Поисковые характеристики некоторых вертолетов и самолетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поисковые характеристики некоторых вертолетов и самолетов



 

Характеристики Ми-8 МТ Ми-26 Ми-14 ПС КА-27 ПС Ан-2 Ан-24 ПРТ Ил-76 ПС
Дальность действия радиосредств поиска Д, км              
Рекомендуемая высота полета, км 0,5   0,5 0,5      
Практический радиус полета, км              
Ширина полосы обследования ΔL, км 22,5 37,5 22,5 22,5   97,5  
Поисковая производительность Р, км2              

Примечания:

1. Для Ан-72 ПС характеристики как у Ан-24 ПРТ, только практический радиус - 2000 км и поисковая производительность - 53 000 км2/ч.

2. При поиске над лесистой и горной местностью величины Д, Р, ΔL могут уменьшаться в 1,5-2 раза.

 

- доставки необходимого снаряжения, оборудования, инвентаря, продуктов питания, топлива к месту спасательных работ;

- доставки врача для оказания квалифицированной медицинской помощи непосредственно на месте происшествия;

- доставки пострадавших в ближайшее медицинское учреждение для оказания срочной медицинской помощи;

- эвакуации пострадавшего населения, туристов из районов стихийного бедствия;

- заброски поисковых отрядов в район предполагаемого поиска пропавшей группы или отдельных туристов;

- плановой эвакуации членов поисково-спасательных отрядов, отработавших свой срок или заболевших;

- профилактического облета маршрутов в период межсезонья для выявления лавиноопасных мест;

- искусственного спуска лавин в районе проведения поисковых работ или на отдельных лавиноопасных участках;

- отработки совместных действий поисково-спасательных служб и подразделений авиаотрядов и др.

 

Использование вертолета в поисково-спасательных работах повышает их эффективность за счет:

- значительного сокращения времени прибытия к пострадавшим;

- возможности быстрой доставки снаряжения, оборудования, инвентаря, продуктов питания, топлива, средств транспортировки к месту проведения поисково-спасательных работ;

- экономии сил членов поисково-спасательных отрядов или групп.

Немаловажное значение имеет тот факт, что транспортировка спасателей на вертолете к месту предстоящей поисково-спасательной операции и обратно поможет им сохранить хорошую физическую форму, что позволяет быстро и эффективно начать спасательные работы.

 

5.2 Организация спасательных работ

с приземлением вертолета непосредственно

в месте чрезвычайного происшествия

и на промежуточной площадке

 

При наличии посадочной площадки с соблюдением всех предъявляемых к ней требований (размеры, подходы, высота места расположения, отсутствие препятствий и т.д.), соответствующих метеорологических условий для совершения полета по маршруту к месту происшествия и непосредственно на месте происшествия вертолет совершает приземление на подготовленную площадку и эвакуирует пострадавших в ближайшее в ближайшее медицинское учреждение или находящееся в месте расположения аэропорта в зависимости от состояния здоровья пострадавших и времени выполнения полета. Например. Время полета, подходов к посадочной площадке, приземления и последующей транспортировки пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение в совокупности может быть больше, чем время полета, приземления в аэропорту назначения (приписки) и доставки пострадавшего в медицинское учреждение. Необходимо также учитывать и тот факт, что в более крупном населенном пункте может быть оказана более квалифицированная медицинская помощь.

Приземление вертолета непосредственно на месте происшествия и оказание в дальнейшем необходимой медицинской помощи пострадавшему является относительно легкой, по сравнению с другими, спасательной операцией. Хотя и в данном случае могут быть свои осложнения и довольно серьезные, требующие мастерства и мужества не только спасателей, но и членов экипажа вертолета.

В зависимости от обстоятельств бывает удобнее и, главное, безопаснее принять на борт вертолета пострадавшего и спасателей на промежуточной площадке. Так, спасатели могут быть высажены поблизости от места происшествия, затем осуществляют спуск к пострадавшему и транспортируют его к месту удобной и безопасной посадки вертолета.

При проведении поисково-спасательных работ на лавине подчас требуется доставка значительного числа спасателей, опыт которых не позволяет производить десантирование (спуск на веревке) в режиме зависания вертолета на довольно большой высоте. В этом случае также подбирается промежуточная посадочная площадка для их высадки. Во всех случаях промежуточные посадочные площадки должны отвечать тем требованиям, которые предъявляются к ним. Следует также помнить, что окончательное решение о возможности или невозможности приземления принимает пилот вертолета.

Руководитель спасательного отряда, находящегося на борту вертолета, должен помнить о том, что воздушное давление, создаваемое винтами вертолета, может вызвать сход лавины в зимний период или, при наличии значительного снегонакопления в другие периоды, а также камнепад в летний период, о чем следует предупредить пилота при принятии решения о приземлении, особенно на промежуточной посадочной площадке.

 

5.3 Организация спасательных работ путем

десантирования спасателей непосредственно

на месте происшествия или поблизости от него в режиме зависания вертолета на малой высоте

 

При подъеме к месту происшествия могут обнаружиться различные обстоятельства (значительная крутизна склона, наличие больших камней, пней, ям, ледовых трещин, малые размеры посадочной площадки), когда приземление вертолета невозможно. В этом случае, если позволяют условия (по определению пилота вертолета), применяют способ зависания вертолета на высоте ориентировочно 3 м от земной поверхности. Вполне возможна и большая высота при условии, что спасатели, находящиеся на борту вертолета, прошли цикл соответствующих тренировочных занятий и хорошо владеют правильными приемами приземления.

При выпрыгивании (десантировании) должна осуществляться следующая последовательность совместных действий экипажа вертолета и спасателей:

- при переводе вертолета в режим зависания пилот дает команду бортмеханику на открытие дверей;

- начальник спасательного отряда или группы, убедившись в отсутствии на месте приземления камней, пней, ям и других препятствий, могущих вызвать травму при прыжке, дает команду членам спасательного отряда на покидание борта вертолета. Как правило, начальник спасательного отряда прыгает первым. Для этого он садится на порог двери и плавно, без толчка, как бы соскальзывает вниз, чтобы не нарушить равновесие вертолета;

- следующий спасатель прыгает по сигналу бортмеханика, предварительно убедившись, что на том месте, куда он прыгает, никого нет;

- сбрасывается необходимое спасательное снаряжение, но только при условии, что оно не будет повреждено или утеряно при его приземлении на крутом склоне. В случае если сбрасываемое снаряжение может быть утеряно, то его спускают на веревке с помощью тормозного карабина, подвешенного на карабине лебедки. Спасатель, осуществляющий сбрасывание снаряжения, должен быть застрахован. Перед сбрасыванием снаряжения он должен убедиться, что в месте предполагаемого приземления снаряжения нет людей. Перед полетом, а тем более сбрасыванием, все снаряжение должно быть тщательно упаковано в рюкзаки или специальные транспортировочные мешки;

- если есть необходимость, то начальник спасательного отряда, первым покинувший борт вертолета, принимает на себя роль сигнальщика для координации действий пилота вертолета;

- после приземления он и все следующие за ним члены спасательного отряда должны остерегаться лопастей винтов вертолета, для чего следует пригнуться и покинуть опасную зону, если нет необходимости приема снаряжения, сбрасываемого или спускаемого с борта вертолета.

Десантирование спасателей, если этого требует обстановка, может осуществляться через переднюю и заднюю двери. Решение по данному вопросу принимает только пилот вертолета.

 

 

5.4 Организация спасательных работ путем спуска спасателей с помощью троса или

веревки в режиме зависания вертолета

на значительной высоте

 

 

При отсутствии на месте происшествия или поблизости от него пригодной посадочной площадки, а также при наличии различных препятствий, не позволяющих пилоту вертолета осуществлять зависание на малой высоте от земной поверхности, спуск спасателей и снаряжения производится на тросе лебедки или с помощью основной веревки, при этом высота зависшего вертолета не должна превышать 30-40 м.

Необходимо иметь в виду, что зависание вертолета на большой высоте осуществить гораздо сложнее, чем произвести посадку или низкое зависание над поверхностью земли. В этом случае предпочтительнее промежуточная посадка поблизости от места происшествия или выпрыгивание в режиме зависания вертолета на малой высоте.

Спуск на тросе с помощью лебедки или на основной веревке остается одним из самых универсальных способов доставки спасателей к месту происшествия, но с обязательным учетом условий поверхности в месте спуска. Так, при крутизне склона более 600 от спуска следует воздержаться, как и при возможном сходе лавины, камнепаде.

Спуск в режиме зависания вертолета на большой высоте является в определенной степени опасным для здоровья и жизни спасателя. Поэтому, если позволяют обстоятельства, лучше осуществить посадку на промежуточной площадке.

При спуске на тросе с помощью бортовой лебедки все манипуляции с ней осуществляет бортмеханик, которому помогает начальник спасательного отряда или назначенный им спасатель.

Командир вертолета совместно с начальником спасательного отряда, приняв решение о спуске спасателей с помощью лебедки, дает команду бортмеханику открыть дверь и начать осуществлять спуск, который производится в следующей последовательности:

- застрахованный спасатель с рюкзаком садится в дверном проеме;

- пристегивает свою беседку к карабину троса лебедки и снимает самостраховку;

- бортмеханик производит необходимые манипуляции с лебедкой (поворачивает стрелу лебедки наружу), при этом спасатель должен свободно повиснуть на тросе лицом к вертолету, при необходимости предохраняясь от корпуса вертолета руками;

- во время спуска спасатель должен внимательно осмотреть место предстоящего приземления, а при необходимости подает руками сигналы бортмеханику и пилоту, одновременно следя за тем, чтобы тросик коснулся земной поверхности раньше его ног для снятия статистического заряда электричества;

- после приземления организует самостраховку в случае ее необходимости, дождавшись ослабления натяжения троса, отстегивает карабин и подает бортмеханику знак "ОК" ("О΄кей!"), т.е. "Все в порядке!" к поднятию троса, осуществляя за ним наблюдение, чтобы он не зацепился за камень или какие-либо другие предметы, лежащие на земле.

Спуск спасателей на тросе с помощью лебедки занимает много времени. Поэтому для спуска большого числа спасателей и сокращения времени зависания вертолета применяются одинарная веревка диаметром не менее 11 мм, два тормозных карабина или шайба Штихта.

Спуск спасателей осуществляется в следующей последовательности:

- начальник спасательного отряда или назначенный им спасатель подвешивает заранее приготовленную веревку к карабину лебедки, иначе пилот в случае необходимости не сможет быстро сбросить ее с вертолета;

- бортмеханик открывает дверь;

- по его команде начальник спасательного отряда или назначенный им спасатель сбрасывает веревку вниз. Вертолет при этом должен находиться только в режиме зависания, иначе веревка может попасть в хвостовой винт. В случае если сброшенная веревка не достигла поверхности земли, ее тотчас втягивают в кабину вертолета. Далее навешивается и сбрасывается вторая, заранее приготовленная веревка большей длины;

- первый спасатель, на котором "беседка" с двумя тормозными карабинами, самостраховка, рюкзак за спиной, на руках перчатки, садится в дверной проем, вкладывает веревку в оба тормозных карабина и поднимает их наверх непосредственно под узел навески;

- второй спасатель, приготовившись к спуску, отцепляет самостраховку первого спасателя;

- по команде бортмеханика первый спасатель плавно нагружает веревку и, повернувшись лицом к корпусу вертолета, начинает спуск, который должен проходить без рывков;

- приземлившись, спасатель в случае необходимости, организует самостраховку, отстегивает веревку и подает знак "ОК" для спуска следующего спасателя;

- спустившийся спасатель находится на месте для оказания возможной помощи следующему спасателю, осуществляющему спуск;

- после приземления последнего спасателя веревка сбрасывается вниз бортмехаником или оставшимся на борту спасателем.

Организация и спуск спасателей в режиме зависания вертолета на большой высоте проводится во всех спасательных службах, как правило, по приведенной выше схеме. В зависимости от типа вертолета, установленного на нем дополнительного оборудования спуск спасателей может осуществляться поочередно на одной из двух веревок, что значительно ускоряет высадку спасателей, так как в момент приземления первого спасателя второй начинает спуск по другой веревке. При спуске используются различные тормозные устройства.

Существует также способ высадки десанта путем опускания спасателя на основной веревке при помощи специального тормоза, закрепленного непосредственно в вертолете. Этот метод спуска более медленный и применяется только в исключительных случаях.

Что касается спуска носилок, то он осуществляется с помощью бортовой лебедки. К носилкам следует привязать репшнур, чтобы легче было их принять внизу.

 

 

5.5 Порядок подъема пострадавшего

с помощью лебедки и подвесного сидения

(люльки)

 

При невозможности приземления вертолета в месте происшествия или поблизости от него для подъема пострадавшего на борт вертолета в режиме зависания, применяют специальные альпинистские носилки или носилки типа "Акья".

После оказания пострадавшему первой медицинской помощи его, если вызван вертолет и ориентировочно известно время прилета, подготавливают к транспортировке, для чего надевают теплые вещи, укладывают в спальный мешок или заворачивают в палатку (это зависит от степени имеющихся травм и погодных условий), укладывают на носилки, если они имеются. В случае их отсутствия ожидают прилета вертолета и спуска носилок.

В случае если пострадавший и спасатели или участники группы находятся на крутом склоне, необходимо для носилок с пострадавшим организовать страховку, а самим спасателям или участникам группы применить самостраховку, чтобы не быть сброшенными воздушным потоком от винтов вертолета. При подъеме пострадавшего на борт вертолета с помощью лебедки соблюдается следующая последовательность:

- по прибытии вертолета бортмеханик приводит в действие лебедку и опускает трос;

- спасатель или участник группы, находящийся рядом с пострадавшим, после того, как заземляющий тросик коснется земной поверхности, берет в руки лебедочный карабин и прицепляет его к подвесной системе носилок, снимает страховку и, еще раз убедившись, что все в порядке, дает команду для их подъема на борт вертолета, при этом придерживает рукой, желательно в резиновой перчатке, лебедочный карабин до тех пор, пока трос натянется. После этого спасатель придерживает носилки до того момента, пока они не окажутся на вертикальной линии под вертолетом, одновременно не допуская вращения вокруг вертикальной оси троса;

- бортмеханик и спасатель, находящиеся в вертолете, осуществляют подъем носилок и их втаскивание в кабину вертолета.

Возможен вариант подъема носилок с пострадавшим в сопровождении одного из спасателей в целях оказания помощи пострадавшему во время его подъема в кабину вертолета, а также для предохранения носилок от ударов о вертолет.

Сопровождающий регулирует длину своего подвешивания с таким расчетом, чтобы иметь возможность не только вести постоянное наблюдение за пострадавшим во время подъема носилок, но и оказать ему срочную помощь при резком ухудшении его состояния.

При этом варианте в кабину вертолета сначала втаскиваются носилки с пострадавшим, а потом сопровождающий.

Носилки с пострадавшим нужно втаскивать в кабину вертолета тем концом, где находится голова пострадавшего. Как только носилки окажутся в дверном проеме, их следует застраховать, пристегнуть к ним карабин от страховочной петли, прикрепленной к одному из колец пола вертолета.

При том и другом варианте следует помнить, что подвесную систему носилок необходимо делать короткой. Ориентировочное расстояние между лебедочным карабином и нижней частью носилок - 80-90 см. Не следует забывать и об общем весе пострадавшего с носилками и сопровождающего, так как максимально допустимая масса груза не должна превышать 150 кг.

Наряду с указанными вариантами, пострадавшего, если позволяет состояние его здоровья, можно поднять на борт вертолета в его личной обвязке. Все действия по его поднятию осуществляются аналогично поднятию носилок с пострадавшим. В этом случае пострадавший, если такая возможность имеется, помогает бортмеханику и спасателю принять его в кабину вертолета. В момент появления пострадавшего в дверном проеме карабин от страховочной петли, прикрепленной внутри вертолета, пристегивается к обвязке пострадавшего. Таким же способом осуществляется поднятие на борт вертолета членов спасательного отряда, принимавших участие в спасательной операции. Предварительно, с целью экономии времени, на каждом спасателе должна быть надета "беседка" с приготовленным страховочным карабином, грудная обвязка и самостраховка. Рюкзак надет на плечи. Страховочный карабин прицепляется к лебедочному карабину. Репшнуром от "беседки" к страховочному карабину осуществляется страховка таким образом, чтобы не допустить опрокидывания туловища при подъеме на борт вертолета.

При приеме носилок и спасателей на борт вертолета бортмеханик и помогающий ему спасатель должны быть на самостраховке.

Подвесное сиденье (люлька или стульчик) также могут использоваться для подъема пострадавшего. Стульчик крепится к металлической раме, к которой присоединяется крюк лебедки.

Пострадавшего усаживают на стульчик на земле, привязывают веревкой, присоединяют крюк лебедки и начинают подъем.

Не рекомендуется использовать стульчик для подъема пострадавшего, который после случившегося с ним несчастья испытывает страх перед высотой.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.045 с.)