Дискуссии о конституционном устройстве Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дискуссии о конституционном устройстве Беларуси



В начале 1990-х годов

Работа над современной белорусской Конституцией началась еще в 1990 году на фоне усиления в республиках СССР движений за независимость и так называемого ”парада суверенитетов“. С ноября 1988 г. по июнь 1990 г. декларации о государственном суверенитете приняли Эстонская, Латвийская, Литовская, Грузинская, Молдавская ССР и РСФСР.

Значительная часть белорусской общественности активно поддерживала идеи суверенизации, утверждения политического и экономического плюрализма. В обществе нарастало осознание ценностей демократии, права наций на самоопределение, роли государства в обеспечении национальных интересов.

Конституционная комиссия была образована Постановлением Верховного Совета БССР 22 июня 1990 г. В ее состав вошли 74 человека: 61 депутат Верховного Совета и 13 специалистов в области права (ученых и практиков).

27 июля 1990 г. Верховным Советом БССР принята Декларация ”О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики“. В Декларации было заявлено о верховенстве на территории Беларуси Конституции БССР и ее законов.

Справочно.

Белорусские конституции советской эпохи 1919, 1927, 1937, 1978 годовзаложили основы белорусской государственности, установили систему государственных органов, закрепили основные права личности, позволили сохранить этнокультурную самобытность белорусов, в целом подготовили почву для самоопределения белорусского народа в независимом государстве. В Конституции БССР 1978 года были впервые закреплены нормы о суверенитете БССР, а также о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение.

Декларация носила переходный характер: было заявлено, что ее положения реализуются Верховным Советом путем принятия новой Конституции, законов БССР (статья 12 Декларации).

После обретения независимости Беларусь де-факто стала парламентской республикой. Согласно статье 2 Декларации право выступать от имени всего народа принадлежало исключительно Верховному Совету.

После попытки захвата власти самопровозглашенным Государственным комитетом по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) и его последующего роспуска 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР принял решение о придании Декларации о государственном суверенитете статуса конституционного закона.

Белорусская Советская Социалистическая Республика 19 сентября 1991 г. переименована в Республику Беларусь, принят ее Государственный флаг, а 10 декабря 1991 г. утвержден Государственный герб белорусского государства.

Беловежские соглашения, подписанные руководителями Беларуси, России и Украины 8 декабря 1991 г., прекратили существование СССР. Тогда же было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

Республика Беларусь, как и другие бывшие советские республики, стала суверенным независимым государством. Однако процесс разработки белорусской Конституции затянулся на несколько лет.

Развал Советского Союза запустил процесс деиндустриализации экономик в бывших республиках СССР. На постсоветском пространстве происходила обвальная приватизация, породившая спекуляцию и политическую анархию. Незрелое гражданское общество ”скатывалось“ к национализму, прикрывавшемуся лозунгами национально-демократического возрождения.

Беларусь не была исключением в данных процессах. В нашей стране нарастание этих негативных последствий носило болезненный характер. Разрыв межреспубликанских хозяйственных связей катастрофически отразился на белорусской экономике, являвшейся ранее ”сборочным цехом“ Советского Союза. К примеру, темпы инфляции в Беларуси в 1993–1994 годах превышали 200%. Трансформация национальной экономики повлекла за собой распад социальной сферы государства. Итогом стало обнищание белорусского населения. Впервые за послевоенный период смертность в Беларуси превысила рождаемость. Демократизация в народном сознании стала ассоциироваться со вседозволенностью и безответственностью, стихийностью в общественной жизни. Белорусское общество теряло социальные и политические ориентиры.

С июля 1990 г. по февраль 1994 г. законы об изменениях и дополнениях белорусской Конституции 1978 года принимались в нашей стране 16 раз (касались основ общественного строя, статуса политических партий, организации и деятельности органов государственной власти).

В этих условиях в Беларуси начали активно обсуждаться пути реформирования государственного устройства страны. Камнем преткновения стал ключевой вопрос: какой быть молодой независимой республике: президентской или парламентской?

Был принят компромиссный вариант: введение института президентства с сохранением широких полномочий Верховного Совета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.004 с.)