.
· Отчет по практике, включающий самоанализ деятельности студента на практике и оценку результатов образовательно-коррекционной работы.
|
готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7);
| Основной этап:
- знакомство с формами работы с родителями воспитанников, консультации родителей;
- оформление информационных стендов для родителей/подготовка информационных сообщений по проблемам речевого развития для родителей и педагогов.
|
способность к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (ПК-8);
| Основной этап:
- логопедическое обследование детей, взятых на индивидуальные занятия / проведение констатирующего этапа ВКР;
- речевая карта на 1-2 детей
|
способность использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации; формулировать выводы, представлять результаты исследования (ПК-9);
| Основной этап:
- логопедическое обследование детей, взятых на индивидуальные занятия / проведение констатирующего этапа ВКР.
Заключительный этап:
- портфолио по результатам индивидуальной работы с дошкольником / школьником.
· отчет по практике, включающий самоанализ деятельности студента на практике и оценку результатов образовательно-коррекционной работы, в т.ч. фото- и видеоматериалы в виде презентации.
|
способность проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ОВЗ, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры (ПК-10);
| Основной этап:
- подготовка и проведение студентом воспитательного мероприятия с детьми (одно зачетное мероприятие).
· развернутый план воспитательного мероприятия
|
способность к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ОВЗ (ПК-11).
| Основной этап:
- оформление информационных стендов /подготовка информационных сообщений по проблемам речевого развития для родителей и специалистов;
· участие студентов в заседаниях методических объединений учителей начальных классов и пр.
|
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
Примерный перечень заданий для диагностирующего контроля:
- эссе «Социальная значимость профессии логопеда», «Люди с ОВЗ (нарушениями речи) в современном мире»;
- выполнение упражнений на оценку техники речи: дикции (в т.ч соответствие нормативному звукопроизношению); темпо-ритмических характеристик (плавности) речи; качеств голоса;
- составление связного высказывания по картинке (эталонный текст).
Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения аттестации по итогам производственной практики:
1. Выполнение заданий, определяющих содержание логопедической работы (артикуляционной гимнастики, упражнений на автоматизацию звукопроизношения, составление и реализация связных высказываний с соблюдением языковых, речевых и коммуникативных норм).
2. Демонстрация приемов логопедического воздействия в формате индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятий: выполнение артикуляционных упражнений постановка звуков (по подражанию, по инструкции, с использованием зондов), формирование речевого дыхания, применение логоритмических приемов, приемов автоматизации звуков, дифференциации звуков и букв и т.д. (в зависимости от конкретных задач и этапап прохождения практики)
3. Проведение открытых занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) с детьми, имеющими нарушения речи.
4. Подготовка выступления на методическом семинаре по актуальным вопросам диагностики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
5. Изучение анамнестических сведений из истории развития ребенка с нарушением речи.
6. Отбор заданий для проведения логопедического обследования детей с речевыми нарушениями.
7. Проведение анализа речевой карты ребенка дошкольного (школьного) возраста с нарушением речи.
8. Составление плана развития фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
9. Анализ состояния звукопроизношения дошкольной группы детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
10. Оценивание результатов фронтального логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.
11. Подготовка к школе детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
12. Психологическая готовность к школьному обучению ребенка с недоразвитием речи.
13. Изучение особенностей познавательной деятельности детей дошкольного (школьного) возраста с недоразвитием речи.
14. Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка с нарушениями речи.
15. Изучение структуры фронтального, подгруппового и индивидуального занятий с детьми, имеющими речевые нарушения.
16. Разработка серии занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, по предложенной лексико-грамматической теме.
17. Изучение методов и приемов индивидуальной логопедической работы с ребенком.
18. Формулирование словесных инструкций к заданиям и упражнениям, предъявляемым дошкольникам (школьникам) с нарушениями речи на логопедических занятиях.
19. Разработка эскиза предъявления демонстрационного материала на доске с использованием приемов наглядного моделирования при изучении лексико-грамматической темы на фронтальном логопедическом занятии (уроке).
20. Выбор форм взаимодействия в работе логопеда и других специалистов дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи (школы).
21. Анализ недельного расписания логопедических и других занятий в специальных дошкольных группах (расписания уроков и занятий в школе).
22. Изучение приемов стимулирования речевой активности дошкольников (школьников), имеющих нарушения речи, в условиях проведения фронтальных (индивидуальных) логопедических занятий.
23. Анализ соответствия коррекционного процесса санитарно-гигиеническим требованиям.
24. Реализация речевого режима в специальном дошкольном образовательном учреждении (школе).
25. Разработка дифференцированных заданий и приемов помощи детям с разным уровнем речевого развития.
26. Анализ специфики индивидуального подхода к детям с нарушениями речи в процессе их воспитания.
27. Обучение некоторым коррекционным приемам родителей детей с недоразвитием речи.
28. Анализ причин, вызывающих затруднения у детей при закреплении речевого материала логопедических занятий.
29. Отбор игр и упражнений с целью развития тонких движений пальцев рук у детей с недоразвитием речи.
30. Изучение особенностей проведения логоритмических занятий с детьми дошкольного (школьного) возраста, страдающими различными речевыми нарушениями.
31. Оценивание трудностей проведения дифференциальной диагностики сложных речевых нарушений в условиях психолого-медико-педагогического консультирования.
32. Изучение и оценивание передового опыта учителя-логопеда.
33. Анализ основных направлений и содержания работы логопеда по предупреждению речевых нарушений.
34. Формы и методы консультирования родителей по вопросам воспитания их детей, имеющих нарушения речи.
35. Анализ различных вариантов интеграции дошкольников (школьников) с речевыми нарушениями в среде нормально развивающихся сверстников в процессе их воспитания и обучения.
36. Перспективное планирование логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи.
37. Перспективное планирование логопедической работы с лицами (подростками, взрослыми) с нарушениями речи в условиях медицинского учреждения.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций: