Схема психолого-педагогической характеристики класса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема психолого-педагогической характеристики класса



Цель: Составление психолого-педагогической характеристики класса для планирования учебно-воспитательной работы с данной группой детей.

Форма: наблюдение поведения и деятельности детей, опрос.

 

1. Динамика развития классного коллектива
  - Время образования класса: указывается тот временной период, в течение которого большинство членов классного коллектива учатся вместе.
  - Указываются события, оказавшее наибольшее влияние на развитие классного коллектива на конец прошлого – начало текущего учебного года. Среди данных событий наиболее часто указываются следующие: а) массовый приход или уход учащихся (с указанием причины); б) приход или уход отдельных учащихся, концентрирующих на себе внимание одноклассников (с указанием группового статуса данных учащихся в классном коллективе); в) смена классного руководителя; г) смена педагогов; д) конфликт внутри классного коллектива (с указанием степени его разрешения); е) конфликт педагога (в том числе классного руководителя) с отдельными учащимися, либо с классом (с указанием степени его разрешения).
2. Уровень развития классного коллектива (группы) на настоящий момент
  А.В. Петровский выделял следующие уровни развития групп: разобщенность – лидерство через подавление – коллектив.
  - разобщенность (наличие большого количества микрогрупп, различающихся по интересам и ценностям, внутри которых осуществляется общение);
  - лидерство через подавление (имеется лидер, способный организовать группу через систему жесткого подчинения собственной позиции и отвержения альтернативных точек зрения);
  - коллектив (в группе существует общая, объединяющая система ценностей, каждый член коллектива потенциально является лидером, в рамках различных деятельностей возможно выдвижение разных членов коллектива на лидерские позиции, общение осуществляется как внутри микрогрупп, так и на уровне коллектива в целом, все вопросы, касающиеся общегрупповых ценностей и ориентиров, решаются сообща).
  - При характеристике уровня развития классного коллектива целесообразно приложить общую психологическую характеристику «звезд» и «отверженных».
  - Проанализировать основные конфликты внутри классного коллектива и вне его, в наибольшей степени определяющие эмоциональный фон взаимоотношений между учащимися, либо учащимися и педагогами.
3. Уровень развития познавательных процессов
  - Указывается преобладающий уровень развития таких характеристик внимания как устойчивость или переключаемость, преобладающий в классе тип запоминания учебного материала (зрительный, слуховой, моторный), а также средний по классу уровень интеллектуального развития. На основе вышеизложенного делается вывод о том уровне сложности, на котором можно работать с классом и об условиях организации внимания, обеспечения включенности учащихся в учебный процесс.
4. Уровень развития динамических характеристик
  - Указывается преобладающий в классе уровень работоспособности и оптимальный для большинства учащихся темп работы.
5. Уровень развития эмоциональной сферы
  - Указывается преобладающий тип эмоционального реагирования, эмоциональный фон взаимоотношений, а также тематика, эмоциональная чувствительность которой является максимальной.
6. Уровень интериоризации поведенческих норм
  - Указываются дисциплинарные характеристики класса (понимание и выполнение требований к поведению, предъявляемых учителем на уроке и в рамках внеклассных и внешкольных мероприятий). На основе вышеизложенного предполагается тот стиль взаимодействия педагога с классом (авторитарный, демократический, либеральный), который в наибольшей степени обеспечит рабочую атмосферу урока и дисциплину внеучебных мероприятий.
7. Уровень успеваемости с анализом причин в случае низкого уровня успеваемости большинства учащихся.
8. Преобладающая мотивация большинства учащихся на уроке: мотив общения, мотив оценки, игровая мотивация, состязательная, познавательная.
  На этой основе предполагаются основные формы проведения урока, обеспечивающие включенность учащихся в учебный процесс.
9. Преобладающие внеучебные интересы
  В этой связи указываются кружки и секции, посещаемые учащимися. На основе данной информации:
    определяется тематика примеров на уроке, позволяющая оптимизировать понимание учебного материала;
    планируется система внеклассных и внешкольных мероприятий.
10. Общие выводы, анализ проведенной работы и рекомендации по работе с данным классом.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

А.Карта «поведенческого портрета» по данным наблюдения

1. Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека: стиль одежды и прически испытуемого, насколько онстремится в своем внешнем облике «быть таким, как все» или выделяться, привлекать к себе внимание; равнодушен к своему виду или придает ему особое значение. Какие элементы поведения это подтверждают, в каких ситуациях?

2. Пантомимика: осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы.

3. Мимика: общее выражение липа, сдержанность, выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких скованной.

4. Речевое поведение: молчаливость - разговорчивость, многословие - лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи.

5. Поведение по отношению к другим людям - положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта; характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество - эгоцентризм); стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя); позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности); наличие противоречий в поведении - демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях. Уточнить в каких именно.

6. Поведенческие проявления отношения к самому себе: к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам.

7. Поведение в учебной деятельности (см. Методику Г.В. Репкиной, Е.В.Заики).

8. Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.005 с.)