ТОП 10:

Тема3. Первые государства. Великие державы Древнего Востока.



Опережающее задание:подготовить учебные проекты по следующим темам:

1. Ассирийская армия и ее вооружение.

2. Один день в Великом Вавилоне.

3. Искусство Месопотамии.

4. Загадки египетских пирамид.

 

Задание 1.Заполните таблицу «Сравнительный анализ древневосточной и античной цивилизаций».

Основные характеристики Древневосточная цивилизация Античная цивилизация
Базовые ориентации        
Политическая основа      
Экономическая основа      
Духовные ценности        
Отношение к природе        
Отношение к власти        
Отношение к государству      

Задание 2.Древнегреческий историк Геродот писал: «Египет - это дар Нила». Объясните смысл этого высказывания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.Опишите изображенное на рисунке приспособление, используемое древними египтянами. Для каких целей оно использовалось?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.Проанализируйте отрывок из «Книги мертвых».

«Книга Мертвых» (по-египетски «Книга выхода днем», т.е. «Книга Воскресения») - условное обобщающее наименование папирусных свитков, которые сопровождали усопшего в его путешествии по загробному миру.

Глава 125.

Привет тебе, великий бог, Владыка Двух Истин!
Я пришел, дабы узреть твою красоту!
Я знаю тебя, я знаю имена сорока двух богов, пребывающих здесь, на Великом Дворе Двух Истин,- они поджидают злодеев и пьют их кровь в день, как предстанут злодеи на суд Уннефера. Вот, я знаю вас Владыки справедливости! К вам прихожу со справедливостью, ради вас отринул несправедливость.

(Первая оправдательная речь умершего)

1 Я не чинил зла людям.
2 Я не нанес ущерба скоту.
3 Я не совершил греха в месте Истины.
4 Я не [...]
5 Я не творил дурного.
6 [.........]
7 Имя мое не коснулось слуха кормчего священной ладьи.
8 Я не кощунствовал.
9 Я не поднимал руку на слабого,
10 Я не делал мерзкого пред богами,
11 Я не угнеталраба пред лицом его господина.
12 Я не был причиною недуга.
13 Я не был причиною слез.
14 Я не убивал.
15 Я не приказывал убивать.
16 Я никому не причинял страданий.
17 Я не истощал припасы в храмах.
18 Я не портил хлебы богов.
19 Я не присваивал хлебы умерших.
20 Я не совершал прелюбодеяния.
21 Я не сквернословил.
22 Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее.
23 Я не убавлял от аруры.
24 Я не обманывал и на пол-аруры.
25 Я не давил на гирю.
26 Я не плутовал с отвесом.
27 Я не отнимал молока от уст детей.
28 Я не сгонял овец и коз с пастбища их.
29 Я не ловил всилки птицу богов.
30 Я не ловил рыбу богов в прудах ее.
31 Я не останавливал воду в пору ее.
32 Я не преграждал путь бегущей воде.
33 Я не гасил жертвенного огня в час его.
34 Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.
35 Я не распугивал стада в имениях бога.
36 Я не чинил препятствий богу в его выходе.
37 Я чист, я чист, я чист, я чист!

Чистота моя - чистота великого феникса в Гераклеополе, ибо я нос Владыки дыхания, что дарует жизнь всем египтянам в сей день полноты ока Хора в Гелиополе - во второй месяц зимы, в день последний - в присутствии Владыки этой земли.
Да, я зрел полноту ока Хора в Гелиополе!
Не случится со мной ничего дурного в этой стране, на Великом Дворе Двух Истин, ибо я знаю имена сорока двух богов, пребывающих на нем, сопутников великого бога.

Вопросы и задания к тексту.

1. Как Вы думаете, можно ли назвать данную главу своеобразным моральным кодексом древних египтян эпохи Нового царства? Ваш ответ обоснуйте.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему древние египтяне огромное значение уделяли подготовке к загробной жизни?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.Нарисуйте контурную карту и выполните задания.

Задание 6.Изучите отрывки из текста одного из древнейших законодательных источников и ответьте на вопросы.

Законы Хаммурапи (отрывки из текста)

Введение

Я — Хаммурапи, пастырь… скопивший богатство и изобилие…

Сокрушитель четырех стран света… Благоразумный царь, послушный Шамашу[2], могучий… Дракон среди царей… Западня [для] врагов… Владыка, достойный жезла и короны… Первейший среди царей, покоривший селения [по] Евфрату… Я — заботливый, покорный великим богам… Когда Мардук[3] направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей.

 

§1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него (обвинение) в убийстве, и не докажет этого, (то) обличавшего его должно убить.

§3. Если человек выступит в судебном деле для свидетельствования о преступлении и не докажет сказанных им слов, (то), если это судебное дело (о) жизни, этого человека должно убить.

§ 6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

§ 8. Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму,— он может возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить.

§14. Если человек украдет малолетнего сына человека, (то) его должно убить.

§ 15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба мушкенума, или рабыню мушкенума, то его должно убить.

§ 26. Если редум или баирум, которому приказано выступить в царский поход, не пойдет или, наняв наемника, пошлет его вместо себя, то этого редума или баирума должно убить; нанятый им

может забрать его дом.

§ 27. Если редум или баирум будет уведен в плен, будучи на царской службе, а после него его поле и сад будут отданы другому и тот будет нести его воинскую повинность, то если он вернется и достигнет своего поселения, должно возвратить ему его поле и сад, и он будет сам нести свою повинность.

§ 195. Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы.

§ 197. Если человек сломает кость человека, то должно сломать его кость.

§ 198. Если он повредит глаз мушкенуму или сломает кость мушкенума, то он должен отвесить 1 мину серебра.

§ 199. Если он повредит глаз раба человека или сломает кость раба человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.

§ 200. Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб.

§ 205. Если раб человека ударит кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

§ 215. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и излечит этого человека или снимет бельмо человека бронзовым ножом и вылечит глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра.

§ 216. Если больной — кто-либо из мушкенумов, то он должен получить 5 сиклей серебра.

§ 217. Если больной — раб человека, то господин раба должен отдать врачу 2 сикля серебра.

§ 218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть этому человеку или снимет бельмо человека бронзовым ножом и повредит глаз человека, то ему должно отрезать пальцы.

§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

§ 231. Если строитель причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба.

 

Из заключения

Вот справедливые законы, утвержденные Хаммурапи, победоносным царем, водворившим истинное благополучие и доброе управление в стране.

Вопросы и задания к тексту.

1. В какой стране были написаны Законы Хаммурапи? Опираясь на источник, опишите форму правления в данном государстве.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2. Дайте определения следующим понятиям:

Мушкенум- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Редум, баирум - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сикль –

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Изучив текст источника и используя учебник, составьте схему «Социальная структура вавилонскогообщества».

 

4. Дайте определение понятию «принцип талиона». Каким образом это понятие связано с Законами Хаммурапи? Свой ответ подтвердите конкретными приемами из источника.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как Вы считаете, оправдано ли было установление столь суровых законов в вавилонском обществе? Были ли законы Хаммурапи «справедливыми»? Выскажите свою точку зрения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Изучите с.39-40 Учебника и отрывки из источника «Законы Ману»,выполните заданияи ответьте на вопросы.

«Законы Ману» (извлечение)

I–31. А ради процветания миров он [Брахма] создал из своих уст, рук, бедер и ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайшья и шудру.

X–4. Брахманы, кшатрии и вайшьи — три варныдваждырожденных, четвертая же шудры — рожденные один раз, пятой же нет.

I–87. А для сохранения всей этой Вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

I–88. Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он [Брахма] установил для брахманов.

I–100. Всё, что существует в мире,— это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это.

II–135. Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих отец — брахман.

I–89. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды] и неприверженность к мирским утехам он [Брахма] указал для кшатрия.

X–118. Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть [урожая], со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.

X–119. Его, [царя], дхарма — победа; он не может отступать в страхе; защищая оружием вайшьев, он может заставлять вносить законный налог.

X–120. [Налог] на народ — одна восьмая в зерне, налог [с золота и скота] — одна двадцатая… шудры, а также ремесленники и мастера по художественным ремеслам [вместо налога] исполняют работы.

I–90. Пастьбу скота, а также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды], торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшьев.

I–91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим варнам со смирением.

X–99. Шудра, не могущий исполнять услужение дваждырожденному, которому угрожает гибель сыновей и жены, может жить занятиями ремесленников.

X–100. [Ему надлежит следовать] тем занятиям ремесленников, таким различным ремеслам, исполнением которых обслуживаются дваждырожденные.

III–13. Для шудры предписана жена-шудрянка, для вайшья — [шудрянка] из своей [варны], для кшатрия — те [обе] и своей [варны], для брахмана — те [три], а также своей [варны].

X–51. Местожительство чандалов и швапачей [должно быть] вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться, имуществом их должны быть только собаки и ослы.

X–52. Одеждами — одеяния мертвых, пища [должна им подаваться] в разбитой посуде, украшение [их должно быть] из железа…

X–53. Человеку, исполняющему дхарму, не следует обращаться с ними; их дела [должны решаться] между ними; браки — с подобными им.

Вопросы и задания к тексту.

1. Заполните таблицу «Варны (касты) Древней Индии»

Варны   Характеристики        
Происхождение (из какой части тела Брахмы произошли)        
Вид деятельности, профессия        
Цвет одежды        

2. Человек, родившийся в древней Индии, всю жизнь оставался в своей варне. Перейти из одной сословной единицы в другую было нельзя. Каким образом влияла замкнутость системыварн на развитие экономики, политики и культуры в древней Индии?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Прочитайте отрывки из книги «Лунь юй» и ответьте на вопросы к тексту.

 

«Лунь юй» (беседы и высказывания) – сборник изречений Конфуция (Кун-Цзы), составленный его учениками и последователями.

 

Из книги «Лунь юй».

Глава I.

1.

Учитель сказал:

— Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно? Встретить друга, прибывшего издалека, разве это не радостно? Человек остается в неизвестности и не испытывает обиды, разве это не благородный муж?

2.

Ю-цзы сказал:

— Мало людей, которые, будучи почтительными к родителям и уважительными к старшим братьям, любят выступать против вышестоящих. Совсем нет людей, которые не любят выступать против вышестоящих, но любят сеять смуту. Благородный муж стремится к основе. Когда он достигает основы, перед ним открывается правильный путь. Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям – это основа человеколюбия.

4.

Цзэн-цзы сказал:

— Я ежедневно проверяю себя в трех отношениях: преданно ли служу людям, искренен ли в отношениях с друзьями, повторяю ли заповеди учителя?

5.

Учитель сказал:

— Управляя царством, имеющим тысячу боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в соответствующее время.

6.

Учитель сказал:

— Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его – уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг.

7.

Цзы-ся сказал:

— Если кто-либо вместо любви к прекрасному избирает уважение к мудрости, отдает все свои силы служению родителям, не щадит своей жизни, служа государю, правдив в отношениях с друзьями, то, хотя о нем и говорят, что он не обладает ученостью, я обязательно назову его ученым человеком.

8.

Учитель сказал:

— Если благородный муж не ведет себя с достоинством, он не имеет авторитета, и, хотя он и учится, его знания не прочны. Стремись к преданности и искренности; не имей друзей, которые бы уступали тебе [в моральном отношении]; совершив ошибку, не бойся ее исправить.

14.

Учитель сказал:

— Когда благородный муж умерен в еде, не стремится к удобству в жилье, расторопен в делах, сдержан в речах и, чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными принципами, о нем можно сказать, что он любит учиться.

 

Глава II.

3.

Учитель сказал:

— Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится.

4.

Учитель сказал:

— В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе.

В тридцать лет я обрел самостоятельность.

В сорок лет я освободился от сомнений.

В пятьдесят лет я познал волю неба.

В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды.

В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала.

6.

Мэн У-бо спросил о почтительности к родителям.

Учитель ответил:

— Родители всегда печалятся, когда их дети болеют.

7.

Цзы-ю спросил о почтительности к родителям.

Учитель ответил:

— Сегодня почтительностью к родителям называют их содержание. Но люди содержат также собак и лошадей. Если родителей не почитать, то чем будет отличаться отношение к ним от отношения к собакам и лошадям?

11.

Учитель сказал:

— Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником [людей].

15.

Учитель сказал:

— Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно.

Глава IV.

5.

Учитель сказал:

— Люди желают богатства и знатности. Если не руководствоваться правильными принципами, их не получишь. Людям ненавистны бедность и знатность. Если не руководствоваться правильными принципами, от них не избавишься. Если благородный муж утратит человеколюбие, то можно ли считать его благородным мужем? Благородный муж обладает человеколюбием даже во время еды. Он должен следовать человеколюбию, будучи крайне занятым. Он должен следовать человеколюбию, даже терпя неудачи.

 

Глава VI.

16.

Учитель сказал:

— Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику . После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем.

 

Глава VII.

6.

Учитель сказал:

— Направь свою волю на достижение правильного пути, придерживайся [принципов] морали, [поступай] в соответствии с человеколюбием, упражняйся в искусствах[4].

21.

Учитель сказал:

— Я не родился со знаниями. Я получил их благодаря любви к древности и настойчивости в учебе.

 

Глава ХVI.

2.

Кун-цзы сказал:

— Когда в Поднебесной царит дао, ритуал, музыка, [приказы] на карательные походы исходят от сына неба. Когда в Поднебесной нет дао, музыки, ритуала, [приказы] на карательные походы исходят от чжухоу[5]. Когда [они] исходят от чжухоу, редкий случай, чтобы власть не была утрачена в течение [жизни] десяти поколений. Если же [они] исходят от высших сановников, то редкий случай, чтобы власть не была утрачена в течение [жизни] пяти поколений. Если же судьба государства оказывается в руках мелких чиновников, то редкий случай, чтобы власть не была утрачена в течение [жизни] трех поколений. Когда в Поднебесной царит дао, то правление [уже] не находится в руках сановников. Когда в Поднебесной царит дао, то простолюдины не ропщут.

Вопросы к тексту.

1. Тезисно обозначьте основные идеи книги «Лунь юй».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему Конфуций и его последователи уделяли Учению как форме человеческой деятельностистоль пристальное внимание? Согласны ли Вы с утверждением, что человек должен учиться всю жизнь? Оформите Ваши мысли в небольшое эссе (5-7 предложений) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Дайте определение понятию «дао». Какое место отводилось в конфуцианстве этому понятию?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Кого в древнем Китае называли сыном Неба? Почему господство дао в государстве было связано только с сыном Неба?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Дайте определение понятиям «концепция сяо» и «культ предков». В каких действиях человека, согласно Конфуцию, должна проявляться почтительность к родителям?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 9.Соотнесите:

Дата Событие Древнее государство
722 г. до н.э. Появление ариев Вавилон
IIтыс. до н.э. Гибель царства Держава Ахеменидов
Vв. до н.э. Правление Хаммурапи Индия
Нач.VIIIв. до н.э. Упадок Чжоу Израиль
1792-1750 гг. до н.э. Объединение страны Дарием I Китай

 

Общее количество набранных баллов по теме 3: _______________

Преподаватель:_________________







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.254.88 (0.021 с.)