Статья 9. Порядок создания товарищества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 9. Порядок создания товарищества



Товарищество может быть создано для целей, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона:

1) гражданами с последующим предоставлением товариществу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) гражданами, являющимися собственниками садовых или огородных земельных участков.

Комментарий к статье 9

Закон N 66-ФЗ определял две цели создания садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Первая из них - это реализация прав граждан на получение садовых, огородных и дачных земельных участков. Второй целью являлась реализация прав граждан на владение, пользование и распоряжение земельными участками, а также удовлетворение иных потребностей, связанных с реализацией таких прав. Реализация этих целей именовалась как содействие гражданам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (ст. 1 Закона N 66-ФЗ).

Закон N 217-ФЗ, по сути, не отступил от ранее действовавших норм и также провозгласил возможность создания товариществ гражданами для дальнейшего приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо гражданами, которые уже являются собственниками таких земельных участков.

Вместе с тем отметим, что, несмотря на наименование комментируемой статьи, она не содержит непосредственно норм о порядке создания товарищества, а скорее отвечает на вопрос, кем такое товарищество может быть создано (то есть указывает на возможных учредителей товарищества), и указывает на цели, которые преследуются при создании товарищества.

Так, например, очевидно, что граждане, у которых нет в собственности садовых или огородных участков, создают товарищество для того, чтобы эти участки получить, учитывая, что в соответствии с ЗК РФ земельные участки садоводческим и огородническим товариществам предоставляются без проведения торгов (см. комментарий к ст. 40). Такая цель охватывается формулировкой "с последующим предоставлением товариществу земельного участка".

Однако на практике не может не возникнуть вопрос о том, каковы последствия ситуации, при которой, создав для реализации вышеуказанной цели садоводческое или огородническое товарищество, граждане окажутся в положении, когда такому товариществу не будет предоставлен необходимый для него земельный участок по причине отсутствия подходящих земельных участков на территории того или иного муниципального образования либо в связи с наличием оснований для отказа со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в предоставлении желаемой земли - например, в случае если понравившийся учредителям товарищества земельный участок запланирован под размещение объекта федерального, регионального или местного значения.

Ни комментируемый Закон, ни положения ГК РФ не содержат указаний на последствия ситуации, когда созданное юридическое лицо не может достичь целей, для реализации которых оно, собственно, и создавалось.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Исходя из данных положений ГК РФ возможность иметь гражданские права, которые соответствуют целям деятельности созданного юридического лица, является важнейшим элементом его правоспособности как участника гражданских правоотношений.

С одной стороны, согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении, то есть садоводческое или огородническое товарищество приобретает правоспособность со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Однако в данном случае для достижения целей товарищества, которое создано для последующего приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, одного только факта внесения сведений о товариществе собственников недвижимости в ЕГРЮЛ недостаточно.

К примеру, напомним, что в первой редакции ст. 17 Закона N 66-ФЗ предусматривалось, что для государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения его учредители представляют заявление о государственной регистрации такого объединения, решение его учредителей, утвержденный общим собранием учредителей такого объединения устав, документ об уплате регистрационного сбора, а также документы, удостоверяющие права на земельные участки реорганизуемых садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, либо документы о предварительном выборе земельного участка для размещения учреждаемого объединения.

Можно предположить, что в вышеописанной ситуации могут быть вполне применимы положения подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ, в соответствии с которыми юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Кроме того, обратим внимание, что согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. Учитывая, что данной нормой предусмотрен незакрытый перечень оснований для ликвидации юридического лица по решению его учредителей (применена формулировка "в том числе"), в случае отсутствия возможности получения садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, такое товарищество может быть ликвидировано и по решению учредителей.

Вместе с тем не следует отрицать возможности сохранения гражданами созданного ими товарищества для поиска иных вариантов приобретения земельных участков - к примеру, на территории иных муниципальных образований.

Второй вариант создания садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества - это его создание гражданами, которые на момент принятия решения о создании уже являются собственниками садовых и огородных земельных участков.

Отметим, что, следуя положениям ст. 123.12 ГК РФ, комментируемый Закон не разрешил создать товарищество лицам, которым земельные участки принадлежат на иных правах (аренда, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение). Для таких граждан сделаны исключения только в случае, если они являются членами объединений, созданных до дня вступления в силу комментируемого Закона, в том числе реорганизованных впоследствии (ч. 10 - 12 ст. 12 комментируемого Закона).

Однако и здесь лишний раз напомним, что юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в Единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в реестр (п. 8 ст. 51 ГК РФ). При этом в настоящее время не предусмотрена необходимость предоставления на государственную регистрацию вновь созданного садоводческого или огороднического товарищества документов о правах его учредителей на садовые и огородные земельные участки, в случае если это товарищество создано в соответствии с п. 2 комментируемой статьи.

В Концепции развития гражданского законодательства указывалось на необходимость установления обязательной проверки достоверности и соответствия действующему законодательству содержания учредительных документов, а также вносимых в них изменений.

Ввиду отсутствия до последнего времени в Законе о государственной регистрации юридических лиц подобных норм во многих случаях ранее осуществление государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан на самом деле не указывало на то, что такое объединение в дальнейшем будет являться полноценным участником гражданского оборота, то есть сможет реализовать цели, для которых оно создавалось.

Эти недостатки правового регулирования в сфере государственной регистрации юридических лиц наиболее ярко проявлялись как раз на примере садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. Кроме того, согласимся с положениями Концепции развития гражданского законодательства в части указания на то, что в любом случае ведение реестра юридических лиц требует необходимой юридической квалификации, главным образом в области гражданского права.

Вместе с тем обратим внимание на произошедшие в этой части изменения в законодательстве. Так, в настоящее время в соответствии с п. 4.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 4.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц).

Таким образом, в настоящее время у государства имеются определенные юридические инструменты, посредством которых может быть осуществлена проверка законности создания того или иного садоводческого или огороднического товарищества.

Статья 10. Порядок принятия решения об учреждении товарищества

1. Решение об учреждении товарищества принимается гражданами (учредителями) единогласно на их общем собрании посредством очного голосования.

2. Перед голосованием по вопросу учреждения товарищества лица, участвующие в собрании, обязаны простым большинством голосов избрать председательствующего на собрании и секретаря собрания.

3. Решение об учреждении товарищества оформляется в виде протокола собрания, который подписывается председательствующим на собрании, секретарем собрания и учредителями товарищества.

4. В решении об учреждении товарищества указываются сведения об учреждении товарищества, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества товарищества, об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа товарищества (председателя товарищества), постоянно действующего коллегиального исполнительного органа товарищества (правления) и ревизионной комиссии (ревизора).

5. Решение об учреждении товарищества должно содержать сведения о результатах голосования учредителей товарищества по вопросам учреждения товарищества, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию товарищества, о наделении одного из учредителей полномочием заявителя для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

6. Количество учредителей товарищества не может быть менее семи.

7. Со дня государственной регистрации товарищества граждане, принявшие решение об учреждении товарищества (учредители), являются его членами.

8. В течение месяца со дня государственной регистрации товарищества его члены, которые приобрели членство в товариществе в соответствии с частью 7 настоящей статьи, должны в письменной форме представить председателю товарищества или иному уполномоченному члену правления товарищества сведения, указанные в части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Комментарий к статье 10

Как видно из п. 1 комментируемой статьи, садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество создается путем его учреждения гражданами. Напомним, что ст. 1 Закона N 66-ФЗ также указывала на то, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение - это организация, учрежденная гражданами на добровольных началах.

Также можно упомянуть и еще об одном способе создания садоводческого или огороднического товарищества - это реорганизация ранее созданного садоводческого или огороднического потребительского кооператива. В частности, одним из способов реорганизации является преобразование. В соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Согласно ч. 4 ст. 54 Закона N 217-ФЗ созданные до дня вступления в силу данного Закона садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости или должны привести свои уставы в соответствие с законодательством Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации при первом их изменении в случае принятия их членами решения об осуществлении деятельности по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства или иной деятельности, не связанной с ведением садоводства и огородничества на садовых или огородных земельных участках.

Положения ч. 1 комментируемой статьи соответствуют ст. 50.1 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

Как предусмотрено п. 3 ст. 50.1 ГК РФ, в решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица. В решении об учреждении корпоративного юридического лица (к которым относятся товарищества собственников недвижимости) указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица. В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.

В связи с этим садоводческое или огородническое товарищество не может быть создано, если хотя бы одно лицо, участвующее в принятии решения о его создании, проголосовало против его создания, что указывается в ч. 1 комментируемой статьи.

Комментируемая статья в целом развивает положения п. 3 ст. 50.1 ГК РФ о том, что решением о создании юридического лица может быть определен порядок совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица. Согласно ч. 4 комментируемой статьи решение об учреждении товарищества порождает ряд гражданско-правовых последствий для учредителей товарищества. В частности, на одного из учредителей возлагается обязанность обратиться в уполномоченный государственный орган для осуществления государственной регистрации товарищества как юридического лица.

Интересна и сама юридическая природа решения о создании садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Представляется, что такое решение является не чем иным, как решением собрания, предусмотренным гл. 9.1 ГК РФ. Это подтверждается положениями п. 3 ст. 123.1 ГК РФ, в соответствии с которыми некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.

Согласно п. 2 ст. 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ). Таких лиц необходимо избрать перед голосованием по вопросу учреждения товарищества (ч. 2 комментируемой статьи).

Комментируемая статья содержит указание на предельное минимальное количество учредителей садоводческого или огороднического товарищества. Указанных граждан не может быть менее семи. Напомним, что согласно ст. 16 Закона N 66-ФЗ количество членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не могло быть менее трех.

Новые требования к численности товариществ обусловлены положениями самого Закона N 217-ФЗ. Так, в частности, согласно ч. 3 ст. 18 комментируемого Закона количество членов правления не может быть менее трех. Аналогичным образом меньше чем три человека не может входить в ревизионную комиссию (ч. 2 ст. 20). В связи с этим предложенное минимальное количество членов товарищества с учетом необходимости принятия совместных решений членами товарищества представляется вполне логичным.

Вместе с тем отметим, что Конституционный Суд РФ в Постановлении от 3 апреля 1998 г. N 10-П указал, что из смысла и содержания ч. 2 ст. 30 Конституции РФ вытекает невозможность принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Любое объединение, его структура и организационно-правовые формы управления им должны быть основаны на личной инициативе, добровольном волеизъявлении и, следовательно, на добровольном членстве в таком объединении.

В связи с этим, учитывая добровольность пребывания в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе в качестве его члена, на практике не исключается возможность выхода граждан из числа его членов таким образом, что таких членов останется, к примеру, пять. При этом комментируемым Законом такая ситуация не рассматривается в качестве основания для ликвидации товарищества, оказавшегося в таком положении.

Часть 7 комментируемой статьи делает исключение для учредителей товарищества в виде отсутствия необходимости решения общего собрания о принятии их в члены товарищества. Однако такое исключение не является единственным. В частности, такое решение также не требуется членам реорганизованной некоммерческой организации, созданной до дня вступления в силу комментируемого Закона. У таких лиц членство возникает со дня государственной регистрации товарищества, созданного в результате указанной реорганизации.

Часть 8 комментируемой статьи возлагает на учредителей обязанность по предоставлению председателю товарищества или уполномоченному члену правления товарищества следующих сведений:

1) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

2) адрес места жительства;

3) почтовый адрес, по которому учредителем могут быть получены почтовые сообщения, за исключением случаев, если такие сообщения могут быть получены по адресу места жительства;

4) адрес электронной почты, по которому учредителем могут быть получены электронные сообщения (при наличии);

5) согласие учредителя на соблюдение требований устава товарищества.

Необходимость предоставления такой информации в первую очередь связана с нормами ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона, предусматривающими, что не позднее одного месяца со дня государственной регистрации товарищества должен быть создан реестр его членов.

В числе вышеперечисленных сведений, предоставляемых учредителем, не вполне логичным видится необходимость согласия на соблюдение требований устава, поскольку в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи решение об учреждении товарищества принимается гражданами единогласно. В свою очередь, такое решение содержит положение об утверждении устава товарищества.

Таким образом, логично предположить, что гражданин, проголосовавший за утверждение устава единогласно наряду с другими учредителями, будет согласен с его положениями.

 

ГЛАВА 3. ЧЛЕНСТВО В ТОВАРИЩЕСТВЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.033 с.)