Какие черты родо-племенных отношений переносятся на олимпийский пантеон?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие черты родо-племенных отношений переносятся на олимпийский пантеон?



История мировой литературы

(Античная литература)

 

 

Направление подготовки

032700 – Филология

 

 

Профиль подготовки

Отечественная филология (Русский язык и литература)

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 


1. Цели освоения учебной дисциплины:

получить представление о развитии античной литературы в единстве литературного, социокультурного, философского, исторического аспектов и ее историко-культурном значении; научиться применять полученные знания втеоретической, практической и научно-исследовательской деятельности; расширить общекультурный кругозор.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б. 3. Профессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700– «Филология».

Курс истории зарубежной литературы является базовым для профессиональной подготовки специалиста филолога. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате изучения курсов введение в литературоведение, введение в профильную подготовку (отечественная филология), философии, культурологии, иностранного языка.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные положения и концепции в области теории и истории зарубежной литературы указанного периода; принципы филологического анализа текста; иметь представление об истории, современном состоянии и перспективах развития критики и научных исследований по указанному курсу литературы.

Уметь: применять полученные знания в области истории зарубежной литературы в собственной профессиональной деятельности, в научно-исследовательской и педагогической работе, участвовать в научных дискуссиях;

Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области устной и письменной коммуникации по тематике зарубежной литературы.

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031000– «Филология»:

а) общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

- умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

б) профессиональными(ПК)

общепрофессиональными:

- способность демонстрировать знание основных положение и концепций в области истории изучаемых литератур (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

в научно-исследовательской деятельности

- способность применять полученные знания в области истории изучаемых литератур в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

- владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

 

4. Структура и содержание учебной дисциплины

1. Введение. Общая характеристика античной литературы.

Литература Древней Греции: общая характеристика, периодизация.

2. Мифология древней Греции. Основные черты мифологического сознания как типа мировосприятия древних греков. Основные периоды развития мифология.

3. Древнегреческий эпос

3.1 Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Общая характеристика древнегреческого эпоса. Гомеровский вопрос. «Илиада» и «Одиссея» Гомера: особенности сюжета и композиции. Проблема характера и психологизма в гомеровском эпосе. Эволюция типа героя от «Илиады» к «Одиссее». Особенности эпического стиля и эпической картины мира в гомеровских поэмах.

3.2 Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и Дни».

4. Древнегреческая лирика. Общая характеристика древнегреческой лирики: хронологическая, племенная и территориальная, жанровая классификации; особенности лирического мировосприятия. Творчество Архилоха: жанровый состав, проблематика, поэтика. Греческая монодийная мелика (Сапфо, Алкей, Анакреонт). Греческая хоровая мелика. Творчество Пиндара: особенности жанра, проблематики и поэтики.

5. Древнегреческая драматургия. Древнегреческий театр и драматургия: фольклорные истоки, основные жанры, их особенности.

5.1 Древнегреческая трагедия.

5.1.1. Творчество Эсхила. Основные аспекты эволюции драматургии Эсхила. Трилогия «Орестея»: проблематика и поэтика. Трагедия «Прометей прикованный»: типология героя, природа конфликта. Религиозные воззрения Эсхила. Трагический и нормативный герой в драматургии Эсхила (Агамемнон, Орест, Прометей).

5.1.2. Творчество Софокла. Трагедия «Антигона»: природа конфликта, типология героя. «Эдип-царь» Софокла как трагедия человеческого знания. Религиозные воззрения Софокла. Нормативный герой Софокла (Эдип, Антигона).

5.1.3. Творчество Еврипида. Трагедия «Медея»: специфика трагической картины мира, новаторство Еврипида. Трагедия Еврипида «Ипполит»: кризис нормативного героя, религиозный скептицизм Еврипида-трагика.

5.2 Древнегреческая комедия.

5.2.1. Основные черты древнеаттической комедии. Особенности мировоззрения Аристофана. Комедии Аристофана «Всадники» и «Облака»: жанровая природа, проблематика, типология героев. Комедии Аристофана «Лягушки» и «Лисистрата».

5.2.2. Жанровое своеобразие новоаттической комедии в сравнении с древне- и среднеаттической. Творчество Менандра. Комедия Менандра «Третейский суд»: структура действия, специфика конфликта, типология героев. Комедия Менандра «Брюзга»: проблематика, диалектика традиции и новаторства.

6. «Поэтика» Аристотеля: общая характеристика текста и его сохранности, общие проблемы искусства и учение о трагедии.

7. Греческий роман. «Дафнис и Хлоя» Лонга как буколический роман.

8. Творчество Лукиана. «О кончине Перегрина»: жанровая природа, проблематика, поэтика.

9. Литература Древнего Рима: общая характеристика, периодизация.

10. Римская театральная культура. Комедиография Плавта. Комедии Плавта «Клад» и «Хвастливый воин»: традиции древнегреческой драматургии, средства и приемы создания комического.

11. Поэма Лукреция «О природе вещей»: традиции древнегреческой натурфилософии, художественные принципы организации философского содержания.

12. Римское ораторское искусство. Цицерон. «Речи против Катилины, «В защиту поэта Архия».

13. Творчество Катулла. Жанрово-тематическое своеобразие лирики, принципы построения «Книги Катулла Веронского». «Бранные» стихотворения Катулла: социокультурные основы лирической картины мира. Поэтика лирики Катулла. Своеобразие любовных стихотворений Катулла.

14. Творчество Вергилия. Раннее творчество Вергилия: «Буколики» и «Георгики». «Энеида» Вергилия: диалектика традиции и новаторства, особенности жанра, сюжета, композиции. «Энеида» Вергилия: особенности художественного времени, специфика образа героя.

15. Творчество Горация. Жанровый состав, философская и эстетическая проблематика лирики («Carmina», «Ars poetica»). Поэтика жанра оды Горация: метрика, стиль, образность, композиция.

16. Творчество Овидия. Общая характеристика творчества Овидия. «Amores»: своеобразие лирической картины мира, проблематика, поэтика. «Метаморфозы» Овидия: особенности жанра, идея метаморфозы как конструктивный принцип поэтики. «Метаморфозы» Овидия: композиция, сюжетосложение, специфика художественной образности и проблематики. «Tristia» и «Послания с Понта» Овидия: жанровое своеобразие, проблематика и поэтика.

17. Творчество Сенеки. «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки: своеобразие эпистолярного жанра, особенности этико-философские воззрения Сенеки. Драматургия Сенеки. Трагедии «Медея», «Эдип»: традиции и новаторство.

18. Общая характеристика римской сатиры.

18.1. Мениппея Сенеки «Отыквление».

18.2. Творчество Ювенала.

18.3. «Сатирикон» Петрония: проблематика и поэтика. Специфика сатирико-бытового приключенческого романа.

19. Творчество Марциала: жанровое своеобразие, проблематика, поэтика.

20. Роман Апулея «Метафорфозы, или Золотой осел». Жанровая природа и композиция романа Апулея. Особенности сюжетосложения, аллегорический смысл сюжета и функции «Сказки об Амуре и Психее» в романе.

 

Общая трудоемкость дисциплины «Античная литература» составляет 3,5 зачетные единицы, 126 часов.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Введение Л: 2 СР: 2   К  
История древнегреческой литературы 2-9 Л: 16 СР: 26 ПР-8 К: еженед. Практическое задание – 2, 4, 6, 8 Дискуссия, блиц-опрос, сообщение, проверочные работы в рамках практического занятия – 1-8.
История древнеримской литературы 10-16 Л: 14 СР: 26   ПР-6 К : еженед. Практическое задание – 10, 12, 14, 16 Дискуссия, блиц-опрос, сообщение, проверочные работы в рамках практического занятия – 10-16   Зачет – 17  

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов разработана в рамках компетентностного подхода к обучению и сложившейся в высшей школе практики преподавания истории античной литературы. Предлагаемые формы работы, типы заданий и виды промежуточной и итоговой аттестации по курсу способствуют овладению заявленными общекультурными и профессиональными компетенциями.

 

  Раздел дисциплины С е м е с т р Н е д е л я Самостоятельная работа студентов
Введение 1-3 Освоение лекционного материала и литературы по разделам курса. Введение. Общая характеристика античной литературы. Литература Древней Греции: общая характеристика, периодизация (ОК-6, ОК-8).   Составление вопросов к вводной лекции (ОК-1).     Освоение лекционного материала и литературы по разделам курса. Мифология древней Греции и Рима. Основные черты мифологического сознания как типа мировосприятия древних греков и римлян. Основные периоды развития мифология (ОК-6, ОК-8).   Чтение художественных текстов: 1. Кун Мифы древней Греции; 2. Гомер «Илиада», «Одиссея»; 3. Овидий «Метаморфозы»; 4. Гесиод «Теогония», «Труды и дни» (ОК-1, ОК-6, ПК-2)   Подготовка к тестированию по античной мифологии (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ПК-1).
История древнегреческой литературы 4-11 Освоение лекционного материала и литературы по разделам курса. Древнегреческий эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Гесиод. «Труды и дни» (ОК-6, ОК-8). Подготовка к практическому занятию «Художественный мир гомеровского эпоса: «Илиада» и «Одиссея» (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-7). Выполнение самостоятельной письменной работы.Подготовка конспекта главы учебника (Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983.) о творчестве Гесиода (ОК-2, ПК-2, ПК-7).   Освоение лекционного материала и литературы по разделам курса. Древнегреческая лирика. Творчество Архилоха. Греческая монодийная мелика (Сапфо, Алкей, Анакреонт). Творчество Пиндара (ОК-6, ОК-8). Чтение художественных текстов: древнегреческая лирика: Архилох, Сапфо, Алкей, Анакреонт, Пиндар и др. (ОК-1, ОК-6, ПК-2). Выполнение самостоятельной письменной работы.Написание конспекта статьи М.Л. Гаспарова «Поэзия Пиндара» (ОК-2, ПК-2, ПК-7).   Освоение лекционного материала и литературы по разделам курса. Освоение лекционного материала и литературы по разделам курса. Древнегреческая драматургия. Древнегреческая трагедия: Эсхил. Софокл. Еврипид (ОК-6, ОК-8). Чтение художественных текстов: 1. Эсхил «Орестея», «Прометей прикованный». 2. Софокл «Эдип-царь», «Антигона»; 3. Аристотель «Поэтика». 4. Еврипид «Ипполит», «Медея» (ОК-1, ОК-6, ПК-2). Подготовка к практическому занятию «Поэтика» Аристотеля и трагедия Софокла «Эдип-царь» (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-7).   Освоение лекционного материала и литературы по разделам курса. Древнегреческая комедия: Аристофан. Менандр(ОК-6, ОК-8). Чтение художественных текстов: 1 Аристофан «Всадники», «Облака», «Лисистрата», «Лягушки». 2. Менандр «Брюзга», «Третейский суд» (ОК-1, ОК-6, ПК-2). Подготовка к практическому занятию «Древнеаттическая комедия. Аристофан» (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-7).   Освоение электронного учебного пособия «Античный роман» по разделу курса. Лонг. «Дафнис и Хлоя» (ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-5). Чтение художественных текстов: Лонг «Дафнис и Хлоя» (ОК-1, ОК-6, ПК-2). Подготовка к практическому занятию «Греческий роман. «Дафнис и Хлоя» Лонга» (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-7).   Освоение лекционного материала и литературы по разделам курса. Творчество Лукиана (ОК-6, ОК-8). Чтение художественных текстов. Лукиан «Разговоры богов» (ОК-1, ОК-6, ПК-2).   Подготовка к контрольной работе по чтению древнегреческой литературы: повторение прочитанного (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ПК-2).    
История древнеримской литературы 12-17 Освоение лекционного материала и литературы по разделам курса. Римская театральная культура. Комедиография Плавта. Поэма Лукреция «О природе вещей. Римское ораторское искусство. Цицерон. Творчество Катулла (ОК-6, ОК-8). Чтение художественных текстов: 1. Плавт «Хвастливый воин», «Клад». 2. Лукреций «О природе вещей». 3. Цицерон «Речь в защиту поэта Архия», «Речи против Катилины». 4. Катулл «Книга Катулла Веронского» (ОК-1, ОК-6, ПК-2).   Освоение лекционного материала и литературы по разделам курса. Творчество Вергилия (ОК-6, ОК-8). Чтение художественных текстов. Вергилий «Буколики», «Геогики», «Энеида» (ОК-1, ОК-6, ПК-2). Освоение лекционного материала и литературы по разделам курса. Творчество Горация (ОК-6, ОК-8). Чтение художественных текстов. Гораций Эподы. Сатиры. Оды. Послания(ОК-1, ОК-6, ПК-2). Подготовка к практическому занятию «Творчество Квинта Горация Флакка» (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-7).   Освоение лекционного материала и литературы по разделам курса. Творчество Овидия: «Любовные элегии», «Искусство любви», «Метаморфозы» (ОК-6, ОК-8). Чтение художественных текстов. Овидий «Любовные элегии», «Искусство любви», «Метаморфозы» (повторение), «Скорбные элегии», «Послания с Понта» (ОК-1, ОК-6, ПК-2).   Освоение лекционного материала и литературы по разделам курса. Творчество Овидия: «Скорбные элегии», «Послания с Понта» (ОК-6, ОК-8). Подготовить презентацию по творчеству одного из римских поэтов (Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий и др.) (ОК-1, ОК-2, ПК-1, Пк-2, ПК-5).   Подготовка к практическому занятию Общая характеристика римской сатиры. Сенека «Отыквление». Петроний. «Сатирикон». Сатиры Ювенала. Марциал (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-7). Чтение художественных текстов: 1. Сенека «Отыквление». 2. Петроний «Сатирикон» 3. Ювенал «Сатиры». 4. Марциал «Эпиграммы» (ОК-1, ОК-6, ПК-2). Освоение лекционного материала и литературы по разделам курса. Творчество Сенеки (ОК-6, ОК-8). Чтение художественных текстов: Сенека. Трагедии «Медея», «Эдип». «Нравственные письма к Луцилию» (ОК-1, ОК-6, ПК-2). Подготовка к практическому занятию «Луций Анней Сенека. Трагедии «Медея», «Эдип». «Нравственные письма к Луцилию» (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-7). Чтение художественных текстов: Апулей «Метафорфозы, или Золотой осел» (ОК-1, ОК-6, ПК-2). Освоение электронного курса «Античный роман» по разделам «Петроний. «Сатирикон» и «Апулей. «Метафорфозы, или Золотой осел» (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-5). Подготовка к тестированию в рамках электронного курса «Античный роман».   Подготовка к контрольной работе по чтению римской литературе: повторение прочитанного(ОК-1, ОК-6, ОК-7, ПК-2).  

 

Образовательные технологии

Учебный процесс по данной учебной программе подготовки проводится с использованием как традиционных (лекции, практические занятия, консультации), так и инновационных (использование мультимедийных средств) форм и технологий образования.

В рамках компетентностного подхода и сложившейся практики преподавания античной литературы при проведении занятий по данной программе используются активные формы работы в сочетании с интенсификацией самостоятельной работы студентов (подготовка практического занятия, участие в обязательных консультациях, собеседование по разделам для самостоятельного изучения, подготовка и сдача квалификационных составляющих курса (зачет по мифологии, контрольные работы по чтению греческой и римской литературы, тестирование в рамках электронного курса «Античный роман»).

 

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

 

По разделу 1.

  1. Составление контрольных вопросов к вводной лекции.
  2. Образец письменного зачета по мифологии.

Задание 1.

 

1. Мифы о происхождении солнца – это…

Задание 2.

Прочитайте отрывок из поэмы Гесиода. Объясните все мифологические имена. Назовите имена девяти Муз. Каковы функции Муз в целом и каждой из них в отдельности? Имя какого бога заменено звездочками? Изложите подробно миф об этом боге: рождение, функции, атрибуты, эпитеты, основные сюжеты.

С Муз, геликонских богинь, мы песню свою начинаем.

На Геликоне они обитают высоком, священном.

Нежной ногою ступая, обходят они в хороводе

Жертвенник Зевса-царя и фиалково-темный источник.

Нежное тело свое искупавши в течениях Пермесса,

Иль в роднике Иппокрене, иль в водах священных Ольмея,

На геликонской вершине они хоровод заводили,

Дивный для глаза, прелестный, и ноги их в пляске мелькали.

Снявшись оттуда, туманом одевшись густым, непроглядным,

Ночью они приходили и пели чудесные песни,

Славя эгидодержавца Кронида с владычицей Герой,

Города Аргоса мощной царицею златообутой,

Зевса великую дочь, синеокую деву Афину,

И Аполлона-царя с Артемидою стрелолюбивой,

И земледержца, земных колебателя недр ***,

И Афродиту с ресницами гнутыми, также Фемиду,

Златовенчанную Гебу-богиню с прекрасной Дионой,

С ними – Лето, Иапета и хитроразумного Крона,

Эос-Зарю и великого Гелия с светлой Селеной,

Гею-мать с Океаном великим и черною Ночью,

Также и все остальное священное племя бессмертных[1].

Задание 3.Объясните и прокомментируйте мифологические образы в стихотворении Б. Кенжеева «Я запамятовал свою роль, а была она…» Я запамятовал свою роль, а была онатак ясна и затвержена, такблаголепна. Дымок от ладана,в кошельке пятерка, в руке пятак - только света хриплого или алогоя не видел, орехов не грыз сырых,ибо детских жалоб моих достало бына двоих, а то и на четверых. Звякнул день о донышко вдовьей лептою.Отмотав свой срок, зеленым виномопоен, в полудреме черствеющий хлеб пою,метеор, ковыль на ветру дрянном. Славно тени бродят при свете месяца.Что-то щедрое Сущий мне говорит.И в раскрытом небе неслышно светятсязолотые яблоки Гесперид.

По разделу 2.

Темы практических занятий:

  1. Художественный мир гомеровского эпоса: «Илиада» и «Одиссея».
  2. Трагедия Софокла «Эдип-царь» и «Поэтика» Аристотеля.
  3. Древнеаттическая комедия. Аристофан.
  4. «Дафнис и Хлоя» Лонга как буколический роман.

 

Практические задания:

- Прочитать главу учебника (Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983. С. 61 – 67). Подготовить письменный ответ на вопрос «Дидактический эпос. Поэмы Гесиода «Труды и Дни» и «Теогония».

- Сделать конспект статьи М.Л. Гаспарова «Поэзия Пиндара» (Избранные труды. Т.1: О поэтах. М.,1997).

- Подготовиться к контрольной работе по чтению древнегреческой литературы.

Образец контрольной работы

1. Назовите событие, которое не изображается в «Илиаде».

A. Строительство Троянского коня, принесение его в дар троянцам и последствия этой хитрости;

B. Поединок Гектора и Ахилла, который заканчивается победой Ахилла и гибелью Гектора;

C. Погребение Патрокла, игры в честь Патрокла;

D. Приам отправляется во вражеский стан, молит Ахилла выдать ему тело сына за выкуп.

2. Кто из богов изменял внешность Одиссея?

3. Кому адресует Гесиод свои поучения в поэме «Труды и дни»?

4. Определите, какому автору принадлежит это произведение?

Пестрым троном славная Афродита,

Зевса дочь, искусная в хитрых ковах!

Я молю тебя – не круши мне горем

Сердце, благая!

Но приди ко мне, как и раньше, часто

Откликалась ты на мой зов далекий

И, дворец покинув отца, всходила

На колесницу

Золотую. Мчала тебя от неба

Над землей воробушков милых стая;

Трепетали быстрые крылья птичек

В далях эфира.

И, представ с улыбкой на вечном лике,

Ты меня, блаженная, вопрошала –

В чем моя печаль и зачем богиню

Я призываю,

И чего хочу для души смятенной.

«В ком скажи Пейто, укажи, любовью

Дух к тебе зажечь? Пренебрег тобою

Кто, моя ******?

Прочь бежит? – Начнет за тобой гоняться.

Не берет даров? – Поспешит с дарами.

Нет любви к тебе? – И любовью вспыхнет,

Хочет не хочет».

О, приди ж ко мне и теперь! От горькой

Скорби дух избавь и, чего так страстно

Я хочу, сверши и союзницей верной

Будь мне, богиня!

5. Перечислите действующих лиц трагедии Эсхила «Агамемнон».

6. Между кем происходит агон в комедии Аристофана «Лягушки»?

7. О чем спорят рабы в начале «Третейского суда» Менандра?

8. Каких богов почитают Дафнис и Хлоя?

9. Кто такой Перегрин?

 

По разделу 3.

Темы практических занятий:

  1. Творчество Квинта Горация Флакка.
  2. Луций Анней Сенека. Трагедии «Медея», «Эдип». «Нравственные письма к Луцилию».
  3. Римская сатира.

Практические задания:

- Подготовить презентацию по творчеству одного из римских поэтов (Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий и др.).

- Подготовиться к контрольной работе по чтению древнеримской литературы.

 

Образец контрольной работы

  1. Найдите лишние имена среди действующих лиц комедии Плавта «Хвастливый воин»?

Пиргополиник, Артотрог, Периплектомен, Филокомасия, Стафила, Палестрион, Скелендр, Эвклион, Федра

  1. Определите, какому автору принадлежит это произведение?

К Левконое

Ты гадать перестань: нам наперед знать не дозволено,

Левконоя, какой ждет нас конец. Брось исчисления

Вавилонских таблиц! Лучше терпеть, что бы ни ждало нас, –

Много ль зим небеса нам подарят, наша ль последняя,

Об утесы дробясь, ныне томит море Тирренское

Бурей. Будь же мудра: вина цеди, долгой надежды нить

Кратким сроком урежь. Мы говорим – годы-завистники

Мчатся. Пользуйся днем, меньше всего веря грядущему.

 

  1. Где и кому Эней рассказывает о своих странствиях (Вергилий «Энеида»)?

 

Перечень контрольных вопросов:

1. Литература Древней Греции: общая характеристика, периодизация.

2. Основные черты мифологического сознания как типа мировосприятия древних греков.

3. Древнегреческая мифология: основные периоды развития.

4. Общая характеристика древнегреческого эпоса. Гомеровский вопрос.

5. «Илиада» и «Одиссея» Гомера: особенности сюжета и композиции.

6. Проблема характера и психологизма в гомеровском эпосе. Эволюция типа героя от «Илиады» к «Одиссее».

7. Особенности эпического стиля и эпической картины мира в гомеровских поэмах.

8. Дидактический эпос. Поэмы Гесиода «Труды и Дни» и «Теогония».

9. Общая характеристика древнегреческой лирики: хронологическая, племенная и территориальная, жанровая классификации; особенности лирического мировосприятия.

10. Творчество Архилоха: жанровый состав, проблематика, поэтика.

11. Греческая монодийная мелика (Сапфо, Алкей, Анакреонт).

12. Греческая хоровая мелика. Творчество Пиндара: особенности жанра, проблематики и поэтики.

13. Древнегреческий театр и драматургия: фольклорные истоки, основные жанры, их особенности.

14. Творчество Эсхила. Трилогия «Орестея»: проблематика и поэтика.

15. Религиозные воззрения Эсхила. Трагический и нормативный герой в драматургии Эсхила (Агамемнон, Орест, Прометей).

16. Основные аспекты эволюции драматургии Эсхила. Трагедия «Прометей прикованный»: типология героя, природа конфликта.

17. Творчество Софокла. Трагедия «Антигона»: природа конфликта, типология героя.

18. «Эдип-царь» Софокла как трагедия человеческого знания.

19. Религиозные воззрения Софокла. Нормативный герой Софокла (Эдип, Антигона).

20. Творчество Еврипида. Трагедия «Медея»: специфика трагической картины мира, новаторство Еврипида.

21. Трагедия Еврипида «Ипполит»: кризис нормативного героя, религиозный скептицизм Еврипида-трагика.

22. «Поэтика» Аристотеля: общая характеристика текста и его сохранности, общие проблемы искусства и учение о трагедии.

23. Основные черты древнеаттической комедии. Особенности мировоззрения Аристофана.

24. Комедии Аристофана «Всадники» и «Облака»: жанровая природа, проблематика, типология героев.

25. Комедии Аристофана «Лягушки» и «Лисистрата».

26. Творчество Менандра. Жанровое своеобразие новоаттической комедии в сравнении с древне- и среднеаттической.

27. Комедия Менандра «Третейский суд»: структура действия, специфика конфликта, типология героев.

28. Комедия Менандра «Брюзга»: проблематика, диалектика традиции и новаторства.

29. «Дафнис и Хлоя» Лонга как буколический роман.

30. Творчество Лукиана. «О кончине Перегрина»: жанровая природа, проблематика, поэтика.

31. Литература Древнего Рима: общая характеристика, периодизация.

32. Римская мифология: своеобразие и влияние древнегреческой традиции.

33. Римская театральная культура. Комедиография Плавта.

34. Комедии Плавта «Клад» и «Хвастливый воин»: традиции древнегреческой драматургии, средства и приемы создания комического.

35. Поэма Лукреция «О природе вещей»: традиции древнегреческой натурфилософии, художественные принципы организации философского содержания.

36. Творчество Катулла: жанрово-тематическое своеобразие лирики, принципы построения «Книги Катулла Веронского».

37. «Бранные» стихотворения Катулла: социокультурные основы лирической картины мира.

38. Поэтика лирики Катулла. Своеобразие любовных стихотворений Катулла.

39. Римское ораторское искусство. Цицерон. «Речи против Катилины, «В защиту поэта Архия».

40. Раннее творчество Вергилия: «Буколики» и «Георгики».

41. «Энеида» Вергилия: диалектика традиции и новаторства, особенности жанра, сюжета, композиции.

42. «Энеида» Вергилия: особенности художественного времени, специфика образа героя.

43. Творчество Горация: жанровый состав, философская и эстетическая проблематика лирики («Carmina», «Ars poetica»).

44. Поэтика жанра оды Горация: метрика, стиль, образность, композиция.

45. Общая характеристика творчества Овидия. «Amores»: своеобразие лирической картины мира, проблематика, поэтика.

46. «Метаморфозы» Овидия: особенности жанра, идея метаморфозы как конструктивный принцип поэтики.

47. «Метаморфозы» Овидия: композиция, сюжетосложение, специфика художественной образности и проблематики.

48. «Tristia» и «Послания с Понта» Овидия: жанровое своеобразие, проблематика и поэтика.

49. «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки: своеобразие эпистолярного жанра, особенности этико-философские воззрения Сенеки.

50. Драматургия Сенеки. Трагедии «Медея», «Эдип»: традиции и новаторство.

51. Общая характеристика римской сатиры. Мениппея Сенеки «Отыквление». Творчество Ювенала.

52. Творчество Марциала: жанровое своеобразие, проблематика, поэтика.

53. «Сатирикон» Петрония: проблематика и поэтика.

54. «Сатирикон» Петрония: специфика сатирико-бытового приключенческого романа.

55. Жанровая природа и композиция романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

56. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея: особенности сюжетосложения, аллегорический смысл сюжета и функции «Сказки об Амуре и Психее» в романе.

Список текстов для чтения:

1. Мифы Древней Греции и Рима.

2. Гомер. «Илиада», «Одиссея».

3. Гесиод. «Труды и дни». «Теогония».

4. Греческая лирика: Тиртей, Феогнид, Архилох. Мелическая поэзия: Сапфо, Анакреонт, Пиндар.

5. Эсхил. «Прометей прикованный», «Агамемнон».

6. Софокл. «Антигона», «Эдип-царь».

7. Еврипид. «Медея», «Ипполит».

8. Аристофан. «Всадники», «Лисистрата», «Облака», «Лягушки».

9. Аристотель. «Поэтика».

10. Менандр. «Третейский суд», «Брюзга».

11. Лонг. «Дафнис и Хлоя».

12. Лукиан. «О кончине Перегрина», «Разговоры богов», «Разговоры в царстве мертвых», «Разговоры гетер».

13. Плавт. «Клад» (или «Горшок»), «Хвастливый воин».

14. Лукреций. «О природе вещей».

15. Цицерон. «Речи против Катилины», «В защиту поэта Архия».

16. Катулл. Лирика.

17. Вергилий. «Буколики», «Георгики», «Энеида».

18. Гораций. Лирика.

19. Овидий. «Amores», «Heroides», «Метаморфозы», «Тристии», «Послания с Понта».

20. Луцилий. Ювенал. Сатиры.

21. Эзоп. Федр. Басни.

22. Марциал. Эпиграммы.

23. Петроний. «Сатирикон».

24. Апулей. «Метаморфозы».

25. Сенека. «Отыквление», «Медея», «Эдип», «Нравственные письма к Луцилию».

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) рекомендуемая литература (основная)

1. Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983.

2. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1977.

3. Античная литература / ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1986.

4. Лосев А.Ф. Античная литература. М., 2001.

5. Чистякова Н.Ф., Вулих Н.В. История античной литературы. Изд. 2-е. М.: Высшая школа, 1971.

6. Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.

7. Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы древней Греции и древнего Рима. СПб., 2001 (или: Легенды и сказания древней Греции и древнего Рима. М., 1990).

8. История античной литературы. Тесты. Сост. С.Ю. Суханова.

9. Суханова, С.Ю., Щетинин Р.Б. Античный роман [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / С. Ю. Суханова, Р. Б. Щетинин ; Том. гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования. Томск : ИДО ТГУ , 2010 http://edu.tsu.ru/eor/resourse/171/tpl/index.html# Электронное издание HTML

 

 

б) рекомендуемая литература (дополнительная)

 

1. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. Т. 1–2.

2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. М., 1988.

3. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1996.

4. Гиленсон Б.А. История античной литературы: Учебное пособие…: В 2 кн. М.: Флинта: Наука, 2002.

5. Мифы народов мира: В 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980 (и последующие издания).

6. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

7. Никола М.И. Античная литература: Учебное пособие / Практикум. М.: Флинта: Наука, 2003.

8. Радциг С.И. Введение в классическую филологию. М., 1965.

в) программное и коммуникационное обеспечение

Учебная дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура; доступ к сети Интернет.

 

Составитель:

канд. филол. наук С.Ю. Суханова.

 

Рецензент канд. филол. наук, доцент А.С. Сваровская

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.


[1] Гесиод. Теогония: Пер. В. Вересаева // Эллинские поэты VII – III века до н.э.: Эпос, элегия, ямбы, мелика. М.: Ладомир, 1999. С. 29 – 50. Стихи 1–21.

 

История мировой литературы

(Античная литература)

 

 

Направление подготовки

032700 – Филология

 

 

Профиль подготовки

Отечественная филология (Русский язык и литература)

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 


1. Цели освоения учебной дисциплины:

получить представление о развитии античной литературы в единстве литературного, социокультурного, философского, исторического аспектов и ее историко-культурном значении; научиться применять полученные знания втеоретической, практической и научно-исследовательской деятельности; расширить общекультурный кругозор.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б. 3. Профессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700– «Филология».

Курс истории зарубежной литературы является базовым для профессиональной подготовки специалиста филолога. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате изучения курсов введение в литературоведение, введение в профильную подготовку (отечественная филология), философии, культурологии, иностранного языка.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные положения и концепции в области теории и истории зарубежной литературы указанного периода; принципы филологического анализа текста; иметь представление об истории, современном состоянии и перспективах развития критики и научных исследований по указанному курсу литературы.

Уметь: применять полученные знания в области истории зарубежной литературы в собственной профессиональной деятельности, в научно-исследовательской и педагогической работе, участвовать в научных дискуссиях;

Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области устной и письменной коммуникации по тематике зарубежной литературы.

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031000– «Филология»:

а) общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- владение нормами русского литературног



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.06 с.)