Структура общественного сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура общественного сознания



n Верхний уровень - Мнение – не устойчивая структура, склонная к изменениям

n Средний (основной) уровень – Парадигма – устойчивое основание.

n Основной уровень является аналогом картины мира у отдельного человека. Этот термин характеризует установившуюся систему понятий, взглядов, мировоззрения общества в целом

n Глубинный уровень – можно сравнить с коллективным бессознательным, генетической памятью народа (отражает мораль, идеалы, ценности)

n Данный уровень находит свое выражение в морали, идеалах, целях, ценностях, понятиях добра и зла, а также в духовных традициях народов. Он очень устойчив и при изменении парадигмы меняется незначительно.

Особенности общественного сознания.
Разум и вера
.

n В сознании и на индивидуальном, и на коллективном уровнях обязательно присутствуют 2 основы:

 

n А) разум, то что может быть доказано логическим, рациональным путем

 

n Б) вера, то что основано на иррациональном, на доверии и принимается человеком без доказательства (во - первых, на веру человек принимает часть знаний о мире; во-вторых, но это уже аспект религиозный, вера связана с существованием духовного мира, Бога, духовных ценностей )

n По отношению к способности хранения в общественной памяти исторических событий прошлого как определенный срез и феномен общественного сознания выступает сознание историческое.

n

Историческое сознание

n Это период, доступный непосредственному восприятию общества в целом, за который человек, вышедший из школьного возраста, вступает в пенсионный. То, что лежит за его пределами, уходит за горизонт.

n Для общества временной лаг, отделяющий «историческое» прошлое от «настоящего» составляет примерно 40 лет.

n В нормальных условиях устойчивого развития человек воспринимает себя как составную часть исторического процесса, как фрагмент истории своего народа или человечества в целом.

 

n В переходные периоды люди часто обращаются к своей истории, чтобы получить ответы на возникающие сегодня перед ними задачи из прошлого, от своих предков. Но здесь подстерегает опасность манипулирования сознанием.

n И. В. Гете:

n «Не трогайте далекой старины. Нам не сломить ее семи печатей. И то, что духом времени зовут, есть дух профессоров и их понятий, Который эти господа некстати за истинную древность выдают. Как представляем мы порядок древний? Как рухлядью заваленный, чулан. А некоторые еще плачевней - как кукольника старый балаган. По мнению некоторых, наши предки не люди были, а марионетки».

n Основой единства общественного сознания является историческое сознание, историческое прошлое. Поскольку в общественном сознании относительное настоящее, современное отделено от исторического прошлого временным лагом в 40 лет, выходя за этот временной период возможно постепенно изменять общественное сознание людей как в сторону истины, добра, вечных ценностей, так и в противоположную сторону.

Пример изменения общественного сознания, а следовательно, и изменение поведения, по направлению к истине, высших ценностей через влияние на историческую составляющую сознания, мы видим в истории Израиля времен Моисея.

n Противоположный пример отхода от истины путем стирания, лживого изменения исторической памяти, мы видим в современной истории нашего общества.

 

n Религия (православная вера) оказывается под запретом на долгое время (1917- конец 80-х), но ценности веры передаются через культуру. Поэтому ценности любви, верности, патриотизма, трудолюбия были сохранены в общественном сознании в советское время.

n В «лихие девяностые», на общество обрушивается шквал новой информации, которая пронизана ложью, грязью, ценностями других верований. Ценности православия не поддерживаются ни через воспитание и образование, ни через культуру, а подменяются на противоположные.

n Материальное становится главным, причем достигать его можно любыми путями, только не честным трудом, смысл жизни - потреблять и получать удовольствия, нужно попробовать все, в моде физическая сила, криминалитет и красивая жизнь в ночных клубах со всеми вытекающими последствиями.

 

 

Орудия информационной войны:

 

n Рациональные и иррациональные

1. Использование авторитета науки и ученых (эксперимент Милграма)

2. Метод большой лжи - «Говорите много правды, гораздо больше, чем от вас ожидают, никогда не говорите всю правду»

3. Изменение истории (изменение фактов, очернение идеалов, значимых исторических личностей, лидеров)

4. Воздействие на мышление через символы (изменение смысла слов. В старые символы вкладывается новое содержание)

Эксперимент Милграма
ОПЫТ НА ПОДЧИНЕНИЕ

n Эксперименты Милграма (1965, 1974), целью которых было определить, что будет, если авторитетные приказания разойдутся с призывами совести

 

n Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

n

n По мнению Милграма, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена: «это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета».

n «Если главнокомандующий прикажет подполковнику пройти в угол и встать там на голову, я на месте подполковника именно так и сделаю».
Оливер Норт, 1987

n



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.005 с.)