ТОП 10:

Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления.



Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления.

Организационная структура государственного управления концентрирует в себе многообразные возможности государства и представляет собой определенный состав, организацию и упо-рядоченные взаимосвязи и взаимозависимости его системообра-зующих элементов. Она обусловлена общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержа-нием государственного управления в обществе и обеспечивает формирование и реализацию управленческого воздействия госу-дарства на протекающие в обществе процессы.

Организационная структура государственного управления отражает соподчинение системообразующих элементов и их взаимосвязи как по вертикали, так и по горизонтали. В сово-купности они образуют единую целостную, качественно новую систему, которую нельзя свести к простой арифметической сумме составляющих ее элементов. Их совокупность, взаимосвязи и взаи-модействие придают этой системе новую качественную определен-ность, обеспечивают ее устойчивость. Наличие системообразующих элементов, устойчивые связи между ними – это ничто иное, как структура системы.

Структура отражает строение системы государственного управления, его внутреннюю форму организации

Признаки организационной структуры государственного управления, правила ее формирования.

Основополагающими признаками организационной струк-туры государственного управления являются:

•наличие цели;

•наличие системообразующих элементов (органов государ-ственного управления);

•наличие внутреннего координирующего центра, обеспе

чивающего стабильность и равновесие организационной системы;

•саморегулирование, обеспечиваемое центром на основе имеющейся информации;

•обособленность (наличие границ, отделяющих организа-ционную структуру от внешней среды);

•организационная культура, основанная на нормах права и поведения.

Совокупность системообразующих элементов и упорядочен-ные связи между ними должны обеспечивать устойчивость органи-зационной структуры, возможность ее развития и эффективного функционирования.

Определяющим основанием организационной структуры го-сударственного управления является наличие субъекта и объекта управления.

К общим правилам формирования организационной структу-ры государственного управления следует отнести следующие:

•каждый объект должен иметь свой и желательно единст-венный (хотя существуют объекты двойного подчинения) субъект управления;

•за каждым субъектом закрепляются свои объекты управ-ления, объединяемые каким-либо существенным признаком (терри-ториальной принадлежностью, функциональным, отраслевым и др.);

•между субъектом и объектом управления должны уста-навливаться определенные отношения – взаимные обязанности, права, ответственность.

Отклонение от общих правил влечет за собой появление таких негативных тенденций в системе государственного управления, как параллелизм и дублирование, которые негативно влияют на его ка-чество и эффективность.43.Основные этапы реформирования организационной структуры государственного управления РБ

За период 1991-2001 гг. организационная структура государ-ственного управления как форма существования органов управле-ния, несколько раз претерпевала определенные изменения. Условно можно выделить четыре этапа ее реформирования: первый – 1991-1994 гг.; второй – 1994-1995 гг.; третий – 1996-2001 гг. и четвертый – 2001 г. до настоящего времени.

Первый этап был связан с провозглашением Республики Бе-ларусь суверенным и независимым государством, выходом респуб-лики из состава бывшего СССР и началом реформирования эконо-мики на основе рыночных отношений. Наиболее сложным моментом формирования организационной структуры управления на первом этапе рыночных преобразований было правильное понимание принципиальной разницы между рыночной экономикой и переход-ным периодом.

Второй этап реформирования системы органов государствен-ного управления был связан с введением в республике в 1994 году института президентства.

Началу третьего этапа положили уточнения и дополнения Конституции Республики Беларусь, связанные с необходимостью решения сложных задач политического, экономического и соци-ального характера. Изменение системы органов государственного управления на этом этапе осуществлялось в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О системе республиканских ор-ганов управления, подчиненных Правительству Республики Бела-русь» № 30, принятом от 11 января 1997 года. Была сформирована система республиканских органов управления, действовавшая до сентября 2001 года.

В соответствии с Программой социально-экономического раз-вития Республики Беларусь на 2001-2005 годы совершенствование системы управления народным хозяйством направлено на повыше-ние эффективности органов государственной власти на основе по-следовательных шагов, синхронизированных с процессами струк-турных преобразований при четко выработанных приоритетах. Для дальнейшего совершенствования системы органов госу-дарственного управления предусматривается:

•разработка и реализация социально-экономической поли-тики, ориентированной на устойчивое повышение эффективности экономики, рост ее конкурентоспособности;

•создание системы координации деятельности органов управления, обеспечивающей сбалансированное развитие народно-хозяйственного комплекса в целом;

•повышение качественного уровня и роли системы госу-дарственного прогнозирования и программирования;

•оптимизация организационных структур управления на основе исключения излишних звеньев, параллелизма в работе, а также уменьшения документооборота;

•проведение системной кадровой политики, создание эф-фективной системы подготовки и переподготовки управленческих кадров

Институт законодательной власти: сущность, порядок формирования, полномочия, руководящие органы.

Законодательная власть является ветвью государственной вла-сти, деятельность которой связана с принятием законов и других правовых актов. В современных демократических государствах важнейшим государственным институтом, обладающим законода-тельной властью, является парламент, который наделяется опреде-ленными полномочиями, предопределяемыми формой государст-венного устройства и правления.

Родиной современного парламента является Англия

(ХVIII век). В России первым учреждением парламентского типа явилась Государственная дума (1905 год).

Парламент – это высший выборный государственный зако-нодательный орган власти, осуществляющий представитель-ство населения. Его легитимность обеспечивается общенародным избранием.

Парламент выступает одним из главных центров выработки государственной политики, которая находит свое отражение в при-нимаемых им законах.

К общим функциям парламента относятся:

• принятие законов государства – законодательная функция;

• выражение общественных интересов – представительная функция;

• контрольная функция, означающая контроль над исполне-нием законов органами государственной власти.

Парламент может иметь различную структуру – иметь одну, две или даже три палаты. Именно от структуры парламента зависит порядок его формирования. В большинстве стран парламент имеет две палаты – верхнюю, члены которой либо избираются и назна-чаются, и нижнюю, члены которой только избираются.

Профессиональную деятельность палат парламента обеспечи-вает аппарат парламента, который выполняет научно-аналитическую, организационную и техническую работу.

 

Органы государственного управления внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью (МИД РБ).

Министерство иностранных дел – это централизованный ап-парат государственного управления, непосредственно и повседневно осуществляющий дипломатическую деятельность данного государст-ва, непосредственно организующий и координирующий внешние от-ношения государства.

Основная задача министерства – проведение политики госу-дарства и правительства в отношениях с послами, представителями иностранных государств, которые либо аккредитуются в стране, либо прибывают в нее по какому-либо официальному поводу. МИД осу-ществляет постоянный контакт со средствами массовой информации, руководит изданием официальных документов по вопросам внешней политики.

Основные задачи министерства:

• практическая реализация внешней политики Республики Бе-ларусь;

• общая координация и планирование внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь;

• обеспечение прав и интересов Республики Беларусь в меж-дународных отношениях;

• координация деятельности республиканских органов госу-дарственного управления по обеспечению единой политики Респуб-лики Беларусь в отношениях с иностранными государствами, между-народными организациями и межгосударственными образованиями;

• разработка предложений по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь и реализа-ция соответствующих решений Президента и Правительства Респуб-лики Беларусь;

• сбор, анализ и внесение высшим государственным органам Республики Беларусь информации по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности;

В соответствии с возложенными задачами, министерство вы-полняет следующие функции:

• изучает международное положение, внутреннюю и внешнюю политику иностранных государств, деятельность международных ор-ганизаций и движений, анализирует развитие отношений Республики Беларусь с иностранными государствами и степень эффективности ее участия в работе международных организаций и вносит предложения Президенту и Правительству по определению приоритетов внеш-неполитической и внешнеэкономической деятельности;

• координирует сотрудничество государственных органов Рес-публики Беларусь с соответствующими органами иностранных госу-дарств, международных организаций и межгосударственных образо-ваний;

• руководит деятельностью представителей Республики Бела-русь в органах Союзного государства, Евразийского экономического сообщества и Содружества Независимых Государств;

• ведет подготовку и участвует в осуществлении визитов государственных и правительственных делегаций Республики Бела-русь за рубеж, а также государственных и правительственных делегаций иностранных государств в Республику Беларусь, координирует и контролирует выполнение договоренностей по результатам этих визитов;

• ведет переговоры с представителями иностранных госу-дарств, международных организаций и межгосударственных образова-ний, участвует в работе международных форумов;

• координирует и контролирует процесс заключения междуна-родных договоров, дает заключения по их проектам о соответствии международным обязательствам Республики Беларусь;

МИД возглавляет Министр, назначаемый на должность и осво-бождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Органы государственного управления национальной безопасностью (КГБ, ГПК, ГТК РБ).

В структуру системы государственных органов, обеспечивающих охрану государственной безопасности, таможенную политику входят: Комитет государственной безопасности, Государственный таможенный комитет, Государственный комитет по авиации, Государственный ко-митет пограничных войск.

Основные направления деятельности Комитета Государст-венной Безопасности:

• разведывательная работа в целях обеспечения государст-венной безопасности Республики Беларусь;

• контрразведывательная работа по защите республики от разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств и иностранных организаций;

• обеспечение высших органов государственной власти ин-формацией, необходимой для решения задач, связанных с госбезо-пасностью, оборонным строительством и НТП, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью;

• борьба с терроризмом и организованной преступностью, коррупцией, контрабандой;

• обеспечение сохранности государственных секретов;

Основные задачи Государственного Таможенного Комитета:

• выработка и реализация государственной таможенной поли-тики;

• защита белорусского товарного рынка;

• стимулирование развития национальной экономики;

• поощрение импортозамещающего производства;

• привлечение иностранных инвестиций;

• решение задач торговой политики;

• направление, координация и контроль деятельности всех таможенных органов республики.

Государственный пограничный комитет – республиканский орган государственного управления, проводящий государственную пограничную политику, обеспечивающий пограничную безопасность, осуществляющий регулирование и управление в этой сфере, координирующий деятельность государственных органов и иных организаций в области проведения государственной пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности.

Министерство экономики – центральное звено управления экономической сферой.

Ведущим звеном в системе республиканских экономических ор-ганов является Министерство экономики Республики Беларусь, которое является республиканским органом государственного управ-ления, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь и осу-ществляющим разработку и реализацию экономической политики го-сударства.

Основными направлениями деятельности Министерства эко-номики являются:

• разработка государственной экономической политики, общей стратегии и главных направлений социально-экономических преобразований в республике на основе глубоких и комплексных на-учных исследований, изучения и использования мирового опыта, ук-репления государственности в целях создания высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики;

• разработка методов и средств достижения макроэкономиче-ской стабилизации, создания условий для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения на основе сочетания рыночной экономики с механизмами государственного регулирования;

• подготовка и корректировка научно обоснованных концеп-ций, государственных программ и прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную перспективу и на текущий период в целом по республике, по секторам экономики, отраслям и админист-ративно-территориальным образованиям;

Министерство экономики играет определяющую роль в раз-витии экономической политики республики и ответственно на ее реализацию.

Стержневым направлением деятельности Министерства эко-номики является разработка концепций, прогнозов, программ, отражающих основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на долго-, средне- и краткосрочную перспективу.

Важнейшее место в работе министерства отводится вопросам координации и увязки с общими проблемами развития экономики, бюджетно-финансовой, амортизационной, налоговой, денежно-кредитной, валютной, внешнеэкономической, социальной и инно-вационной политиками

 

Научные подходы и научное обеспечение решения стоящих перед министерством задач осуществляет Научно-исследовательский экономический институт Минэкономики (НИЭИ). Министерство тесно сотрудничает с отраслевыми НИИ, ВУЗами республики, На-циональной академией наук Беларуси.

Понятие, сущность и научные подходы к построению и функционированию организационной структуры государственного управления.

Организационная структура государственного управления концентрирует в себе многообразные возможности государства и представляет собой определенный состав, организацию и упо-рядоченные взаимосвязи и взаимозависимости его системообра-зующих элементов. Она обусловлена общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержа-нием государственного управления в обществе и обеспечивает формирование и реализацию управленческого воздействия госу-дарства на протекающие в обществе процессы.

Организационная структура государственного управления отражает соподчинение системообразующих элементов и их взаимосвязи как по вертикали, так и по горизонтали. В сово-купности они образуют единую целостную, качественно новую систему, которую нельзя свести к простой арифметической сумме составляющих ее элементов. Их совокупность, взаимосвязи и взаи-модействие придают этой системе новую качественную определен-ность, обеспечивают ее устойчивость. Наличие системообразующих элементов, устойчивые связи между ними – это ничто иное, как структура системы.

Структура отражает строение системы государственного управления, его внутреннюю форму организации







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.168.57 (0.01 с.)