Тема 4. Причины и условия преступности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Причины и условия преступности



О.В. ФИЛИППОВА

ПРАКТИКУМ

по дисциплине «КРИМИНОЛОГИЯ»

 

Улан-Удэ

Издательство ВСГУТУ


УДК 343.9 (075.8)

ББК 67.51 я73

Ф 534

 

 

Филиппова О.В. Практикум по дисциплине «Криминология». – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. – 78 с.

 

Практикум включает в себя программу курса, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, темы курсовых и дипломных работ и методические рекомендации по их выполнению. Практикум содержит перечень вопросов к экзамену, список рекомендуемой для изучения литературы и нормативно-правовых актов.

Предназначен для студентов специальности «Юриспруденция», преподавателей, аспирантов.

 

© О.В.Филиппова, 2012

© ВСГУТУ, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..........4 II. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.......................................6 III. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.........................20 IV. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ..........................................55 V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ..............................59 VI. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ....................74 VII. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИЗУЧЕНИЮ 77

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Криминология – наука о закономерностях преступности и реагировании на нее со стороны государства и общества. Она является одной из профилирующих учебных дисциплин и выполняет роль общетеоретической дисциплины по отношению к другим юридическим дисциплинам уголовно-правового цикла. В связи с этим важно иметь в виду, что криминология неотделима от уголовного процесса, уголовного, уголовно-исполнительного, трудового, гражданского, гражданско-процессуального, жилищного, семейного и других отраслей права. В то же время криминология является общественной наукой, которая вырабатывает и теоретически систематизирует знания об изучаемой области социальной жизни, поэтому тесно связана с экономикой, демографией, социологией, психологией, педагогикой.

Криминология изучает преступность, личность преступника, причины, порождающие преступность, условия, способствующие ее воспроизводству и существованию, механизм индивидуального преступного поведения, пути и средства предупреждения преступности.

Цель курса криминологии состоит в усвоении сложившихся в науке представлений о сущности преступности, ее признаках, закономерностях и тенденциях, роли, которую она играет в жизни общества, связях с другими социальными явлениями. Изучение курса позволяет составить представление о факторах, продуцирующих преступность, социально-демографических, ролевых и нравственно-психологических характеристиках преступников, на основе чего проанализировать реальные средства, которыми располагает общество для организации борьбы с преступностью.

При изучении криминологии необходимо иметь в виду, что данная наука изучает единичные факты преступного поведения только как проявления преступности, суть которой познается через философские и социологические обобщения, а научно обоснованные выводы получаются только при статистическом анализе массовых явлений с помощью теории статистики на основе применения методов этой науки.

В ходе изучения дисциплины, основываясь на современных достижениях социальной, политической и правовой мысли,, студенты должны определить собственный взгляд относительно характера и классовой природы преступности, приобрести навыки характеризовать преступность (отдельные ее виды) с количественной и качественной сторон, знать основные тенденции преступности в России и зарубежом, проводить криминологический анализ личности преступника.

Курс состоит из 17 тематических разделов, предусматривает промежуточный контроль усвоения студентами знаний в виде контрольных вопросов студентам на семинарах по теме предыдущих лекций.К практикуму прилагаются список рекомендуемой литературы, планы семинарских занятий, контрольные вопросы по всему курсу, примерная тематика курсовых и дипломных работ.Итоговый контроль – экзамен по билетам, содержащим по одному вопросу из Общей и Особенной части криминологии, а также практическое задачу
II. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Понятие, предмет и система криминологии. Место криминологии в системе наук.

Понятие криминологии. Криминология как социолого-правовая наука и учебная дисциплина. Предмет криминологии. Общая характеристика четырех компонентов предмета криминологии: преступности, личности преступника, причин и условий преступности, предупреждения преступности.

Система курса криминологии. Общая и Особенная части. Криминологическая классификация Особенной части курса – криминологическая характеристика видов преступлений, выделяемых по содержанию преступных деяний (корыстные, насильственные и т. д.) либо по особенностям контингента преступников (преступления несовершеннолетних, рецидивные преступления и т. д.).

Криминология – междисциплинарная отрасль знаний. Место криминологии в системе наук. Связь криминологии с юридическими науками. Криминология и уголовное право. Взаимодействие криминологии с уголовно-процессуальным правом, прокурорским надзором, криминалистикой, уголовно-исполнительным правом. Использование в криминологии данных уголовно-правовой статистики. Связь криминологии с другими юридическими науками неуголовно-правового цикла – административным, гражданским, семейным, налоговым, бюджетным, таможенным и трудовым правом.

Связь криминологии с общественными и естественными науками. Значение математических знаний для решения задач, стоящих перед криминологией (количественные измерения различных криминогенных явлений, построение логических и математических моделей преступного поведения, модели концепций и программ предупреждения преступности и др.).

Задачи и функции криминологии. Аналитическая, прогностическая, экспертная, нормотворческая, правоприменительная, международно-правовая функции криминологии.

Истоки криминологической мысли. Взгляды на природу преступности и средства борьбы с ней в трудах древних философов. Теории преступности. Криминологические взгляды философов-просветителей ХVIII века.

Этапы развития отечественной криминологии. Развитие криминологии в дореволюционный период. Криминология советского периода. Организация и деятельность первых советских криминологических учреждений в 1920-е годы. Причины существенного сокращения научных криминологических исследований в конце 1930-х годов. Научно-практические исследования преступности в рамках правоохранительной деятельности в 1930-1940-х годы.

Создание в 1963 году Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности как головного всесоюзного криминологического учреждения, координирующего научные исследования в области криминологии. С 1964 года криминология – обязательная учебная дисциплина юридических вузов.

Разработки в 1960-1970-е годы теоретических основ советской криминологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины.

Сочетание теоретических и прикладных исследований, создание научно-методической основы нормотворчества и практики борьбы с преступностью – характерные черты современной криминологии.

Основные научные проблемы, разрабатываемые современной криминологией. Координация криминологических исследований. Государственные криминологические учреждения. Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ, Общероссийская общественная организация «Российская криминологическая ассоциация».

Предупреждение преступности в рамках СНГ. Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Международные организации и Конвенции по борьбе с наркобизнесом, отмыванием нелегальных доходов, коррупцией, терроризмом и др.

Тема 2. Методика криминологического исследования Методы и методики криминологического исследования. Понятие методики исследования, классификация методов, используемых в криминологических исследованиях. Правовые, социологические и психологические методы. Выборочное исследование. Статистические методы в криминологии. Опрос и его виды в криминологическом исследовании. Анкетирование и интервьюирование. Требования к их проведению. Виды анкет и интервью.Метод экспертных оценок. Задачи и формы опроса экспертов. Использование метода контрольной группы в криминологическом исследовании.

Социометрический метод. Изучение эмоционально-психологических связей между людьми. Тестирование.

Наблюдение как основной метод непосредственного восприятия объектов криминологического исследования. Виды наблюдения.

Организация криминологического исследования. Программа криминологического исследования. Особенности программы и методика криминологического исследования. Сбор эмпирического материала и его обработка. Интерпретация результатов, выводы.

Тема 3. Преступность и ее основные показатели

Понятие преступности и ее признаки. Преступность как социальное и уголовно-правовое явление и понятие. Историческая изменчивость преступности. Преступность как негативное массовое явление. Преступность как целостное явление. Взаимосвязь преступности с другими негативными видами девиантного поведения.

Основные качественно-количественные показатели преступности. Состояние, уровень, структура и динамика преступности. Значение коэффициента преступности для ее изучения. Тенденции преступности. География преступности.

Латентная преступность, ее причины, виды и уровни. Латентность и регистрация преступности. Методы оценки уровня латентности при оценке показателей преступности.

Преступность в СССР. Преступность в Российской Федерации в последнее десятилетие XX века. Уровень, структура, тенденции развития. Преступность в XXI веке. Основные тенденции в уровне, динамике, структуре. Новые структурные черты преступности.

Особенности региональной преступности. Преступность в Бурятии.

Тенденции мировой преступности.

 

Семинар 1 (Тема 1)

Вопросы

1. Понятие криминологии. Криминология как социолого-правовая наука и учебная дисциплина.

2. Предмет криминологии, характеристика его основных элементов.

3. Система криминологии.

4. Место криминологии в системе наук. Связь криминологии с юридическими и неюридическими науками.

5. Зарождение криминологической мысли. Становление науки криминологии.

6. Отечественная криминология: история развития и современное состояние.

 

Контрольные вопросы

1. Какова природа криминологии: это общественная, юридическая или естественная наука?

2. Что представляет собой предмет криминологии и каково его отличие от предмета уголовного права?

3. Назовите основные этапы развития отечественной криминологии.

4. Охарактеризуйте современные задачи российской криминологии.

5. Каково практическое значение криминологии?

 

Практические задания

1. Подготовьте сообщение на следующие темы:

– Идеи древних философов о преступности и преступнике

– Выдающиеся российские криминологи и их основные научные труды

– Криминологическая экспертиза

2. Подготовьте эссе на тему: Значение криминологии для моей будущей практической работы (в государственных, коммерческих организациях, судах, на следствии, прокуратуре и т.п.).

 

Литература

1. Иванов Л.О., Ильина Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии. - М.: Юрид. лит., 1991.

2. Криминология: учеб. пособие/ Г.И. Богуш, О.Н. Ведерникова, М.Н. Голоднюк [и др.]; науч.ред. Н.Ф. Кузнецова. – М.: Проспект, 2010.

3. Криминология: Учебник/ под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Э. Эминова. М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 800 с.

4. Криминология: Учебник для вузов/ под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2008.

5. Курс советской криминологии: Предмет, методология, преступность и ее причины, преступник. – М.: Юрид. лит., 1985.

6. Орехов В.В. Социология науки уголовного права. – Л., 1985.

7. Российская криминологическая энциклопедия/ под общ. ред. А.И. Долговой. - М., 2000.

8. Фокс В. Введение в криминологию. - М.: Прогресс, 1980.

 

Семинар 2 (Тема 2)

 

Вопросы

1. Понятие методики криминологического исследования.

2. Источники криминологической информации.

3. Выборочное исследование.

4. Социологические методы, используемые при проведении криминологических исследований, и их виды.

5. Статистический метод в криминологических исследованиях.

6. Психологические методы, применяемые в криминологических исследованиях.

7. Программа и этапы криминологического исследования.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение методики криминологических исследований. Какими могут быть результаты криминологических исследований?

2. Классифицируйте методы, применяемые в криминологических исследованиях.

3. В чем сущность и значение выборочного метода?

4. Какие этапы включает в себя статистический метод в криминологических исследованиях?

5. Каковы виды и значение метода опроса?

6. Какие требования предъявляются к вопросам анкеты?

7. Какие виды наблюдения вы знаете?

8. В чем сущность метода экспертных оценок?

9. Что такое социометрическое исследование?

10. Каковы основные этапы криминологического исследования?

 

Практические задания

1. Изучите образцы статистической карточки формы №1 на выявленное преступление и определите достаточность информации о жертве преступления.

2. Вы опрашиваете группу учащихся 9-х классов средней школы, группу студентов 4 курса Юридического факультета, группу работников правоохранительных органов. Тема опроса: рост наркотизма в обществе. Какие виды опроса, с Вашей точки зрения, уместнее применить к каждой из этих групп? Обоснуйте свое мнение. Предложите примерный инструментарий для исследования.

3. В 2007 году в городе N произошел рост квартирных краж. С целью разработки профилактических мер группой специалистов-криминологов было проведено интервьюирование жителей города, работников правоохранительных органов и должностных лиц органов государственной власти по вопросу причин роста этих преступлений. Какие виды интервьюирования предпочтительнее применить к каждой из вышеназванных групп?

 

Литература

1. Криминология: учебник/ под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Э. Эминова. М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 800 с.

2. Курс советской криминологии: Предмет, методология, преступность и ее причины. Преступник/ под ред. В.Н. Кудрявцева и др. – М.: Юрид. лит., 1985.

3. Лунеев В.В. Юридическая статистика: учебник. – М., 2004.

4. Лунеев В.В. Выборочный метод в криминологии. - М., 1988.

5. Методика анализа преступности: метод. пособие. - М., 1986.

6. Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. - М.: Юрид. лит., 1972.

7. Старков О.В. Уголовная статистика и криминология. - Рязань, 1991.

 

Семинар 3 (Тема 3)

Вопросы

1. Понятие и признаки преступности. Социальная природа преступности. Преступность как система.

2. Основные показатели преступности: состояние преступности, уровень преступности, структура преступности, динамика преступности, характер преступности, тенденции преступности.

3. Взаимосвязь преступности с другими негативными видами девиантного поведения.

4. Латентная преступность и методы ее оценки.

5. Региональные особенности преступности.

6. Тенденции преступности в России на современном этапе.

7. Тенденции мировой преступности.

Контрольные вопросы

1. Определите понятие «преступность».

2. Охарактеризуйте преступность как статистическое явление.

3. Каково соотношение понятий «преступность» и «преступление»?

4. Что такое уровень преступности?

5. Что такое латентная преступность и каковы методы ее оценки?

6. Дайте понятие структуры преступности.

7. Что такое динамика преступности и какие основные факторы на нее влияют?

8. Как влияют на преступность изменения в УК РФ?

Практические задания

1. Составьте таблицу «Состояние преступности в России в период с 2005 по 2011 год», используя статистические сведения МВД России (официальный сайт www.mvd.ru). Определите динамику состояния, уровня, структуры преступности в целом и отдельных ее видов.

2. В 2004 году зарегистрировано 2893,8 тыс. преступлений, выявлено 1222,5 тыс. лиц, совершивших преступления. Рассчитайте коэффициент зарегистрированной преступности.

3. В одном из районов города, где проживают 179 486 человек (из них: 91 373 — женщины, 17 526 — несовершеннолетних), за год было зарегистрировано 1675 преступлений, из них:

а) раскрыто 1485 преступлений;

б) на долю ранее судимых лиц приходится 212 преступлений;

в) мужчинами всех возрастов совершено 1405 преступлений;

г) взрослыми совершено 1095 преступлений.

Определите удельный вес в структуре преступности преступлении, совершенных несовершеннолетними, женщинами, рецидивистами, и рассчитайте коэффициенты преступности, преступной активности среди несовершеннолетних и лиц мужского пола.

4. Заполните таблицу:

Вид преступления Степень латентности (высокая, средняя, низкая)
Взяточничество Высокая
Незаконное предпринимательство  
Разбой  
Изнасилование  
Неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью  
Умышленное убийство  
Хулиганство  
Грабеж  
Криминальный аборт  
Кража из квартир  
Вымогательство  
Угроза убийством  

Литература

1. Акутаев Р.М. Латентная преступность: актуальность проблемы и понятия// Государство и право. 1997. №2.

2. Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. – М., 2006.

3. Бышевский Ю.В., Конев А.А. Латентная преступность и правосознание. - Омск, ВШМ, 1986.

4. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и ее реальность. - М.: Российское право, 1992.

5. Криминологическое измерение / Кондратюк Л.В., Овчинский В.С.; под ред. К.К. Горяинова. – М.: Норма, 2008. - 272 c.

6. Криминология: учебник/ под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Э. Эминова. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.

7. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции – Изд-е 2-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005.

8. Куда пришла Россия? Итоги социальной трансформации/ под общ. ред. Т.И. Заславской. – М.: МВШСЭН, 2003.

9. Преступность в России и проблемы борьбы с ней/ под ред. А.И. Долговой. - М., 2001.

 

Семинар 4 (Тема 4)

Вопросы

1. Понятие причин и условий преступности. Причинность и детерминация.

2. Классификация причин и условий преступности.

3. Общая характеристика причин преступности в России на современном этапе (экономический, политический, социальный, нравственно-психологический, правовой причинный комплексы).

4. Условия, способствующие существованию и воспроизводству преступности.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие причин и условий преступности. В чем различие между ними?

2. Что такое детерминация преступности?

3. Назовите аргументы в пользу социальной природы преступности.

4. Назовите виды причин и условий преступности в зависимости от: уровня их действия; содержания; по природе возникновения.

Практические задания

1. Укажите, какие из приведенного ниже перечня детерминант могут быть криминогенными, нейтральными или антикриминогенными:

– несоответствие между возможностями человека и психофизиологическими нагрузками, порождаемыми современными условиями жизни;

– несоответствие между количеством людей, получающих среднее образование, и числом реально поступающих в вузы;

– нарушение правил торговли спиртными напитками;

– повышение уровня правосознания людей;

– увеличение количества свободного времени трудящихся;

– расширение масштабов и темпов жилищного строительства,

– значительное увеличение автомобильного парка страны.

– снижение потребления спиртных напитков на душу населения,

– увеличение уровня доходов тех или иных социальных групп населения;

– увеличение числа лиц, употребляющих наркотики, токсические вещества;

– повышение уровня материальной обеспеченности народа,

– рост численности населения крупных городов;

– повышение общеобразовательного и культурного уровня населения страны;

– расширение культурных связей с зарубежными странами (кино, туризм, спорт, искусство и т. д.);

– миграция сельского населения;

– снижение уровня рождаемости;

– значительное преобладание женского населения над мужским в отдельных крупных городах;

– отрицательное воздействие СМИ;

– активное участие населения в управлении государством;

– стирание различий между городом и селом;

– коррупция в правоохранительных органах и в судах;

– повышение уровня нравственности и трудового воспитания подрастающего поколения;

– дальнейшее совершенствование уголовного законодательства в направлении его гуманизации;

– отсутствие воспитательной работы в семье.

2. Сгруппируйте приводимые ниже факторы, оказывающие влияние на совершение преступлений, по следующим основаниям:

1) по уровню влияния: на преступность в целом, на совершение конкретных преступлений;

2) по содержанию: детерминанты социально-психологического, социально-экономического, идеологического, организационного (в том числе правового), иного характера.

- плотность народонаселения, его миграция;

- дефекты в сфере управления;

- раскрываемость преступлений;

- слабость допреступного предупреждения правонарушений и аморального поведения;

- изменения уголовного законодательства;

- дефектность правосознания;

- «омоложение» структуры населения;

- недостатки воспитания в семье, школе, трудовом коллективе;

- стяжательство, паразитизм, тунеядство, эгоизм и цинизм;

- бедность, нищета;

- злоупотребление свободой;

- противоречие между потребностями членов общества и имеющимися материальными средствами для их удовлетворения;

- пьянство, алкоголизм, токсикомания, употребление наркотиков;

- нарушение принципов неотвратимости ответственности, индивидуализации наказания;

- недостатки в организации и осуществлении профилактики правонарушений;

- отрицательные последствия научно-технического прогресса;

- бытовые, семейные и трудовые конфликты;

- уменьшение возможностей социально-правового контроля за поведением личности вследствие процессов урбанизации, миграции, ослабления традиционных связей внутри социальных групп населения.

Литература

1. Власов В.С. Причины и условия преступности в СССР. - Ярославль, 1987.

2. Криминология: учебник/ под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Э. Эминова. М.: Норма: Инфра-М, 2010.

3. Криминология: учебник для вузов/ под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2008.

4. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. - М.: Изд-во МГУ, 1985.

Семинар 5 (Тема 5)

 

Вопросы

1. Понятие личности преступника. Значение криминологического изучения личности преступника.

2. Структура личности преступника, характеристика ее элементов.

3. Соотношение социального и биологического в преступном поведении. Влияние психических аномалий на формирование криминогенных свойств личности.

4. Классификация и типология личности преступника.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение личности преступника.

2. Совпадают ли понятия «личность преступника», «субъект преступления», «обвиняемый», «осужденный»?

3. Существуют ли потенциальные преступники?

4. Раскройте содержание биологических концепций преступности.

5. Каково значение наличия психических аномалий для формирования и проявления общественной опасности личности субъекта преступления?

6. Каковы основания классификации и типологии личности преступника и их практическое значение?

 

Практические задания

1. Ознакомьтесь со статистической карточкой (форма №2) на лицо, совершившее преступление, и ответьте на следующие вопросы

а) какие сведения, отраженные в карточке, относятся к социально-демографическим признакам личности, ее уголовно-правовым признакам, характеристике ее социально-ролевым функциям;

б) позволяют ли сведения, содержащиеся в карточке, дать нравственно-психологическую характеристику лица, совершившего преступление;

в) возможно ли согласно данным, имеющимся в карточке, определить криминальный тип преступника?

2. Определите в каждом из нижеприведенных случаев тип преступника.

а) Иванов и его друг распивали спиртные напитки и находились в состоянии сильного опьянения. В ходе распития возникла ссора они стали сначала оскорблять друг друга, потом драться. Иванов схватил со стола нож, которым они резали закуски, и нанес приятелю смертельное ножевое ранение, потерпевший скончался.

Иванов, 26 лет, ранее не судим, злоупотребляет спиртными напитками. Ранее привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство. Холост, работает грузчиком в магазине, характеризуется по месту работы и в быту противоречиво.

б) Ковальчук, 37 лет, возвращаясь 30 ноября в 21 час из гостей на своей автомашине, превысил скорость в условиях плохой видимости, не справился с управлением автомашины, в результате чего совершил наезд на пешехода, который от полученных травм скончался.

По месту работы Ковальчук характеризуется положительно алкоголь не употребляет, хороший семьянин, женат, имеет двоих детей.

 

Литература

1. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

2. Антонян Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. – М., 1993.

3. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. – Горький, 1974.

4. Личность преступника / Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.

5. Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Личность преступника: криминологический аспект. – Томск, 1995.

6. Шестаков Д.А. Семейная криминология. Семья – конфликт – преступление. - СПб., 1996.

 

Семинар 6 (Тема 6)

Вопросы

1. Понятие причин и условий конкретного преступления, их соотношение и взаимосвязь с причинами преступности.

2. Понятие и роль конкретной жизненной ситуации в механизме совершения преступления.

3. Классификация криминогенных ситуаций.

4. Механизм индивидуального преступного поведения: понятие и элементы.

5. Мотивация преступного поведения: понятие и содержание, функции мотивации.

6. Виктимологический аспект индивидуального преступного поведения.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите причины и условия конкретного преступления.

2. Каково влияние конкретной жизненной ситуации на преступное поведение?

3. Какие функции выполняют мотивы поведения?

4. Какова доминирующая мотивация современной преступности?

5. Каково содержание и механизм преступного поведения?

6. В чем заключается виктимность поведения жертвы преступления?

Практические задания

1. На основе материалов «громких» уголовных дел, обсуждаемых в СМИ и обществе, проанализируйте причины и условия этих преступлений.

2. Подготовьте доклад на одну из следующих тем:

­ социально-психологический механизм совершения преступлений;

­ криминогенная психология общества на современном этапе;

Литература

1. Антонян Ю.М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. - Ереван, 1987.

2. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности. - М., 1973.

3. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. - М., 1989.

4. Криминальная мотивация / под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 1986.

5. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Очерк криминологического моделирования: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 1998.

6. Лунеев В.В. Мотивация конкретного преступления. - М.: Наука, 1991.

7. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. – СПб.: Питер, 2002.

 

Семинар 7 (Тема 7)

Вопросы

1. Понятие предупреждения преступности.

2. Принципы предупреждения преступности.

3. Общесоциальное предупреждение преступности: понятие и содержание.

4. Специальное (криминологическое) предупреждение преступности: понятие, содержание и объекты.

5. Субъекты предупреждения преступности и их классификация.

6. Классификация мер предупреждения преступности.

7. Правовые основы предупредительной деятельности.

8. Организационные основы предупреждения преступности.

9. Криминологическое прогнозирование: понятие, виды и методы.

10. Криминологическое планирование: понятие и виды. Федеральные, региональные программы борьбы с преступностью.

 

 

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие криминологического предупреждения.

2. Что лежит в основе разграничения общесоциального и специального (криминологического) предупреждения преступности?

3. Каков механизм общесоциального предупреждения преступности?

4. Каковы основные черты специального (криминологического) предупреждения преступности?

5. Каким принципам должна отвечать профилактика преступности?

6. В каких документах формулируются профилактические государственные и негосударственные меры предупреждения преступности, ее причин и условий, а также личности правонарушителей и преступников?

7. Охарактеризуйте уголовно-правовые средства профилактики преступности.

8. Назовите основные цели и задачи предупредительной деятельности.

 

Практические задания

1. Составьте профилактические документы: а) органов полиции; б) прокуратуры и следствия; в) суда; г) органов представительной власти (от федеральной до муниципальной).

2. Проанализируйте проект Федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений» и выскажите свое мнение о нем.

3. Составьте конспект-анализ Республиканской целевой программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Республике Бурятия на 2009-2012 годы».

4. Нигде не работавшая гражданка Фалеева превратила свою однокомнатную квартиру в помещение для оказания сексуальных услуг. Распитие спиртных напитков, групповые сексуальные контакты, буйные драки наблюдал ее 12-летний сын Алексей. В конце концов его вовлекли в пьяные застолья, постоянно выгоняли на улицу в любую погоду, часами не допускали в квартиру. Соседи неоднократно обращались за помощью к участковому. Беседы последнего с Фалеевой результатов не давали. Во время одной из пьяных драк Алексей, защищая мать, молотком нанес одному из собутыльников тяжкие телесные повреждения. Какие профилактические меры надлежало принять милиции, муниципалитету и управе, а также общественности по месту жительства, чтобы не допустить совершения данного преступления?

5. Солдат срочной службы Шульгин дезертировал из воинской части с оружием. До этого он неоднократно нарушал правила внутреннего распорядка, что не вызывало, однако, должной реакции командования. При поимке дезертира он оказал вооруженное сопротивление и тяжело ранил одного из милиционеров.

Одновременно с приговором военный суд вынес частное постановление в адрес командира части. Каково может быть содержание постановления?

 

Литература

1. Астемиров З.А. Профилактика преступлений. - Махачкала, 1985.

2. Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. - М.: Наука, 1990.

3. Бурлаков В.Н., Орехов В.В. Индивидуальное предупреждение преступлений: вопросы теории и практики: Учеб. пособие. – Л., 1988.

4. Блувштейн Ю.Д., Зырин Н.И., Романов В.В. Профилактика преступлений. - Минск, 1986.

5. Голоднюк М.Н., Зубкова В.И. Предупреждение преступности. - М., 1990.

6. Голина В.В. Криминологическая профилактика, предотвращение и пресечение преступлений. - Киев, 1989.

7. Клейменов М.П. Уголовно-правовое прогнозирование. - Томск, 1991.

8. Криминологическое прогнозирование и предупреждение региональной преступности. Монография / Абызов К.Р.; Науч. ред.: Антонян Ю.М. - Барнаул: Изд-во Барнаул. юрид. ин-та МВД России, 2005. - 149 c.

9. Филимонов О.В. Индивидуальная профилактика преступлений. - Томск, 1985.

10. Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности. - Красноярск, 1999.

 

Семинар 8 (Тема 8)

 

Вопросы

1. Понятие и тенденции преступности несовершеннолетних.

2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника.

3. Особенности детерминации преступности несовершеннолетнего.

4. Предупреждение преступности несовершеннолетних.

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключается важность криминологического изучения преступности несовершеннолетних?

2. Назовите основные черты преступности совершеннолетних. Какие изменения произошли в них за последние годы?

3. Дайте общую характеристику уровня и динамики преступности несовершеннолетних за последние 10 лет.

4. Назовите основные особенности структуры преступности несовершеннолетних. В чем причина большей «узости» структуры несовершеннолетних по сравнению со структурой преступности взрослых?

5. Назовите основные черты личности несовершеннолетнего преступника по трем группам признаков: социально-демографическим, социально-ролевым и социально-психологическим.

6. В чем состоит специфика детерминации преступности несовершеннолетних по сравнению со «взрослой» преступностью?

7. Какие элементы системы предупреждения преступности несовершеннолетних имеют особое значение на современном этапе?

8. Назовите основные нормативные акты, регулирующие деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних.

Практические задания:

1. Изучите Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) и Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эль-Риядские принципы). Найдите правила, которые используются и не используются в законодательстве Российской Федерации.

2. Составьте таблицу «Субъекты предупреждения преступности несовершеннолетних» и укажите правовую основу и направления их деятельности.

3. Подготовьте сообщение на тему:

- «Влияние СМИ на преступность несовершеннолетних»;

- «Конфликт в семье как причина преступности несовершеннолетних»;

- «Имущественное расслоение как фактор преступности несовершеннолетних»;

- «Роль образовательных учреждений в предупреждении преступности несовершеннолетних»;

- «Состояние преступности несовершеннолетних и ее предупреждение в Республике Бурятия».

Литература

1. Бейсебаев К.М., Крюкова Н.И., Рябис Л.А. Антиобщественное поведение и личность несовершеннолетнего правонарушителя. - М., 1982.

2. Богдановский А. Молодые преступники. Вопросы уголовного права и уголовной политики. - СПб., 1971.

3. Булатов Р.М., Шеслер А.В. Криминогенные городские территориально-подростково-молодежные группировки. - Казань, 1994.

4. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М., 1981.

5. Забрянский Г.И.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.235 с.)