Как классифицировать традиции? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как классифицировать традиции?



У историков, а точнее у этнографов очень громоздкая класси­фикация традиций: боевые, трудовые, семейные, народные. В про­грамме «Истоки» для 4 класса предлагаются 4 раздела:

* традиции ОБРАЗА;

* традиции СЛОВА;

* традиции ДЕЛА;

* традиции ПРАЗДНИКА.

Все категории раскрываются детям с четырех сторон, то еСп должны дать любому культурному образу (ценности) характера тику, идущую:

1) от разума;

2) от сердца (чувственную, морально-нравственную);

3) отдуха (духовную);

4) от деятельностного начала (волевую).

Программа для 4 класса предполагает ТРИ ШАГА — некий AJIГОРИTMУ УСВОЕНИЯ.

1 шаг — найти устойчивые традиции (Слова, Образа, Дела или Праздника, которые одинаково представляются всеми поколениями). Найти наиболее значимые в каждой теме и представить их.

Например каждая культура создает и передает свои устойчи­вые образы. Они вызывают одинаковые ассоциации как в нашей душе, так и в душе наших предков, то есть во всех поколениях. При слове «Париж» вы представляете яркий образ — Эйфелеву баш­ню, «Италия» — Рим, Колизей. «Москва» — Кремль, Красная пло­щадь.

Важно, чтобы сердцевина культуры сохранялась и благодаря ей осуществлялась преемственность поколений, чтобы у нас и у на­ших детей эти образы вызывали одни и те же ассоциации.

2 шаг — каждый из выявленных Образов, Слов, Дел, Праздни­ков — многолик. Необходимо показать эту многоликость.

ОТЕЦ:

* родной;

* крестный;

* духовный;

* названный.

ТРУД:

* земледельца;

* ремесленника;

* купца;

* предпринимателя.

3 шаг — определить, выявить особые правила (нормы) в каж­дой категории. Чего мы достигаем?

Мы видим устойчивые Образы и узнаем нормы и правила, свя­занные с ними.

Например: 1 шаг — ПРАЗДНИК (это важный образ в культуре.) 2 шаг — Праздники бывают: семейные, общинные, земледельческие, государственные, церковные. 3 шаг — Нормы и правила, связанные с праздником:

* к празднику надо готовиться внешне и внутренне;

* в праздники не принято забывать о больных, нищих, неиму­щих

* встречают сообща, вместе, не принято портить настроение другим.

 

Часть I

ТРАДИЦИИ ОБРАЗА

Вводный урок

«ЧТО ТАКОЕ ТРАДИЦИИ»

Введение.

На первом уроке, используя беседу с опорой на знания детей, мы вспоминаем, что изучали на уроках в 1, 2 и 3 классах, что наи­более запомнилось детям из 3-хлетнего путешествия по пути Ис­токов.

Рассматриваем новый учебник и тетради для 4 класса, их об­ложку и содержание, определяем, чем мы будем заниматься в этом учебном году

Читаем текст обращения авторов к детям на с. 3-4 учебного по­собия и с. 3 рабочей тетради.

Активное занятие № 1. Ресурсный круг: «Чему бы вы хотел научиться на уроках «Истоки» в этом году?» (Истоковедение, т. 6, с. 114-115).

(Это дети сделают более охотно и сознательно» если 2-3 минуты полистают учебное пособие, познакомятся с текстами и иллюстрациями).

Работа с тетрадью.

Учитель читает правила ресурсного круга.

— Все ли у нас получилось?

— Поддержали ли мы традицию ресурсного круга?

— Все ли правила мы выполнили?

Что получилось?

Запись в тетради (задание 2): что такое традиция?

Можно взять определение из словаря В. Даля или из учебного пособия. Учитель записывает на доске, дети — в тетради.

Домашнее задание.

В тетради запишите, какие традиции сохраняются в вашей семье.

Урок «ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. ОТЕЦ»

Для учителя напоминаем алгоритм усвоения содержания:

1 шаг — устойчивый первый главный образ в семье (глава се­мьи).

ОТЕЦ.

2 шаг — многомерность этого образа.

РОДНОЙ, КРЕСТНЫЙ, ДУХОВНЫЙ, НАЗВАННЫЙ, ОТЧИМ. (Загадка в тетради, ч. I, с. 6: «У меня, у молодца, четыре отца, пя­тый батюшка».)

3 шаг — правила, нормы, связанные с отцом в традиционной семье.

 

РОДНОЙ ОТЕЦ — глава семьи (заботится и трудится), корми­лец и добытчик (обеспечивает благополучие семьи), праведный судья (слушались и побаивались), заступник перед людьми (хло­почет за детей перед обществом).

Много пословиц и поговорок, связанных с отцом и его ролью в семье, создано русским народом: «Не тот отец, кто вспоил, вскормил, а тот, кто уму-разуму научил», «Как Бог за людей, так и отец за детей».

С отцом связано и представление о роде и родословии. Вариант составления родословия представлен в учебном пособии на с. 11 (родовое древо Пушкиных). В конце урока проводится ресурсный круг «Как достигается почет и уважение в семье к отцу?».

Домашнее задание.

Выполните задание 1 на с. 6 рабочей тетради (ч. I) «Выпишите пословицы об отце» и задание 3 «Составьте свое родословие». Прочитайте рассказ «Отец» на с. 9-14 учебного пособия.

 

 

Урок «ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. МАТЬ»

Для учителя напоминаем алгоритм усвоения содержания:

1 шаг — устойчивый первый образ самого близкого и любимого человека (душа семьи).

МАТЬ.

2 шаг — многомерность этого образа.

РОДНАЯ, КРЕСТНАЯ, БОГОДАННАЯ, НАЗВАННАЯ, МО­ЛОЧНАЯ, МАЧЕХА.

(Объяснить все наименования, с. 16-17 учебного пособия).

3 шаг — правила и нормы, связанные с матерью в традицион­ной семье (с. 14-16 учебного пособия, самое главное выделено жирным шрифтом).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.46.120 (0.021 с.)