Присоединение (дети сидят в круге). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Присоединение (дети сидят в круге).



Учитель:

Бежит вдоль берега вода,

Течет себе по камушкам.

Как речка с берегом, всегда

Хочу быть с вами рядышком.

 

Учитель обращает внимание учащихся на запись на доске и предлагает сравнить жизнь реки и человека.

Мы с природою едины,

С нею мы неразделимы,

Ведь природа — Я и Ты,

Речка, воздух и цветы.

 

Река: исток, родник, малая река, река, море. Человек: рождение, детство, отрочество, юность, взрослый человек (запись на доске).

 

Учитель:

— Издавна жизнь реки и человека проходят рядом.

2. Учитель предлагает прожить с рекой Шексной от истока до моря, почувствовать свое участие в жизни реки, на берегах которой стоит город Череповец.

На доске схема реки Шексны. Каждый период жизни реки учи-^ тель демонстрирует показом иллюстраций, фотографий, рисунков, мест на карте.

Ученик читает отрывки из стихотворения «У родника» Анто­нины Каютиной:

Скорей бы ключ, скорей бы ключ!

Одна верста, всего верста

До заповедного куста,

А там вода, там родничок,

Звенит, поет лесовичок.

Ах, сколько раз в июльский зной

Поил он нас водой живой!

Учитель:

— Вот мы в местечке Крохино, возле Белого моря. Здесь на­чало, исток реки Шексны. Попьем живой родниковой водички.

Она чистая, прозрачная, прохладная (дети пьют воду и делят-\ ся своими впечатлениями).

Учитель предлагает помочь родничку превратиться в ручеек. Игра «Ручеек».

Учитель:

— Вот уже едва заметный ручеек прокладывает свой нелегкий путь среди камней и устремляется вниз и, весело журча, тихонько побежал. Он бежал наперегонки с зайчиками, поил разных пти­чек своей чистой холодной водой и очень полюбил нас, людей, которые бережно перешагивали его, боясь вступить в чистую зеркальную воду.

Дети поют песню «Улыбка», слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.

Учитель:

— Подружился наш ручеек и с другими ручейками, и побежал*1 они радостно, взявшись за руки, вместе. И стал наш ручеек речкой-

Вопросы:

Что общего между ручейком и речкой? (Течение и берег пра­вый и левый.)

А по чему же несет свои воды наша речка/

Как называется это место? (Русло.)

Нашу речку пополняют другие речки.

Как называются такие речки? (Притоки.)

Притоки Шексны: р. Ковжа, Ягорба, Конома, Большой Юг, Ма­лый Юг, Сидебна.

Река становится судоходной, плывут по ней суда с грузами и людьми, потому что стало много воды и появились глубокие места.

Как такие места называются? (Фарватер.)

—Какой вид транспорта выберем для путешествия по реке Шекс- не?

Плывем по течению.

— Где будет правый берег, а где левый?

— Что видим, слышим, чувствуем на реке?

Берега очень живописные. Сосновые боры, богатые грибами, ягодами. Заливные луга, где летом обилие душистых цветов. Вот деревни. А вот поселок Шексна с высокими трубами, с местными заводами, домами. Здесь река стала широкой.

— Какая же жизнь на берегу? Причалим.

Найдите ответ в тексте учебного пособия (учащиеся читают текст учебного пособия на с. 39).

Вопросы:

-— Своя, особая жизнь на берегу реки, это какая?

Ученики приводят примеры своей жизни у реки.

— Как понимаете слова автора учебного пособия «У РЕКИ БЫ­ВАЕТ И СВОЙ НРАВ»?

— Как вы понимаете слова автора учебного пособия о течении воды и времени?

Вот был я мальчишкой,

Да детство ушло.

С тех пор уж немало воды утекло.

Учитель:

Река Шексна является притоком Волги.

Где же устье у реки Шексны?

 

Учащиеся пытаются найти устье Шексны на карте. Шексна пополняет воды Рыбинского водохранилища, созданного на Волге! Волга течет на юг и впадает в Каспийское море.

Учитель:

— К сожалению, наши реки и речушки болеют. Учитель предлагает детям мысленно пройти по берегам трех рек.

Ученик читает стихи от имени реки Серовки:

Были дни, когда журчала,

Веселилась, не скучала,

Бирюзою рассыпалась.

Но пришел хозяин мой,

И воздвиг завод с трубой.

Стала я преображаться,

В сток мазута превращаться,

Задыхаться стала я,

Мертвой стала плоть моя.

Солнце больше не искрится,

Рыба здесь не нерестится.

Помогите мне, друзья,

Так существовать нельзя.

По книге «Разумное, доброе, вечное»

Вопросы:

— Что было раньше на речке Серовке и что стало с ней сейчас?

— Кто виноват в этом?

Мы на набережной реки Ягорбы, что недалеко от нашей школы. Хорошо вам у воды?

Ах, плохо ль у воды ли, на воде —

Кто станет спорить! Но все реже, реже

Встречаем мы зеленый берег,

Где пройдешь босой — ногу не обрежегиь...

С. Викулов

Вопросы:

— О чем заставляет задуматься автор стихотворения? Осколкй битого стекла, другой мусор мы увидели и на берегу реки ШекснЫ-j

— Что лично вы сделали, чтобы вода в реках была чистой?:

_ «КАПЛЯ ВОДЫ — ДРАГОЦЕННЫЙ АЛМАЗ» (узбекская псловица). Как вы понимаете пословицу?

ученики пишут ответы на капельках воды из бумаги, читают и прикрепляют их на схему реки Шексны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.87 (0.011 с.)