Образцы стенных газет и лозунгов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образцы стенных газет и лозунгов



ОТ РЕДАКЦИИ

Вместе с ростом нового общественного и семейного быта, рожденного революцией, вырастают и новые художественные потребности.

 

При старом режиме трудящимся было не до забот о благоустройстве своей жизненной обстановки — эти заботы были привилегией имущих и праздных классов. Подавленные нуждой и некультурностью народные массы вели неприглядную жизнь, лишенную удовлетворения самых элементарных запросов человеческого существования как индивидуального, так и общественного. Однако Октябрь произвел революцию не только социально-политическую, но и революцию нравов. Он вызвал страстный порыв народных масс к обогащению своего духовного мира и укреплению своего физического здоровья. Непривыкший к публичной жизни, неповоротливый и стеснявшийся „на людях“, этот народ неожиданно обнаружил склонность к стройным процессиям, зрелищам, украшению клубов и т. д. Само достоинство нового, утверждающего себя класса, потребовало от трудящихся поддержания внешней культурности жизни и в области ежедневного, трудового и домашнего обихода.

 

Так, вместо прежнего пренебрежения к одежде и обстановке (или, что еще хуже, вместо прежнего подражания господствующей мещанской моде) выросла потребность в каком-то новом, здоровом и простом оформлении жизни.

 

Разумеется, современное состояние Советского Союза еще не дает достаточных материальных предпосылок для того радикального преображения всей внешней культуры, которое наступит с окончательным торжеством социализма. Но этот переходный „сегодняшний день“, с его быстрым и напряженным темпом жизни, с его необходимостью экономить силы и средства, вызывает еще большую нужду в особых наименее громоздких и наиболее целесообразных формах домашнего и общественного убранства.

 

Простота, гигиеничность, целесообразность, соответствие трудовому образу жизни и, вместе с тем, свежая и яркая декоративность — таковы наши основные советские лозунги в области внешнего благоустройства, отличающие нас от остальной Европы, которая, при всем своем громадном техническом прогрессе, питается нездоровыми модами вырождающейся буржуазной культуры.

 

Эти новые формы, эта культурность в одежде, обстановке и оборудовании быта — вовсе не равносильны роскоши; они могут быть достигнуты без помощи специалистов-профессионалов — творческими силами трудовой семьи, школьного или клубного коллектива.

 

Помочь в этом отношении широкому кругу читателей и является задачей данного издания, представляющего собой сборник таблиц с сопроводительным текстом. Этот сборник-альбом — наглядное пособие. Общественный работник найдет в нем образцы различных декоративных элементов для революционных празднеств, оборудования клуба и избы-читальни, а театральный работник — образцы наиболее упрощенного разрешения сцены, костюмов, бутафории. Советская работница найдет в нем модели наиболее простой одежды, юный же читатель — полезные указания, связанные с спортом, а также образцы игр и занятий, являющихся в то же время и начатками целесообразного ручного труда.

 

Каждая из таблиц составлена в расчете на практическое осуществление заключающегося в ней чертежа. В этих целях редакция привлекла к участию в данном альбоме лучшие художественно-технические силы. В области одежды — Н. П. Ламанову, в области педагогической — Н. Д. Бартрама; в отношении театрального оборудования редакция исходила из проверенного на практике массового опыта Дома театрального просвещения (имени Поленова) и, наконец, в области оформления общественного быта редакция предоставила место новым и свежим исканиям Вхутемас'а (в частности, проф. Лавинского), Пролеткульта, Моск. Кустарн. Техникума и др.

 

Но это отнюдь не значит, что данное издание следует рассматривать как сборник непреложных образцов, готовых штампов, как альбом „мод“ — его задача лишь дать толчок художественной мысли читателя, пробудить в нем своего рода самодеятельность и изобретательность. Являясь первым опытом в этом отношении, наш сборник отнюдь не претендует на непогрешимость, и чем скорее читатель или читательница, под влиянием его, сделают нечто лучшее и еще более простое, тем более редакция будет считать себя удовлетворенной.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ

Эмблемы для демонстраций. Рис. А. Леткара (Табл. № 4).

Образцы знамен. Его же (Табл. № 2).

Стенная газета и лозунги. Его же (Табл. № 3).

Агро-газета. Рис. И. Смирнова (Табл. № 1).

Фото-витрина. Рис. Б. Земляницына (Табл. № 5).

Шкаф-витрина. Рис. И. Лобова (Табл. № 22).

Полотенца для украшения избы-читальни. Рис. Позневой (Табл. № 7).

Изба-читальня (наружный вид). Рис. А. Лавинского (Табл. № 8).

Изба-читальня (внутренний вид). Его же (Табл. № 9).

Палатка пионера. Рис. В. Ахметьева (Табл. № 10).

Пионерский костюм. Рис. В. Мухиной по модели Н. Ламановой (Табл. № 11).

Трибуны. Проекты А. Лавинского и Н. Серова (Табл. № 12).

Передвижной деревенский театр. Рис. В. Ахметьева (Табл. № 13).

Передвижной деревенский театр. Рис. В. Ахметьева (Табл. № 14).

Театральные костюмы. Его же (Табл. № 15).

Мебель для сцены. Его же (Табл. № 16).

Театральные костюмы. Его же (Табл. № 17).

Два занавеса для деревенского или клубного театра. Рис. В. Мухиной (Табл. № 18).

Декорации для деревенского театра. В. Ахметьева (Табл. № 23).

Спортивный костюм. Рис. В. Мухиной по модели Н. Ламановой (Табл. № 20).

Платье из сурового полотна. Их же (Табл. № 21).

Платье из головного платка. Их же (Табл. № 6).

Кафтан из двух полотенец. Их же (Табл. № 19).

Толстовка. Их же (Табл. № 24).

Головные уборы. Их же (Табл. № 32).

Летнее платье. Рис. В. Мухиной по модели И. Ламановой (Табл. № 26).

Костюм для улицы и для работы. Их же (Табл. № 27).

Пальто из солдатского сукна. Их же (Табл. № 28).

Школьное платье. Их же (Табл. № 29).

Красная конница (выпиливание). Рис. М. Езучевского (Табл. № 30).

Курочка-рябка (игра с бумажными головами). Рис. Н. Бартрама (Табл. № 31).

Трафарет для детского дома. Рис. В. Мухиной (Табл. № 25).

Рабочий (резьба по дереву). Рис. Н. Бартрама (Табл. № 33).

Красноармеец (мягкая кукла). Его же (Табл. № 34).

Фабрика (выпиливание). Его же (Табл. № 35).

Трактор в деревне (домашний театр китайских теней). Рис. Н. Симонович-Ефимовой (Табл. № 36).

 

Общая художественная редакция — Я. А. Тугендхольда.

 

Приложение к журналу „Красная Нива“ на 1925 г.

Издание „Известий ЦИК СССР и ВЦИК“

 

Таблица № 1

СТЕННАЯ АГРОГАЗЕТА

Рис. И. Смирнов

 

Проект агрогазеты предполагает установку ее при Волисполкомах, Сельсоветах и др. пунктах схода и рассчитан на технические средства мест. Спроектированные расчеты имеют в виду экономию материала и места, где весь статистический или информационный материал по каждому отделу помещается: путем занесения мелом на специальных передвижных плоскостях (фанерках), окрашенных в черную масляную краску (еще лучше эту окраску заменить линолеумом или даже клеенкой).

 

Эти плоскости, как видно на проекте, могут быть разной длины в зависимости от количества текста, т.-е. занимать в длину 2 и даже 3 таких места.

 

Надписи с наименованием отделов являются также передвижными в зависимости от перегруппировки помещаемого материала и укрепляются с помощью деревянных или железных шпиночков в отверстиях доски.

 

Применение трехстворчатых щитов (правая сторона рисунка) для размещения материала из газетных вырезок, журналов, плакатов и т. п. дает возможность как бы „перелистывать“ этот материал, экономя место. Система вращения щитов по вертикальной оси весьма примитивна и не требует дополнительных разъяснений.

 

Место, где помещается номер газеты можно параллельно использовать и под источник света (фонарь).

 

Вся модель строится из дерева (тес, фанера) и окрашивается или полируется согласно проекта. Накладные буквы „Агрогазета“ могут быть сделаны (вырезаны) из белой жести, оцинкованного железа и т. п.

 

При желании допускается полная свобода переконструкции модели, так как проект имеет в виду, главным образом, только самый принцип оформления.

 

Таблица № 2

ОБРАЗЦЫ ЗНАМЕН

Рис. Леткар (Изо „Пролеткульт“)

 

Обычно знамена отличаются своей пышностью, витиеватым и замысловатым расположением текста, применением бахромы, кистей и других ненужных вещей; все это умоляет выразительность знамени. Мы же рекомендуем сделать знамя, как можно проще и целесообразнее, чтобы его было легко нести, чтобы оно хорошо читалось и, кроме того, чтобы оно было ярким выражением данной организации. Для этого нужно взять точный размер материи: 1м 80 с. × 2 м. 15 с., текст сократить до минимума и располагать так, чтобы он читался последовательно. Шрифт лучше всего взять печатный (из газет), писать белым, черным, золотом, серебром. Далее следует избегать бахромы, кистей, перегрузки изобразительными формами, как то: человеческими фигурами, орнаментом. Здесь приведено знамя ЦК РКП. Буквы РКП можно заменить „Губком“, „Уком“ и т. д. На рис. 2 дана форма постоянного траурного знамени, — эту форму можно считать как бы образцом; рис. 3 дает различные образцы других композиций знамен профорганизаций; например, (а) — сверху полукругом пишется „Пролетарии всех стран...“, ниже в кругу рисуется эмблема, а в самом низу — название организации. Возможны и иные расположения шрифта и эмблем по полю знамени; напр., — в левом углу (б), по диагонали (в), полукругом (г), на верхней половине (е) и т. д.

 

Рис. 5 показывает как размечаются буквы и каковы могут быть образцы шрифтов; рис. 6 показывает образцы значков, заканчивающих древко. Для парт. и профорганизаций рекомендуется древко сделать по середине стяга, по первому образцу (рис. 1), а для военных и пионеров — рекомендуется обыкновенная форма флага (рис. 4).

 

Таблица № 3

Таблица № 4

ЭМБЛЕМЫ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ

Рис. Леткар („Изо“ Московск. Пролеткульт)

 

Рекомендуем здесь опыт внешнего оформления массовых торжеств, примененный в Москве в 7-ю годовщину Октября и вполне доказавший целесообразность применения легких разноцветных эмблем. Это — дощечки разной формы, выпиленные из фанеры и прикрепленные к древкам, которые несут участники демонстрации. Форма дощечки соответствует смыслу лозунга; так, для пропаганды электрификации делается лампочка, для просвещения — обложка книги, для крестьянства — серп, для профсоюзов — эмблемы производств и т. д. Для творческой изобретательности здесь представляется широкое поле. Дощечки покрываются клеевой краской, после чего на них, в случае желания, пишутся короткие лозунги.

 

Иногда для целей демонстрации нужно осмеять врага — в этих случаях указанный нами прием также вполне применим, напр., можно изобразить цилиндр, взятый на штык, нарисовать вопросительный знак и написать „кто“.

 

Особенно декоративны эти эмблемы, когда они своей повторностью создают впечатление стройного массового ритма; для этого их надо сделать во множестве на один и тот же сюжет и раздать по колоннам демонстрантов, напр., серпы, молоты, звезды, значки „КИМ’а“ и т. д. Чрезвычайно внушительны двухаршинные буквы „МЫ, ЛЕНИНЦЫ“, несомые в демонстрации — каждая буква одним человеком.

Таблица № 5

ФОТО-ВИТРИНА

Рис. Б. Земляницын (Вхутемас)

 

Предложенная фото-витрина может служить для клуба, в частности, для уголка Ленина. Прикрепленная к стене она позволяет лучше рассматривать фотографии, нежели если бы они были просто повешены на стену. В этих целях она построена на принципе вращения, чтобы дать зрителю любой уровень для рассматривания фотографий и использования плоскостей с обеих сторон. Плоскости, предназначенные для размещения фотографий, имеют прямоугольную форму и прикреплены свободной верхней стороной к концам стержней (в данном случае к концам звезды). Таким образом, при вращении данной системы около оси, плоскости сохраняют равновесие (горизонталь и вертикаль), меняя только уровень относительно зрения, а это дает возможность рассматривать ту или иную фотографию на желаемом уровне. Вариантом может служить остов 6-тиугольника для 6 плоскостей, меняющихся и одной постоянной, использованных с обеих сторон. Материалом для фото-витрины может служить дерево.

 

Таблица № 6

Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой

 

В этом платье за основу взят квадрат головного кашемирового платка, и поэтому весь план его построен на квадрате. Добавочная черная материя — такой же кашемир, как и платок. Требуется ее 3½ до 4 метров. Зеленые полосы сделаны из легкой шелковой материи; можно делать их и из шерстяной. Излишнюю ширину кафтана в бедрах надо заколоть в складку с левой стороны или опоясать узким черным кушаком (отнюдь не над талией).

 

На рисунке 1 — пунктиром обозначена форма нижней рубахи, верхнюю часть которой можно делать из более легкой материи. Для более худой фигуры рукав можно делать приблизительно на ладонь уже и ставить ластовицу зеленого цвета. Один рукав показан нами в плане, другой — сшитый.

 

Это платье можно делать также из бумажной материи с применением бумажных головных платков.

 

Таблица № 7

УКРАШЕНИЕ ИЗБЫ-ЧИТАЛЬНИ

Рис. Познева. (Моск. Куст. Техникум)

 

На нашем листе — полотенце и занавески для украшения изб-читален, расписанные посредством трафарета. Для изготовления трафарета берется картон, промасленный олифой. На картон наводится и затем прорезывается рисунок. Холст туго растягивается на доске. Трафаретить можно клеевыми красками с помощью указанной кисти или же специальными анилиновыми красками для бумажной ткани с прибавлением в нее клея, называемого трагант, для того, чтобы краска не расплывалась и не пачкалась при употреблении. Растрафареченный холст не снимается с доски пока краска не высохнет. На рис. 1 показано готовое полотенце, на рис. 2 — трафарет к нему; на рис. 3 — готовые оконные занавески, на рис. 4 — два трафарета к ним (по одному на каждый цвет).

 

Полотенца могут употребляться как для украшения отдельных уголков избы-читальни, так и для развески их наверху стены в виде декоративного фриза, одно за другим. В этом случае хорошо повесить ряд полотенец одного и того же рисунка, но разного цвета: красное, оранжевое, зеленое и опять красное и т. д.

 

Точно таким же способом можно растрафаретить любую ткань, приспособленную и для носки.

 

Таблица № 8

ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ

Рис. А. Лавинский (Вхутемас)

 

Изба-читальня в предлагаемом эскизном проекте представляет из себя сруб, поставленный по плану, состоящему из следующих помещений:

 

A) Террасы с крыльцом, над которым находятся две площадки, поддерживаемые четырьмя деревянными зафермованными столбами с двумя поставленными по диагонали лестницами. Первая площадка предназначается для трибуны и вмещает 5—7 человек. На этой же площадке находятся два громкоговорителя. Вторая площадка, сообщаясь с первой посредством приставной лестницы (на чертеже не указано), предназначена для установки метеорологических приборов, часов, мачты для прикрепления мешка, определяющего направление ветра, указателя стран света, антенны и флага.

 

Открытая терраса предназначена для занятий и чтения в летнее время, всего 4—5 месяцев в году, и является связью между улицей и избой, будя любознательность проходящих крестьян, — газетой, стенгазом и т. д.

 

При входе на террасу, на выступающем углу сруба, прикреплены щиты, на которых помещаются портрет Ленина, стенгаз, диаграммы и т. д.

 

Б) Холодных сеней с чуланом с двумя дверями, ведущими в зал для занятий и комнату для кружков.

 

B) Комнаты для кружков, предназначенной для занятий различного рода кружков, МОПР’а, ОДВФ и т. д. Здесь же помещается сельско-хозяйственный уголок, состоящий из шкафов-витрин, с образцами сельско-хозяйственных продукций, диаграмм и т. п. Во время лекций, кино-сеансов, вечеров, комната для кружков может служить раздевальной.

 

Г) Зала для занятий, служащего для лекций, докладов, спектаклей, кино-сеансов и т. д. Он вмещает стол справок, библиотеку, витрины, подмостки (подробней — смотр. в эскизном проекте внутреннего вида избы-читальни) и Д) Комната избача.

 

Крыша и углы избы-читальни окрашены в красный цвет, что подчеркивает революционное назначение ее, и, кроме того, делает избу издалека видной и отличимой.

 

Обработка входа зафермованными стойками, с одной стороны, является самой легкой конструкцией для поддержки площадок, а с другой, имея индустриальный вид, служит как бы смычкой городской и крестьянской культуры.

 

Таблица № 9

ВНУТРЕННИЙ ВИД „ИЗБЫ-ЧИТАЛЬНИ“

Рис. А. Лавинский (Вхутемас)

 

Сторона А. 1) Площадка с занавесом (б), прикрепленным к перекладине (а), с которой спускается кино-экран. На площадке находится уголок В. И. Ленина, состоящий из большого портрета В. И. и витрины — в виде большой книги, на фанерных листах которой помещены фотографии из жизни Владимира Ильича и лозунги. 2) Библиотечная стойка с двумя витринами для новинок и шкафом для книг. 3) Уголок „Долой неграмотность“ с витриной и шкафом для учебных пособий, тетрадей, книг и т. п. 4) Витрина крестьянки. 9) Диаграммы.

 

Сторожа Б. 5) Юридический стол справок, состоящий из шкафа, витрин, вмещающих в себя книги по юридическим вопросам, налоговым декретам, стола с письменными принадлежностями. 6) Витрины ОДВФ, Доброхима и Радио. 7) Витрина молодежи: комсомольская и пионерская. 8) Витрина МОПР'а. 9) Диаграммы. 10) Громкоговоритель.

 

Таблица № 10

ПАЛАТКА ПИОНЕРА

Рис. В. Ахметьев

 

Пионерская лагерная палатка делается из квадратного куска холста или другой ткани с пришитыми к верхним боковым частям его прямоугольными трехугольниками а и б, которые, при установке палатки на земле, служат закрытиями задней и передней входной части ее (рис. 1).

 

По центральной горизонтальной линии и трем вертикальным, как это изображено на рис. 1, из той же ткани, сломанной вдвое, делаются полосы со вшитой в них веревкой, которые нашиваются на основной квадрат палатки. Концы веревки делаются длиннее, чем квадрат ткани — эти концы служат для закрепления и растягиваются на колышки стенок палатки при ее установке на земле. На рис. 2 показано, как вшиваются в полосы веревки, на концах каждой полосы изображены выметанные круглые дверки (или жестяные блочки), через которые и выходит конец веревки, растягивающий палатку при ее установке.

 

На рис. 3 изображен шест, которых для установки палатки надо иметь три. Для установки палатки в землю вбиваются 3 шеста, с расчетом, чтобы на их верхние концы пришлись на перекрестах вертикальных и горизонтальных полос, нашитых на основу палатки, па одной линии с шестами. По обе стороны их, в землю вбивается 6 колышков и 2 против задней и входной части палатки, на которых завязываются концы веревок растянутой палатки. Боковые прямоугольные трехугольники должны образовать заднюю и входную стенки палатки. Установленная палатка обкладывается кругом дерном. Ставить палатку надо так, чтобы входная ее часть была за ветром.

 

Таблица № 11

ПИОНЕРСКИЙ КОСТЮМ

Рис. В. Ахметьев

 

Блуза — из крестьянского холста. Заднее широкое полотнище (рис. 1), будучи отвернуто кверху, образует карманы. Переднее узкое полотнище, разрезанное в своей верхней части, образует воротник. Линия А—Б переда пришивается к линии А—Б спины, что и образует отворот ворота. Куртка одна и та же для мальчиков и девочек.

 

Штаны (рис. 3) образуются из двух полотнищ со швами спереди и сзади, на поясе сдергиваются на тесемку.

 

Юбка (рис. 4) делается на белом лифчике с помочами, перекрещивающимися на спине.

 

Пионерский значок делается апликацией (нашивкой) или трафаретом по белому полотну.

 

Рис. 1 — развернутый план куртки. Рис. 2 — рукав. Рис. 3 — штаны. Рис. 4 — юбка с лифчиком.

 

Таблица № 12

Таблица № 13

Рис. В. Ахметьев. (По модели Дома Театральн. Просвещения)

 

Задача этого листа — показать устройство театра, легкоперевозимого и устанавливаемого. Общая его схема — рис. 13. Этот театр состоит из 4 основных, соединенных железными навесками рам, 4 вкладных брусков „а“, 8 деревянных подставок (рис. 5 и 7), 2 проволочных соединений (рис. 10) и 4 накладных брусков для декораций (читатель должен положить перед собой таблицу № 19 „Декорации передвижного театра“).

 

Каждая рама состоит (рис. 1) из 6 деревянных брусков №№ 1, 2, 3, 4, 5 и 6 (рекомендуется бруски брать 1 в. × 3/4 в., при чем бруски № 2 и 4 выше брусков № 3 и 5 на 1 верш. для того, чтобы соединенные с ними на петлях верхние и нижние бруски №№ 1 и 6 составили бы равную высоту с брусками № 2 и 4). Вертикальные бруски № 2 и 4, а также 3 и 5 соединены между собой в середине петлями „б“. Бруски №№ 1 и 3, 5 и 6 во внутренних верхних и нижних углах с правой стороны соединены железными петлями „в“.

 

Бруски № 1 и 2, 4 и 6 в наружных углах с левой стороны сверху и снизу соединяются петлями „в“, при чем внутренние петли меньше наружных.

 

В брусках №№ 2 и 3, на требуемом расстоянии от верхнего горизонтального бруска № 1, выдалбливается конусообразное отверстие „г“, для вкладывания горизонтального бруска „а“ с конусообразным шипом. Вкладной брусок „а“, по вставке в отверстие рамы, запирается с обоих концов крючком „д“.

 

С задней стороны рамы, в середине против петли (б), привертывается крючок „е“, назначение которого — запирать раму, когда она разложена.

 

Рис. 2, 3, 4 показывают последовательное положение рам при раскладывании.

 

Для каждой рамы из березового дерева делается по две подставки (рис. 5), имеющие вид усеченного конуса; в середине их вырезается углубление, равное толщине рамы; концы подставки могут прикрепляться к полу буравчиками (рис. 6) или просто гвоздями.

 

Рис. 7 показывает, как вставляется нижние горизонтальные бруски рам в подставку.

 

Для устройства окна в бруски № 4 и 5 вводится добавочный брусок по типу бруска „а“, в верхнем и нижнем брусках выдалбливается отверстие, куда и вставляются два вертикальных бруска, имеющих сверху и снизу по шипу, вследствие чего получается место для навески рам окна (рис. 8).

 

Для устройства двери берутся 2 вертикальных бруска, которые и вставляются в вырезанные отверстия в верхнем вкладном бруске и нижнем бруске рамы (рис. 9).

 

Чтобы соединить рамы между собой и придать им устойчивость из круглой проволоки делаются железные соединения, длиной равной рамам (рис. 10). Конструкция их не сложна.

 

Берут два прутка проволоки „а“, загибают концы их крючками, надевают на них два прутка проволоки „б“ с загнутыми кольцеобразно концами. Эти прутки должны свободно двигаться по горизонтальным пруткам соединения и запирать его, после того, как крючкообразные концы его введены в вернутые с боков каждой рамы петли или особые втулки (рис. 11).

 

Горизонтальные прутки „а“ спаиваются двумя полосками пачечного железа „в“; в верхнем конце полосок просверливаются отверстия для пропускания 2-хдюймового гвоздя, который прикрепляет деревянный брусок, необходимый для подвешивания накладного бруска с декорациями (см. табл. № 19). Этот деревянный брусок имеет толщину рамы; снизу его выбирается бороздка по толщине проволоки, в бороздку входит верхний пруток соединения и просверленные концы полосок пачечного железа, таким образом вбитый в брусок гвоздь пропускается через отверстие полоски и брусок связывается с железными соединениями.

 

Рис. 12 показывает скрепление рам крючками сзади в том случае, когда не требуется железных соединений.

 

Рис. 13 изображает складные рамы, собранные в ширмы, в которых и происходит действие той или иной пьесы.

 

При желании воспользоваться пропорциями рам, указанных на таблице, надо принимать масштаб рам в 2,5 метра на 1,2 метра.

 

Таблица № 14

Рис. В. Ахметьев

Театральный портал, отделяющий зрительный зал от сцены, состоит из одной верхней рамы (рис. 1) и двух боковых складных ширм (рис. 2 и 3). Боковые порталы состоят из 4 рам, соединенных между собою петлями. Рис. 3 и 4 показывают как постепенно раскладываются портальные ширмы. Рамы «а» и «б» скрепляются между собою петлями, а «д» и «е» крючком и петлей «г» (как указано на рис. 2). В раме «е» делаются два горизонтальных бруска для закрепления на них боковых ставок павильона. Для большей устойчивости ширм снизу к рамам «б» привертывается из березы коротенькая откидная дощечка «ж», которая привертывается к полу буравчиками или просто прибивается гвоздем.

 

Кроме того, на каждой лицевой раме портала, с задней стороны (рис. 2) привертываются скобочки «з» для помещения в них шипов «а» верхней портальной рамы. Рис. 5 изображает откос, которым можно крепить к полу порталы.

 

Верхняя нормальная рама состоит из трех равной длины рамок, скрепленных между собою. На нижних и верхних брусках верхнего портала просверливаются отверстия для болтов, которыми скрепляется верхняя рама портала и рама занавеса. Рама занавеса делается такого же размера, как верхняя портальная рама (рис. 6), но состоит из двух частей. На краях этой рамы приделываются с одной стороны один блок, а с другой два, через них проходят веревки, концы которых связываются вместе и уходят на блок, помещающийся на боковой портальной раме (рис. 3). Для того, чтобы занавес открывался и закрывался, кольца занавеса наглухо пришиваются к веревке. Чтобы занавес не провисал в середине его можно поддержать железными скобками «а» (рис. 6). Занавес надо прикрепить боковыми сторонами полотнищ к лицевым портальным рамам, так, чтобы он не закрывался больше, чем следует. Натягивая веревки в направлении, указанном стрелками (рис. 7), можно открывать и раскрывать занавес.

 

На рис. 8-м показано устройство раскладных станков, которые заменяют собой подмостки сцены, будучи покрыты щитами. Станки можно заменить простыми козлами.

 

Рис. 9-й изображает собранный портал и установленный за ним павильон из ширм (вид из зрительного зала).

 

Рис. 7-й изображает собранный портал с подвешенным занавесом (вид со сцены).

 

Таблица № 15

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Рис. В. Ахметьев

 

В виду частого наличия в современном репертуаре фабричного и деревенского театра типов рабочего и буржуя, настоящая таблица ставит своей задачей показать, как можно из рабочего костюма сделать костюм „буржуя“, затратив меньше материала, средств и места для хранения, нежели при шитье двух отдельных костюмов.

 

Шьются: обыкновенная прямая, длинная куртка (рис. 5) с прямым воротом (рис. 1) и чуть скошенным рукавом (рис. 4), длинные брюки и клеенчатые или кожаные ботфорты со штрипкой (рис. 2).

 

Подвернутый во внутрь (см. пунктир патронки) и застегнутый извнутри на пуговицы низ куртки, застегнутый ворот, надетые поверх брюк ботфорты — все это дает впечатление костюма рабочего, конечно, сообразно с гримом и типом актера, как это показано на рисунке.

 

Для превращения этого же костюма в буржуазный, следует подвернутый низ куртки отпустить, загнуть нижние углы куртки во внутрь (застегнув их там на приспособленные для этой цели пуговицы или кнопки), отвернуть воротник и борта куртки (руководствоваться пунктиром, указанным на патронке), нацепить две или одну пуговицу, ширину куртки с боков схватить штрипкой на спине, придавши широкой куртке вид пиджака, стянутого в талии (рис. 3), снять ботфорты, нашить на брюки белые ленточки, заменяющие собой полоску, и костюм готов. Разрешение данного костюма не претендует на абсолютную точность покроя, но преследует своей целью показать, как можно остроумно выйти из положения, имея в распоряжении малые средства.

 

Таблица № 16

МЕБЕЛЬ ПЕРЕДВИЖНОГО ТЕАТРА

Рис. В. Ахметьев

 

Задача данной мебели — служить упрощенной обстановкой для разных спектаклей.

 

На рис. 1-м показан стул, боковые стенки которого составляются из двух рамок, соединенных между собою двумя петлями и приделанным также на петлях сидением. При надобности сложить стул, боковые стенки его уходят во внутрь, а сидение поднимается к стенке стула.

 

Являясь плоским в сложенном виде, стул удобен во время поездок театра, а целый ряд подобных стульев, имеющихся на сцене, обычно маленькой, дают возможность, будучи сложенными и приставленными за кулисами к стене, c'экономить место. На рисунках 4, 5 показаны примерно возможные комбинации из складного стула: диван, вагонное сидение и пр. в случае надобности переменить форму стула или придать ему тот или иной стиль, по размеру стула шьется чехол из холста и, будучи надетым на стул, расписывается в требуемом характере, как это указано на рис. 2. Рис. 6 и 7 — изображают расписанные чехлы для табурета. На рис. 8 — показано превращение стола в помост для оратора.

 

Делается стол так же, как и стул, — с двумя боковыми рамками, складывающимися во внутрь и крестообразными откидными рамами, укрепленными петлями на верхние горизонтальные бруски основных рам стола.

 

При надобности в столе крестообразные откидные рамы принимают положение, как показано пунктиром, а при надобности в помосте, они принимают положение, как указано на рисунке (сбоку скрепляясь какой-либо планкой). Крышка стола делается отдельно. Для влезания на помост к боковой стороне стола подставляется ступенчатая стремянка.

 

Таблица № 17

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Рис. В. Ахметьев

 

Женский театральный костюм преследует те же цели, как и мужской (см. таб. 15). Шьются две прямые рубахи разного цвета, без рукавов и ворота. На черной рубахе, по линии бедер, имеется разрез (а и б), который застегивается на кнопки или крючки; также имеется разрез от плеча к середине груди (патронка черной краской). В дополнение к черной рубахе шьется кокетка с рукавами и воротом, как это указано на патронке синей краской.

 

К цветной рубахе, служащей убранством „буржуазного костюма“, к боку на бедре верхним концом прикрепляется квадратный кусок той же цветной ткани, как это показано на оранжевой патронке. Для простого „рабочего костюма“ надевается синяя кокетка с рукавами, а поверх нее черная рубаха, которая подвязывается кушаком; на голову надевается платок или повязка.

 

Для превращения рабочего костюма в буржуазный, сначала надевается цветная рубаха, которая держится на плечах штрипками, указанными на оранжевой патронке, а сверху надевается темная рубаха. Верхний конец черной рубахи от ворота по надобности подвертывается во внутрь так же, как средний разрез и нижний (как это указано пунктиром на черной патронке). Оранжевый квадрат, пришитый к боку, драпируется, придавая более нарядный вид костюму.

 

Для большей выразительности можно дополнить костюм каким-нибудь особенным париком и мелким реквизитом, как-то: перчатки, лорнет, ожерелье и пр.

 

Таблица № 18

ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗАНАВЕСА

Рис. В. Мухина

 

Здесь представлены два образца раздвижных театральных занавесов для деревенского или клубного театра. Материалом для обоих служит суровый холст. Рис. 1 — общий вид первого занавеса; рис. 2 — общий вид второго занавеса. На образце 1-м орнамент сделан трафаретом — масляной краской или анилином с клеем (рисунок 1а показывает этот орнамент в увеличенном виде); коричневые полосы — нашивные. На образце 2-м красные полосы сделаны из кумача или крашенного холста. Украшение углов, изображающее смычку города с деревней (рис. 2а и 2б), сделаны из накладной ткани (апликация) или трафаретом.

 

Таблица № 19

Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой

 

Кафтан сделан из двух холщевых кустарных полотенец: юбка сделана или из такого же холста, или из какой-либо другой материи синего или черного цвета. Кафтан определяется шириной полотенец. Боковые полотнища сдернуты на резинку на высоте бедер или немного ниже (в зависимости от фигуры), но только отнюдь не над талией, чтобы не нарушалась форма прямоугольника. Естественная ширина полотенца спадает с плеча наподобие короткого рукава. Эту же форму можно делать и из другой ткани — бумажной или шерстяной: в этом случае вышивка заменяется полосатой материей. Рис. 1 — развернутый план кафтана. Рис. 2 — спина.

 

Таблица № 20

СПОРТИВНЫЙ КОСТЮМ

Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой

 

Спортивная юбка-штаны. Этот костюм делается из бумажной или льняной материи (последняя предпочтительнее, как более прочная). Блуза скроена из двух квадратов, немного скошенных в плечах, как это показано на рис. 1. Блуза кроится шире объема бедер и сдергивается на резинке, как это видно на фигуре А. Юбка представляет то удобство, что при упражнениях она сдергивается под коленом и превращается в штаны (фиг. В); для этого каждое полотнище сшивается по черте, показанной пунктиром на рис. 2. В рубце каждой штанины делаются вздержки. На блузу нашивается красная полоса со значком данной спортивной команды.

 

Рис. 1 — блуза. Рис. 2 — юбка-штаны.

 

Таблица № 21

ПЛАТЬЕ из СУРОВОГО ПОЛОТНА

Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой

 

Платье из сурового фабричного или любого кустарного полотна с отделкой из кумача. Оно состоит из двух полотнищ: на переднем (рис. 1) делаются надрезы по линиям аб и вг; получившийся от надреза кусок материи абвг или отрезывается или завертывается, как это показано на рис. пунктиром. На заднем полотнище такие же надрезы делаются по линиям а1, б1 и в1, г1. Верхняя часть полотнища выкраивается, как показано на чертежах. Так как перед у платья шире спины, то его излишняя ширина от боковых швов стягивается на резинке на высоте бедра и у воротника, как это показано на рисунке. Излишек ширины нижней части платья образует глубокую складку, закладывающуюся от бокового шва на переднее полотнище.

 

Рис. 1 — переднее полотнище. Рис. 2 — заднее полотнище.

 

Таблица № 22

ШКАФ-ВИТРИНА

Рис. И. Лобов (Вхутемас)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.16 с.)