ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.



РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование:

Зрительный ряд: мультимедийный проектор, электронная презентация «Народное декоративно – прикладное искусство2

Изобразительный ряд: репродукции декоративно-прикладного искусства (расписные матрёшки из Загорска, Семёнова и Полхов-Майдана); методические таблицы "Декоративные приёмы растительного мотива", "Этапы росписи матрёшки."

.Музыкальный ряд: фонограмма русской народной песни "Во поле берёза стояла"; частушки.

Литературный ряд: загадки, стихотворения

.Краткое описание: Данный конспект разработан для проведения занятия по изобразительному искусству в разновозрастной группе учащихся 2 и 5 классов. Проведение урока предполагает предварительную подготовительную работу с учащимися 5 класса. А именно: заучивание стихов, частушек, подготовка рассказов о матрёшках разных областей России, вырезание из картона трафаретов матрешки.

Используемая методическая литература:

Внеклассные мероприятия в начальной школе. Вып. 4 / авт.-сост. Лободина Н.В. и др. - Волгоград: Учитель, 2007.

Стихи И.Кадухиной.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Дети распределяются в разновозрастные пары, в которых один их учащихся второклассник, а второй - учащийся 5 класса. Коллективно обсуждается тема и задачи занятия.

II. Актуализация знаний учащихся. Творческая минутка.

Выступление учащихся 5 класса, загадывание загадки:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка).

Под негромкое исполнение русской народной песни "Во поле берёза стояла" учащиеся 5 класса читают стихотворение И. Кадухиной "Русская матрёшка".

Кто матрёшку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навёл зари румянец,

Неба синь всплеснул в её глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

"Ну и ой, гуляй себе по свету,

Весели себя, честной народ",

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт.

Девочки исполняют весёлые частушки:

Мы матрёшки, мы подружки,

Утром рано мы встаём.

Вшестером поём частушки

И танцуем вшестером.

Никогда мы не скучаем,

Шесть у нас платочков есть,

Чашек шесть у нас для чая

И салфеток тоже шесть.

И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.

III. Вступительная беседа об истории русской матрёшки.

-Русская деревянная кукла - матрёшка родилась в конце XIX века в Сергиевом Посаде. Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрёшка сразу понравилась и взрослым, и детям. Нравилось её доброе и ясное лицо. Интересно было то, что в большой кукле пряталось дружное семейство. И сегодня русская матрёшка - желанная гостья в каждом

Доме.

- В чем же секрет такого успеха и долголетия матрёшки?

- Почему она стала русским сувениром за рубежом?

- Образ женщины был почитаем и уважаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы - древнейшего символа добра и благополучия. "Лебёдушка", "пава", "утушка", "голубка" - это те слова, которые издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчёркивая её красоту и пластику.

- Вот поэтому образ деревянной матрёшки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного русского костюма: платок, фартук, сарафан. Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней - дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава, француза и американца.

IV. Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России.

- Если поставить по мере нарастания декоративной выразительности несколько матрёшек из разных центров современных художественных промыслов, то получится такой ряд: загорская, семёновская, полхов-майданская матрёшки.

- Сейчас о каждой из них нам расскажут и покажут иллюстрации учащиеся 4 класса.

1 ученик - Загорская матрёшка.

Эта матрёшка пришла к нам изЗагорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.

Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.

2 ученик - Семёновская матрёшка.

Семёновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. В манере росписи цветов угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы, центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе - Семёнове Нижегородской области.

3 ученик - Полхов-майданская матрёшка.

Есть такое село в Нижегородской области - Полхов Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят "тарарушки" - так называют мастера свои поделки - матрёшки.

Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.

 

В настоящее время росписью матрёшек занимаются во многих областях нашей Родины. И каждая матрёшка существенно отличается от тех, с которыми вас познакомили дети. Для украшения своих матрёшек художники используют не только различные цветочные узоры, но даже сюжеты из народных сказок.

V. Чтение учителем стихотворения о матрёшках с одновременным показом.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.62.49 (0.014 с.)