Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семиотические аспекты религиозной идентичности
Для субъекта с религиозной идентичностью знаки выстраиваются в соответствии с его внутренней иерархии значений, определяемой относительно полей напряженности между «религиозным» и «другим» (аналогично позиции «священное-профанное»). При этом в «религиозное» могут входить как как знаки религиозного дискурса, так и знаки собственной идентичности, имеющие между собой собственную иерархию и взаимосвязь. Безусловно, важнейшей специфической чертой идентичности является ее способность выражать некую форму «определённости бытия» - соответствие некоторому образцу [61]. Вместе с тем, представление субъекта о самом себе артикулируется во вне посредством языка, являясь интерпритативно конструируемым явлением. (Представление субъекта о самом себе артикулируется во вне посредством языка, позволяя множественные интерпретации) При этом и идентефикация и самоидентификация происходят в социальном взаимодействии. В ряде случаев возможно несоответствие самоидентификации и идентификации, при этом главенствующую роль будет играть собственная оценка своей идентичности. Субъект, определяя себя как носителя религиозного сознания может не соответствовать внутренним требованиям религиозной системы. Его поведенческие нормативы и аксиологические ориентиры могут частично или полностью не соответствовать внутререлигиозным. Если рассматривать полярности религиозного, воспринимаемого как относимое к сакральному, и профанного (рутинного) как шкалу, то религиозная идентичность может находиться и у полюса сакрального и занимать медиативную метапозицию. В крайних вариантах первого типа религиозная идентичность проявляет себя максимально закрыто по отношению к профанному, в случае же с медиативного характера часто профанирует религиозные смыслы, приписывая сакральный статус явлениям, находящимся за пределами религиозной системы. Поскольку религия – это особая семиотическая структура внутри социального пространства, то можно говорить о трех типах религиозной идентичности: религиозная идентичность – инверсионного типа, когда семиогерменевтические механизмы работают в парадигме сакрального (религиозного), а все внерелигиозное интерпретируется как негативное, «абсолютно чужое» (и при этом наделенное отрицательными религиозными смыслами) медиативная, «сдвоенная» религиозная идентичность - наиболее выразительная в национальных и религиях (этнорелигиозная идентичность), которым приписывают статус национальной идеологии и третий иерархический тип религиозной идентичности, когда религиозный субъект относя себя к той или иной религиозной системе, мыслит в категориях религиозной парадигмы не отрицая внерелигиозные смыслы, выстраивает иерархию сакрального и профанного. При этом извне все типы идентичности воспринимаются как одна «религиозная идентичность»[54]. но изнутри могут восприниматься как «сектантство», «национализм» и «теплохладность». С позиции пространства культуры религия – это одна из включенных в общее смысловое поле частей, часть единой культурной парадигмы с большей или меньшей степенью включенности своих элементов даже в современном секулярном обществе религия не «другое», а «одно из». Это обусловлено и долгим историческим присутствием религиозных дискурсов в социальном пространстве, и гибкостью семиотических структур присущей культуре. Все подсистемы семиотического поля воспринимаются как «свое» и даже маргинальные структуры включаются в общее смысловое поле как вариации «нормального» пусть и с негативной коннотацией. То, что не включено в семиотическое поле представляет из себя «слепое пятно» - хаотическое, лишенное смысла «чужое», обретающее видимость лишь на границе семиотического поля. Для религии в целом присуще разделение на сакральное и профанное, но в современном мире отчасти выключенная из социального пространства процессом секуляризации, эта разделенность предстает более ярко выраженной. Религиозный и нерелигиозный субъект легко сосуществуют в одном социальном пространстве в статусе «своих», но нерелигиозное исключается из религиозного поля как «чужое». Декларативный характер идентичности не воспринимается как проблемный с точки зрения культуры, но отрицается религиозной средой. Что касается медиативного типа идентичности, который как правило и включает в себя в том числе и декларативную, номинальную идентичность, то его возможность как раз наиболее ярко иллюстрирует насколько естественным с точки зрения культуры может быть присутствие религиозного дискурса. Религиозная идентичность может подразумевать или не подразумевать наличие религиозности [60, c.8]. Между тем именно религиозность влияет на формирование типа идентичности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.003 с.) |