Структура общественного сознания



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура общественного сознания



n Верхний уровень - Мнение – не устойчивая структура, склонная к изменениям

n Средний (основной) уровень – Парадигма – устойчивое основание.

n Основной уровень является аналогом картины мира у отдельного человека. Этот термин характеризует установившуюся систему понятий, взглядов, мировоззрения общества в целом

n Глубинный уровень – можно сравнить с коллективным бессознательным, генетической памятью народа (отражает мораль, идеалы, ценности)

n Данный уровень находит свое выражение в морали, идеалах, целях, ценностях, понятиях добра и зла, а также в духовных традициях народов. Он очень устойчив и при изменении парадигмы меняется незначительно.

Особенности общественного сознания.
Разум и вера
.

n В сознании и на индивидуальном, и на коллективном уровнях обязательно присутствуют 2 основы:

 

n А) разум,то что может быть доказано логическим, рациональным путем

 

n Б) вера,то что основано на иррациональном, на доверии и принимается человеком без доказательства (во - первых, на веру человек принимает часть знаний о мире; во-вторых, но это уже аспект религиозный, вера связана с существованием духовного мира, Бога, духовных ценностей)

n По отношению к способности хранения в общественной памяти исторических событий прошлого как определенный срез и феномен общественного сознания выступаетсознание историческое.

n

Историческое сознание

n Это период, доступный непосредственному восприятию общества в целом, за который человек, вышедший из школьного возраста, вступает в пенсионный. То, что лежит за его пределами, уходит за горизонт.

n Для общества временной лаг, отделяющий «историческое» прошлое от «настоящего» составляет примерно 40 лет.

n В нормальных условиях устойчивого развития человек воспринимает себя как составную часть исторического процесса, как фрагмент истории своего народа или человечества в целом.

 

n В переходные периоды люди часто обращаются к своей истории, чтобы получить ответы на возникающие сегодня перед ними задачи из прошлого, от своих предков. Но здесь подстерегает опасность манипулирования сознанием.

n И. В. Гете:

n «Не трогайте далекой старины. Нам не сломить ее семи печатей. И то, что духом времени зовут, есть дух профессоров и их понятий, Который эти господа некстати за истинную древность выдают. Как представляем мы порядок древний? Как рухлядью заваленный, чулан. А некоторые еще плачевней - как кукольника старый балаган. По мнению некоторых, наши предки не люди были, а марионетки».

n Основой единства общественного сознания является историческое сознание, историческое прошлое. Поскольку в общественном сознании относительное настоящее, современное отделено от исторического прошлого временным лагом в 40 лет, выходя за этот временной период возможно постепенно изменять общественное сознание людей как в сторону истины, добра, вечных ценностей, так и в противоположную сторону.

Пример изменения общественного сознания, а следовательно, и изменение поведения, по направлению к истине, высших ценностей через влияние на историческую составляющую сознания, мы видим в истории Израиля времен Моисея.

n Противоположный пример отхода от истины путем стирания, лживого изменения исторической памяти, мы видим в современной истории нашего общества.

 

n Религия (православная вера) оказывается под запретом на долгое время (1917- конец 80-х), но ценности веры передаются через культуру. Поэтому ценности любви, верности, патриотизма, трудолюбия были сохранены в общественном сознании в советское время.

n В «лихие девяностые», на общество обрушивается шквал новойинформации, которая пронизана ложью, грязью, ценностями других верований. Ценности православия не поддерживаются ни через воспитание и образование, ни через культуру, а подменяются на противоположные.

n Материальное становится главным, причем достигать его можно любыми путями, только не честным трудом, смысл жизни - потреблять и получать удовольствия, нужно попробовать все, в моде физическая сила, криминалитет и красивая жизнь в ночных клубах со всеми вытекающими последствиями.

 

 

Орудия информационной войны:

 

n Рациональные и иррациональные

1. Использование авторитета науки и ученых (эксперимент Милграма)

2. Метод большой лжи - «Говорите много правды, гораздо больше, чем от вас ожидают, никогда не говорите всю правду»

3. Изменение истории ( изменение фактов, очернение идеалов, значимых исторических личностей, лидеров)

4. Воздействие на мышление через символы (изменение смысла слов. В старые символы вкладывается новое содержание)

Эксперимент Милграма
ОПЫТ НА ПОДЧИНЕНИЕ

n Эксперименты Милграма(1965, 1974), целью которых было определить, что будет, если авторитетные приказания разойдутся с призывами совести

 

n Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

n

n По мнению Милграма, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена: «это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета».

n «Если главнокомандующий прикажет подполковнику пройти в угол и встать там на голову, я на месте подполковника именно так и сделаю».
Оливер Норт, 1987

n



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.011 с.)