В каком ряду правильно перечислены братья и сестры Зевса? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В каком ряду правильно перечислены братья и сестры Зевса?



А. Аид, Персефона, Гера, Рея, Посейдон.

Б. Гестия, Посейдон, Деметра, Аид, Гера.

В. Аид, Деметра, Гера, Гестия, Прометей.

Г. Прометей, Деметра, Гестия, Рея, Посейдон.

Найдите соответствие между именем богини и ее эпитетом.

А. Афродита а) Кинфия
Б. Афина б) Хлоя
В. Деметра в) Паллада
Г. Артемида г) Киприда

Какой подвиг не является подвигом Геракла?

А. Калидонский вепрь.

Б. Авгиевы конюшни.

В. Коровы Гериона.

Г. Яблоки Гесперид.

В каком ответе в правильном порядке перечислены соответствующие функции муз: Полигимния, Эрато, Клио, Евтерпа, Талия.

А. Муза священных гимнов, муза любовной лирики, муза истории, муза лирической поэзии, муза комедии.

Б. Муза священных гимнов, муза любовной лирики, муза трагедии, муза истории, муза астрономии.

В. Муза танца, муза любовной лирики, муза истории, муза лирической поэзии, муза астрономии.

Г. Муза священных гимнов, муза комедии, муза истории, муза лирической поэзии, муза комедии.

Найдите соответствия между матерями и их детьми.

А. Лето а) Музы
Б. Майя б) Аполлон, Артемида
В. Мнемозина в) Дионис
Г. Семела г) Гермес

Какой герой не является участником похода на Трою?

А. Мерион.

Б. Аякс.

В. Эврипил.

Г. Орест.

Какой герой участвовал в Троянской войне не со стороны троянцев?

А. Гектор.

Б. Сарпедон.

В. Полидамант.

Г. Аякс.

10. Жену Приама зовут…

А. Андромаха.

Б. Кассандра.

В. Пенелопа.

Г. Гекуба.

Бог, пожиравший своих детей, олицетворение времени.

А. Прометей.

Б. Бриарей.

В. Крон.

Г. Атлант.

Какая река протекает не в царстве Аида?

А. Стикс.

Б. Лета.

В. Ахелой.

Г. Ахерон.

Волшебный предмет, который защитил Одиссея от волшебницы Кирки.

А. Покрывало Левкотеи.

Б. Чудодейственный корень Гермеса.

В. Шлем Аида, делавший невидимым того, кто его надевал.

Г. Крылатые сандалии Гермеса.

В каком ответе перечислены только те места, в которых побывал Одиссей?

А. Остров Огигия, остров Аретиада, земля киконов, остров лотофагов, земля циклопов, остров лестригонов, остров Эея.

Б. Город Исмар, остров нимфы Калипсо, остров Эола, остров волшебницы Кирки, остров Тринакрия, царство Аида, остров феакийцев.

В. Земля киконов, остров Эола, Кавказ, остров циклопов, земля киммерийцев, остров Огигия, остров лотофагов.

Г. Страна киммерийцев, земля киконов, полуостров Кизик, город Киос, страна Финея, остров феакийцев, остров Огигия

Расставьте в хронологической последовательности следующие события.

А. Лай приказывает убить своего новорожденного сына.

Б. Эдип посылает Креонта в Дельфы спросить Аполлона о причине мора.

В. Эдип получает оракул о своей судьбе в Дельфах.

Г. Эдип женится на Иокасте. У них рождается четверо детей.

В каком ответе перечислены только мифические прорицатели?

А. Триптолем, Амфиарай, Тиресий, Ниоба, Гелен, Кассандра, Калхант.

Б. Мопс, Тиресий, Манто, Ипполита, Кассандра, Икарий, Сибилла.

В. Амфиарай, Тиресий, Манто, Гелен, Кассандра, Калхант, Сибилла.

Г. Сиринга, Ликург, Актеон, Манто, Гелен, Калхант, Сибилла.

Найдите соответствия между именем чудовища и его описанием.

А. Химера а) Чудовище, состоящее из трех животных: льва, козы и дракона
Б. Тифон б) Чудовищный змей, настоящий дракон
В. Пифон в) Наполовину женщина с прекрасным лицом, наполовину – чудовищная пятнистая змея
Г. Ехидна г) Самое большое чудовище на земле, огнедышащий великан со змеевидной нижней частью тела, ослиной головой, огромными крыльями и руками со змеиными головами вместо ладоней

С культовыми праздниками какого бога связаны театральные праздники в древней Греции?

А. Аполлон.

Б. Деметра и ее дочь Кора.

В. Дионис.

Г. Зевс.

Найдите соответствия между греческими и римскими именами богов.

А. Гестия а) Фортуна
Б. Тиха (Тюхэ) б) Виктория
В. Ника в) Парка
Г. Мойра г) Веста

20. Нить Ариадны – это…

А. Название созвездия.

Б. Нить, которую прядет одна из трех мойр.

В. Нить, которая помогла Тесею выйти из лабиринта.

Г. Волшебное украшение богини любви.

Задание 2.

Прочитайте отрывок из поэмы Гесиода. Объясните все мифологические имена. Назовите имена девяти Муз. Каковы функции Муз в целом и каждой из них в отдельности? Имя какого бога заменено звездочками? Изложите подробно миф об этом боге: рождение, функции, атрибуты, эпитеты, основные сюжеты.

С Муз, геликонских богинь, мы песню свою начинаем.

На Геликоне они обитают высоком, священном.

Нежной ногою ступая, обходят они в хороводе

Жертвенник Зевса-царя и фиалково-темный источник.

Нежное тело свое искупавши в течениях Пермесса,

Иль в роднике Иппокрене, иль в водах священных Ольмея,

На геликонской вершине они хоровод заводили,

Дивный для глаза, прелестный, и ноги их в пляске мелькали.

Снявшись оттуда, туманом одевшись густым, непроглядным,

Ночью они приходили и пели чудесные песни,

Славя эгидодержавца Кронида с владычицей Герой,

Города Аргоса мощной царицею златообутой,

Зевса великую дочь, синеокую деву Афину,

И Аполлона-царя с Артемидою стрелолюбивой,

И земледержца, земных колебателя недр ***,

И Афродиту с ресницами гнутыми, также Фемиду,

Златовенчанную Гебу-богиню с прекрасной Дионой,

С ними – Лето, Иапета и хитроразумного Крона,

Эос-Зарю и великого Гелия с светлой Селеной,

Гею-мать с Океаном великим и черною Ночью,

Также и все остальное священное племя бессмертных[1].

Задание 3. Объясните и прокомментируйте мифологические образы в стихотворении Б. Кенжеева «Я запамятовал свою роль, а была она…» Я запамятовал свою роль, а была онатак ясна и затвержена, такблаголепна. Дымок от ладана,в кошельке пятерка, в руке пятак - только света хриплого или алогоя не видел, орехов не грыз сырых,ибо детских жалоб моих достало бына двоих, а то и на четверых. Звякнул день о донышко вдовьей лептою.Отмотав свой срок, зеленым виномопоен, в полудреме черствеющий хлеб пою,метеор, ковыль на ветру дрянном. Славно тени бродят при свете месяца.Что-то щедрое Сущий мне говорит.И в раскрытом небе неслышно светятсязолотые яблоки Гесперид.

По разделу 2.

Темы практических занятий:

  1. Художественный мир гомеровского эпоса: «Илиада» и «Одиссея».
  2. Трагедия Софокла «Эдип-царь» и «Поэтика» Аристотеля.
  3. Древнеаттическая комедия. Аристофан.
  4. «Дафнис и Хлоя» Лонга как буколический роман.

 

Практические задания:

- Прочитать главу учебника (Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983. С. 61 – 67). Подготовить письменный ответ на вопрос «Дидактический эпос. Поэмы Гесиода «Труды и Дни» и «Теогония».

- Сделать конспект статьи М.Л. Гаспарова «Поэзия Пиндара» (Избранные труды. Т.1: О поэтах. М.,1997).

- Подготовиться к контрольной работе по чтению древнегреческой литературы.

Образец контрольной работы

1. Назовите событие, которое не изображается в «Илиаде».

A. Строительство Троянского коня, принесение его в дар троянцам и последствия этой хитрости;

B. Поединок Гектора и Ахилла, который заканчивается победой Ахилла и гибелью Гектора;

C. Погребение Патрокла, игры в честь Патрокла;

D. Приам отправляется во вражеский стан, молит Ахилла выдать ему тело сына за выкуп.

2. Кто из богов изменял внешность Одиссея?

3. Кому адресует Гесиод свои поучения в поэме «Труды и дни»?

4. Определите, какому автору принадлежит это произведение?

Пестрым троном славная Афродита,

Зевса дочь, искусная в хитрых ковах!

Я молю тебя – не круши мне горем

Сердце, благая!

Но приди ко мне, как и раньше, часто

Откликалась ты на мой зов далекий

И, дворец покинув отца, всходила

На колесницу

Золотую. Мчала тебя от неба

Над землей воробушков милых стая;

Трепетали быстрые крылья птичек

В далях эфира.

И, представ с улыбкой на вечном лике,

Ты меня, блаженная, вопрошала –

В чем моя печаль и зачем богиню

Я призываю,

И чего хочу для души смятенной.

«В ком скажи Пейто, укажи, любовью

Дух к тебе зажечь? Пренебрег тобою

Кто, моя ******?

Прочь бежит? – Начнет за тобой гоняться.

Не берет даров? – Поспешит с дарами.

Нет любви к тебе? – И любовью вспыхнет,

Хочет не хочет».

О, приди ж ко мне и теперь! От горькой

Скорби дух избавь и, чего так страстно

Я хочу, сверши и союзницей верной

Будь мне, богиня!

5. Перечислите действующих лиц трагедии Эсхила «Агамемнон».

6. Между кем происходит агон в комедии Аристофана «Лягушки»?

7. О чем спорят рабы в начале «Третейского суда» Менандра?

8. Каких богов почитают Дафнис и Хлоя?

9. Кто такой Перегрин?

 

По разделу 3.

Темы практических занятий:

  1. Творчество Квинта Горация Флакка.
  2. Луций Анней Сенека. Трагедии «Медея», «Эдип». «Нравственные письма к Луцилию».
  3. Римская сатира.

Практические задания:

- Подготовить презентацию по творчеству одного из римских поэтов (Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий и др.).

- Подготовиться к контрольной работе по чтению древнеримской литературы.

 

Образец контрольной работы

  1. Найдите лишние имена среди действующих лиц комедии Плавта «Хвастливый воин»?

Пиргополиник, Артотрог, Периплектомен, Филокомасия, Стафила, Палестрион, Скелендр, Эвклион, Федра

  1. Определите, какому автору принадлежит это произведение?

К Левконое

Ты гадать перестань: нам наперед знать не дозволено,

Левконоя, какой ждет нас конец. Брось исчисления

Вавилонских таблиц! Лучше терпеть, что бы ни ждало нас, –

Много ль зим небеса нам подарят, наша ль последняя,

Об утесы дробясь, ныне томит море Тирренское

Бурей. Будь же мудра: вина цеди, долгой надежды нить

Кратким сроком урежь. Мы говорим – годы-завистники

Мчатся. Пользуйся днем, меньше всего веря грядущему.

 

  1. Где и кому Эней рассказывает о своих странствиях (Вергилий «Энеида»)?

 

Перечень контрольных вопросов:

1. Литература Древней Греции: общая характеристика, периодизация.

2. Основные черты мифологического сознания как типа мировосприятия древних греков.

3. Древнегреческая мифология: основные периоды развития.

4. Общая характеристика древнегреческого эпоса. Гомеровский вопрос.

5. «Илиада» и «Одиссея» Гомера: особенности сюжета и композиции.

6. Проблема характера и психологизма в гомеровском эпосе. Эволюция типа героя от «Илиады» к «Одиссее».

7. Особенности эпического стиля и эпической картины мира в гомеровских поэмах.

8. Дидактический эпос. Поэмы Гесиода «Труды и Дни» и «Теогония».

9. Общая характеристика древнегреческой лирики: хронологическая, племенная и территориальная, жанровая классификации; особенности лирического мировосприятия.

10. Творчество Архилоха: жанровый состав, проблематика, поэтика.

11. Греческая монодийная мелика (Сапфо, Алкей, Анакреонт).

12. Греческая хоровая мелика. Творчество Пиндара: особенности жанра, проблематики и поэтики.

13. Древнегреческий театр и драматургия: фольклорные истоки, основные жанры, их особенности.

14. Творчество Эсхила. Трилогия «Орестея»: проблематика и поэтика.

15. Религиозные воззрения Эсхила. Трагический и нормативный герой в драматургии Эсхила (Агамемнон, Орест, Прометей).

16. Основные аспекты эволюции драматургии Эсхила. Трагедия «Прометей прикованный»: типология героя, природа конфликта.

17. Творчество Софокла. Трагедия «Антигона»: природа конфликта, типология героя.

18. «Эдип-царь» Софокла как трагедия человеческого знания.

19. Религиозные воззрения Софокла. Нормативный герой Софокла (Эдип, Антигона).

20. Творчество Еврипида. Трагедия «Медея»: специфика трагической картины мира, новаторство Еврипида.

21. Трагедия Еврипида «Ипполит»: кризис нормативного героя, религиозный скептицизм Еврипида-трагика.

22. «Поэтика» Аристотеля: общая характеристика текста и его сохранности, общие проблемы искусства и учение о трагедии.

23. Основные черты древнеаттической комедии. Особенности мировоззрения Аристофана.

24. Комедии Аристофана «Всадники» и «Облака»: жанровая природа, проблематика, типология героев.

25. Комедии Аристофана «Лягушки» и «Лисистрата».

26. Творчество Менандра. Жанровое своеобразие новоаттической комедии в сравнении с древне- и среднеаттической.

27. Комедия Менандра «Третейский суд»: структура действия, специфика конфликта, типология героев.

28. Комедия Менандра «Брюзга»: проблематика, диалектика традиции и новаторства.

29. «Дафнис и Хлоя» Лонга как буколический роман.

30. Творчество Лукиана. «О кончине Перегрина»: жанровая природа, проблематика, поэтика.

31. Литература Древнего Рима: общая характеристика, периодизация.

32. Римская мифология: своеобразие и влияние древнегреческой традиции.

33. Римская театральная культура. Комедиография Плавта.

34. Комедии Плавта «Клад» и «Хвастливый воин»: традиции древнегреческой драматургии, средства и приемы создания комического.

35. Поэма Лукреция «О природе вещей»: традиции древнегреческой натурфилософии, художественные принципы организации философского содержания.

36. Творчество Катулла: жанрово-тематическое своеобразие лирики, принципы построения «Книги Катулла Веронского».

37. «Бранные» стихотворения Катулла: социокультурные основы лирической картины мира.

38. Поэтика лирики Катулла. Своеобразие любовных стихотворений Катулла.

39. Римское ораторское искусство. Цицерон. «Речи против Катилины, «В защиту поэта Архия».

40. Раннее творчество Вергилия: «Буколики» и «Георгики».

41. «Энеида» Вергилия: диалектика традиции и новаторства, особенности жанра, сюжета, композиции.

42. «Энеида» Вергилия: особенности художественного времени, специфика образа героя.

43. Творчество Горация: жанровый состав, философская и эстетическая проблематика лирики («Carmina», «Ars poetica»).

44. Поэтика жанра оды Горация: метрика, стиль, образность, композиция.

45. Общая характеристика творчества Овидия. «Amores»: своеобразие лирической картины мира, проблематика, поэтика.

46. «Метаморфозы» Овидия: особенности жанра, идея метаморфозы как конструктивный принцип поэтики.

47. «Метаморфозы» Овидия: композиция, сюжетосложение, специфика художественной образности и проблематики.

48. «Tristia» и «Послания с Понта» Овидия: жанровое своеобразие, проблематика и поэтика.

49. «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки: своеобразие эпистолярного жанра, особенности этико-философские воззрения Сенеки.

50. Драматургия Сенеки. Трагедии «Медея», «Эдип»: традиции и новаторство.

51. Общая характеристика римской сатиры. Мениппея Сенеки «Отыквление». Творчество Ювенала.

52. Творчество Марциала: жанровое своеобразие, проблематика, поэтика.

53. «Сатирикон» Петрония: проблематика и поэтика.

54. «Сатирикон» Петрония: специфика сатирико-бытового приключенческого романа.

55. Жанровая природа и композиция романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

56. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея: особенности сюжетосложения, аллегорический смысл сюжета и функции «Сказки об Амуре и Психее» в романе.

Список текстов для чтения:

1. Мифы Древней Греции и Рима.

2. Гомер. «Илиада», «Одиссея».

3. Гесиод. «Труды и дни». «Теогония».

4. Греческая лирика: Тиртей, Феогнид, Архилох. Мелическая поэзия: Сапфо, Анакреонт, Пиндар.

5. Эсхил. «Прометей прикованный», «Агамемнон».

6. Софокл. «Антигона», «Эдип-царь».

7. Еврипид. «Медея», «Ипполит».

8. Аристофан. «Всадники», «Лисистрата», «Облака», «Лягушки».

9. Аристотель. «Поэтика».

10. Менандр. «Третейский суд», «Брюзга».

11. Лонг. «Дафнис и Хлоя».

12. Лукиан. «О кончине Перегрина», «Разговоры богов», «Разговоры в царстве мертвых», «Разговоры гетер».

13. Плавт. «Клад» (или «Горшок»), «Хвастливый воин».

14. Лукреций. «О природе вещей».

15. Цицерон. «Речи против Катилины», «В защиту поэта Архия».

16. Катулл. Лирика.

17. Вергилий. «Буколики», «Георгики», «Энеида».

18. Гораций. Лирика.

19. Овидий. «Amores», «Heroides», «Метаморфозы», «Тристии», «Послания с Понта».

20. Луцилий. Ювенал. Сатиры.

21. Эзоп. Федр. Басни.

22. Марциал. Эпиграммы.

23. Петроний. «Сатирикон».

24. Апулей. «Метаморфозы».

25. Сенека. «Отыквление», «Медея», «Эдип», «Нравственные письма к Луцилию».

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) рекомендуемая литература (основная)

1. Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983.

2. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1977.

3. Античная литература / ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1986.

4. Лосев А.Ф. Античная литература. М., 2001.

5. Чистякова Н.Ф., Вулих Н.В. История античной литературы. Изд. 2-е. М.: Высшая школа, 1971.

6. Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.

7. Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы древней Греции и древнего Рима. СПб., 2001 (или: Легенды и сказания древней Греции и древнего Рима. М., 1990).

8. История античной литературы. Тесты. Сост. С.Ю. Суханова.

9. Суханова, С.Ю., Щетинин Р.Б. Античный роман [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / С. Ю. Суханова, Р. Б. Щетинин; Том. гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования. Томск: ИДО ТГУ, 2010 http://edu.tsu.ru/eor/resourse/171/tpl/index.html# Электронное издание HTML

 

 

б) рекомендуемая литература (дополнительная)

 

1. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. Т. 1–2.

2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. М., 1988.

3. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1996.

4. Гиленсон Б.А. История античной литературы: Учебное пособие…: В 2 кн. М.: Флинта: Наука, 2002.

5. Мифы народов мира: В 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980 (и последующие издания).

6. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

7. Никола М.И. Античная литература: Учебное пособие / Практикум. М.: Флинта: Наука, 2003.

8. Радциг С.И. Введение в классическую филологию. М., 1965.

в) программное и коммуникационное обеспечение

Учебная дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура; доступ к сети Интернет.

 

Составитель:

канд. филол. наук С.Ю. Суханова.

 

Рецензент канд. филол. наук, доцент А.С. Сваровская

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.


[1] Гесиод. Теогония: Пер. В. Вересаева // Эллинские поэты VII – III века до н.э.: Эпос, элегия, ямбы, мелика. М.: Ладомир, 1999. С. 29 – 50. Стихи 1–21.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.127 с.)