Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели девятых и одиннадцатых классов
Цель: создание условий для успешной школьной адаптации выпускников в период экзаменов. Задачи: □ просветительская — информирование педагогов об особенностях протекания процесса адаптации к обучению в старшей школе; □ обучающая — выработка представлений о способах эффективной подготовки учащихся к экзаменам. Сроки проведения: каникулы между второй и третьей четвертью (поскольку подготовка к экзаменам, как правило, ведется все второе полугодие). Участники: все учителя, принимающие в данном учебном году выпускные экзамены. Необходимые материалы: детские рисунки-иллюстрации, бланки для экспертной оценки проявлений школьной тревожности в поведении учащихся, бумага для записей. План семинара 1. Информация о психологическом содержании экзаменов. Ведущий кратко рассказывает о психологическом содержании экзаменационной ситуации. Важно осветить следующие моменты. В 9 и 11 классе на первый план выступают проблемы подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. Эта проблема оказывается настолько значимой, что подчас затмевает все остальные в последние месяцы школьного обучения. Так, при изучении временной перспективы и представлений о будущем у старшеклассников оказалось, что для многих из них к четвертой учебной четверти все «будущее» сводится к одному-двум месяцам и все его содержание составляют два мотива: первый — хорошо окончить школу, второй — поступить в выбранное учебное заведение. Предэкзаменационная и экзаменационная ситуации оказывают сильнейшее влияние на состояние организма и психики школьника. Это объясняется, прежде всего, тем, что проверка интеллекта вообще относится к наиболее психологически дискомфортным ситуациям, особенно если эта проверка так или иначе связана с социальным статусом личности. Соображения престижа, стремление к уважению и авторитету среди учителей, родителей или одноклассников, желание получить оценку, оправдывающую затраченные на подготовку усилия, — все это, в конечном счете, определяет высокую психологическую значимость экзаменов для человека. Именно поэтому провал на экзаменах чаще всего воспринимается школьниками как серьезная жизненная неудача, а психические и физиологические сдвиги могут приобретать даже характер патологии.
Психологи единодушно относят экзамен к разряду стрессоров, то есть факторов, оказывающих на человека сильное психологическое давление и усложняющих функционирование организма и психики. Главное причиной предэкзаменационного и экзаменационного стресса в самом широком плане является неопределенность представлений о результатах будущей деятельности. В основе этой неопределенности лежит то, что школьник не знает экзаменационного стиля учителя, не может предугадать, какой билет ему попадется и какие вопросы будут заданы дополнительно, сумеет ли экзаменатор объективно оценить его знания, не помешают ли этому какие-нибудь обстоятельства. У школьника нет гарантии, что его ответ будет верно понят, что преподаватель по одному маленькому фрагменту знаний сможет оценить общий уровень его подготовленности. Все эти факторы в большинстве случаев вызывают острое чувство неуверенности, беспокойства, тревоги, страха, то есть целый комплекс отрицательных эмоций. Их сила настолько велика, что исследования показывают параллельное с ними изменение состояния организма. Процесс сдачи экзаменов вызывает сдвиги во всех системах организма и психики. В частности, психологами отмечается, что во время экзаменов у школьников значительно медленнее протекают мыслительные процессы, становясь более дезорганизованными на фоне общего повышения артериального давления, усиления работы сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Интересно, что эти изменения не проходят в тот момент, когда школьник получает экзаменационную оценку. Эта так называемая «экзаменационная контузия» продолжается еще долгое время спустя, в некоторых случаях—до трех-четырех месяцев после экзамена. При этом негативное влияние экзаменационная ситуация оказывает прежде всего на тех школьников, в структуре личности которых значительное место занимает устойчивая тревожность, естественно, прежде всего, школьная тревожность. «Психологическое оснащение» экзаменационной ситуации включает в себя правильную подготовку к экзаменам и правильное поведение в экзаменационной ситуации. Достижение этого предполагает не только психологическую грамотность школьников, но и помощь со стороны учителей.
Рассказ станет живее благодаря демонстрации «благополучных» и «неблагополучных» детских рисунков на тему «Я на экзамене». При подготовке к семинару можно воспользоваться перечисленной ниже литературой. □ Бойко В. В. Психологическое содержание экзаменационной ситуации. М., 1997. □ Вольф Д. и др. Как преодолеть страх перед экзаменом. Новосибирск, 2000. □ Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб., 1996. □ Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2000. □ Психолого-педагогические аспекты экзамена в высшей школе. Краснодар, 1984. □ Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000. 3. Работа в малых группах. Учителя делятся на несколько подгрупп, каждой из которых предлагается сформулировать основные правила подготовки учащихся к экзамену. Важно подчеркнуть, что эти правила должны быть нацелены на то, чтобы облегчить ребятам жизнь в период подготовки и сдачи экзаменов. Результаты работы групп обобщаются в виде общего списка правил на доске. Психолог может дополнить его своими рекомендациями. Важно, чтобы в итоговый список были включены следующие правила. □ При подготовке к экзамену четко формулируются вопросы. Конспекты ответов, учитывая индивидуальные особенности усвоения информации, желательно представлять учащимся в двух видах: в виде структурированного текста, в котором выделены отдельные смысловые фрагменты, а также в виде наглядных рисунков и схем (при нехватке времени составление таких схем может быть материалом для самостоятельной работы учащихся по подготовке к экзамену, что даже повышает ее эффективность, поскольку обеспечивается принцип «включения в деятельность»; в этом случае необходима обязательная проверка учителем их корректности). □ В самом начале подготовки к экзамену учитель должен однозначно сформулировать свои требования к ответу «на три», «на четыре», «на пять», а также к поведению учащегося на экзамене, его внешнему виду (если учитель считает это важным) и т. д. При возможности эти требования вывешиваются в кабинете. Важно, чтобы они оставались неизменными и соблюдались на экзамене. □ Необходимо отмечать успехи учащихся в овладении знаниями по предмету, выделять «пройденные и усвоенные» моменты для того, чтобы не поддерживать паническое ощущение типа «я ничего не знаю», «это невозможно выучить» и т. д. Для этого желательно проводить «мини-экзамены» по каждому разделу учебного предмета. □ Желательно провести «репетицию» за несколько недель до экзамена, во время которой ребята сориентируются в пространстве кабинета в условиях необычной расстановки мебели, и, что еще важнее, получат возможность разобраться с тем, как ведет себя на экзамене учитель, какие вопросы он задает и т. д. 4. Подведение итогов. Семинар завершается итоговым обсуждением достигнутых результатов, обменом впечатлениями.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.007 с.) |