Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Многофункциональные критерии
Многофункциональные статистические критерии – это критерии, которые могут использоваться по отношению к самым разнообразным данным, выборкам и задачам. Это означает, что данные могут быть представлены в любой шкале. Многофункциональные критерии позволяют решать задачи сопоставления уровней исследуемого признака, сдвигов в значениях исследуемого признака и сравнения распределений. К числу многофункциональных критериев относится критерий Фишера (угловое преобразование Фишера). Многофункциональные критерии построены на сопоставлении долей, выраженных в долях единицы или процентах. Суть критериев состоит в определении того, какая доля наблюдений в данной выборке характеризуется интересующим исследователя эффектом и какая доля этим эффектом не характеризуется. Критерий Фишера Критерий Фишера используется, когда обследованы две выборки испытуемых. Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол , а меньшей доле – меньший угол, но соотношения здесь не линейные: , где Р – процентная доля, выраженная в долях единицы. При увеличении расхождения между углами и и увеличении численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше величина , тем более вероятно, что различия достоверны. Ограничения критерия Критерий 1) Ни одна из сопоставляемых долей не должна быть равна 0; 2) Выборки могут быть сколь угодно большими. Однако должны соблюдаться следующие соотношения в численности двух выборок: а) если , то ; б) если , то ; в) если , то ; г) при и возможны любые сопоставления. Гипотезы : доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2. : доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2. Можно установить критические значения , соответствующие принятым в психологии уровням статистической значимости: .
Пример. Допустим, нас интересует, различаются ли две группы студентов по успешности решения новой задачи. В первой группе из 20 человек справились с задачей 14, а во второй группе из 25 человек – 10. Построим таблицу:
Будем сопоставлять значения в столбце «Решили задачу». : доля лиц, которые решили задачу, в группе 1 не больше, чем в группе 2. По таблице приложения определим величины , соответствующие процентным долям в каждой из групп: ; . Подсчитаем эмпирическое значение по формуле: , где - угол, соответствующей большей процентной доле, - угол, соответствующий меньшей процентной доле. В примере ; . Тогда . Таким образом, эмпирическое значение . Сравним это значение с критическими значениями. При уровне значимости , следовательно, нулевую гипотезу следует отвергнуть и принять конкурирующую гипотезу: доля лиц, которые решили задачу, в группе 1 больше, чем в группе 2. При уровне значимости , следовательно, нет оснований отвергать нулевую гипотезу: доля лиц, которые решили задачу, в группе 1 не больше, чем в группе 2. Задача 1. Проводился эксперимент, направленный на выявление лучшего из учебников, написанных двумя авторскими коллективами в соответствии с целями обучения геометрии и содержанием программы IX класса. Для проведения эксперимента методом случайного отбора были выбраны два района, большинство школ которых относились по расположению к сельским. Учащиеся первого района (20 классов) обучались по учебнику № 1, учащиеся второго района (15 классов) обучались по учебнику №2. Распределение ответов 20 учителей первого района и 15 учителей второго района представлены в виде таблицы:
С помощью критерия проверьте гипотезу: : учебники № 1 и № 2 имеют одинаковую доступность для самостоятельного изучения учащимися. Указание: При решении задачи следует определить долю учителей в процентах, как это показано в выделенном столбце. Процентная доля 5 человек из 20: . Процентная доля 8 человек из 15: . Задача 2. В экспериментальной группе учащихся проверялась одна из методик изучения нового материала. Для выявления эффективности методики была выделена контрольная группа учащихся, которая изучала новый материал по традиционной методике. Данные представлены в таблице:
С помощью критерия проверьте при уровне значимости 0,05 гипотезы: 1) : после эксперимента доли учащихся с высоким уровнем знаний в контрольной и экспериментальной группах не отличаются. 2) : после эксперимента доли учащихся с низким уровнем знаний в контрольной и экспериментальной группах не отличаются. 3) : в экспериментальной группе не произошло существенных изменений в доле учащихся по высокому уровню знаний после применения новой методики (т.е. новая методика не дала эффекта). Указание: При решении задачи следует определить долю учащихся в процентах, как это показано в выделенном столбце. (Процентная доля 3 человек из 32: . Процентная доля 14 человек из 32: . Процентная доля 15 человек из 32: . Проверка: .
Приложение Лабораторная работа №7 «Коэффициент ранговой корреляции Спирмена» Основание для выбора этого коэффициента корреляции: 1) универсальность, 2) простота, 3) широкие возможности в решении задач сравнения индивидуальных или групповых иерархий признаков. Универсальность проявляется в том, что данный коэффициент применим к любым количественно измеренным или ранжированным данным. Назначение: Позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков. Для подсчета ранговой корреляции необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими рядами значений могут быть: 1) два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых; 2) две индивидуальные иерархии признаков, выявленные у двух испытуемых по одному и тому же набору признаков; 3) две групповые иерархии признаков; 4) индивидуальная и групповая иерархии признаков. Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому признаку. Назовем признаки А и В. Как правило, меньшему значению признака начисляется меньший ранг. Обозначения: - разность между рангами А и В, - количество ранжируемых значений или количество испытуемых. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле: 1) при отсутствии одинаковых рангов: , 2) , где - поправки для одинаковых рангов. Они рассчитываются по формулам: , , где - объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду А, - объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду В. Ограничения: .
Классификация корреляционной связи:
Если , то связь между признаками положительная или прямая (большим рангам одного признака соответствуют большие ранги другого признака), если , то связь обратная (большим рангам одного признака соответствуют меньшие ранги другого признака). Пример 1. Корреляция между двумя признаками
А – показатели по шкале самоуважения (тест самоотношения)
В – показатели по шкале аутосимпатии (тест самоотношения)
Показатели А для испытуемых под номерами 3, 8 и 10 одинаковые, поэтому имеют одинаковый ранг. Так как их ранги должны были бы быть обозначены как 4, 5, 6, но имеют одинаковый ранг, то рассчитываем их ранг следующим образом: (4+5+6):3=5. Таким образом, испытуемым под номерами 3, 8 и 10 присваиваем ранг 5. Следующему испытуемому под №1 присваиваем уже ранг 7 (так как ранги 4, 5, 6 уже использовались как ранг 5). Аналогично, испытуемые под № 4 и 7 должны были бы иметь ранги 8 и 9, но т.к. их показатели одинаковые, то рассчитываем ранг следующим образом: (8+9):2=8,5. Поэтому испытуемый №6 получает ранг 10, а не 9. Показатели В для испытуемых под № 2, 9 и 10 одинаковы. Они должны были бы иметь ранги 2, 3 и 4, но имеют одинаковый ранг, поэтому рассчитываем их следующим образом: (2+3+4):3=3. Испытуемые под № 3 и 4 имели бы ранги 5 и 6, но т.к. их показатели одинаковые, то и ранг одинаковый: (5+6):2=5,5. И т.д. Контроль: Сумма рангов по столбцам А и В одинаковая, сумма разностей рангов равна 0. Так как в обоих сопоставляемых рядах есть одинаковые ранги, перед подсчетом коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги. В ряду А присутствует 2 группы одинаковых рангов, при этом , . Тогда . В ряду В присутствует 4 группы одинаковых рангов, причем , , , . Тогда . Коэффициент ранговой корреляции рассчитываем по формуле: . , . . Таким образом, между показателями по шкалам самоуважения и аутосимпатии в выборке из 10 человек существует умеренная связь. Проверим значимость коэффициента корреляции. Выдвинем гипотезу: . Критическое значение находим из таблицы при : . Так как , то гипотеза принимается. Корреляция между показателями самоуважения и аутосимпатии не достигает уровня статистической значимости, т.е. значимо не отличается от 0.
Пример 2. Корреляция между индивидуальными профилями
Ранги терминальных ценностей по списку М.Рокича в индивидуальных иерархиях матери и дочери (пример из книги Е.Сидоренко «Методы математической обработки в психологии»):
Определим эмпирическое значение коэффициента ранговой корреляции по формуле : . Проверим значимость коэффициента корреляции. Выдвинем гипотезу: . Критическое значение находим из таблицы при : . Так как , то гипотеза отвергается. Принимается гипотеза . Корреляция между иерархиями терминальных ценностей матери и дочери статистически значима () и является положительной, т.к. .
Пример 3. Корреляция между двумя групповыми иерархиями
Данные, полученные по 10-бальной шкале, были усреднены по 32 испытуемым (см. таблицу ниже). Вычислим коэффициент ранговой корреляции: . Проверим значимость коэффициента корреляции. Выдвинем гипотезу: . Критическое значение находим из таблицы при : . Так как , то гипотеза принимается. Корреляция между упорядоченными перечнями видов страха в американской и отечественной выборках не достигает уровня статистической значимости, т.е. значимо не отличается от 0.
Задание 1. Корреляция между индивидуальными профилями двух студентов Заполните таблицу, установив ранги терминальных ценностей по списку М.Рокича в индивидуальных иерархиях двух студентов:
Определите эмпирическое значение коэффициента ранговой корреляции по формуле . Сделайте вывод. Для проверки значимости коэффициента корреляции выдвинем гипотезу: . Критическое значение найдите по таблице приложения.
Задание 2. Испытуемым в количестве 77 человек предлагалось ответить на вопрос: «Какой уровень развития каждого из перечисленных ниже качеств необходим для депутата городского собрания Санкт-Петербурга?». Усредненные эталонные оценки избирателей и индивидуальные показатели депутата К-ва по 18 личностным качествам экспресс-видеодиагностики:
Так как имеются одинаковые ранги, коэффициент ранговой корреляции рассчитываем по формуле: . Рассчитайте значение самостоятельно и сделайте выводы.
Приложение
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 1571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.068 с.) |