Конституции Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституции Республики Беларусь



В сентябре 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь одобрил представленную Главой государства Программу неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса. Документ предусматривал оздоровление финансовой и денежно-кредитной систем, улучшение торгового и платежного балансов, стабилизацию курса национальной валюты, усиление мер государственного регулирования, повышение управляемости.

Спустя полгода, опираясь на статью 37 Конституции, согласно которой ”непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов“, Глава государства представил на суд народа конкретные, жизненно важные для страны инициативы. 14 мая 1995 г. в ходе всенародного голосования они получили широкую поддержку общества.Результаты плебисцита фактически изменили ряд конституционных норм: изменена государственная символика, статус государственного наравне с белорусским придан русскому языку.

Однако попытки президентской власти взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на мощное сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней независимых депутатов. Достигнутый в 1994 году элитами страны компромисс вылился в острый конституционный кризис.

Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы Конституции Республики Беларусь 1994 года не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти.

В нарушение принципа разделения властей Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти (исполнительной и судебной), по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать их утратившими силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.

Справочно.

Очевидцы этих событий вспоминали: ”Привыкнув за четыре года к монополии на власть, Верховный Совет не смог воспринять новую парадигму властных отношений… Законы после вступления в силу Конституции почти полтора года вводились в действие постановлениями Верховного Совета, которые подписывал его председатель. А ведь согласно Конституции – это компетенция Президента… Наблюдалось игнорирование возражений Главы государства относительно содержания законов, в том числе и по причине отсутствия их финансирования. Законы возвращались в Верховный Совет, но для него главным было отстоять свою позицию, а не проанализировать возражения и найти компромиссный вариант…“.

Развитие Беларуси требовало совершенствования и укрепления президентской формы правления, которая могла бы обеспечить сильную государственную власть, внутриполитическую стабильность, эффективную работу государственных органов, создать условия для полного преодоления кризиса и реформирования социально-экономического уклада страны во благо ее народа. Об этом свидетельствовал и опыт многих стран, где в условиях переходного периода именно усиление роли государства, исполнительной ”вертикали“ стало ключевым фактором повышения стабильности развития.

Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной.

Справочно.

Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения определены в одноименном разделе VIII Основного Закона.

В статье 140 Конституции закреплены положения о том, что изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Разделы I ”Основы конституционного строя“, II ”Личность, общество, государство“, IV ”Президент, Парламент, Правительство, суд“ и VIII ”Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения“ могут быть изменены только путем референдума.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.214.79 (0.035 с.)