Односложные слова из закрытого сл0га 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Односложные слова из закрытого сл0га



Упражнение «КОГО ТЫ ВИДЕЛ?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных единственного числа винительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки: олень, тюлень, фи­лин, енот, кабан, лебедь, паук, хомяк, удод, макака.

Ход игрового упражнения

Логопед показывает ребенку картинки, называя пред­меты, изображенные на них, и просит ответить на вопрос: «Кого ты видел?»

Оленя.. Енота.

Логопед: Ребенок:

Это олень. Кого ты видел? Оленя.
Это тюлень. -- Тюленя.
Это филин. -- Филина
Это енот. -- Енота.

 

     
Логоп ед: Ребенок:
Это кабан. Кого ты видел? Кабана.
Это лебедь.   Лебедя.
Это паук.   Паука.
Это хомяк.   Хомяка.
Это удод.   Удода.
Это макака.   Макаку.

 

11. Упражнение «СЛУШАЙ И НАЗЫВАЙ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при закреплении обобщающих понятий. 2. Развивать слуховое внимание. Ход игрового упражнения Логопед называет обобщающее понятие и ряд слов. Ре­бенок выбирает подходящее слово и повторяет его. Ребенок: Логопед: Малина ягоды: дыня, малина, мак; Диваны мебель: дом, комната, диваны; Томаты овощи: томаты, липа, мука; Лимоны фрукты: какао, лилии, лимоны; Пионы цветы: липа, пионы, малина.   12. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ» Цель:
  1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа, подбирая имена прилагательные и наре­чия с противоположным значением.
  2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением. . Логопед: Ребенок: острая лопата -- тупая лопата домашние гуси -- дикие гуси гладкая бумага -- мятая бумага громкая музыка -- тихая музыка старая панама -- новая панама близко -- далеко направо налево

 

 

13. Упражнение «ЧТО ТЪІ ДЕЛАЕШЬ?» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего времени. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое и зрительное внимание. Оборудование:сюжетные картинки. Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку сюжетные картинки иго­ворит: «Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь?» Ребенок: Я копаю. Я катаю. Я болею. Я гуляю. Я думаю. Я падаю. Я бегаю. Я кидаю.   14. Упражнение «НАЗОВИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа. 2. Развивать слуховое внимание и память. Оборудование: предметные картинки: монета, лебеди, пету­хи, копыто, домино, бумага. Ход игрового упражнения Логопед показывает картинку, а затем медленно и чет­ко произносит звукосочетания. Ребенок, услышав правильное название предмета, изображенного на картинке, должен хлопнуть в ладоши и повторить слово. -  
Логопед Р е б ен о к: Логопед: Ребенок:
тонема   монета покыто копыто
номета     топыко  
монета     копыто  
беледи лебеди дебели   лебеди номидо мидано домино домино
тупехи хетупи петухи   петухи габума магабу бумага бумага

 

 

15. Упражнение «ЧТО ДЕЛАЛИ МЕТЕЛИ?» Цель: 1.Продолжать учить четко произносить слова слого­вой структуры 2-го типа при употреблении глаголов множественного числа прошедшего времени. 2. Развивать слуховое внимание и память. Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку: «Послушай стихотворение и ответь на вопрос: «Что делали метели?» Логопед: Ребенок: Зимой над лугами летели метели. Летели. У дома завыли, на поле гудели. Завыли*, гудели. Напели метели мотивы зимы. Напели. И кутали снегом поля до весны. Кутали. (Стихотворение рекомендуется для разучивания.)   16. Упражнение «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных в форме предложного падежа с предлогом «НА». 2. Развивать логическое мышление. Оборудование:предметные карт. и: кабаны, ягоды, куби­ки, лимоны, монет,., поляна, калина, диван, буфет, комод. Ход игрового упражнения Перед ребенком выкладываются пары картинок.  
каоаны — поляна
ягоды — калина
кубики — диван
лимоны — буфет
монеты — комод

Логопед предлагает положить одну картинку на другую и составить словосочетания с предлогом «НА», отвечая на вопрос: «Кто (что) на чем?» Одновременно анализируется ло­гичность ситуации: «Так бывает или нет?»

Ребенок:

кабаны, на поляне

ягоды на калине

кубики на диване

лимоны на буфете

монеты на комоде

 

 

 

17. Упражнение «НАЗОВИ ПО-ДРУГОМУ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки: пилюля, каюта, га­леты. Ход игрового упражнения Логопед показывает картинки, называет предметы, изображенные на них, и объясняет значение малознакомых слов. Логопед: Пилюля — овальная таблетка. Каюта — комната на корабле. Галеты — сухое, несладкое печенье. Затем предлагает ребенку заменить слова в предложе­нии с опорой на картинку. Логопед: Ребенок: Пете дали овальные таблетки.... пилюли. На корабле удобные комнаты.... каюты.   18. Упражнение «ЧЬИ ВЕЩИ?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа в предложениях. 2. Учить образовывать притяжательные прилагательные. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: сюжетные картинки. Ход игрового упражнения Логопед, показывая сюжетные картинки, произносит предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные. Ребенок: мамина помада, папины медали. Бовины кубики, тетины утята. Ванины монеты. Полины билеты. Петина бумага, дядины погоны. Логопед: Ребенок: У мамы помада. Это чья помада? Это мамина помада, У папы медали. Это чьи медали? Это папины медали У Вовы кубики. Это чьи кубики? Это Вовины кубики, У тети утята. Это чьи утята? Это тетины утята. У Вани монеты. Это чьи монеты? Это Ванины монеты У Коли билеты. Это чьи билеты? Это Колины билеты У Пети бумага. Это чья бумага? Это Петина бумага, У дяди погоны. Это чьи погоны? Это дядины погоны.    

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 2-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ У хаты тополя. Мы видели филина. У дома пели петухи. Лилии и пионы увяли. У дома воды по колено. Бабуля выпила пилюли. У Полины новая помада. На поляне гуляли олени. Катя и Вова вымыли ягоды. Дима и Петя удили налима. Коля и Толя ходили на охоту. Мама и няня купали Полину. До обеда мы гуляли на поляне. Полина и Елена копали канаву. Полина и Никита лепили лебедя. На камине дети увидели паука. У Никиты болело левое колено. У дома малина, лилии и пионы. Таня и Катя полили пионы и томаты.  

 

 

Упражнение «ДОГОВОРИ СЛОВО»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.

2. Развивать слуховое внимание.

Ход игрового упражнения

Вариант 1

Логопед произносит начало слова, ребенок заканчивает его звуком М, затем называет слово полностью

Логопед: Ребенок:

До дом

Да дам

ДЫ М дым

Ко ком

Га гам

Та там

 

Вариант 2

Ребенок произносит первый звук М, логопед договари­вает слово. Затем ребенок называет слово полностью.

 

Ребенок: Логопед: Ребенок:
  ак мак
  ай май
М оль моль
  ох мох
  ыть мыть
  ать мать

(Лексическое значение незнакомых ребенку слов необ­ходимо уточнить.)

 

 

 

Ход игрового упражнения

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточ­няет названия предметов, изображенных на них, и род сло­ва «тюль». Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать «мой».

Ребенок:

мой дед мой мех мой тюль мой лед мой пух мой пень

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при употреблении антонимов.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения

Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребе­нок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.


 

     
Логопед:   Ребенок:
Да нет
ночь день
взять дать
север юг
верх низ*
     

 

 

24. Упражнение «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа. 2. Учить определять предмет по существенным при­знакам или действиям. 3. Развивать слуховое внимание и логическое мыш­ление. Оборудование: предметные картинки: ель, дом, лев, ком, бык, пух. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком предметные кар­тинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит отгадать и сказать, о каком предмете идет речь. Логопед: Ребенок: Ветвистая, высокая, зеленая, колючая... ель. Старый, кирпичный, двухэтажный... дом. Грозный, большой, с лохматой гривой... лев. Большой, круглый, снежный... ком. Белый, легкий, птичий... пух.   25. Упражнение «ЛАБИРИНТ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа. 2. Развивать зрительное и слуховое внимание. Оборудование: бланк с переплетенными линиями. Ход игровогоупражнения Логопед читает начало фразы, ребенок прослеживает линию глазами и находит ее конец. Логопед читает слово, ребенок повторяет его, затем произносит предложение пол­ностью. Ребенок: мак (У Тани мак.) пень (У дома пень.) тень (У дуба тень.) фен (У мамы фен.) конь (У папы конь.)  

 

 

Ход игрового упражнения

Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки.

Логопед: Ребенок:

Зеленеет даль полей.

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад..

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? Май

 

Логопед: Ребенок:
Этот зверь живет лишь дома.  
С этим зверем все знакомы.  
У него усы, как спицы,  
Он, мурлыча, песнь поет,  
Только мышь его боится...  
Угадали? Это... кот.
С подстриженной гривой  
Он скачет ретиво,  
Чуть шпорами тронь,  
Кто же это? Конь.

 

27. Упражнение «НАЗОВИ 5 ПРЕДМЕТОВ» Цель:
  1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при согласовании числительного «пять» с именами существительными.
  2. Расширять и активизировать словарный запас.
  3. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Оборудование: картинки с изображением предметов во множественном числе.   Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки и пред­лагает ему поиграть: «Я назову предмет, а ты найдешь кар­тинку, где пять таких предметов, и назовешь их». Логопед: Ребенок: Муха пять мух Липа пять лип Дыня пять дынь Нота пять нот Баня пять бань Хата пять хат Няня пять нянь Ива пять ив

 

28. Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры! 4-го типа при употреблении имен существительных! с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребе­нок, возвращая мяч, называет его «ласково». а) с суффиксом -ИК- Ребенок: Логопед: Котик кот Нолик ноль Домик дом Томик том Годик год  
б) с суффиксом -ОК-    
дым дымок
мед медок
лед ледок
ком комок
дуб дубок
в) с суффиксом -ЁК-   '
конь конек
пень пенек
тень —■ тенек
день денек

 

29. Упражнение «ДОБАВЬ ЗВУК» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. 2. Формировать навыки звукового синтеза. 3. Развивать слуховое внимание. 4. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово без пос­леднего звука. Ребенок, возвращая мяч, добавляет после­дний звук, затем называет слово полностью  
логопед д: Ребенок: Логопед: Ре б е н о к:
като   каток бубе   бубен
комо   комок лимо   лимон
вени   веник буто   бутон
доми   домик бана   банан
пау   паук дива   диван
тюби   тюбик ваго   вагон
гама К гамак бегу Н бегун
куби   кубик вой   воин
мото   моток фили   филин
таба   табак Ива   Иван
фини   финик каба   кабан
хомя   хомяк бато   батон
вали   валик пито   питон
ливе   ливень мебе   мебель
каме   камень педа   педаль
ого   огонь меда   медаль
тюле НЬ тюлень топо ЛЬ тополь
оле   олень пуде   пудель
оку   окунь уго кафе   уголь кафель

(Значение выделенных слов необходимо уточнить. Лек­сический материал упражнения рекомендуется разделить на несколько занятий.)

 

 

30. Упражнение «СЛОЖИ КАРТИНКУ И НАЗОВИ ДРУГИМ СЛОВОМ» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при употреблении синонимов. 2. Формировать целостное восприятие предмета. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:предметные картинки, разрезанные на две части. Ход игровогоупражнения Логопед объясняет ребенку, что некоторые предметы можно называть разными словами. Например про «дом» можно сказать «здание» ит.д. Логопед делит разрезные картинки: одну часть оставля­ет себе, другую отдает ребенку. Показывая половину картин­ки и называя слово, предлагает ребенку найти вторую часть, сложить картинку и назвать изображенный на ней предмет по-другому. Логопед: Ребенок: здание — дом лошадь — конь книга — том дорога — путь битва — бой  

 

Ход игрового упражнения

Логопед, бросая мяч ребенку, называет существитель­ное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, про­износит слово в единственном числе.

 

 

Логопед: Ребенок: Логопед: Р еб е н ок
окуни окунь огни огонь
олени олень камни камень
петухи петух ливни ливень
батоны батон питоны питон
пакеты пакет . бубны бубенвенок
билеты билет венки
кубики кубик угли уголь
утюги утюг катки каток
вагоны вагон мотки моток

(Лексический материал упражнения рекомендуется раз­делить на два занятия.)

 

 

 

35. Упражнение «ПОСМОТРИ И НАЗОВИ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. 2. Упражнять в практическом употреблении глаголов 3-го лица множественного числа настоящего времени. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: парные сюжетные картин. Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку парные сюжетные картин­ки и предлагает догадаться, о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке. Логопед: Ребенок: поет — поют идет — идут дует — дуют ведет — ведут едет — едут лепит — лепят летит — летят моет — моют дает дают  
  36. Упражнение «ЧТО ТЫ БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ?»
Цель:  
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры
  4-го типа в простых фразах.
2. Упражнять в практическом употреблении глаголов
  единственного числа будущего времени.
3. Учить согласовывать речь с имитацией движения.
  Ход игрового упражнения
Логопед, называя глаголы, имитирует движения. Затем
обращается к ребенку: «Покажи и скажи, что ты будешь де-
лать?»  
  Логопед: Ребенок:
  Я копаю. Я буду копать.
  Я пилю. Я буду пилить.
  Я топаю. Я буду топать.
  Я катаю. Я буду катать.
  Я летаю. Я буду летать.
  Я ловлю. Я буду ловить.
  Я леплю. Я буду лепить.
  Я мылю. Я буду мылить.
  Я делю. Я буду делить.

 

 

 

37. Упражнение «НАЗОВИ 9 ПРЕДМЕТОВ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при согласовании числительного «девять» с именами существительными. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое внимание. Ход игрового упражнения Логопед говорит ребенку: «Я буду называть один пред­мет, а ты девять таких предметов». а) с окончанием -ОВ б) с окончанием -ОК Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: один дом — девять домов одна ветка — девять веток один кот — девять котов одна нитка— девять ниток один кит — девять китов одна банка — девять банок один бык — девять быков одна кепка — девять кепок один бак — девять баков одна дудка— девять дудок один мак — девять маков одна губка — девять губок один дуб — девять дубов одна будка — девять будок один люк— девять люков одна утка — девять уток в) с нулевым окончанием одна минута — девять минут одна монета — девять монет один утенок — девять утят один котенок'— девять котят один теленок — девять телят одна ягода — девять ягод одна вафля — девять вафель одна капля — девять капель одно окно — девять окон (Лексический материал упражнения рекомендуется раз­делить на три занятия.)   38. Упражнение «ЧЬИ ПРЕДМЕТЫ?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры; 4-го типа в предложениях. 2. Учить образовывать притяжательные прилагатель­ные. 3. Развивать слуховое внимание и память. Ход игрового упражнения Логопед произносит предложение и задает вопрос. Ребе­нок отвечает, используя притяжательные прилагательные. Ребенок: Это мамин букет. Это папин пудель. Это Бовин кубик. Это Анин бубен. Это Танин пакет. Это Катин хомяк. Логопед: У мамы букет. Это чей букет? У папы пудель. Это чей пудель? У Вовы кубик. Это чей кубик? У Ани бубен. Это чей бубен? У Тани пакет. Это чей пакет? У Кати хомяк. Это чей хомяк? 39. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при употреблении антонимов. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки. Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку картинки и предлагает закон-
чить предложение словом с противоположным значением.
Логопед: Р е б е н о к:
Холодно зимой, а жарко-   летом.
Красный карандаш острый, а синий...   тупой.
Этот дом старый, а этот...   новый.
У папы голос громкий, а у мамы...   тихий.
Этот зверь домашний, а этот...   дикий
Этот ботинок правый, а этот...   левый.

 

 

 

40. Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при закреплении обобщающих понятий. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки: буфет, комод, диван; тапки, туфли, кеды; дубы, ели, сосны, бере­зы; маки, лилии. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточ­няя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». Логопед: Ребенок: Как назвать одним словом: буфет, комод, диван? Мебель. тапки, туфли, кеды? Обувь. Каких деревьев много в лесу? Дубов, елей, сосен, берез. Каких цветов много в саду? Маков, лилий.   41. Упражнение «ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ СЛОВО?» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. 2. Уточнять лексическое значение слов-омонимов. 3. Учить отгадывать загадки. 4. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:сюжетная ипредметная картинки: каток ле­дяной и асфальтный. Ход игрового упражнения Логопед выкладывает перед ребенком картинки и уточ­няет лексическое значение слова «каток»: 1. Площадка для катания на коньках, покрытая льдом 2. Машина для укатывания и выравнивания дороги. Затем предлагает ребенку отгадать загадки: Ходит скалка по дороге Сюда бежим мы на коньках Грузная, огромная. С друзьями покататься. И теперь у нас дорога, Ну, акогда весна придет, Как линейка, ровная. Нам нужно с ним расстаться., Ребенок называет отгадки ипоказывает соответствую­щие картинки.  

 

42. Упражнение «ПОСЛУШАЙ, ОТВЕТЬ И РАССКАЖИ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа, отвечая на вопросы к тексту. 2. Учить пересказывать текст с опорой на сюжетную картинку. Оборудование: сюжетная картинка. Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку сюжетную картинку и чи­тает рассказ: «У тети Кати девять котят. Она дает Олегу котика. У Оле­га будет котик. Олег будет любить котика». Логопед просит ребенка ответить на вопросы. Логопед: Ребенок: Сколько котят у тети Кати? У тети Кати девять котят. Кого она дает Олегу? Она дает Олегу котика. Кто будет у Олега? У Олега будет котик. Как Олег будет относиться к котику? Олег будет любить котика. Затем ребенок пересказывает текст с опорой на сюжет­ную картинку.   43. Упражнение «РАЗЛИЧАЙ СЛОВА» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го (и 2-го) типа при практическом употреблении глаголов «одеть — надеть». 2. Развивать слуховое внимание. Ход игрового упражнения Логопед объясняет детям различие в употреблении гла­голов «надеть» — «одеть»: НАДЕТЬ можно что-то; ОДЕТЬ можно кого-то. Затем предлагает ребенку дополнить предложения од­ним из этих слов. Логопед: Ребенок: Мама... маленького сына. одела На улице холодно, надо... шубу. надеть Олег... Петю и пошел с ним гулять. одел Иван... шапку. Надел Мама песенку допела, Мама девочку... одела  

 

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения

Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребе­нок, возвращая мяч, называет его «ласково».

 

Логопед: Р ебе нок: Л ог о п е Д   Р е б е н о к
баня банька дыня     дынька
хата хатка дети     детки
нота нотка липа     липка
пена пенка вата     ватка
пуля пулька губы     губки
яма ямка сани   __   санки*

 

5. ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА (5-й типслоговой структуры) 46. Упражнение «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Развивать слуховое внимание и память. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем назы­вает слово полностью. Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:  
кад кадка дет   детки
бан банка вет   ветки
гай гайка нит   нитки
май майка конь   коньки
кеп кепка день   деньки
киль килька пень   пеньки
мет метка бан   банки
вет ветка кад   кадки
пап КА папка гай КИ гайки
мой мойка май   майки
ДУД дудка кеп   кепки
юб юбка киль   кильки
губ губка вет   ветки
кой койка пап   папки
УТ утка дуд   дудки
лей лейка мет   метки
леп лепка ут   утки
ПОЛЬ полька лей   лейки

 

 

Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения

Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребе­нок, возвращая мяч, называет его «ласково».

 

Логопед: Ребенок: л о г о п е д: Р ебе н ок
бант бантик   лист __ листик
бинт бинтик   зонт зонтик
фант фантик   мост мостик
куст кустик   болт болтик
дождь дождик*   холм холмик
шарф шарфик*        

 

62. Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:предметные картинки: метла, губка, игла, нитка, булка, халва, вилка, ложка, масле, бинт. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточ­няя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». а) с окончанием -ОЙ Логопед: Двор метут чем? Моются чем? Шьют чем? Угощают чем? Едят чем?   б) с окончанием -ОМ Хлеб намазывают чем? Рану бинтуют чем?  

 

 

63. Упражнение «ЧЕГО (КОГО) НЕТ?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры б-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки: винты, болты, банты, кусты, листы, зонты, волки, катки, куски, комки, узлы, козлы, дятлы, мосты. Ход игрового упражнения Логопед, показывая ребенку картинку, называет пред­мет, изображенный на ней. Затем убирает картинку и про­сит ответить на вопрос: «Чего (кого) нет?»  
Л о г о п ед: Ребенок: Логопед: Р е б е н о к:
Винты. Ч его нет? — Винтов. Куски. Чего нет? Кусков.
Болты.   — «— Болтов. Комки. - «- Комков.
Банты.   — «— Бантов. Узлы. - «- Узлов.
Бинты.   — «— Бинтов. Мосты. - «- Мостов.
Кусты.   — << — Кустов. Козлы. Кого нет? Козлов.
Листы.   — «— Листов. Дятлы. - «- Дятлов.
Зонты.   — «— Зонтов. Волки. - «- Волков.
Катки.   — «— Катков.    

 

64. Упражнение «ОДИН — ПЯТЬ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при согласовании числительного «пять» с именами существительными. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое внимание. Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения Логопед говорит ребенку: «Я буду называть один пред­мет, а ты пять таких предметов». а) с нулевым окончанием б) с окончанием -ЕЙ Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: одна комната — пять комнат один огонь — пять огней одна конфета — пять конфет один уголь — пять углей одни колготы— пять колгот один камень — пять камней одна яблоня — пять яблонь один ливень — пять ливней одна котлета — пять котлет один бивень — пять бивней одно яблоко — пять яблок один парень — пять парней* один корень — пять корней*  

 

 

Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игрового упражнения

Логопед произносит словосочетание и дает образец обра­зования относительного прилагательного. Затем просит ре­бенка изменить словосочетания по предложенному образцу.

а) с суффиксом -Н- и окончанием -ЫЙ

Логопед: Ребенок:

котел из меди — медный котел

бульон из рыбы — рыбный бульон*

костюм из ваты — ватный костюм

 

  пузырь из мыла мыльный пузырь*
  палас в пыли пыльный палас
  лоб в поту потный лоб
  поток из воды водный поток
  запах дыма дымный запах
б) с суффиксом -Н- и окончанием -ИЙ
  день летом летний день
  день зимой " зимний день

 

66. Упражнение «КТО ЭТО?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа. 2. Упражнять в словообразовании. 3. Расширять и активизировать словарный запас.     Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы. Логопед: Ребенок: Кто мелет муку? Мельник. Кто кладет печи? Печник*. Кто ухаживает за лесом? Лесник. Кто много шутит? Шутник*. Кто рубит и продает мясо? Мясник. Как называется спортсмен, • который катается на лыжах? Лыжник*. Кто пасет коней и коров? Пастух. Кто кует цепь? Кузнец. Кто много ленится? Лентяй. Кто много болтает? Болтун. Кто лечит больных? Доктор*. Кто управляет самолетом? Летчик*. (Лексический материал упражнения рекомендуется раз делить на два занятия. Существительные с суффиксом -НИК-используются на первом занятии.)  

 

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.082 с.)