На проведение занятий по физической культуре и спорту на спортивном комплексе и в спортивных залах учебных заведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На проведение занятий по физической культуре и спорту на спортивном комплексе и в спортивных залах учебных заведений



ПРАВИЛА

безопасности занятий по физической культуре и спорту

в учебных заведениях Республики Беларусь

(общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, ПТУ, ССУЗ)


СОДЕРЖАНИЕ

I Общие положения  
II Требования безопасности и гигиены к местам проведения учебно -тренировочного процесса и спортивному инвентарю.  
2.1. Требования к крытым спортивным сооружениям.  
2.2. Требования к открытым спортивным сооружениям.  
2.3. Требования к спортивному инвентарю и оборудованию.  
III Требования безопасности к организации учебно-воспитательного процесс.  
IV Требования безопасности при проведении занятий по физической культуре и спорту.  
4.1. По разделу "Гимнастика".  
4.2. По разделу "Лёгкая атлетика".  
4.3. По разделу "Лыжная подготовка".  
4.4. По разделу "Плавание".  
V Требования к оказанию доврачебной помощи пострадавшему и порядок расследования и учёта несчастных случаев с учащимися  
  Приложения.  
№ 1 Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием.  
№ 2 Акт-разрешение на проведение занятий по физической культуре и спорту на спортивном комплексе и спортивных залах учебных заведений.  
№ 3 Площадки для спортивных игр.  
A. Площадка для баскетбола.  
Б. Площадка для волейбола.  
B. Площадка для ручного мяча.  
№ 4 Акт приёмочных испытаний спортивного оборудования. Журнал регистрации результатов испытаний и контроля за надёжностью установки спортивного оборудования и тренажёров.  
№ 5 Основные размеры в мм. и методы испытания гимнастических снарядов  
A. Брусья.  
Б. Перекладина.  
B. Бревно.  
№ 6 Безопасные (рабочие) зоны основных гимнастических снарядов  
A. Брусья.  
Б. Перекладина.  
B. Бревно.  
№ 7 Инструктивные требования для учащихся учебных заведений Республики Беларусь по технике безопасности при занятиях физической культурой и спортом.  
1. Инструкция для учащихся при занятиях гимнастическими упражнениями.  
2. Инструкция для учащихся при занятиях легкоатлетическими упражнениями.  
3. Инструкция для учащихся при занятиях лыжной подготовкой.  
4. Инструкция для учащихся при обучении плаванию.  
№ 8 Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях.  
№ 9 Медицинский листок класса (группы).  

 


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Правила безопасности являются обязательными и распространяются независимо от форм собственности на все действующие и реконструируемые учебные заведения Республики Беларусь при организации и проведении учебных занятий, как в учебном процессе, так и во внеклассных мероприятиях по физической культуре и спорту.

2. Административный, педагогический и медицинский персонал учебных заведений, а также внешкольных учреждений, лагерей труда и отдыха, которым доверена и поручена учебно-воспитательная, физкультурно-массовая, оздоровительная и спортивная работа с учащейся молодёжью (далее учащимися), и в том числе лиц общественного актива, должны руководствоваться настоящими Правилами, знать и строго соблюдать их в практической деятельности по физическому воспитанию учащихся при занятии с ними физической культурой и спортом.

3. Специалист физической культуры или лицо, проводящее занятие по физическому воспитанию на уроках и внеучебных занятиях, несут прямую ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся. Они обязаны:

• перед началом занятий провести тщательный осмотр места проведения занятий, убедиться в надёжности и исправности спортинвентаря, надёжности установки и закрепления оборудования, соответствии санитарно-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту проведения занятий настоящими Правилами, инструктировать учащихся о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений;

• обучать учащихся безопасным приёмам выполнения физических упражнений и следить за соблюдением учащимися мер безопасности, при этом строго придерживаться принципов доступности и последовательности обучения, в необходимых случаях обеспечивать страховку;

• по результатам медицинских осмотров знать состояние здоровья, группу здоровья, медицинскую группу по физкультуре и функциональные возможности каждого учащегося, при появлении у учащегося признаков утомления или при жалобе на недомогание и плохое самочувствие немедленно направлять его к врачу;

• после окончания занятий тщательно осмотреть места их проведения, отключить электроприборы и освещение.

4. На администрацию учебного заведения, а также руководителей спортивных баз и комплексов различных подведомственных учреждений, которые несут материальную ответственность за содержание спортивного сооружения (спортивные школы, стадионы, бассейны, лыжные базы, катки, специализированные спортивные залы и другие помещения) для проведения с учащимися организованных занятий, тренировок и соревнований возлагается ответственность за исправность спортивного инвентаря и оборудования, соответствие санитарно-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту проведения занятий настоящими Правилами.

5. Непосредственно на медицинский персонал учебного заведения возлагается ответственность за проведение в установленном порядке (см. приложение № 1) лечебно-профилактических мероприятий, содействующих сохранению здоровья учащихся, а также осуществление контроля за соблюдением требований СанПиН за местами и условиями проведения учебно-воспитательного процесса по физической культуре.

6. Запрещается проведение занятий на неисправном оборудовании, а также использование инвентаря с дефектами, при отсутствии спортивной специальной одежды и без присутствия лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил.

7. При проведении учебно-спортивных занятий или соревнований на открытом воздухе необходимо руководствоваться действующими учебными программами по физической культуре.

8. Разрешение на проведение занятий по физической культуре учебного заведения-новостройки выдаётся комиссией райисполкома с привлечением заинтересованных служб при введении его в действие в новом учебном году. Разрешение оформляется актом установленной формы (приложение№2).

9. Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях всех типов должен обеспечивать сохранение здоровья учащихся, поддержание работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года, необходимую двигательную активность, развитие индивидуальных способностей, отдых по интересам.

10.Работники общеобразовательных учреждений обязаны проходить медицинское обследование в соответствии с действующими требованиями приказа Министерства здравоохранения СССР № 555 от 29 сентября 1989 г. "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств", "Инструкции о проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулёзом", утверждённых Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь, 1992 г., в соответствии с действующими приказами Министерства здравоохранения Республики Беларусь по профилактике распространения дифтерии.

11.В соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь "О санитарно-эпидемйческом благополучии населения", ответственность за выполнение санитарных правил и норм возлагается на директора общеобразовательного учреждения, а также на других работников учреждения в объёме, определённом их функциональными обязанностями по обеспечению санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов. Постоянный контроль за выполнением санитарных правил и норм осуществляет медицинский персонал общеобразовательного учреждения.


II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЫ К МЕСТАМ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА И СПОРТИВНОМУ ИНВЕНТАРЮ

2.1. Требования к крытым спортивным сооружениям

2.1.1.Устройство спортивных залов должно соответствовать действующим "Санитарным правилам содержания мест занятий по физической культуре и спорту", СНиПу "Общественные здания и сооружения" с учётом возрастных особенностей детей и требований учебно-воспитательного процесса.

2.1.2.В составе физкультурно-оздоровительного блока, кроме спортивного зала (спортивных залов), рекомендуется предусматривать: учебно-тренировочный бассейн, тренажёрный зал, хранилище для лыж, медицинские помещения, медико-восстановительный центр психологической разгрузки. Присутствие той или другой группы определяется местными условиями, в соответствии с профилем общеобразовательного учреждения, заданием на проектирование.

2.1.3.При проектировании и реконструкции общеобразовательных учреждений, размещённых на территории районов радиоактивного загрязнения в соответствии с классификацией Закона Республики Беларусь "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС", необходимо обеспечить наличие помещений для организации физкультурно-оздоровительной (плавательный бассейн) и лечебно-оздоровительной работы (кабинеты массажа, водолечения, физиотерапевтические кабинеты и т.д.).

2.1.4.Полы спортивных залов должны быть упругими и без щелей, иметь ровную, горизонтальную, нескользкую и окрашенную поверхность.

2.1.5.Полы не должны деформироваться от мытья и к началу занятий обязательно быть сухими и чистыми.

2.1.6.Полезная нагрузка на полы спортивных залов должна быть не более 400 кг/м2.

2.1.7.Допускается в полу спортивного зала в соответствии с нормативной документацией оборудовать места приземления после прыжков и соскоков.

2.1.8.Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения. Окраска стен и потолков должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкаться при касании стен.

2.1.9.Стены спортивного зала на высоту 1,8м не должны иметь выступов, а те из них, которые обусловлены конструкцией, включающие в себя различные многокомплектные снаряды, приспособления или тренажёры должны убираться, чтобы не создавать травмоопасных выступов. Там, где есть возможность, желательно иметь закрывающиеся ниши для хранения различного мелкого и среднего раздаточного инвентаря. Приборы отопления должны быть закрыты сетками или щитами и не должны выступать за разметку спортивного зала.

2.1.10.Проём, связывающий спортивный зал с инвентарной, должен быть шириной и высотой не менее двух метров и не иметь выступающего порога.

2.1.11.Оконные проёмы спортивного зала должны располагаться по продольным стенам. Остекление окон должно иметь защитное ограждение от ударов мяча, а также устройство для открытия фрамуг с целью проветривания спортивного зала.

2.1.12.В зданиях учебного заведения перекрытия над спортивным залом должны быть трудно сгораемыми с пределом огнестойкости не менее 0,75ч. Не допускается создавать утепление перекрытий спортивного зала торфом, древесными опилками и другими легковоспламеняющимися материалами.

2.1.13.Чердачные помещения спортивного зала должны содержаться в чистоте и запираться на замок. Ключи от чердачных помещений должны храниться в определённом месте, доступном для получения их в любое время суток. В чердачных помещениях запрещается устраивать склады спортивного инвентаря и учебного оборудования.

2.1.14.Источники искусственного освещения спортивного зала (оптимальными являются люминесцентные лампы, имеющие цветовую температуру 3500° К) должны обеспечивать достаточное освещение (таблица № 1).

 

Таблица № 1

Наименьшая искусственная освещённость в помещениях общеобразовательного учреждения

(СанПиН № 14-46-96)

№ п Наименование помещений рабочей поверхности Плоскость Г – горизонтальная, В – вертикальная, высота над полом Наименование искусственной освещенности в люксах (лк) Удельная мощность (ватт на 1 м2) лампы накаливания Удельная мощность при люминесцентных лампах
При освещении лампами накаливания При освещении люминесцентными лампами
  Спортзал Пол, В - 2м от пола с обеих сторон на продольной оси помещения        
  Снарядные, инвентарные, Хоз. кладовые Г-0,8м     9,6  
  Крытый плавательный бассейн Г-на поверхности воды        
  Комнаты преподавателей Г-0,8м        
  Санузлы Пол     9,6  

 

 

2.1.15.Основные помещения зданий общеобразовательных учреждений должны иметь естественное и искусственное освещение.

Допускается верхнее (или верхнее и боковое) естественное освещение для рекреаций, холлов, залов спортивных, ритмики, бассейнов; освещение вторым светом проходных коридоров, не являющихся рекреационными, раздевальных в спортивных залах и бассейнах, залах ритмики; не предусматривать естественное освещение в снарядных, душевых и туалетных при спортивных залах, тирах, помещениях для хранения лыж.

2.1.16.При люминесцентном освещении применяются лампы типа ЛБ, ЛЕ и другие по согласованию с территориальными органами госсаннадзора, либо светильники с лампами накаливания полностью отражающего или преимущественно отражённого светораспределения, при этом применение светильников с защитными углами менее 30° не допускается.

2.1.17.Не допускается применение открытых (незащищённых) люминесцентных ламп.

2.1.18.Светильники с люминесцентными лампами укомплектовываются пускорегулирующими аппаратами с пониженным уровнем шума.

2.1.19.Расстояние между рядами светильников и внутренней (наружной) стеной должно быть 1,5м; между двумя рядами светильников – 2м.

2.1.20.Электросветильники должны очищаться по мере загрязнения, но не реже одного раза в три месяца.

Запрещается привлекать учащихся к очистке осветительной арматуры.

2.1.21.Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки. Для этой цели электрическая сеть, снабжающая спортивный зал, должна быть оборудована рубильниками или двухполюсными выключателями. Рубильники должны устанавливаться у входа или вне помещения – в коридоре, на лестничной площадке и др.

2.1.22.Для механизированной уборки в спортивном зале должно предусматриваться не менее двух штепсельных розеток в двух противоположных углах зала. На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки.

2.1.23.В крытых спортсооружениях должно быть оборудовано аварийное освещение, обеспечивающее освещённость не менее 0,5лк на полу по линии основных проходов и ступеней лестниц. При этом сеть аварийного освещения должна быть либо раздельной, либо с автоматическим переключением при аварийной ситуации на источники питания аварийного освещения.

2.1.24.Вентиляция крытых спортивных сооружений должна осуществляться сквозным способом проветривания зала через окна и фрамуги, а также с помощью специальных вентиляционных приточно-вытяжных устройств. При этом они должны быть исправны, подвергаться планово-предупредительному ремонту, периодическому техническому и санитарно-гигиеническому испытанию.

2.1.25.Температура воздуха в помещениях учебных заведений должна быть:

ü в спортивных залах – +15 – +18° С;

ü в раздевальных при спортивных залах – +19 – +23° С;

ü в душевых – не ниже +25° С.

2.1.26.Кратность воздухообмена должна быть в соответствии со СНиП "Общественные здания и сооружения":

ü в спортивных залах – 80куб.м./час на 1 чел. (приток, вытяжка).

2.1.27.Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений (групп помещений): спортивных залов, плавательного бассейна, тира, санитарных узлов.

2.1.28.Уроки физической культуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах путём открытия окон с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5°С и скорости движения наружного воздуха не более 2 м/сек или фрамуг при более низкой температуре воздуха и большей скорости движения воздуха. Сквозное проветривание спортивного зала при температуре наружного воздуха ниже —10° С и скорости движения воздуха более 7м/сек, проводится в отсутствие учащихся.

2.1.29.Раздевальные для учащихся должны иметь не менее 0,18 м2 площади на место.

2.1.30.В раздевальных для девочек и мальчиков при спортивных залах необходимо предусматривать кроме душевых и туалетов, помещение с установкой 3-4 умывальников.

2.1.31.Шкафы в раздевальных устанавливаются в один ярус. Ширина проходов между скамьями ишкафами должна быть не менее 1,0м. В проходах нельзя устанавливать зеркала, предметы оборудования, загромождать их инвентарём.

2.1.32.Душевые кабины должны быть оборудованы индивидуальными смесителями холодной и горячей воды с арматурой управления, расположенной у входа в кабину, деревянными решётками для пола, а также полочками для принадлежностей.

2.1.33.Размеры открытых душевых кабин в осях перегородок должны быть не менее 0,9х0,9м.

2.1.34.Между фронтоном душевых кабин и противоположной стеной должно быть расстояние не менее 1,3м, а между фронтоном противоположных рядов душевых кабин – не менее 1,5м.

2.1.35.Кратность обмена воздуха в раздевальных – 1,5, а в душевых – 5,0м /час.

2.1.36.В помещении основных спортивных сооружений на видном месте должен быть вывешен план эвакуации занимающихся на случай пожара или стихийного бедствия. В данном плане эвакуации должно быть предусмотрено спасение учащихся с территории всех помещений и мест проведения занятий по физическому воспитанию, в том числе из всех вспомогательных помещений.

2.1.37.Расстояние до дверей, ведущих к эвакуационному выходу от самой дальней точки в спортзале не должно превышать 27м. Двери, предназначенные для эвакуации, должны открываться в сторону выхода из помещения. В спортивном зале должно быть не менее двух дверей.

2.1.38.Двери эвакуационных выходов в спортивных залах допускается запирать только изнутри, с помощью легко открывающихся запоров, задвижек или крючков. Категорически запрещается забивать наглухо или загромождать двери запасных выходов из спортивного зала.

2.1.39.Оснащение крытых спортивных сооружений общеобразовательных учебных заведений специальным противопожарным оборудованием производится на основании действующих правил противопожарной безопасности. Использование пожарного инвентаря и оборудования для хозяйственных нужд, не связанных с пожаротушением категорически запрещается.

Требования к открытым спортивным сооружениям

2.2.1.Территория земельного участка общеобразовательного учреждения должна быть планировочно выделена. При планировке территории необходимо обеспечить безопасность пребывания учащихся на физкультурно-спортивных и игровых площадках.

2.2.2.На территории участка выделяются различные функциональные зоны с учётом особенностей учебно-воспитательного процесса, с обязательным выделением физкультурно-спортивной, отдыха и хозяйственной зон в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, заданием на проектирование.

2.2.3.Физкультурно-спортивные площадки, предназначенные для спортивных игр, рекомендуется ориентировать продольными осями в направлении север-юг. Остальные площадки допускается ориентировать произвольно.

2.2.4.Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. Не допускается её размещение со стороны окон учебных помещений.

При наличии футбольного поля круговая беговая дорожка устраивается вокруг него. Прямая дорожка, как правило, вписывается в круговую.

Оборудование и покрытие физкультурно-спортивных площадок должно быть в соответствии с "Рекомендациями по оборудованию и благоустройству пришкольных участков", ЦНИИЭП учебных зданий, г. Москва, 1989 г.

Физкультурно-спортивные и игровые площадки должны быть ограждены полосой зелёных насаждений или другим видом ограждения по периметру высотой 0,5-0,8м. Допускается в качестве ограждения использовать кустарник с неядовитыми и не колючими плодами.

С целью предупреждения травм различные неровности, выбоины на спортивных площадках следует систематически засыпать и выравнивать. Занятия на мокрых площадках запрещаются. Дети должны быть обучены правильному пользованию спортивным инвентарём и оборудованием.

2.2.5.Для учащихся начальной школы должна быть выделена отдельная зона отдыха с площадками, предназначенными для подвижных игр.

2.2.6.Игровые площадки, располагающиеся у здания школы, следует засевать невысокой, трудно вытаптываемой травой (смесь клевера, тимофеевки, райграса, лугового мятлика, подорожника и др.).

2.2.7.Оборудование игровых, физкультурно-спортивных площадок должно соответствовать возрасту учащихся.

Конструкции оборудования и отдельных сооружений должны быть надёжно закреплены; изготавливаться из разрешённых Министерством здравоохранения материалов; не должны иметь острых углов и выступающих деталей; поверхность деревянных конструкций должна быть гладкой и хорошо отшлифованной.

2.2.8.Спортивные площадки должны быть установленных размеров в соответствии с общепринятыми стандартами (см. приложение № 3).

2.2.9.Площадки нельзя ограждать канавками, устраивать деревянные или кирпичные бровки. Не менее чем на 2 м вокруг площадки не должно быть деревьев, столбов, заборов и других предметов, могущих причинить травму.

2.2.10.Беговые дорожки должны быть специально оборудованы, не иметь бугров, ям, скользкого грунта, с продолжением не менее чем на 15м за финишную отметку.

2.2.11.Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым на глубину 20-40 см песком. Песок должен быть просеян без посторонних предметов.

2.2.12.Места, предназначенные для метаний гранаты и мяча, располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест (тротуаров, дорог, площадок и т.д.). Длина секторов для приземления снарядов должна быть не менее 60м.

2.2.13.Место проведения занятий по лыжной подготовке - профиль склонов, рельеф местности, дистанция и условия проведения должны тщательно выбираться и строго соответствовать возрастным особенностям и физической подготовленности занимающихся.

2.2.14.Учебная площадка для начального обучения катанию на лыжах должна быть защищена от ветра. Иметь уклон не более 4°, а размеры её зависят от количества занимающихся, интервал между двигающимися лыжниками должен быть не менее 10 м.

2.2.15.Учебно-тренировочный склон должен иметь уплотнённый снег без каких-либо скрытых препятствий, способных привести к травматизму.

2.2.16.Площадки для катков в учебных заведениях должны быть ровными и толщина льда составлять не менее 15см, а уклон не более 10 мм/м. Толщина льда на естественных водоёмах, оборудованных под каток для обучения катанию на коньках, должна быть не менее 25см.

2.2.17.Катки и конькобежные дорожки должны иметь ровную без трещин и выбоин поверхность. Все возникающие повреждения поверхности льда немедленно исправляются или ограждаются. Катки и конькобежные дорожки должны иметь площадь не менее 8 м2 на одного учащегося.

2.2.18.В вечернее время освещение территории открытых спортивных площадок общеобразовательного учреждения обязательно и должно обеспечиваться исходя из нормы освещённости в 20-40 лк на поверхности земли.

 

Требования к спортивному инвентарю и оборудованию

2.3.1. Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в местах проведения занятий физкультурой и спортом, должны находиться в полной исправности и надёжно закреплены. Надёжность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном журнале (акте) (см. приложение № 4). Основные размеры и методы испытания гимнастических снарядов приведены в приложении № 5.

2.3.2. Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления (гайки, винты) должны быть надёжно завинчены.

2.3.3. Жерди брусьев каждый раз перед началом учебного года должны ремонтироваться по всей длине. При обнаружении трещины, их необходимо заменить.

2.3.4. Гриф перекладины перед выполнением упражнений и после их окончания необходимо протирать сухой ветошью и зачищать шкуркой.

2.3.5. Пластины для крепления крюков растяжек должны быть плотно привинчены к полу и заделаны заподлицо.

Бревно гимнастическое не должно иметь трещин и заусениц на брусе, заметного искривления.

2.3.6. Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса. При выдвижении ноги козла должны свободно устанавливаться и прочно закрепляться в заданном положении.

2.3.7. Гимнастические маты должны вплотную укладываться вокруг гимнастического снаряда, обеспечивая площадь соскока или предполагаемого срыва и падения.

2.3.8. Мостик гимнастический должен быть подбит резиной, чтобы исключить скольжение при отталкивании.

2.3.9. Мячи набивные используются по номерам строго в соответствии с возрастом и физической подготовленностью учащихся.

2.3.10. Вес спортивных снарядов для метания должен соответствовать возрасту и полу согласно правилам соревнований.

2.3.11. Размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг каждого гимнастического снаряда (см. приложение № 6).

2.3.12. Лыжный инвентарь должен быть подобран в соответствии с ростом учащихся и подогнан индивидуально:

• палки должны быть лёгкими, прочными и удобными, иметь петли для хвата руками, остриё для упора и ограничительное кольцо;

• поверхность лыж не должна иметь перекосов и боковых искривлений, трещин, заусениц и сколов, скользящая поверхность должна быть просмолена и смазана специальной мазью в соответствии с погодными условиями.


III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

3.1.Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях всех типов должен обеспечивать сохранение здоровья учащихся, поддержание работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года, необходимую двигательную активность, развитие индивидуальных способностей, отдых по интересам.

3.2.Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Желательно при уборке помещений использовать пылесосы. Влажная уборка помещений проводится при открытых окнах и фрамугах.

Спортивный зал после каждого урока проветривается, полы, оборудование протираются увлажнённой ветошью. Тщательная влажная уборка спортивного зала проводится не менее 2-х раз в день. Маты необходимо выколачивать на открытом воздухе не реже одного раза в неделю.

3.3.Учащиеся допускаются в спортивный зал только в спортивной одежде и обуви.

3.4.Ежемесячно и по эпидпоказаниям должна проводиться генеральная уборка всех помещений общеобразовательного учреждения: мытьё полов, осветительной арматуры, дверей, стен с применением разрешённых Министерством здравоохранения моющих дезинфицирующих средств.

Жалюзийные решётки вытяжных вентиляционных систем, должны быть открыты и прикрываться при резком перепаде температур воздуха в помещениях и снаружи, систематически очищаться от пыли.

Оконные проёмы должны мыться с очисткой стёкол с наружной стороны 3-4 раза в году, с внутренней стороны - ежемесячно.

3.5.Запрещается привлекать учащихся к уборке санузлов и умывальных комнат, уборке и вывозу отбросов и нечистот, обработке чаши бассейна, мытью стёкол и осветительной арматуры; детей младше 14 лет - к мытью полов.

3.6.Категорически запрещается проведение текущего и капитального ремонта при функционировании общеобразовательного учреждения.

3.7.Уборка участка должна проводиться ежедневно: утром за 1-2 часа до прихода учащихся и по мере загрязнения. Мусор и смет должны немедленно убираться в мусоросборники.

3.8.В тёплое время года при сухой и жаркой погоде поливка участка должна проводиться не менее 2-х раз в день и предшествовать уборке.

В зимнее время игровые площадки должны расчищаться от снега.

3.9.Учителя начальных классов, преподаватели физического воспитания, классные руководители, воспитатели должны владеть информацией о состоянии здоровья учащихся, знать медицинскую группу по физкультуре, учитывать рекомендации врача при организации учебно-воспитательного процесса.

3.10.Допускается объединение 2-х уроков физкультуры при выполнении программы по лыжной подготовке.

При проведении объединённых уроков должны чередоваться теоретическая и практическая части. Сокращение продолжительности перерывов между учебными уроками недопустимо.

3.11.В середине каждого урока (кроме физкультуры, ритмики) должны проводиться физкультурные паузы, физкультминутки, комплексы упражнений по профилактике утомления органа зрения.

3.12.Физическое воспитание проводится в соответствии с действующими программами по физической культуре для учащихся I—IV (подготовительного - III) классов, V-XI (XII) классов, согласованными с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

3.13.Занятия физической культурой необходимо проводить в благоприятных условиях окружающей среды.

Допускается проведение занятий по физической культуре на открытом воздухе при температуре не ниже - 15° С и скорости движения воздуха до 5 м/сек.

3.14.Распределение учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры) должно проводиться на основании состояния здоровья детей до начала учебного года.

Учащиеся не прошедшие медосмотр, к занятиям по физической культуре не допускаются.

3.15.Занятия с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к подготовительной группе, проводятся вместе с основной группой с уменьшенной физической нагрузкой согласно рекомендации врача.

3.16.Занятия спецмедгрупп по физической культуре должны проводиться отдельно от уроков по физической культуре. Наполняемость спецмедгруппы должна быть 8-12 учащихся.

3.17.Занятия с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к группе лечебной физкультуры (ЛФК), должны проводиться медработниками прошедшими специальную подготовку, в оборудованных для этих целей залах поликлиник.

3.18.К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача, к туристским походам - с разрешения медработника общеобразовательного учреждения.

3.19.Медицинский работник совместно с администрацией общеобразовательного учреждения систематически, не реже 1 раза в месяц, осуществляет контроль за организацией и проведением всех форм физического воспитания учащихся.

При правильной организации урока физкультуры частота пульса у учащихся после подготовительной части может увеличиваться на 40 - 60% от исходного, в основной части – на 70 - 90%, после заключительной части - на 10 - 15% и восстанавливаться до исходного уровня через 3 - 5 минут после окончания урока.

3.20.Не допускается проведение уроков физической культуры в одном классе в течение трёх дней подряд, а при объединении 2-х уроков – в течение двух дней подряд.

3.21.В общеобразовательных школах (школах-интернатах), лицеях, гимназиях домашние задания должны задаваться учащимся с учётом возможности и реальности их выполнения.

Домашние задания по физкультуре не задаются учащимся подготовительных классов, учащимся начальной школы - на выходные дни, всем учащимся - на каникулярный период.

Объём выполнения домашних заданий для учащихся средних и старших классов по физической культуре не должен превышать 30 мин.

3.22.Гигиеническое обучение и воспитание учащихся должно осуществляться на уроках в виде обязательной учебной работы, предусмотренной программами (уроках родного языка, ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека, человек и мир, на уроках физической культуры и труда и др.) и во внеклассной деятельности.

3.23.Основной формой гигиенического обучения и воспитания учащихся являются занятия по специальным курсам, на которых:

• с учащимися I-IV (подготовительного-Ш) классов, в доступной форме изучаются основы и осваиваются навыки рационального режима дня и питания, личной и общественной гигиены, охраны зрения и слуха, физической культуры, организации рабочего места ученика, профилактики инфекционных болезней, предупреждение формирования вредных привычек, несчастных случаев и т.д.;

• профилактика стресса, инфекционных заболеваний, СПИДа, нравственно-половое воспитание и др.).

3.24.Работа по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся проводится педагогами и медицинским персоналом общеобразовательного учреждения с привлечением специалистов Центров здоровья, территориальных учреждений госсаннадзора и лечебно-профилактических учреждений.

3.25.Педагогический персонал обязан требовать от учащихся выполнения установленного санитарно-противоэпидемического режима, поддержания чистоты помещений и участка, своевременного проветривания учебных помещений, опрятности одежды и обуви, регулярного мытья рук, а также правильной посадки за партами (столами).

3.26.Вопросы состояния здоровья учащихся, обеспечения санитарно-эпидемического благополучия в учреждении должны постоянно контролироваться администрацией и медицинским персоналом общеобразовательного учреждения, систематически рассматриваться на заседаниях педагогических советов.


IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

 

4.1. По разделу "Гимнастика":

 

4.1.1.Не допускается проведение уроков физической культуры в одном классе при объединении 2-х уроков в течение двух дней подряд.

4.1.2.Гимнастический зал должен быть подготовлен к уроку согласно задачам, вытекающим из требований учебной программы.

4.1.3.При занятиях в гимнастическом зале на снарядах необходимо использовать для рук магнезию или канифоль, которые хранятся в специальных укладках или ящиках с крышками, исключающих распыление.

4.1.4.При разучивании и выполнении наиболее сложных гимнастических упражнений на снарядах необходимо применять следующие методы и способы страховки в зависимости от упражнения:

 

"Размахивание в упоре"

Разучивается на низких брусьях. При размахивании в упоре на предплечьях надо одной рукой держать ученика за руку у плеча (обязательно спереди), а другой, подводя снизу под жердью, подталкивать по ходу маха вперёд под спину, не забывая своевременно убирать руку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.112 с.)