Базовые функции экспертных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базовые функции экспертных систем



Поскольку теория экспертных систем выросла из более общей концепции искусственного интеллекта, то нет ничего удивительного в том, что проблематика этих областей имеет много общего.

Приобретение знаний

Приобретение знаний это передача потенциального опыта решения проблемы от некоторого источника знаний и преобразование его в вид, который позволяет использовать эти знания в программе.

Передача знаний выполняется в процессе достаточно длительных и пространных собеседований между специалистом по проектированию экспертной системы (инженером по знаниям) и экспертом в определенной предметной области, способным достаточно четко сформулировать имеющийся у него опыт. По существующим оценкам, таким методом можно сформировать от двух до пяти "элементов знания" (например, правил влияния) в день. Конечно, это очень низкая скорость, а потому многие исследователи рассматривают функцию приобретения знаний в качестве одного из главных "узких мест" технологии экспертных систем Причин такой низкой производительности предостаточно. Ниже перечислены только некоторые из них.

  • Специалисты в узкой области, как правило, пользуются собственным жаргоном, который трудно перевести на обычный "человеческий" язык Но смысл жаргонного "словечка" отнюдь не очевиден, а потому требуется достаточно много дополнительных вопросов для уточнения его логического или математического значения.
  • Факты и принципы, лежащие в основе многих специфических областей знания эксперта, не могут быть четко сформулированы в терминах математической теории или детерминированной модели, свойства которой хорошо понятны. Так, эксперту в финансовой области может быть известно, что определенные события могут стать причиной роста или снижения котировок на фондовой бирже, но он ничего вам не скажет точно о механизмах, которые приводят к такому эффекту, или о количественной оценке влияния этих факторов. Статистические модели могут помочь сделать общий долговременный прогноз, но, как правило, такие методы не работают в отношении курсов конкретных акций на коротких временных интервалах.
  • Для того чтобы решить проблему в определенной области, эксперту недостаточно просто обладать суммой знаний о фактах и принципах в этой области. Например, опытный специалист знает, какого рода информацией нужно располагать для формулировки того или иного суждения, насколько надежны различные источники информации и как можно расчленить сложную проблему на более простые, которые можно решать более или менее независимо. Выявить в процессе собеседования такого рода знания, основанные на личном опыте и плохо поддающиеся формализации, значительно сложнее, чем получить простой перечень каких-то фактов или общих принципов.
  • Экспертный анализ даже в очень узкой области, выполняемый человеком, очень часто нужно поместить в довольно обширный контекст, который включает и многие вещи, кажущиеся эксперту само собой разумеющимися, но для постороннего отнюдь таковыми не являющиеся. Возьмем для примера эксперта-юриста, который принимает участие в судебном процессе. Очень трудно очертить количество и природу знаний общего рода, которые оказываются вовлечены в расследование того или иного дела.

Представление знаний

Представление знаний — еще одна функция экспертной системы. Теория представления знаний — это отдельная область исследований, тесно связанная с философией формализма и когнитивной психологией. Предмет исследования в этой области — методы ассоциативного хранения информации, подобные тем, которые существуют в мозгу человека. При этом основное внимание, естественно, уделяется логической, а не биологической стороне процесса, опуская подробности физических преобразований.

В качестве своеобразного примера представления знаний приведем логические умозаключения интересной загадки.

В одной известной загадке человек смотрит на портрет и говорит:

"У меня нет братьев и сестер, но отец этого человекаэто сын моего отца".

Спрашивается: 'Кто изображен на портрете?"

Во-первых, потратьте пару минут и решите эту загадку. Во-вторых, представьте себе, как вы будете объяснять ход решения кому-нибудь постороннему, но при этом нельзя пользоваться никакими вспомогательными средствами вроде карандаша и бумаги. Для многих эта загадка представляется головоломной, причем немало и таких, которые не могут проследить за ходом уже описанного решения.

Ответ прост: отец смотрит на портрет сына (человек, который смотрит на портрет, — отец человека, изображенного на портрете). Как мы пришли к такому заключению, станет ясно после того, как мы воспользуемся логическим представлением.

Пусть Петр— человек на портрете, а Леонид — человек, который смотрит на портрет.

"...это сын моего отца".

сын(отец(Леонид)), отец(Петр).

"У меня нет братьев и сестер..."

for all X,

if сын(отец(Петр), X) then Х=Леонид.

Здесь сын — это отношение между двумя людьми, а отец — функция, поскольку каждый имеет только одного отца. Из этого утверждения после подстановки совершенно очевидно следует

отец(Петр) = Леонид.

Таким образом, Леонид смотрит на портрет своего сына.

Правильное логическое представление зачастую значительно упрощает решение задачи и делает его более понятным. Но сформировать такое представление — это в значительной мере искусство. Объяснение не всегда имеет форму доказательства, как в данном случае.

Потенциальный пользователь экспертной системы чаще всего задается вопросом: "А сможет ли она решить мои проблемы?" Ответ уклончивый: "Смотря какие". Существуют три фактора, от которых зависит окончательный ответ, — природа проблемы, наличие определенного опыта в той предметной области, к которой относится проблема, и возможность сопоставления результатов анализа проблемы и имеющегося опыта методом, доступным компьютерной программе. Потенциальному пользователю следует сначала задуматься над следующим: есть ли у него на примете эксперт, который

  • способен решить проблему;
  • знает, как решается проблема;
  • способен объяснить другому, как решается проблема;
  • располагает временем, чтобы объяснить другому, как решается проблема;
  • имеет достаточные побудительные мотивы к активному участию в этом предприятии.

Например, предсказание погоды — это не та задача, которую может решить кто-либо, даже умудренный большим опытом эксперт. Распознавание речи — это задача, которую решает практически каждый, но никто из нас (включая и профессиональных лингвистов) не может вразумительно объяснить, как это делается. А потому использовать для решения этой проблемы методы, основанные на анализе знаний, вряд ли удастся. Здесь большего следует ожидать от статистического моделирования. Даже имея на примете гениального эксперта, знающего, как решается задача, нельзя рассчитывать на успех, если этот эксперт не может или не желает подробно и вразумительно объяснить, как он это делает. Эксперт может быть не расположен к общению с посторонними или слишком занят, чтобы терять время на длительные собеседования с инженером, которому поручено проектирование базы знаний. Как правило, эксперт высокого класса не испытывает недостатка в предложениях работы в той области, с которой он хорошо знаком, а потому предпочитает выполнять ее, а не вести пространные беседы о том, как он это делает. Есть еще и психологический фактор — многие эксперты весьма ревниво относятся к своему уникальному опыту и не склонны его разглашать, поскольку считают (и нам нечего возразить им), что, передавая опыт автоматизированным системам, они рубят сук, на котором сидят.

Но даже если удастся выполнить оговоренные выше условия, в задаче могут существовать факторы, ограничивающие возможность "машинного" воспроизведения человеческого опыта. Например:

  • в процессе решения задачи используются способности органов чувств человека, недоступные на сегодняшний день в мире машин;
  • в решение задачи вовлечены соображения здравого смысла человечества или большой объем знаний, само собой разумеющихся для любого человека.

Очень важно отделить те знания, владение которыми характерно именно для эксперта в определенной области, от тех знаний, которые известны любому, выполняющему в этой области рутинную работу. Управление автомобилем при езде по забитым транспортом улицам требует не столько знаний эксперта, сколько умения мгновенно оценивать ситуацию и быстро на нее реагировать. Хотя современные роботы такой скоростью и таким умением не владеют, вряд ли кто-нибудь назовет такого водителя "экспертом".

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.008 с.)