Общение, виды общения. Общение как сущность педагогического взаимодействия.Стили и культура педагогического общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение, виды общения. Общение как сущность педагогического взаимодействия.Стили и культура педагогического общения.



54.02.05 Живопись (вид – станковая живопись)

54.02.01 Дизайн (по отрасли – в культуре и искусстве)

Общение - это процесс передачи и восприятия сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, охватывает обмен информацией между участниками общения, ее восприятия и познания, а также их влияние друг на друга и взаимодействием по достижению изменений в деятельности.

В структуру общения относятся:

• коммуникативно-информационный компонент, означает прием (реципиент) и передачи (коммуникатор корреспондент) сообщений и будущий обратную связь, в основе которого - психологический контакт;

• познавательный (перцептивный) компонент, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;

• интерактивный (конативный) компонент, связанный с процессом воздействия, поведением.

Выделяют следующие виды общения:

• межличностное;

• между личностью и группой;

• групповое и межгрупповое;

• массовое;

• доверительное и конфликтное;

• интимное и криминогенная;

• деловое и личное;

• прямое и опосредованное;

• терапевтическое и ненасильственное.

Безусловно, общение возможно только с помощью знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

Когда общаются с помощью невербальных средств, очень важны жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз (микромимика), поза, движение всего тела в целом (пантомимика), дистанция и тому подобное. Причем выражение лица иногда лучше, чем слова, говорит об отношении к собеседнику. Известны гримасы, которые выражают преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть, ненависть и тому подобное.

В межличностном общении обычно применяют письменное и устное вещание.

Преимущества письменной речи становятся определяющими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.

Невербальные средства общения нужны, в частности, для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; проявлять эмоции, отражать оценку ситуации.

Невербальные средства общения делятся на три группы:

1. Визуальные:

• кинетика (движение рук, ног, головы, туловища)

• направление взгляда и визуальный контакт;

• выражение глаз

• выражение лица;

• вне (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);

• кожные реакции (покраснение, пот);

• дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему; личное пространство)

• вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средств изменения внешности (одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, сигарета и др.).

2. Акустические (звуковые):

• связанные с речью (интонация, звук, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

• не связаны с речью (смех, плач, кашель, дыхание, скрежет зубов, "шморгання" носом и т.п.).

3. Тактильные (связанные с прикосновением):

• физическое воздействие (вести слепого за руку, контактный танец и др.);

• такевика (рукопожатие, хлопки по плечу).

В рамках коммуникативного аспекта общения психологическая взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта. Эту проблему нужно ограничивать умениями и навыками коммуникативного поведения и использования средств общения. Главное в успехе контактов - в восприятии партнерами друг друга.

Психологический контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего вида партнеров с помощью органов чувств. В этот момент доминируют психические отношения, пронизанные эмоциональной реакцией друг на друга как на психофизическую данность. Реакции приема-неприятие оказываются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, свидетельствующие о том, нравимся мы друг другу или нет.

Готовность к профессионально-педагогическому общению включает: знание основ педагогического общения, его закономерностей, функций, структуры, содержания; сформированность умений организовать общение, управлять им и собственным психическим состоянием, а также сформированность определенных личностных, в том числе нравственных качеств педагога. Эти знания, умения и личностные качества определяют культуру педагогического общения, позволяющую педагогу осуществлять педагогическое общение, а значит воспитание и обучение, на достаточно высоком профессиональном уровне.

Очевидно, что культура педагогического общения - составная часть профессионально-педагогической культуры и проявляется во всех ее компонентах. Например, гуманистическая направленность личности педагога выражается в создании благоприятного психологического климата на уроке или вне его. Более того, на уроке должно присутствовать не только деловое, но и личностное общение: соучастие в проблемах друг друга, сопереживание, сострадание, сопереживание, сорадование и т.п.

Культура педагогического общения невозможна также без знания личности каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, а также без знания преподаваемых учебных предметов. Выделяют следующие показатели культуры педагогического общения.

Основу этой культуры составляет общительность. Это интегральное качество выражается в устойчивой потребности в систематическом общении с детьми, коллегами, родителями; в умении быстро устанавливать контакты; в чувстве удовлетворения и радости от общения, в эмоциональном благополучии на всех этапах общения. Общительность проявляется также в интересе к детям, в понимании душевного состояния ребенка, в сопереживании его чувствам.

Общительность связана с такими чертами педагога, как легкость, непринужденность, простота, искренность, приветливость, отзывчивость в общении с учащимися; чувство юмора, сдержанность и терпеливость в конфликтных ситуациях, проявление расположения, уважения и требовательности, педагогическая интуиция, а также тактичность в общении с детьми.

Вторым показателем культуры педагогического общения является культура речи. Действительно, педагог передает информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами. Слово педагога – это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника» (В.А. Сухомлинский). В речевой деятельности проявляется и эрудиция, и профессиональное мастерство педагога.

В педагогическом общении «присутствует» все многообразие видов речи, но независимо от того, что делает педагог (убеждает, внушает, информирует, обращается к чувствам и эмоциям учащихся, призывает их к действию и т.п.), к его речи предъявляются особые требования:

- правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

- точность (употребление слов, выражение в свойственных им значениях);

- ясность, простота, логичность, доступность;

- богатство (разнообразие используемых языковых средств);

- образность, эмоциональность.

В коммуникации важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Искусству речи учит риторика. Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, поэтому важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, громкость, тембр голоса, сила, паузы, ритмика и т.п.

Невербальные средства дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога. Умение ими владеть – третий показатель культуры педагогического общения.

Таким образом, культура педагогического общения достигается как за счет речи, так и невербальных средств.

Следующий показатель культуры педагогического общения – это наличие умений управлять своими эмоциями, настроением, то есть умения саморегуляции психической деятельности. К этим умениям относятся, например, умение управлять своим психическим состоянием, поддерживать у себя доброжелательный настрой, творческое настроение, а также умение снимать психическое напряжение, которое накапливается у учителя, как ни у кого другого.

Особо следует выделить такой показатель культуры педагогического общения, как педагогический такт. Быть тактичным – значит проявлять уважение к человеку в любой ситуации.

В педагогической литературе педагогический такт определяют как соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в разных сферах деятельности, избежание крайностей в общении с ними, сочетание уважения и требовательности к ним, умение выбрать правильный подход к ученику.

Культура педагогического общения находит свое выражение в стиле общения педагога с учащимися и в стиле его руководства деятельностью учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.011 с.)