Длина и состав колонн. Скорости походного движения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Длина и состав колонн. Скорости походного движения



Глубина автомобильных колонн приблизительно следующая:

Пехотная дивизия. Пешие части дивизии: пехота и пулеметы с двуколками и лошадьми, инженерные роты, походные кухни, багаж (частично) и суточный комплект боеприпасов, всего 800 грузовиков, занимающих; каждый 30 м *............24 км

Пехотная дивизия в указанном выше составе, с придачей 75-мм батарей (4 пушки и 4 зарядных ящика с лошадьми), всего около 1 100 грузовиков.. 33»

Кроме того, два взвода автомобильного парка... 1»

Итого... 34 км Полк возимой 75-жн артиллерии (из трех дивизионов"!, екпдо................... 8 км

Полк возимых 155-мм гаубиц на грузовиках, около. 9» Цолк тяжелой тракторной артиллерии (из четырех

дивпзиоиов), около.......•.........13»

Полк (предположителыш) возимых lьц-лш пушек (из

трех дпввзионо:!), около.............. 9»

Армейская грунта в указанном ниже составе _ будет поэтому иметь следующую глубину, если дивизионный 75-.™ полк будет заменен возимым полком:

4 пех. дивизии (пешие части).......... 96 км

4 полка возимой 75-лш артиллерии....... 32»

2» возимых 155-.1Ш гаубиц......... 18»

2»» 105-л.и пушек (предположительно) 18»

II тог о... 164 км

Подразделение на три или четыре колонны совершенно необходимо, так как порядок размещения войск должен быть со-

1 Допускается вообще 20—25 м на грузовик. Мы принят 30 м, чтобы учесть дистанции между отдельными эшелонами походной колонны и войсковыми частями (батальонами, полками, батареями п т, д.").


Маневр на аипюмиии.1Ах

КО

образован с дорожной сетью, тактической обстановкой л потребностями яаметогаого маневра. Чтобы составить себе более явное представление, допустим построение !В три колонны, причем левое крыло будет усилено. Схема движения будет в таком случае следующая *:

.Тевая колонна Средняя колонпа Правая колонна
км 1-я пех. дивизия. 24 1-й полк 15-мм пушек, возимый.. 8 2-н полк 75-.H.W пушек, возимый.. 8 1 аввадивизион П| 010 ВОВ 0 (ДУШНОЙ обо, оиы.... 2 1-й и 2-й пех. полки 2-й пех. дивизии 16 км 3-я пех. дпвезия. 24 3-й полк 75 мм пушек, возимый.. 8 1-й полк Ю5-.К.И пушек, возимый.. 9 1 авиадивизион противовоздушной обороны.... 2 1 -fi ПОЛК 155-.WJ« гаубиц, возимый 9 3-й пех. полк 2-й пех. дивизии.. 8 4-я пех. девизия. 24 4 й полк 75-3i.it пушек, возимый.. 8 2-Й иолв 105-мм пушек, возимый..!• 1 авиадиви-'Ион противовоздушной обороны.... -1 2-й полк 155-л«.«гаубиц, возимый. 9
Итого.. 58 Итого.. 60 Итого.. 52

Фронт движения был бы в 30 иг, считая одну автомобильную дорогу на 15 иш фронта2.

Днем скорость походного движения не «может превысить 10—12 юм в час, что даст возможность выполнить за день перевозку на 60—100 да, считая расстояние между центрами общего расположения войск при отправлении щ по прибытии.

Ночью движение возможно лишь в тылу боевого фронта и в надежной стране; средняя часовая скорость тогда должна быть уменьшена та 6—7 ш, что соответствовало бы переходу в 50 км.

Роль и состав авангардов

Такая масса машин, какая была указана выше, даже в расчлененной колоипе могла бы быть продвинута вперед только по

1 Не считая авангардов. Кроме того, пехотные батальоны следует вставить в промежутки между артиллерийскими полками, главным образом, на обеих колоннах крыла.

2 Эта ширина в 30 км требует использования трех дивизионов пушек противовоздушной оборопы.


ЦO

Глава IV

той местности, которая предполагается свободной от противника или занятой слабыми его частями. Автомобильный маневр состоит в перевозках по направлению к полю сражения; при.вступлении в пространство, поражаемое тяжелой пушечной артиллерией противника, роль грузовиков будет окончена, как только должно будет начаться сближение.

Согласованное вступление в бон всех дивизий на целесообразно организованном фронте для -взаимного 'Прикрытия разгрузочных операций,в особенности желательно. Поэтому необходимо, как уже было оказано, чтобы колонны сообразовали своя движения одни по отношению к другим, причем их головные части показались бы приблизительно в одно и то же время на последовательных естественных рубежах, в намеченных районах выгрузки. При несоблюдении этой предосторожности начавшиеся действия станут вскоре, 'вследствие быстроты марша, совершению несогласованными, и управление войсками может быть восстановлено лишь о большие риском, в беспорядке и с потерей времени. Определяя собой выбор районов выгруз--lоiii, дорожная сеть га^поородственгво влияет на фор м у м а и е в р а.

Даже небольшие неприятельские отряды, если они снабжены несколькими скорострельньюш пушками, очень опасны вследствие крайней уязвимости глубокой колонны грузовиков и ее чувствительности к малейшим препятствиям. Как только авангарды натолкнутся на непрерывное сопротивление, которое невозможно, быстро преодолеть путем окружения или охвата, 'выгрузка всех или части главных сил станет неизбежной.

Таким образом, роль органов охранения заключается 'В следующем:

1) доносить, свободна ли местность от неприятельских сил; сведения положительного характера будут иметь большую важ-ность, так как они будут давать возможность продолжать марш с нормальной скоростью;

2) устранять с дороги материальные препятствия или указывать маршруты, но которым яеддежия следовать для их обхода;

3) преодолевать небольшие, местные сопротивления;

4).определять видимое начертание всей непрерывной линии перекрестного опня противника и таким 'путем устанавливать момент, когда выгрузка главных сил будет диктоваться необходимостью.


Маневр на автомобилях

Во время щвижеопя надлежит (прежде всего требовать «ведений от воздушного -набл'кдатешя. К тому же мощная истребительная авиация совершенно необходима, чтобы отгонять от колонн самолеты наблюдения противника и предотвращать бомбардировку.

Самолет, летая быстро и высоко, может дать сведения лишь общего наряда. Он не может сишализировать об огневых засадах малочисленного противника, могущего 'притаиться и замаскироваться. Подготовленные на (дорогах разрушения совершенно от него ускользают. Он не замечает мелких единиц (батальона и ниже), даже если они находятся в походной колонне-. Короче, самолет щидит только то, что неприятель позволяет ему видеть, а потому было бы чрезвычайно неосторожно 'Ограыичив-атыся сведениями, -которые он доставляет.

Следовательно, надо требовать сведений, главным образом, от авангардов, которые также -обеспечивают безопасность. Возлагаемые на них (задачи трудно выполнимы вследствие того, что механические средства, служащие для перевозки, при современном состояний техники-, плоаад' соответствуют предъявляемым им требованиям, а -именно:

1) обладать скоростью марша, значительно (превышающей (приблизительно вдвое) скорость движения грузовиков с главными силами;

2) давать возможность быстрого развертывания на местности вне дорог и, таким образом, в широкой «ере быть независимыми от путей сообщения.

Выполнить первое из указанных требований уже сейчас относительно легко. Что (касается второго требования, то оно будет полностью выполнено лишь тогда, когда будут располагать автомашинами на гусеничном ходу, способными быстро передвигаться по всякой местности. В настоящее время приходится довольствоваться легкими автомашинами, использующими второстепенные шоссе и грунтовые дороги.

Существующие средства связи, более или менее полно отвечающие высказанным выше -пожеланиям, это — могоци к л, бронеавтомобиль, самокат и полугрузовив.

Мотоцикл обладает достаточной скоростью хода. Он может преодолевать труднодоступные пути и -проникать почти всюду, как и велосипед. Он1 не отстает от колонн и даже летке обгоняет их. Поэтому мотоцикл -с по-лызой может быть применен- для пере" втеки делегатов связи.

Но так как мотоциклист поглощен управлением своей машиной, то внимание его недостаточно свободно для набдюдешш;


J '.шва -I i

будучи утомлен наблюдением, он обладает лишь пониженной боеспособностью. Чтобы быть полезным в авангарде, мотоциклист должен находиться ш.сопровождении товарища. В этом случае (мотоцикл с боковой коляской и небольшой шириной во-лешого хода совершенно необходим. Наблюдатель-боец должен быть снабжен хорошим биноклем и скорострельным оружием, щешро снабженным патронами.

Самокатчик передвигается со скоростью походного движения, несколько (превышающей скорость.колонны грузовиков; он не может быть использован в головной походной заставе. Но самокат имеет то большое (преимущество, что он менее зависит от дорог, чем мотоцикл с баковой коляской. Имея возможность везти.с. собой лишь ограниченное количество боеприпасов, самокатчик обладает вследствие этого и значительно меньшей боевой силой.

Самокатчик — стрелок, то 'посредственкого качества.

Бронеавтомобиль настоящего времени связан с дорогой: это его главный недостаток. Благодаря своей скорости, мощности вооружения и броне он в высшей степени 'пригоден (ля разведки, с целью установить, занят ли тот или другой пункт. (•и может принудить -к отступлению несколько человек, образовавших засаду, разрушить баррикаду и затем быстро выйти из боя. Значительная его "заметность вследствие массивности и вышины позволяет1 игенользовать его в головном дозоре лишь временно, если нужно сделать глубокую разведку в определенном направлении, или для быстрых и коротких действий.

Если снабдить бронеавтомобиль гусеничным ходом и лучше бронировать его, то в вэде быстроходного танка он был бы особо ценным разведывательным сродством.

Полу г р у з о в п к имеет приблизительно вдвое большую скорость' походного движении, чем (большая автомобильная колонна из всех родов войск, но он тесно связан с дорогой. Большим его преимуществом является •способность перевозить бойцов (быстрее, чем грузовик, так как он несколько более поворотлив, хотя совершенно так же уязвим, как и грузовик.

Из этого краткого рассмотрения можно заключать, что авангарды должны иметь в своем составе:

— в походной заставе — мотоциклы с боковыми колясками, действующие совместно с, б'ронеавго'Мобилями;

— головной отряд, организованный, как гг походная застава, и метущий принять самокатчиков;

— главные силы, перевозимые на полугрузовиках, ииопа вместе с самокатчиками.


Маневр на автомобилях

 

Глубокое расчленение колонны диктуется необходимостью — ввиду общей 'Скорости 'походного движения, уязвимости задних эшелонов, перевозимых на лолугрузовиках и дальше — па грузовиках, наконец, 'ввиду медленности выгрузки п постепенности -развертывания.

Во венком случае главные сил ы а в а га гарда до лжи ы быть от колонны грузовиков на расстоянии предельной досягаемости полевой пушки (12 км), а головной отряд авангарда — та достаточное расстоянии) от этой колонны, чтобы избежать внезапного обстрела неприятельской тяжелой пушечной артиллерии (20 км). fei авангард от головных частей походной Коломны до главных сил должен иметь глубину ие менее 10 км.

По-лутрузовики, представляющие собой огонь заметную цель, должны быть немногочисленны, чтобы иметь возможность быстро укрыться от зрительного наблюдения, яоеле< того как сип высалят пехоту на землю. Условие это выполнимо лиан, •в том случае, если главные оилы авангарда не превышают по численности одного батальона 1.

Придание артиллерии, следующей между хвостом авангарда н головой жоладшы (главных сил, было бы выгодно, но теперь почти невозможно, принимая во внимание, что это лишило бы авангард быстроты действий ввиду:

— времени, необходимого для выгрузки пушек, зарядных ящиков и лошадей, перевозимых на грузовиках;

— медленности перехода в боевое положение возимых соединений и их слабой подвижности на разнообразной местности.

Чтобы не делать авангарды излишне тяжелыми и не задерживать -вступления их -в бой, следовало бы иметь несколько батарея на гушшчном ходу.

Авангард будет предшествовать колоннам от одной складки местности до другой, 'прикрывая последовательные районы, в которых можно осуществить выгрузку.

По второстепенным путям, пролегающим между главными автомобильными дорогами, будут следовать отряды для связи, имея состав, сходный с составом авангардов. В их задачу будет •входить увеличение числа точек соприкосновения с противником; охват с фланга неприятельских частей, оказывающих встречное

1 Перевозка одного батальона требует уже колонны в составе четырех взводов яо 16—20 грузовиков, и, естественно, некоторое — значительно более высокое—число полу грузовиков.


Глава IV

сопротивление; способствование быстрой организации огневого заграждения; 'прикрытие общего 'смыкания всего фронта в связи с переходом в боевой порядок, когда сражение станет неизбежным.

Использование кавалерии

Кавалерийская дивизия, благодаря поддержке имеющихся в ее составе 'пулеметных и пушечных бронеавтомобилей и благодаря усилению ее.пехотой, перевозимой на полугрузовиках, может иногда составить авангард. Она действительно способна вести разведку на фронте в 30—40 км и делать переход в 60—80 км в сутки.

Кавалерия обладает тем ценным 'преимуществом, что она, не будучи связана с машиной, отличается большей маневроспо-собностыю, чем любая часть автомобильной'.колонны. Она может быстро охватить фланги противника, оказывающего сопротивление, образовать линию огня, прикрыть перемену фронта на оси его захождения или обеспечить смыкание фронта походного движения.

Однако использование ее требует принятия некоторых мер предосторожности.

Скорость в 8 км в час представляется даже для конной части очень большим напряжением, если последнее должно длиться десяток часов, а тем более для разведывательных разъездов, которые должны передвигаться 'более быстрыми аллюрами. Для того чтобы автомобильные колонны, проходящие в среднем по 10 км 'в час, пе нагнали слишком рано 'кавалерийскую дивизию, последняя должна с самого начала опередить автомобильные колонны километров на двадцать; выдвинуться вперед на это расстояние она должна еще вечером накануне маневра ил-д в то же утро, своевременно покинув креста своих стоянок^ Но, действуя таким образом, она рискует возбудить преждевременщо внимание неприятеля; этого часто бывает достаточно, чтобы отказаться от ее использования. Если, однако, командование идет на»гот риск, то оно все же не -может отказаться от авангардов, организованных, как сказано выше, для того, чтобы не уменьшать общую скорость движения, начиная с момента, когда кавалерия будет нагнана.

С другой стороны, если переход автомобильных колонн будет умеренной величины, т. е. если он не будет превышать 60 км, то все же напряжение кавалерии будет значительным. Во всяком случае ©озабисшть его нельзя без того, чтобы (не привести в сильное расстройство трудно 'заменимый и малочисленный род


Маневр па автомобилях

боёск (каковым является кавалерия. — Ре д.), который 'во многих случаях может быть с 'пользой применен для выполнения задач, более соответствующих его нормальным способностям. Следовательно, в автомобильном маневре, который длился бы более суток, кавалерия не может, невидимому, быть истюльзо-мшгой для pas вейки и прикрытии.

В общем, применение маневра на автомобилях может оказаться весьма ограниченным введу сего зависимости1 от машины и от дорожной сети.

Он станет более применимым,.когда использование гусеничного хода станет более распространенным; это придаст походному движению скорость в 15 км и час как по дорогам, так и целиной по местности о>з дорог. Такой способ передвижения совершенно необходим для.танков, 'предназначенных для поддержки разведывательных частей, для автомашин, служащих для перевозки пехоты авангардов, и для батарей 75-мм пушек, 155-мм гаубиц и 105-мм пушек.

Даже при осуществлении этих достижений необходимо будет соблюдение нижеследующих условий:

1. Для автомобильного маневра дивизия должна быть всегда специально организована. В частности, нужно будет входящие в ее состав штатные артиллерийские полки заменить автомобильными ложами, так как ее может быть и речи о моторизации всей артиллерии армий, а лишь 'всей или части артиллерии главного резерва. То же относится % паркам и вообще ж обозам 1-го и 2-го разрядов. Кроме того, будут необходимы специальные части наблюдателей-бойцов.

2. Местность должна быть удобопроходимой, располагать очень густой дорожной сетью и быть почти свободной от противника.

3. Внезапность осуществима, лишь в течей» первого этапа. В дальнейшем она исключается, и тогда случайности всякого рода увеличиваются в значитешнюй степени.

4. Артиллерийским огнем или действиями бомбардировочной авиации, разрушая дороги, противник может привести колонны в полный 'беспорядок или, но меньшей мере, принудить их в (преждевременной выгрузке 'вдали от поля сражения и таким образом свести на-нет все выгоды маневра.

5. Даже при глубоких колоннах общее протяжение фронта походного движения всегда значительно превосходит ширину боевого фронта; следовательно, 'в последний момент будет совершению необходимо сосредоточение. Но эта операция настолько


ЦЯ

Гласи i\

трудна и»паша, что иногда командование может стать перед альтернативой: или отказаться от.сосред'оточе'ння и.разшарнутъ крупные соединения иа всей шарило занимаемой местности, где они образуют лишь занесу,— или же приказать большому количеству полков произвести сосредототеиие пешим порядком и приступить њ выгрузке на расстоянии 'Значительного перехода от полосы алия противника.

Несмотря, однако, на все эти оговорки, автомобильный стратегический маневр при тщательной его подготовке во всех деталях н при искусном выполнении может дать весьма крупные результаты.

3. Автомобильный маневр батальонов стрелков-пулеметчиков

В современной войне 'маневрирование па иоле сражения возможно только под прикрытием непрерывной «линии огня. Но современные армии располагают настолько малочисленной пехотой, что такая линия огня не может быть создана одними дивизиями без риска рашыленля сил, которое может привести к полному бессилию. Кроме того, во время стратемчес-кото маневра необходимы»интервалы (Между армиями, а также до последнего момента—'.разрывы между фронтальными и охватывающими частями. В этом отношении заполнение раврььва крупными соединениями из всех родов войок может вскоре закончиться таотм нагромождением сил, наименьшим неудобством которого было бы малоэноноашое их использование.

С другой стороны, в течение боя неприятель может пробить р. боевом порядке 'бреши, которые необходимо быстро заполнить огнем.

Поэтому понятно, 'что главное' командование сохраняет в своем распоряжении несколько батальонов стрелков-пулеметчиков. Эти части, несмотря на их небольшой численный состав, представляют собой значительную численную силу и потому способны заполнить образовавшие«я интервалы «ли закрыть брешь.

Вообще перевозка их на автомобилях будет необходима •вследствие неотложности потребностей, подлежащих удовлетворению, и 'значительных расстояний, обычно образующихся между резервами и таким растянутым фронтом, как, например, фронт армии или группы армий, которые надо суметь быстро усилить в любом из пунктов.


Маневр па автомобчлях о)о

Маневр этих батальонов связан с такими же задачами прикрытия, как щ 'исследованные выше, н» с учетом:

1) слабости рассматриваемой части, 'перевозка которой вместе с двуколками, лошадьми и 'обозом 1-го разряда потребует использования только 1% колони;

2) того факта, что пулеметы могут лишь подготовить.продвижение, но не создать его своими усилиями.

Решения, которые необходимо при этом 'принять, те же, какие уже указаны: авангард может иметь s своем составе: в головных частях — дозоры на мотоциклах с боковой коляской и эскадрон бронеавтомобилей; в главных силах — пехотную роту (из оддаих етрелков) „на пошугрувовнках, которая образует, такшм образом, первый боевой эшелон.

Эта рота должна расчистить местность от встречающихся небольших неприятельских частей, оказывающих сопротивление, 'установить соприкосновение с противником и прикрыть выгрузку и развертывание.

В дальнейшем она послужит для оказания пулеметным ротам поддержки, преграждая доступ противнику в не обстреливаемые пулеметами подступы, и для выполнения контратак.

В случае паредвшкешя1 вперед они должна будет вернуться к своей роли авангарда *.

В случае отступления она сможет 'прикрыть выход из боя и устройство на следующей позиции...___

1 Передвижение вперед может быть вызвано продвижением соседних крупных соединений, а не батальона стрелков-пулеметчиков.

Стратегия 7


ГЛАВА V

УРОКИ ВОЙНЫ. ПРИНЦИП ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ АРМИЯХ

Под понятием «уроки войны» мы рассматриваем в настоящей главе некоторые более или менее правильные тенденции тактшеширо или оргаш-зацнояного характера,.вызываемые опытом современных войн и могущие оказать влияние «а 'ведений операций в случае возмжньц в будущем стожиовешш.

1. Приковать к местности, сковать, заманить

Широко рашрострапеда и прочно установилось мне'ше<, что неприятеля возможно приковать к местности и что для этого достаточно его атаковать.

Прошло уже 70 лет с тех пор, как "немцы конкретизировали в формуле «festhalten und umfassen» (удерживать и охшаты-вать) свой опыт 1866 и 1870 от. Между тещ тот, что Бенедею сан себя заморозил на высотах Садовой. Он укрепился там, решив ооороняться,»потому что предыдущие его пеутцти привели его к сознанию своей относительной слабости. Он больше не вел сражения, так mk- не> руководил действиям* 'войск, и 'причиной его поражения была его пассивность, а ne сильные атаки Фридриха-Карла. Не менее достоверно и то, что в 1870 г. французское командование остановилось па «отличных и важных позициях» не для того, чтобы соблюсти требования «боевого устава 1867 т.», а потому, что оно да смогло сделать ничего лучшего. Кроме того, командование не знало, ради чего сражалось, а вело военные действия просто потому, что была война. Оно вовсе не командовало; доказательством служлт то, что пи разу не "Зыло организовано общего контрудара, хотя обстоятельства этому благоприятствовали.

События 1866 и 1870 тт. не представляют собою прочной экспериментальной базы. Прикрепление к местности было вызвано не атакой: на это добровольно заранее согласилась одна


Уроки войны. Принцип движения в современных армиях _____09

из сторон. Тем не моте«было провозглашено положение, что можно производить маневр только вокруг определенной точки, а Боеяные критики, констатируя неуспех той или иной операции, непременно припишут причину его тому факту, что «неприятель не был прикован к местности». Так была изобретена успокоительная система. Но все же вопрос остается открытым: м о ж п о ли приковать противника к ж е с т и о-с т и вопреки ею воле и — в утвердительном случае — каким спою об ом?

1. Полк красных, наступая своими тремя батальонами, следующими один за другим, подошел па 400 м к полку синих, который обороняется Bi таком же построении. Местность открытая. Погода ясная. В этой обстановке, если кто-либо из красных поднимется, он наверно будет сражен синим, и 'наоборот. В мертвой полосе между двум батальонами первой линии никто больше вв. сможет пошевельнуться, и оба батальона взаимно будут приковывать друг друга к местности.

Второй батальон синих находится в 400 м позади предыдущего, следовательно, в 800 м от лилии огня красных. Он уже менее прикован к местности, так как, находясь на большем расстоянии, он менее видим и, возможно, найдет какую-нибудь неровность почвы, чтобы ею прикрыться. Кроме того, стрелки красных гораздо вдегоее озабочены им, чем первой линией синих стрелков, как более близкой' я притом единственной, могущей представить для них реальную и дапоаредетвевную опасность.

Третий батальон синих, расположенный даашо еще на 400 м, мот бы бе'з ущерба и соасем» уйти. Если ж© он остается, то лишь потому, что так приказывает ему командование.

Только.первые линии боевого порядка прикованы к местности, резервы л; е п р и к о-в а и ы тем меньше, чем дальше они расположен ы, согласно решению высшей к о м а и д-ной ни с та;н дни.

18 августа 1870 г. Бурбаш, юомавдовавший боевым резервом, оставался неподвижным на летом 'французском фланге' не потому, tito он был прпко'ван к местности германскими атаками по ту сторону оврага» Маис, а потому, что ал не получил приказа направиться на правый фланг, где cih, однако, оказал бы существенные услуги. А Бавеи ве> отдал этого приказа потому, что почти не верил в большое сражение: он играл па бильярде, отдыхал после обода и поднялся на Сеп-Кантэи, где произвел

7*


Глава V

наводку пушки 'крупного калибра. Штаб его тем временем составлял списки 'представляемых к производству.

В конце 1914 г. маршал Жоффр без затруднения 'вывел армо&ские корпуса из Лотарингии, хотя Мольтке, меняя в основном план Шлиффена, усилил свои армии с этой стороны, именно чтобы лучше удержать там французские силы.

2. Но вернемся опять к двум батальонам первой линии — краевых и сипих.

Наступает ночь. В это время стрелки больше не видят друг друга, и оба противника перестают быть прикованными к местности.

И если бы дпем между ними образовалась туманная завеса или если бы разразилась сильная ен§жная буря, или пошел проливной дождь, то они также были бы свободны в своих передвижениях.

Первые линии сами п р и к о в ы в а ю т себя к м е с т и о с т и, il о л и ш ь на короткое врем я.

Однако, Куропаткиш, выдержав 11 и 12 октября 1904 г. сильную атаку, предпринял в ночь с 12-го на 13-е отход, а спустя 36 часов, всего в 12 км позади своего прежнего фронта, противопоставил Ояме совершенно новое боевое расположение.

3. Два батальона находятся друг от друга не в 400 м, а в 2'0 im и прикрыты окопами. Среда бела дня синие заменяются другими войсками, а красным понадобится два дня, чтобы это заметить. За четыре года миллионы людей сменялись таким образом сотни раз.

Приковывания <к м е с т и о с т и вовсе не бывает, иогда боевой порядок расположен под з е л л с й.

В 1917 т. Гинденбург спокойно отошел на 30 км на фронте в 60 км и эвакуировал при этом громадную материальную часть.

4. После Иены 15 октября 1806 г. Наполеон 'преследовал разбитую прусскую армию, отступившую по направлению к Штеттину.

Гогенлое капитулировал 28 октября в Пренцлау, будучи остановлен благодаря хитрости Мюрата, который его обманул, клянясь, что за ниш следуют 100 000 чел. Блюхер сложил оружие 7 ноября в Любеке: у него за спиной было море. В течение


Уроки воины. Принцип движения в современных армиях 101

нескольких недель Наполеону не удавалось «задержать» неприятеля; он предпочел бы, конечно, захватить его раньше,— например в Магдебурге, уже 20 октября, при переправе через Эльбу.

Во 6 лет спустя Жерогму было поставлен«в упрек, что он не приковал к местности,и пе задержал Батратмопа, который заранее имел намерение уклониться от боя, чтобы соединяться с Барклаем.

5. Но генерал, командующий красными, вводит в сражение, на позиции и прикрытых окопами.

Командующий синими может быть задержан па позиции лишь в том случае, если он сам признает это выгодным для себя; он может скрыться ночью, подобно Куропаткину, если таково его желание, ц отойти пазад настолько далеко, насколько он захочет: он даже может превзойти своего противника в скорости движения.

Но генерал, командующий красными, вводит в сражение, на успех которого он рассчитывает, все имеющиеся в его распоряжении средства: людей, пушки, боеприпасы. В тепел я е того времен«, когда он подготовляется к наступлению в затем атакует, о н,,н а с т у п а ю щ я й, бывает п р и.к о в а н к м е с т и о с т и, и тем прочнее, ч е im энергичнее а т а к у е т. А если он ввязался в бой в неверном направлении, он рискует потерпеть серьезную неудачу именно потому, что зависит,от местности, л что ему потребуется "время, чтобы привести свои войока в порядок, изменить свое расположение и вновь взять в свои руки распоряжение всеми своими материальными средствами.

6. Допустим, что командующий синей армией отходит.

Он уступает противнику 8, 10, 12 км, теряя при этом, конечно, людей, орудия, батальонные запасы снарядов, но, в сущности, за исключением случаев разгрома, он не терпит еще серьезного ущерба.

Бели же он стал бы отступать на 25—30 им, то начал бы терять людей в непрерывно возраставшем числе, потерял бы значительную, трудно заменимую материальную часть, крупные ейлады боеприпасов, авиационные ангары и посадочнме> площадки, госпитали и магазины, станции снабжения и эвакуации, школен;, — ©се устройства, на которые затрачены недели работы, чтобы снова приступить к таким лее работам в другом месте. Он лишил бы себя важных средств борьбы, без которых армия его


стала бы бессильной. Мало того, таким большим отступлением ж постами бы в Опасное положение! соседние армии. '

Но в таком случае, 'вместо того чтобы»подвергать себя подобным случайностям, командующий синими предпочтет принять повое сражению, а командующий группой армий, одобряя или подтверждая это решение, поспешит послать подкрепления.

Следовательно, командующий синей армией связан с местностью'.— 'ТСе>м? Нападающим? — Нет, не im, а своим собственным материальным снаряжением и тем фактом, что у него примкнуты фланга. Таким образом, современные армии могут б ыт ь (прикованы к местности своей материальной массой.

7. Однако, в подобной зависимости противника от местности •нельзя быть уверенным; нападающий не может похвастаться тем, что он вызвал такую зависимость.

Допустим, однако, что командующий синими соглашается па потерю всето, чего он достиг, 'или что он в этому принужден! вследствие серьезной неудачи. Он отходит на 25—30 км, причем это происходит в Европе, а не в русских степях, как в 1812 г., или в какой-нибудь далекой колонии.

Тогда, наверно, произойдет следующее. Начиная с 35-го километра, командующий армией синих, если он еще отступает, позволил бы артиллерии противника разрушить какой-нибудь город или промышленный центр большой военной ценности. Через 20 лет немцы, разбитые 'в Пфальце, несомненно, остановились бы более' чем в одном переходе от Людвнгсгафена, потому что там находятся заводы, от которых они получают большую часть взрывчатых и отравляющих веществ.

Может случиться и так, что, продолжая отступление, командующий синими потеряет большую рокадную железную дорогу, которая питает ото арщшю и другие армии, подвозя сотням тысяч людей то, что им необходимо, чтобы жить и сражаться. Если он уступает эту артерию красным, то перевозка войск и снабжение станут 'возможны лишь по длинному кружному пути. Тогда совокупность ем синих лишилась бы свободы маневра: их главнокомандующий сам оказался бы в трудных условиях. Таким образом, отход па негколщо километров дальше 35-то мог бы стать первопричиной другого, гораздо большего отхода.

Следовательно, командующий армией евдш должен будет остановиться, и таким образом он окажется прочно связанным с местностью, причем это будет навязано ему командую-


Уроки войиы. Принцип движения в современных армиях 103

щим армией красных, который, согласно своей задаче, выбрал осью наступления направление, угрожающее такому-то городу, таким-то заводам или такому-то железнодорожному узлу.

В результате оказывается, что если исключить особые моральные обстоятельства, то единственный верный способ приковать неприятеля — это атаковать его на ч у в с г в и т е л ь я о м для него н а п р а-в л е h и н. Т о г д а о н, рано или поздно, н о н а в е р н о остановится. Впрочем, о'п устроится напози-ц и и, и з б р а н н о, й и м сами м, а не на том естественном рубеже, который соответствовал бы нашему желанию. Это — маневр, приковывающий противника к im е с т ш о с т и.

2. Позиционная войпа

Даже самое решительное1 наступление не заключается в одном лишь.продвижении вперед с той или иной скоростью в зависимости от встречного сопротивления. Во все времена военные действия прерывались паузами различной длительности, вызванными то временем года, 'которое мешало передвижениям, ти дипломатическими причинами, то причинами военного ха-pоsKTepa.

В современной войне причины, побуждающие к неподвижности, более многочисленны вследствие того, что сражение, будучи более продолжительным и жестоким, сильнее истощает»оральные силы обоих противников, в особенности их материальные средства (боеприпасы и др.), приводя в то же время к значительному износу их вооружения. Возобновление этих средств и этого вооружения требует времени, зависящего от промышленного производства, причем в этой области возникают категорические императивы. Потребуется столыаа-то недель для производства такого-то количества снарядов или орудийных стволов, тогда как утомленная армия может восстановить свои силы в течение лишь нескольких дней отдыха *.

'Кроме того, задача материального восстановления.выдвигает вопрос о пропускной способности транспортных средств и о состоянии юутей сообщения.

Во Ерем я рус ко-японской войны, когда сражения длились неделями, причем была «весьма утомительными, русские* располагали

1 В особенности, если она одержала победу. Если же ода потерпела серьезную неудачу, потребуются, конечно, недели.


ш

Глава У

только сибирской однопутной железной дорогой пеболыпой пропускной способности; японцам же пришлось 'исправить -несколько существовавших плохих путей «яровести новые дороги. Таким образом, подготовка 'каждого сражения' была чрезвычайно медленной и тяжелой.

Но в ЕЕроне противник при отступлении также разрушит шоссейные и железнодорожные пути. Если ремонт первых для достаточного движения требует 1—2 недель (яри условии, что штабы все предусмотрели), то ремонт вторых может затянуться на месяцы. Что касается автотранспортных средств, даже многочисленных, то они перестают успешно действовать, как только расстояние между конечными станциями и складам •армии достигает 100—150, км. Тогда неизбежно создается период застоя.

Наконец, мобилизация ого эшелонам, в связи с ходом фабричного производства, может заставить вести войну последовательными стадиями. Так, первый эшелон, 'который не может оставаться бездеятельным © течение ряда месяцев, должен будет в ожидании второго.эшелона, «становиться но достижении искомого результата и занять позицию в целях удержания за собой •своего завоевания

В войнах прошлого времени местность, менее, чем теперь, населенная и»астроонвая, вмела более 'низкую ценность; разрушения, причиненные сражениями, длившимися несколько часов яри менее мощной артиллерии, не были так ужасны 1. Поэтому армии, не колеблясь, бросали занятое пространством удалялись одна от другой. Но шовыо условия вызвали повое направление мысли, и теперь 'крупная уступка местности н большие перемещения.производятся в виде исключения. Таким образом, всякая длительная задержка па месте имеет тенденцию принять форму позиционной войны: армии застывают одна против другой на небольшом расстоянии, а борьба после местных действий я артиллерийских бомбардировок постепенно угасает. И тогда, чтобы устроить сносное существование, оба противника окапываются и устраиваются под землей.

Таким образом, позиционная война представляет собой современный вид издавна существующего явления.

Следовательно, фактически она не связана с непрерывностью фронта: в Манчжурии пространство было громадное, однако

1 За исключением нескольких особенно варварских войн, как, например, Тридцатилетней войны, причинившей Лотарингии такие жо опустошения, как и во время мировой войны.


Уроки войны. Принцип движения в современных армиях 105

рушоте m японцы в течение месяцев оставались иеподвиж-ньши на расстоянии 'пистолетного 'выстрела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 1162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.085 с.)