Активизация познавательно - исследовательской деятельности детей средней группы через организацию игр-экспериментов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активизация познавательно - исследовательской деятельности детей средней группы через организацию игр-экспериментов



 

Малыши по своей природе являются исследователями. Им необходимы условия, которые способны удовлетворить их жажду получения новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление к экспериментированию. Таким образом, самостоятельность к нахождению новой информации об окружающем мире является главной чертой детского поведения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) от 01.01.2014г. на этапе завершения дошкольного образования представлен определенными целевыми ориентирами, одним из которых является любознательность.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир – отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон: его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу – действую), ему необходима помощь взрослых. Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Таким образом, исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является игровая совместная деятельность педагога и детей. Следовательно, в рамках работы по активизации познавательной исследовательской деятельности младших дошкольников уместно организовать данную деятельность через использование игр-экспериментов.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи: умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, обогащается активный и пассивный словарь, совершенствуется грамматическая сторона речи.

Цель организации игр-экспериментов в средней группе: создание ситуаций для формирования успешной самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей.

Специфические задачи организации игр-экспериментов:

¾ учить входить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

¾ активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

¾ формировать начальные предпосылки поисковой деятельности (практические опыты).

Организация игр-экспериментов в средней группе включает себя работу в рамках трёх основных этапов:

1 этап: педагог рассказывает о каком-либо интересном объекте или явлении;

2 этап: педагог показывает детям объект или явление с одновременным повторным рассказом о нем;

3 этап: педагог предоставляет детям возможность самостоятельного использования полученной информации.

В рамках успешной реализации выше поставленных цели и задач в нашей группе создана соответствующая предметно-пространственная среда. Где осуществляется организация игр-экспериментов, направленных на активизацию познавательной исследовательской деятельности дошкольников.

Исследовательская практика ребенка-дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение снегиря за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство.

Задача педагога – помочь ребёнку в проведении этих исследований, сделать их полезными для исследователя и его окружения, т.е. поддерживать и развивать исследовательское поведение ребенка. Важным моментов в данной работе является взаимодействие с родителями через проведение консультаций, мастер-классов, предоставление соответствующих литературных источников, знакомство с Интернет-ресурсами.

Консультация для педагогов

«Содержание уголков экспериментальной деятельности».

 

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.005 с.)