ТОП 10:

Оплата труда руководителей, специалистов и служащих



Организация оплаты труда руководителей, специалистов и служащих должна строиться с учётом присущих ему особенностей, отличных от труда основной массы рабочих. Эти особенности заключаются в следующем:

· руководители, специалисты и служащие осуществляют управленческую и аналитическую деятельность, выполняя специфические для них организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, инженерно-технические и финансово-экономические функции;

· предметом труда этих категорий работников являются не материально-вещественные элементы производства, а люди, документы, несущие определённую информацию, что не всегда позволяет точно регламентировать их труд;

· труд руководителей, специалистов и служащих является преимущественно умственным и зачастую творческим, он оценивается исходя из объёмов, полноты, качества и своевременности выполнения закреплённых за ними обязанностей;

· труд руководителя оценивается по результатам деятельности всего руководимого им коллектива.

Эти особенности должны быть учтены при выборе любой из моделей оплаты труда руководителей, специалистов и служащих - на основе единой для всех категорий персонала тарифной сетки или на основе схем должностных окладов.

 

Оплата труда работников на основе схем

Должностных окладов

 

Одна из широко распространённых моделей организации оплаты труда руководителей, специалистов и служащих предполагает разработку тарифных условий оплаты в виде схем должностных окладов.

Схемы должностных окладов представляют собой группировку должностей руководителей, специалистов и служащих по уровню оплаты, состоящую из перечня должностей и размеров месячных окладов по каждой из них. С целью более полного учёта деловых качеств, опыта и квалификации работников для каждой должности обычно предусматривается «вилка» окладов, т.е. минимальный и максимальный оклад с разницей в 10-30%. Размеры должностных окладов по различным должностным группам устанавливаются дифференцированно в зависимости от объёма и сложности работ, степени ответственности, требуемой квалификации работника.

Схемы должностных окладов могут быть отраслевыми и включаться в отраслевые тарифные соглашения. Они могут быть внутрифирменными, разработанными только для данной организации, и включаться в коллективный договор или утверждаться руководителем в виде штатного расписания.

Отраслевые схемы должностных окладов предусматривают группировку предприятий (организаций) по оплате труда их руководителей. Критериями группировки является численность персонала, сложность продукции и технологических процессов, объём и технический уровень производства, уровень использования производственных мощностей и др. Эти критерии постоянно изменяются и совершенствуются. В настоящее время количество групп предприятий по уровню оплаты труда руководящих работников в отраслях экономики составляет от 2 до 5. Внутрифирменные схемы должностных окладов предусматривают аналогичную дифференциацию оплаты труда руководителей по группам подразделений (производств, цехов, управлений, отделов, служб).

В схемах должностных окладов предусматривается дифференциация должностных окладов специалистов по квалификационным категориям. Последние учитывают уровень профессиональной подготовки и опыт работы специалиста, объём, сложность и качество выполняемых им функций. Квалификационная категория устанавливается специалисту руководителем организации по результатам аттестации работника и с учётом требований единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Принцип построения схем должностных окладов показан в таблице 11.9.

Таблица 11.9

Пример построения схемы должностных окладов

(цифры условные)

Наименование должностей Месячные должностные оклады по группам предприятий (подразделений), тыс. руб.
I II III IV V
Руководитель (директор) 40 - 50 30 - 40 25 - 30 20 - 25 15 - 20
Главный инженер 35 - 45 25 - 30 20 - 25 15 - 20 -
Главный специалист 30 - 35 20 -25 18 - 20 15 -18 -
Начальник цеха (отдела):          
I группы 20 - 25 20 - 25 - - -
II группы 18 - 20 18 - 20 18 - 20    
III группы 16 - 18 16 - 18 16 - 18 16 - 18 -
IV группы 15 - 16 15 - 16 15 - 16 15 - 16 -
Мастер участка:          
I группы 14 -15 14 - 15 14 - 15 14 - 15 14 - 15
II группы 13 - 14 13 - 14 13 - 14 13 - 14 13 - 14
III группы 10 - 12 10 - 12 10 - 12 10 - 12 10 - 12
Специалист:          
I категории 9 - 12 9 - 12 9 - 12 9 - 12 9 - 12
II категории 7 - 8 7 - 8 7 - 8 7 - 8 7 - 8
без категории 5 - 6 5 - 6 5 - 6 5 - 6 5 - 6
Техник:          
I категории 4 - 4,5 4 - 4,5 4 - 4,5 4 - 4,5 4 - 4,5
II категории 3,5 - 4 3,5 - 4 3,5 - 4 3,5 - 4 3,5 - 4
без категории 3 - 3,5 3 - 3,5 3 - 3,5 3 - 3,5 3 - 3,5

 

В целях упорядочения оплаты труда руководителей государственных предприятий Правительство РФ постановлением от 21 марта 1994 г. № 210 утвердило Положение об условиях оплаты труда этой категории работников при заключении с ними трудовых договоров.

В соответствии с этим Положением оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом должностные оклады устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки 1-го разряда рабочего основной профессии, определённой коллективным договором на данном предприятии, и численности работников предприятия (табл.11.10).

Таблица 11.10

Параметры, определяющие величину должностного оклада

руководителя государственного предприятия

Списочная численность работников предприятия (человек) Кратность к величине тарифной ставки 1-го разряда рабочего основной профессии на предприятии (раз)
до 200 до 10
от 200 до 1500 до 12
от 1500 до 10000 до 14
свыше 10000 до 16

Конкретный размер должностного оклада в указанных пределах устанавливается с учётом сложности управления предприятием, его технической оснащённостью и объёмом производства продукции.

Должностной оклад руководителя повышается одновременно с увеличением тарифных ставок рабочих данного предприятия путём внесения изменений в его трудовой договор. Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счёт прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу (Н), определяемому как отношение 12 месячных должностных окладов (ДО) к сумме остаточной прибыли (ПОСТ) за предшествующий календарный год за вычетом её части, направленной на потребление (ППОТР):

.

Оплата труда руководителя государственного предприятия (размер должностного оклада и размер отчислений от прибыли на вознаграждение по результатам финансово-хозяйственной деятельности) определяется органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и осуществление полномочий собственника имущества, или уполномоченным им органом, имеющим право заключать трудовой договор с руководителем государственного предприятия.

Указанное Положение обязательно для применения на государственных предприятиях производственных и непроизводственных отраслей, а также в акционерных обществах, в которых пакет акций, находящийся в государственной собственности, обеспечивает более 50% голосов на собрании акционеров. В акционерных обществах, где в государственной собственности находится пакет акций, обеспечивающий менее 50% голосов на собрании акционеров, условия оплаты труда , предусмотренные Положением, могут быть установлены для генерального (исполнительного) директора решением Совета директоров или собранием акционеров по предложению представителя органа исполнительной власти в акционерном обществе. Положение не распространяется на руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней и оплата труда которых производится по Единой тарифной сетке.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.107.209 (0.006 с.)