ТОП 10:

Квинтилиан. О воспитании оратора.



Квинтилиан – римский ритор, автор учебника ораторского искусства «Воспитание оратора».

 

Книга 1.

Глава 1.

Как только родится сын, отец должен с того же самого времени возложить на него самые лучшие надежды. Это сделает его более заботливым с самого начала. Ведь мы несправедливо жалуемся, будто бы природа весьма немногим людям дала способность к наукам и будто бы большинство, по своему тупоумию, напрасно тратит труд и время. Напротив, мы найдем немалое число людей восприимчивых и способных к учению. Это заключается в природе человека: как от природы дано птицам летать, коням бегать, диким зверям быть свирепыми, так нам достались в особенный удел разум и понятливость; это заставляет думать, что наша душа небесного происхождения…. Доказательством этого служит то, что дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами, исчезают; следовательно, не природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной. Я согласен, что один имеет более ума, чем другой; это доказывает только, что один может сделать больше другого, однако не найдешь никого, кто бы не достиг чего-нибудь прилежанием.…

И я также принимаю во внимание возраст: не хочу, чтобы ребенка принуждали к учению, не требую от него полного прилежания. Советую еще всего более остерегаться, чтобы ребенок не возненавидел учения, которое полюбить еще не имел времени, и чтобы, испытав однажды горечь, не страшился ее и в зрелом возрасте. Учение должно быть для него забавою; надо поощрять его то просьбами, то похвалами, доводить его до того, чтобы он радовался, когда что-нибудь , выучит, и завидовал, когда станут учить другого, если сам вздумает полениться; чтобы соперничал в успехах со своими сверстниками и часто считал себя победителем; для этого не лишни и награды, которые для этого возраста бывают заманчивы.

Глава 2.

Также не всякое чтение и не всегда требует помощи наставника. А без чтения как приобрести сведения о многих писателях? Итак, для назначения занятий на целый день требуется немного времени, и потому преподаваемое одному ученику может относиться и к другим, в каком бы числе они ни были. Есть еще предметы, которые должны предлагаться всем вместе. Я не говорю о задачах для сочинений и декламациях учителей риторики; как известно, это делается для одного таким же порядком, как и для большего количества учеников. Голос учителя не уменьшается, как обед, от числа участвующих, но действует на каждого, как солнце с одинаковым светом и теплотою. Когда учитель грамматической школы рассуждает о языке, разрешает недоумения, объясняет стихотворца или историка, он обучает всему этому, сколько бы ни было слушателей.

Но, возразят мне, при большом числе учеников не достанет времени пересмотреть и исправить упражнения каждого. Я не отрицаю этого неудобства; но в чём оно не встречается? Сравним только с ним и выгоды. Я и сам не советую посылать мальчика в такое училище, где не было бы за ним присмотра….всякий сколько-нибудь просвещенный наставник, заметив в ученике прилежание и способность, обратит на него внимание и для собственной своей чести. Впрочем, хотя бы и следовало осуждать многолюдные училища (с чем, однако, я не совсем согласен, если это многолюдство происходит от достоинств наставника), но из этого не следует, чтобы нужно было осуждать все вообще училища. Ведь одно дело - избегать и другое - выбирать….и сами учителя не могут говорить перед одним учеником с таким жаром и силою, какими бывает проникнута их речь в многолюдном собрании. Настоящим очагом красноречия служит душа; для нее нужно возбуждение, нужно, чтобы она наполнялась образами и сливалась, так сказать, с теми предметами, о которых говорим. И чем благороднее и возвышеннее душа, тем сильнее должны быть те двигатели, которые служат для ее возбуждения; поэтому похвала возвышает ее, борьба увеличивает ее силы, и она всегда стремится к великому. Мы чувствуем какое-то тайное отвращение к проявлению пред одним слушателем своего красноречия, которое приобретается такими большими трудами; даже стыдно бывает отступать тогда от обыкновенной речи. И в самом деле, представим себе человека, который пред одним учеником стал бы говорить со всеми ораторскими приемами, громким голосом, с особого рода жестами и произношением, одним словом, со всем напряжением душевных и телесных сил: не покажется ли он похожим на безумного? Конечно, не было бы между людьми красноречия, если бы всякий из них говорил один на один.

Вопросы и заданияк тексту.

1. С какого возраста Квинтилиан рекомендовал римлянам начинать процесс обучения детей?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2. Какие обучающие методики использовали римские педагоги? Перечислите сохранившиеся до наших дней методы, которые использовали в обучении древние римляне.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Почему Квинтилиан советует не пренебрегать обучением ребенка в коллективе?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как вы думаете, почему римляне столько внимания уделяли обучению в целом и ораторскому искусству в отдельности? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Соотнесите даты и события:

Событие Дата
Основание города Рима 510 г. до н.э.
Первые Олимпийские игры 754-753 г. до н.э.
Реформы Солона в Афинах 313 г.
Возникновение Римской республики 594 г. до н.э.
Греко-персидские войны 395 г.
Издание Миланского эдикта о веротерпимости 776 г. до н.э.
Разделение Римской империи на Восточную и Западную 500-449 гг. до н.э.
Ранняя Римская империя (принципат) 218-201 гг. до н.э.
2- я Пуническая война 27 г. до н.э. – 193 г.

Общее количество набранных баллов по теме 4: _______________

Преподаватель:________________

Приложение 1. Памятка по составлению семейных гербов (эмблем)[20].

Герб – это символический опознавательно - правовой знак, собственный, изобразительно оформленный и утверждённый согласно строго определённым правилам.

Основная функция герба заключается в том, что он служит постоянным отличительным знаком – человеку, роду, региону, городу, государству, обществу или учреждению. Соответственно выделяют родовые, земельные, государственные гербы.

Первоначально герб был личной эмблемой рыцаря. Личный герб мог рассказать очень многое. В нём зашифрована целая история рода рыцаря. Имело значение всё: расцветка полей, расположение полос, линий, вставки, форма самого щита и т.д. По гербу можно было узнать и принадлежность стране и объединение знатных родов. Герб мог рассказать, каким по счёту ребёнком в семье был его носитель, какому полу он принадлежал. Усечённый или перевёрнутый герб говорил о том, что какой-то предок покрыл позором весь свой будущий род.

Когда придумывается герб или эмблема, то внимание уделяют и цвету и предметам, расположенным на нём.

Цвет в геральдике:

Красный – символ храбрости и мужества, а также символизирует кровь, пролитую за веру, государя, отечество.

Синий – символизирует красоту.

Голубой – символ величия, верности, безупречности, а также символизирует развитие, движение вперёд, надежду, мечту.

Зелёный – символ надежды, молодости, радости и изобилия, плодородия, свободы, покоя и мира.

Чёрный – говорит о печали, благоразумии и смирении. Кроме того, символ образованности, скромности, осторожности.

Жёлтый и белый – сравниваются с драгоценными металлами – золотом и серебром. Золотой – символ богатства, серебряный – чистоты.

Животные и насекомые в гербах:

Бык – символ труда и терпения.

Волк – жадности, злости и прожорливости. Помещается в гербах в знак победы над жадным, злым противником.

Ворон – предусмотрительность и долголетие.

Голубь – символ смирения и чистоты, святого духа.

Дракон – символизирует силу и могущество.

Змея – символ мудрости, добра и предрасположенности.

Кошка – символ независимости.

Лев – символ власти, силы, храбрости и великодушия.

Пчела – символ трудолюбия и неутомимости.

Сова – символ мудрости, смекалки и расторопности.

Растения в гербах:

Дубовый лист – символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу.

Колос – земледелие, богатство земли.

Оливковая ветвь – символ мира и процветания.

Другие символы:

Меч – готовность к защите отечества, рода, города от врагов.

Молот – символизирует упорный нелёгкий труд.

 

Приложение 2.Методические рекомендации по подготовке и защите учебного проекта по дисциплине «История».

Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность студентов по исследованию или исследованию и решению какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.

Типы учебных проектов:

1. Информационные

2. Исследовательские

3. Прикладные

4. Творческие

Формы представления результатов проекта:

Этапы проектной деятельности:

Розанов Л.Л. выделяет следующие этапы проектной деятельности[21]:

1. Организационно-подготовительный (выбор темы; определение задач проекта; поиск проблемы; составление предварительного плана; определение участников, методов, приемов исследования; овладение терминологией).

2.Поисково-исследовательский (разработка программы исследования; сбор и изучение необходимой информации; непосредственное исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента, анализа и синтеза).

3.Отчетно-оформительский (составление названия исследовательского проекта; изложение проекта).

4. Информационно-презентативный (защита проекта; самооценка и оценка проектов).

Критерии оценки проектной деятельности студентов[22]:

1. Формулировка проблемы, цели, задач и предмета исследования.

2. Формулирование гипотезы.

3. Четкость структуры проекта.

4. Актуальность и социальная значимость, состояние изученности темы.

5. Раскрытие задач проекта.

6. Сопряженность задач и выводов.

7. Наличие экспериментальной части.

8. Оформление текста проекта в письменном виде (в отдельную тетрадь или папку).

9. Взаимодействие партнеров (если речь идет о групповых проектах).

10. Презентация (наглядность).

11. Соблюдение этапов проекта и регламента защиты.

На защиту проекта отводится 7-10 мин.

Действия студента или группы студентов на защите проекта:

1. Представление название проекта, автора (группы авторов), учебной группы.

2. Ознакомление слушателей со структурой проекта, с идеей, взятой за основу проектирования, с проблемой или проблемной ситуацией,

3. Озвучивание цели и задач, хода исследования.

4. Подведение выводов.

5. Озвучивание названий используемых при подготовке проекта источников и литературы.

ВАЖНО!Не следует весь объем отобранной и переработанной информации представлять на суд слушателей, на защите проекта озвучиваются выводы по проделанной работе, а заинтересовавшиеся слушатели могут в индивидуальном порядке ознакомиться с текстом исследования.

 

 

Для заметок


[1]Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для спо: в 2 ч.- М.:Издательский дом «Академия», 2014.

[2]Шамаш -в вавилоно-ассирийской религии и мифологии один из главных богов, бог солнца, символ справедливости

[3]Мардук – главный бог города Вавилона.

[4]Имеются в виду «шесть искусств», почитавшихся конфуцианством: ритуал, музыка, стрельба из лука, управление колесницей, письмо и математика.

[5]Чжухоу - правители наследственных владений, представители высшей аристократии.

[6]Панафинеи — праздник в честь богини Афины, справлялся раз в четыре года в конце июля.

[7]Фила — в IV веке до н. э. — территориальная единица Аттики, всего их было 10.

[8]Притания — дежурная часть Совета, которая составлялась из членов одной филы.

[9]Докимассия — проверка.

[10]Архонты — должностные лица в Афинах, исполнявшие различные государственные обязанности.

[11]Драхма — древнегреческая монета, весом примерно в 4,3 г серебра.

[12]Обол — древнегреческая монета, равная 1/6 драхмы.

[13]КефалГергитий— кроме сообщения Дионисия, никаких больше сведений о нем не имеется.

[14]Эней— легендарный царь дарданов, одного из племен Малой Азии, по преданию, после разрушения города Трои бежал в Италию и стал «родоначальником» римского народа.

[15]Логографами называли в Греции авторов первых прозаических произведений (VI—V вв. до н. э.).

[16]Альба— один из древнейших городов Средней Италии.

[17]Отцом Вергилий называет Юпитера - верховного бога древних римлян.

[18]Киферея – одно из прозвищ древнеримской богини Венеры.

[19]Вергилий. Энеида.1. 255-275.

[20]Байрамова Л.Р. Памятка по составлению семейного герба [Электронный ресурс:]. – Режим доступа:http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac/konsultac2737.html. 20.07.2014 19:12:00.

[21]Малышева Я.В. Этапы проектной деятельности [Электронный ресурс:]. – Режим доступа:http://grantproject.ru/publ/konferencija_po_proektnoj_dejatelnosti/obshhie_voprosy_proektnoj_dejatelnosti_v_obrazovanii/ehtapy_proektnoj_dejatelnosti/17-1-0-204. 30.07.2014 11:20:00.

[22]Шевченко Н.И.История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. М.:Издательский центр Академия, 2013. – С.18.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.57.84 (0.014 с.)