Самая важная книга о правильном развитии и воспитании детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самая важная книга о правильном развитии и воспитании детей



Самая важная книга о правильном развитии и воспитании детей

+ Нейройога

Содержание

 

Введение

Часть 1. Советы нейропсихолога

Глава 1. Главные секреты работы мозга ребенка

1.1. Золотая рыбка или как вырастить гения

1.2. «Правши», «левши» и не только

1.3. Пламенный мотор или откуда берется энергия

 

Глава 2. Готовим ребенка к школе

2.1. «Ша-ра-ра» или не лишайте ребенка детства

2.2. «День Петуха» или как правильно готовиться к школе

2.3. «Неприятность эту мы переживем», или как правильно учиться в школе

 

Глава 3. Особые дети.

3.1. «Мэри Поппинс, до свиданья!», или как правильно воспитывать особых детей

3.2. «Дети индиго» - дар или проблема

 

Глава 4. О воспитании

4.1. «Любим – не любим, плюнем – поцелуем», или об ошибках воспитания

4.2. Три кита воспитания, или минимум советов – максимум пользы

4.3. В лидеры из «Лягушек», или о развитии уверенности в себе у детей

 

Часть 2. Нейройога.

Глава 1. Инструкция по применению

1.1. Нейройога – условие гармоничного развития ребенка

1.2. Как правильно заниматься

 

Глава 2. Комплексы упражнений.

2.1. Комплекс 1. «Путешествие на далекий остров»

2.2. Комплекс 2. «Кто живет рядом с нами?»

2.3. Комплекс 3. «По полям и лугам»

2.4. Комплекс 4. «В джунглях»

2.5. Комплекс 5. «Поход в горы»

2.6. Комплекс 6. «На море – 1»

2.7. Комплекс 7. «На море – 2»

2.8. Комплекс 8. «На море – 3»

2.9. Комплекс 9. «Путешествуем по реке»

2.10. Комплекс 10. «Прогулка по лесу»

 

Заключение.

 

 

Введение

 

Ваш ребенок – это маленькое, загадочное чудо! И как же хочется узнать, что таится в его голове. Еще вчера он пытался сделать первый шаг, а завтра уже будет радовать (или огорчать) вас первыми школьными оценками. И, значит, именно сегодня вы должны приложить все возможные усилия, чтобы помочь малышу на его сложном пути познания мира. Как же не ошибиться и выбрать наиболее подходящие методы развития, воспитания и обучения, которые подходят именно вашему ребенку? Как правильно подготовить ребенка к школе и как без потерь для здоровья хорошо учиться в ней? В каком направлении лучше развивать ребенка, чтобы помочь ему найти свое место в жизни? Что делать, если у ребенка имеются трудности в развитии, поведении, общении? На все эти вопросы, как и на многие другие, вы найдете ответы в данной книге.

Все эти вопросы, так или иначе, беспокоят каждого родителя. Ведь любому родителю хочется вырастить из ребенка здоровую, гармонично развитую личность. Поэтому родители читают массу литературы, обращаются за советами к специалистам, отправляют детей в различные развивалки, а затем и в школы с огромными нагрузками. Из самых лучших побуждений родители прилагают массу усилий сами и требуют от ребенка максимального вложения сил. А результат иногда оказывается даже не нулевой, а отрицательный. И это может быть связано с неправильной оценкой возможностей ребенка, с тем, что не были учтены особенности работы его мозга.

Об ошибках родителей, да и некоторых детских специалистов рассказывается в первой, теоретической части книги. Кроме того, даются необходимые рекомендации по правильному развитию и воспитанию детей.

Во второй, практической части книги вашему вниманию предлагаются Комплексы Нейройоги, включающие в себя наилучшие нейропсихокоррекционные методики и упражнения йоги, которые, при правильном и регулярном применении способны оказать большое влияние на улучшение работы мозга вашего ребенка, и будут полезны любым детям, в том числе и детям с серьезными трудностями в развитии.

Эта книга является актуальным и своевременным помощником для каждого родителя, а также для специалистов, работающих с детьми и желающих профессионально и результативно помогать своим маленьким воспитанникам.

Уже не секрет, что в современном обществе достаточно сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего того или иного отклонения в психическом и психосоматическом развитии. Технический прогресс шагает семимильными шагами, а здоровье детей – будущего планеты, для которого, собственно, прогресс и развивается, ухудшается с каждым годом. И уже вполне приемлемым считается развитие ребенка на уровне нижней границы нормы. Снижается, в том числе, и интеллектуальный уровень развития современного ребенка, его возможности успешного обучения. При этом, с другой стороны, усложняются программы обучения, увеличивается объем знаний, который должны усвоить дети.

Больше 50 процентов школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10, максимум 20 процентов выпускников. Чрезмерные нагрузки при дефиците движения неблагоприятно влияют на здоровье детей.

Поэтому очень правильным и своевременным является новый стандарт образования, который предполагает вместо двух уроков физкультуры в неделю 3 урока обязательных и 3 урока дополнительных занятий.

Важна не просто двигательная активность, но такие движения, которые способствовали бы повышению уровня нейродинамики (тонуса) и активизации работы мозга ребенка. Этим условиям полностью отвечают упражнения Нейройоги, которыми родители могут заниматься вместе со своими детьми даже и в домашних условиях, проконсультировавшись, по возможности, со специалистом.

Нельзя не отметить и тот факт, что в настоящее время увеличилось количество не просто ослабленных детей, но и детей с достаточно серьезными трудностями в развитии. В связи с этим растет количество коррекционных классов, различных реабилитационных центров, сообществ родителей особых детей и даже различных фондов. При всем этом, усилия медико-психолого-педагогических учреждений не приносят достаточно положительных результатов, как прежде. Иногда затруднения начинаются еще с момента постановки диагноза. Таким образом, трудности в диагностике и коррекции растут, родители годами ходят по кругу от одного специалиста к другому, а состояние детей не улучшается, что не может не вызывать тревогу и естественное желание как-то изменить ситуацию. Возможно, Нейройога и не является панацеей от всех бед, но создана она в результате многолетней практики и искреннего желания добиться позитивных изменений в вопросе улучшения здоровья детей.

И еще: маленькое обращение к родителям, которые держат сейчас в руках эту книгу. Дорогие родители! Хочется поздравить вас с замечательным праздником, который всегда рядом с вами – с вашим ребенком. И праздником становится каждый год, месяц, каждый день и даже каждый час, который он рядом с вами проводит. Вот и относитесь к своему маленькому чуду, как к большой радости: любите, целуйте, обнимайте. Можете, конечно, и воспитывать, если только вы точно уверены, что знаете как. А чтобы не совершать ошибок в этом самом ответственном и важном, но, на самом деле, не таком уж и сложном деле, почитайте эту книгу. Начните с самого начала и дочитайте, пожалуйста, до конца. Возможно, тогда воспитание станет радостным и веселым процессом и доставит удовольствие вам и вашему ребенку.

Следуя понятным и достаточно легко выполнимым советам, да еще и выполняя упражнения Нейройоги, вам, вполне возможно, удастся воспитать из вашего ребенка настоящую звезду. А уж где эта звезда будет сиять – решать не только вам, но и самому ребенку, его мозгу, тайны которого вы узнаете на страницах этой книги.

И тогда все вместе мы сможем сказать:

Готовим не космонавтов, не президентов, готовим звезд!

 

Глава 3. Особые дети.

3.1. «Мэри Поппинс, до свиданья!», или как правильно воспитывать особых детей.

Дети с трудностями в развитии – основной контингент, посещающий различные центры восстановления, коррекции, развития и т.д. Именно родители таких детей – первые в апробировании новых методик, испытании новых лекарств. Именно они готовы поехать в элитный санаторий, предлагающий новейшие методы оздоровления и исцеления, в Китай к рефлексо- и иглотерапевтам, в Америку к известному профессору, записываются на прием к физику, лечащему токами и различными волнами, а заодно и гомеопатией и т.д. Если задуматься, то здесь тратятся огромные деньги, несопоставимые, конечно, с оборотом оружия и наркотиков, но все же. Родители, в надежде на чудо или хотя бы малейшие положительные изменения, продают квартиры, машины, берут огромные кредиты. Часто ли оправдываются такие жертвы и затраты – это уже другой вопрос. Родителям важно, наверно, сказать самим себе: «Мы сделали все, что могли!».

Это ли не любовь! Легко любить ребенка, когда он здоров и радует примерным поведением и отличной учебой. И какое мужество, сколько душевных сил и запаса энергии требуется для того, чтобы верить, бороться и, в конце концов, добиваться хотя бы небольших, но изменений в лучшую сторону. И здесь – низкий поклон родителям-героям. Гораздо легче быть матерью-героиней, имея десятерых здоровых детей - надежду и опору в старости. И гораздо труднее растить одного, но, зная, что он опорой никогда не станет, не порадует отличными оценками, престижной работой, не подарит внуков и всегда будет оставаться где-то ребенком и нуждаться в поддержке своих родителей, к сожалению, не только моральной, но и физической. И так – каждый день и каждый час.

Родители, имеющие здоровых детей, даже не подозревают, сколько, на самом деле, живет рядом с ними деток с серьезными трудностями в развитии. А если и сталкиваются с ними, то делают все возможное, чтобы оградить своих кровиночек от таких детей. И это не просто слова. Так, например, детей с легкой степенью умственной отсталости или ДЦП не хотят брать даже в частный детский садик, за большие деньги – другие родители против. Их не возьмут ни в какие «развивалки» - ведь они испортят картину успешности. Вы редко увидите особых детей в общественном транспорте – их возят на такси, и не потому, что родители богаты, а чтобы в них не тыкали пальцами, как в обезьянок, не глядели брезгливо, забывая, впрочем, при этом уступать место. Вот и получается, что нашему «здоровому» обществу такие дети не нужны. А ведь за границей существуют садики и школы, где дети с трудностями в развитии обучаются вместе со здоровыми. Появляются такие заведения и у нас. Вот где детям, да и родителям, можно поучиться человеколюбию, терпению и толерантности! Но это – лирика.

О том, что для детей-инвалидов мало создано условий для достаточно полноценной жизни известно всем, и это – тема отдельного разговора. О том, что многие «новейшие суперметодики» все равно не помогают, по крайней мере, настолько, как верится родителям, тоже говорить бесполезно. Очереди к различным целителям, профессорам «всемирных ассоциаций» все равно будут стоять. Только не навредили бы еще больше!

Тема особых детей – тяжелая, говорить здесь непросто. Поэтому – ряд общих наблюдений из практики.

Родителей особых детей очень-очень условно можно разделить на две группы. Одна группа – это родители, ясно осознающие диагноз своего ребенка, понимающие, что происходит и какие перспективы возможны в дальнейшем. И здесь, да не обидятся родители за то, что их классифицируют, тоже возможны два варианта. Первый – борьба за здоровье ребенка: поездки к врачам, целителям, другим специалистам. Это ежедневные, изматывающие занятия (физкультура, массаж и т.д.), посещение бассейна, физиотерапии, различных коррекционных занятий… Список бесконечен. И день таких родителей расписан по минутам с утра до вечера. Да, еще только остается время на общение с такими же мамочками на различных форумах в Интернете, чтобы узнать о новых методиках, специалистах, лекарствах, которые надо будет обязательно посетить и попробовать.

Второй вариант - это тот вариант, когда при ясном осознании диагноза, опускаются руки, нет ни сил, ни средств бороться дальше, когда уходит самое главное – надежда, И когда не остается веры в то, что ребенку можно помочь, когда уходит даже желание верить.

И вот вам наглядный пример. Мать-одиночка (к сожалению, в этой ситуации мамочки достаточно часто остаются один на один с бедой), вся измотанная и издерганная, приносит на прием 8-летнюю девочку, страдающую тяжелой формой ДЦП. При этом у ребенка наблюдаются все признаки умственной отсталости. Нейропсихологическая диагностика, даже с использованием самых простых тестов, прямо скажем, затруднена. Мама финансово не обеспечена: работает днем и иногда ночью водителем такси, пока с девочкой сидит бабушка. Все заработанные деньги уходят на бассейн, массаж, логопеда, поездки в Москву на процедуры к светилу, обещающему положительный результат. Со слов мамы: «Если бы все деньги, которые потрачены, вложить в здоровую девочку, та была бы уже олимпийской чемпионкой». Мама в отчаянии, ей, честно говоря, не нужны процедуры в нашем Центре. Она просит об одном: «Скажите мне: у нее, пусть и глубочайшая, но ЗПР, или, пусть и легкая, но умственная отсталость? Если второе – то я плюну на все, перестану так надрываться, и пусть дочка сидит дома в углу как кактус, и все». И она ведь знает ответ. Уж, слава Богу, родители особых детей подкованы иногда лучше всяких специалистов. Но почему-то за 8 лет ей никто этого не сказал, того, что она теперь требует от меня. Вот и плачешь иногда по ночам в подушку. Как я должна поступить? Может быть, я и не права, но я всегда говорю то, что думаю, как специалист. Да, они не придут к нам на занятия, мы не заработаем денег, но нужны ли такие деньги? Не заработает денег тот специалист из Москвы со своим очередным супер-прибором по стимуляции мозжечка, или чего-нибудь там еще. Но вряд ли ребенок будет сидеть заброшенный в углу, как «кактус». Мама, наконец, сможет передохнуть, перестанет крутиться как белка в колесе. И, может быть, она просто сможет уделить своему ребенку (и себе) больше времени и любви, а это ведь самое главное. Не надо опускать руки, надо смотреть реально на возможности ребенка и на свои собственные. Научиться радоваться малейшим успехам и не требовать от ребенка, от себя и от специалистов большего. Спорная тема. Есть, что обсудить.

Вторая большая группа родителей особых детей – это те, кто не хочет признавать тяжелый (даже страшный) диагноз своего ребенка. Прямо по Фрейду: есть такая психологическая защита, которая называется «отрицание». Когда на прием приводят ребенка с серьезными трудностями в развитии, но при этом говорят: «У нас небольшие трудности с речью», то раньше выход был только один: опять «бежать плакать в подушку». Нет, конечно, стараешься смягчить при обсуждении с родителями результаты нейропсихологического обследования. В конце-концов, нейропсихолог – не врач, чтобы ставить диагнозы. Но ведь многие из таких родителей на вопрос «Чего вы хотите?» отвечают: «Хотим, чтобы наш ребенок был как все, учился в обычной школе, подготовьте его!». Кто-то и может обещать чудо, но ведь это обман. И опять пример. Мама (опять одиночка) с ребенком 6 лет с болезнью Дауна, осложненной умственной отсталостью. При этом ребенок ходит в обычный садик. Как это маме удалось? Она устроилась в садик медсестрой. Теперь они собираются в обычную школу, таким же способом. С одной стороны, ребенку очень полезно общаться со сверстниками, адаптироваться, насколько это возможно, в социуме. И здесь мама, пожалуй, молодец! Но идти в обычную школу? И требовать от нас, чтобы мы его к школе подготовили, обучили писать, читать и т.д. А ведь есть специалисты, которые за это берутся. Хвалить их за это? Говорить, что вот они-то людям помогают, делают все возможное, не то, что некоторые (наш Центр, например)? Но ведь нельзя требовать от ребенка невозможного! От себя можно невозможное требовать: думать, искать, бороться с ощущением бессилия, добиваться, пусть маленьких, но побед. Еще одна тема для обсуждения.

Нет, все-таки, существует и еще одна категория родителей, которые встречаются среди всех вышеперечисленных. Можно было бы их отнести к «золотой середине», но что-то мешает. Это родители, которые осознают заболевание своего ребенка, прилагают, вроде бы, много усилий, но чаще только в пределах того, что предлагает бесплатно государство, или в каком-то одном направлении, в использовании только одной методики. Но ведь не факт, что эта методика – панацея. Медицина, наука не стоят на месте. Никто не призывает быть в первых рядах испытателей нового лекарства с кучей побочных эффектов. Не стоит, возможно, собирать по всей родне кучу долларов, учить английский язык и ехать на несколько месяцев к Гленну Доману, тем более, что его методики предполагают постоянное присутствие рядом с ребенком двух-трех человек и строгое выполнение упражнений буквально через каждые полчаса. Фанатизм, пожалуй, все-таки не совсем уместен. Но при этом, только разумно, интересоваться чем-то новым, не забывая девиз «Не навреди!» - почему бы и нет? Это опять о наболевшем. Возможно, обижу сейчас родителей детей-аутистов, но мне довелось побывать не так давно на их конференции с целью рассказать о методах, используемых в нашем Центре управления стрессом для помощи особым детям. Меня внимательно выслушали, задавали вопросы, много хлопали, разобрали все (а их было немало) бесплатные приглашения на наши занятия по глино-песочной психотерапии, БОС (биологической обратной связи) и, конечно, по Нейройоге (и на групповые, и на индивидуальные). Пришел один человек (мама с ребенком). Почему? У меня нет ответа на этот вопрос. Бесплатно, не вредно, доброжелательно и весело (а это тоже важно). И при этом методики работают очень хорошо, в том числе и с детьми-аутистами, которые к нам ходят (но не по рекомендации общества детей-инвалидов). И мамочки таких деток, и мы сами отмечаем, как изменяется ребенок, активизируется в общении, в эмоционально-волевой сфере. Ну что ж, возможно, реклама должна быть более агрессивной и обещать чудеса. Возможно, родители особых детей (надеюсь, не все) просто отчаялись и не верят больше никому. Их можно понять. Просто надо реально оценивать возможности современной науки и свои собственные силы. И делать хоть что-то (желательно то, что нужно), чтобы максимально помочь своему ребенку.

Нельзя не затронуть и еще одну тему: вопрос о том, кто и как должен заниматься воспитанием и развитием особых детей. К сожалению, обычные развивающие методики им не подходят. В обычном детском саду такой ребенок, может быть, немножко научится общаться, но не сможет освоить стандартную программу подготовки к школе. Обычные няни часто отказываются не то что заниматься, но даже просто посидеть с таким ребенком, покормить, погулять. Чтобы действительно была польза ребенку от няни, та должна иметь хотя бы какие-то элементарные навыки общения с такими детьми. А уж если она знает «полезные» упражнения, какие-то развивающие методики, имеет навыки массажа, ЛФК, то такой няне цены не будет. Но таких нянь нет! Родители, даже достаточно обеспеченные, часто жалуются на то, что не могут найти няню своему ребенку, даже за достаточно большие деньги. Сейчас и просто няни, тем более с навыками по развитию ребенка и подготовки его к школе (хотя бы минимальными), этакие современные Мэри Поппинс, идут нарасхват, если можно так сказать. Поэтому никому особо и не хочется утруждать себя получением каких-то дополнительных навыков. Вот оно, одно из наших русских: «И так сойдет!». Но, с другой стороны, даже если и найдутся желающие посвятить себя заботе именно об особых детях, то кто же их научит? Кто поможет самим родителям освоить технику выполнения упражнений и методик, которые были бы полезны их ребенку? Выход всегда есть. В нашем Центре открыты курсы «Нейроняня», на которых дается и минимально необходимый теоретический материал, и практические методики. Курсы полезны не только няням, но и родителям, причем любых детей, а не только с серьезными трудностями в развитии.

И еще по поводу нянь и гувернеров. Пожалуй, это одна из самых незащищенных категорий работающих граждан. Ведь при такой ответственной и, прямо скажем, тяжелой работе, нянечкам даже не идет трудовой стаж. Они абсолютно социально незащищены, и часто их используют в семьях, в том числе, и в качестве прислуги. Это совершенно не престижная профессия. Попробуйте кому-нибудь сказать, что вы работаете няней, и посмотрите на реакцию собеседника. Может быть, пора что-то сделать в этом направлении. Перевести на государственный уровень эту профессию, чтобы шел стаж, пенсионные отчисления и т.д. Хорошо бы приложить усилия и в направлении подготовки именно нянь и гувернеров, причем на серьезном уровне, пусть не в институте, но, для начала, хотя бы в колледже. И не забывать о подготовке домашних специалистов для работы с особыми детьми. Так что: «Мэри Поппинс, до свиданья! Нейроняня, здравствуй!».

 

 

 

 

ВИЛЛИ ЛИЛЛИ

Жил-был бельчонок Вилли

В лесу с семьей своей.

Фамилия их – Лилли

И много в ней детей.

 

Бельчата ловко скачут

По веткам и стволам.

Лишь хвостики мелькают.

И не поймать их вам!

 

Но детство беззаботное

Не долго у бельчат:

Помочь скорее маме

Бельчата все хотят.

 

Зима не за горами.

И чтоб в мороз прожить

Должно семейство Лилли

Свой корм собрать, сложить.

 

В укромные кладовки

Несут, кто что найдет:

Грибы, орехи, шишки –

Все в пищу подойдет.

 

Весь день по лесу скачут,

И лапки их болят!

И сил не остается

На игры у бельчат!

 

Лишь самый младший – Вилли

Играет целый день!

Грибов найти не может,

А шишки чистить лень.

 

Чтоб папа не ругался,

Однажды наш «герой»

Отнял грибы у брата

И их принес домой.

 

И горько плачет мама,

Что сын такой растет:

Драчун и непоседа,

Ни шишки не найдет!

 

Но мама Вилли любит:

Поесть ему дает,

А вечером целует

И песенку поет.

 

Но вот зима настала.

Все снегом замело.

Пришлось семейству Лилли

Жить очень тяжело.

 

Ведь так запасов мало

Собрали этим летом.

И Вилли, бедный Вилли

Виновен очень в этом!

 

Вот вся семья собралась,

И было решено

Отправить Вилли в город,

Без мамы, одного.

 

«Тебя кормить не можем,

Сам в этом виноват:

Из-за тебя не хватит

Еды на всех бельчат!

 

Иди скорее в город,

Ну а про нас забудь,

Быть может, там найдешь ты

Поесть хоть что-нибудь!»

 

Заплакал бедный Вилли

И в город побежал.

Но там найти покушать

Не смог, как ни искал!

 

Ведь не умел наш Вилли

Внимательно искать!

Умел он только прыгать

И по ветвям скакать!

 

Но Вилли подобрали

Ребята во дворе:

Пришелся он по сердцу

Веселой детворе!

 

И так наш Вилли вырос

В заботе и тепле…

Теперь он служит в цирке

На радость ребятне!

 

И вот однажды в гости

Семью он пригласил,

За все, чем их обидел,

Прощенья попросил!

 

И радуются белки,

Что вырос их сынок,

И свое место в жизни

Найти удачно смог!

 

Что все его таланты,

Что не нужны в лесу,

Так пригодились в цирке

И радость всем несут!

 

Глава 4. О воспитании

Часть 2. Нейройога.

Во-первых, детям с серьезными трудностями в развитии, так как улучшают работу мозга ребенка, что способствует изменениям в лучшую сторону (сторону нормы) психического и неврологического статуса ребенка.

Во-вторых, детям с обычными способностями, так как, улучшая работу мозга ребенка, способствуют развитию интеллектуальных, психических возможностей в сторону выше стандартных возрастных нормативов по многим параметрам. За счет активизации работы мозга улучшаются память, внимание, восприятие, речь, моторика, мышление, творческие способности.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был здоров, жизнерадостен, уверен в себе, умен и полон жизненных сил и энергии, то вам обязательно нужно развивать двигательную активность ребенка, и, желательно, начинать это делать с самого раннего возраста. Упражнения, приведенные в данной книге, подходят для занятий с детьми от 3-х лет. Отдельно готовятся Комплексы для малышей с родителями и отдельно для взрослых, которые иногда даже больше, чем их дети, нуждаются в активизации телесной и мозговой активности.

Нельзя не отметить связь между физическим развитием ребенка и развитием его интеллекта, что давно подтверждено исследованиями ученых в различных странах мира. Поэтому Нейройога так полезна детям с ЗПР (задержкой психического развития), ЗРР (задержкой речевого развития), а также детям и с более серьезными проблемами (умственная отсталость, ДЦП, аутизм). Нельзя не отметить очень хороший эффект Нейройоги в работе с детьми-аутистами, когда с помощью разных «квакалок», «прыгалок» и «кричалок» удается вытащить (пусть сначала ненадолго) такого ребенка из его мира цифр, стихов, технических терминов или из какой-то еще «чудесной страны».

Описание упражнений

Массажи.

«Молоток». Руки вытянуть вперед, кисти сжать в кулаки; резкие удары выполнять сначала кулаками, обращенными вверх, а затем вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.

Сложные растяжки

«Чемоданчик». Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища. С полным вдохом перевести прямые руки за голову. С полным выдохом сесть (спина и руки составляют одну линию) и, продолжая выдох, наклониться вперед с прямой спиной. Взяться средними пальцами рук за большие пальцы ног, кончики указательных и больших пальцев рук соединить. Ноги прямые, колени не сгибать, подбородок стремится за колени. В идеале грудная клетка должна лечь на бедра. Задержаться в позе на задержке выдоха до дискомфорта. С вдохом сесть, руки скользят по ногам, с выдохом лечь на пол, руки – возле бедер.

Эффект. Улучшает функции печени, селезенки, почек, поджелудочной железы и других органов брюшной полости. Дает отдых сердцу, успокаивает нервы, благотворно влияет на половые железы. Увеличивает подвижность позвоночника, способствует исправлению его искривлений, растягивает и тонизирует мышцы спины, ног и рук.

Фото 1. «Чемоданчик».

«Заяц». Исходное положение - сидя на пятках. Положить ладони на бедра пальцами вперед. Закрыть глаза. Завести руки за спину и обхватить запястье одной руки второй рукой (подобно ушам зайца, сложенным у него на спине). Сделать глубокий вдох и на выдохе нагнуться вперед, опустив грудную клетку на бедра, а лоб – на пол перед коленями, как затаившийся заяц. Задержать позу на секунду и на вдохе медленно выпрямиться.

Эффект. Это упражнение производит сильное успокаивающее действие.

Фото 2. «Заяц».

«Кошка». Исходное положение - стоя на четвереньках. Выгибать и прогибать спину в поясничном отделе. Голова при этом движется синхронно с изменением поз: прогибание - голова вверх, выгибание - голова вниз. Можно добавить разворот корпуса («кошка смотрит на свой хвост») в одну и другую стороны. Добавьте «мурр» при прогибе и «мяу» при выгибании.

Эффект. Помогает успокоить нервы и улучшает сон, развивает гибкость ног и позвоночника.

Фото 3. «Злая кошка и добрая кошка».

 

Функциональные упражнения.

«Четыре стихии». Участники сидят в кругу. Ведущий договаривается, что если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" – потрясти руками.

Эффект. Развитие внимания, снижение импульсивности.

 

Скороговорка.

«Трава». «На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора».

Эффект. Выработка правильной речи. Тренировка произношения звука «р».

 

Релаксация.

«Пора отдохнуть». Исходное положение – лежа на спине. Инструктор: «Закроем глазки, расслабимся. Пусть отдохнут наши ручки и ножки, все наше тело. Мы сегодня славно потрудились, выполнили все задания и можем отдыхать. Лежим и слушаем, как поют птички за окном нашего домика. Наши руки становятся тяжелыми, наши ноги становятся тяжелыми. Все наше тело тяжелое-тяжелое. Птички поют. А мы отдыхаем. Постепенно птички поют все тише и тише. И мы ощущаем себя в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

 

Описание упражнений

Массажи.

«Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

Сложные растяжки.

«Собака». Пусть «кошка» превратится в собаку: выпрямить ноги в коленях, потянуться пятками к полу, отталкиваясь руками. Вытянуть руки вперед и упереться ладонями в пол так, чтобы руки не скользили. Развести пальцы рук широко. Натянуть носки на себя и упереться верхней частью стопы (носками) в пол или коврик (ноги не должны скользить). Развести ноги: расстояние между стопами должно равняться ширине плеч.

Сделать вдох и податься бедрами вперед. Не меняя расстояния между ногами и руками, на выдохе выпрямлять ноги в коленях, отталкиваться руками от пола, чтобы переместить таз назад и вверх. Пятки стремиться опустить на пол. Ноги выпрямлены в коленях. Коленные чашечки напрячь и подтянуть вверх. Пальцы рук разведены широко и плотно прижаты к полу. Вытягивать заднюю поверхность ног, толкая ягодицы и заднюю часть бедер вверх, а пятки вниз. Опустить голову вниз. Руки выпрямлены и напряжены. Тянуться макушкой головы к полу, а грудной клеткой вниз и к ногам одновременно. Дыхание свободное. Можно добавить подъем ноги вверх (5-10 секунд одной ноги и столько же другой).

Эффект. Укрепляются и растягиваются задние мышцы ног, подколенные сухожилия, суставы и связки плечевого пояса, мышцы спины. Улучшается кровообращение в груди. Более длительное пребывание (до 1 минуты) в этом положении снимает усталость и тонизирует. Укрепляет лодыжки. Помогает при артрите плечевых суставов. Укрепляет мышцы живота.

Фото 5. «Собаки».

«Аист». Исходное положение – стоя, ноги вместе, стопы параллельны, руки вдоль туловища. Со вдохом поднять руки перед собой над головой, с выдохом наклониться вперед вместе с руками, спину держать прямой, подбородок устремляется за колени. Взяться руками за лодыжки и подтянуть себя к коленям. Ноги в коленях не сгибать. Задержка на выдохе. Со вдохом, равным выдоху, выпрямиться, руки скользят вдоль туловища. Выполнять три раза.

Эффект. Является одним из важнейших упражнений для сохранения гибкости позвоночника. Развивает мышцы спины и ног, устраняет болезни почек, стимулирует процессы роста у детей. Излечивает хронические запоры, несварение, невралгию седалищного нерва, является эффективным средством повышения жизненного тонуса всего тела. Устраняет скопления жира на туловище и ногах.

Фото 6. «Аист».

«Ласточка». Исходное положение - ноги шире плеч, стопы параллельно, руки вдоль туловища. Со вдохом сложить руки ладонями перед грудью, повернуться на пятке левой и носке правой ноги в левую сторону. Руки стремятся вверх, упор присев на левой ноге (левая нога – угол 90 градусов), правая нога на носке прямая, руки вверху, туловище прямое, прогнуться, голову откинуть насколько можно назад. С полным выдохом опускать голову и туловище вперед, держа их на одной линии, на бедро левой ноги, правую ногу оторвать от земли и на задержке на выдохе отжаться на левой ноге. Находиться в позе столько, сколько возможно. Руки и ноги на одной линии. Со вдохом опустить туловище на бедро левой ноги, поставить правую ногу на пол и выпрямиться, прогнувшись. Снова задержка на вдохе, с выдохом возврат в исходное положение. Выполнить позу в другую сторону.

Эффект. Основное действие направлено на увеличение подвижности в шее и плечах. Полезно при остеохондрозе и для тех, у кого слабые почки. Тонизируется все тело, увеличивается сила и развивается чувство равновесия.

Фото 7. «Ласточка».

«Маятник». Исходное положение - сидя на коленях и пятках. Произвести наклон вперед, пока лоб не будет лежать на полу. Руки ладонями вверх положить вдоль туловища, кисти рядом со стопами. Вернуться медленно в исходное положение. Затем постепенно опускаться назад (стараясь дотронуться до пола), сначала опираясь на локти, а затем на голову. Руки свободно лежат вдоль туловища. Не спеша, в обратном порядке вернуться в исходное положение.

Эффект. Помогает успокоить нервы и улучшает сон, развивает гибкость ног.

 

Функциональные упражнения.

«Аисты и лягушки». Все участники идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, необходимо остановиться и принять позу «Аиста». Когда ведущий хлопнет два раза - принять позу «Лягушки». На три хлопка – возобновить ходьбу.

Эффект. Тренировка внимания, контроль двигательной активности.

«Кто летает?». Участники садятся полукругом, инструктор называет предметы. Если предмет летает – участники поднимают руки, если не летает – руки опущены. Когда инструктор сознательно ошибается, участникам необходимо своевременно удержаться и не поднять руки.

Эффект. Развитие концентрации внимания.

 

Скороговорка.

«Полкан». «Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал».

Эффект. Выработка правильной речи. Тренировка произношения звука «л».

 

Дыхательные упражнения.

«Воздушный шарик-2». Исходное положение -лежа на спине. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать их нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Можно представить, что в животе находится цветной шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Дышать по команде «вдох - выдох» (5 раз).

Релаксация.

«Тикают часики». Исходное положение – лежа на спине. «Закроем глазки, расслабимся. Пусть отдохнут наши ручки и ножки. У нас сегодня был трудный день. Мы выполнили все задания и можем отдыхать. Лежим и слушаем, как тикают часики: «тик-так, тик-так». Наши руки становятся тяжелыми, наши ноги становятся тяжелыми. Все наше тело тяжелое-тяжелое. Тик-так. Отдыхаем. Все тело расслаблено. Сейчас тихонько зазвонит будильник… Пора вставать. Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

 

 

Описание упражнений

Массажи.

«Язычок». Покусывание и «почесывание» губ зубами; то же - языка зубами от самого кончика до середины языка. Интенсивное « хлопанье » губами и растирание губами друг друга в различных направлениях.

Сложные растяжки.

«Кузнечик». Исходное положение – лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Подбородок выдвинут вперед на полу.С полным вдохом зажать большие пальцы в кулаки и, опираясь на руки, поднять обе прямые ноги. Ноги держать вместе. Находиться в позе на задержке вдоха до дискомфорта. С выдохом плавно опустить ноги на пол. Выполнять три раза.

Эффект. Очень хорошо влияет на позвоночник, исправляет его искривления и окостенения, применяется при смещении позвонков. Тонизирует органы пищеварения, мочевой пузырь и предстательную железу, помогает при метеоризме и расстройствах кишечника. Расправляются, тонизируются альвеолы легких, ноги приобретают стройность, жировые отложения на бедрах и туловище быстро исчезают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.168 с.)