Сестринская помощь при катаральном и тонзиллярном синдроме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сестринская помощь при катаральном и тонзиллярном синдроме



Разнообразные физиологические проблемы пациентов, возникающие при развитии катарального и тонзиллярного синдрома, требуют тщательного сестринского ухода. При этих синдромах у инфекционных больных возникают нарушения потребностей человека: есть, пить, дышать, быть здоровыми, чистыми. Пациента беспокоят самые разнообразные физиологические проблемы: боль в горле, кашель, удушье, нарушение глотания, риск аспирации, поражение слизистой оболочки рта, конъюнктив, увеличенные лимфатические узлы, высокий риск заражения окружающих и др.

Особенности независимого сестринского ухода при катаральном и тонзиллярном синдроме заключаются в частой и интенсивной обработке полости рта, носа, глаз, особенно в остром периоде болезни.

Больных воздушно-капельными инфекциями (грипп и других ОРВИ) надо помещать в теплую, хорошо проветриваемую комнату или палату, следить за соблюдением ими постельного режима, который необходим для излечения, особенно при наличии общетоксического синдрома. Важным условием ухода является соблюдение тишины, так как все внешние раздражители (смех, громкий разговор) сильно утомляют больного. Вставать с постели разрешается только после нормализации температуры тела и значительного уменьшения воспалительных изменений в глотке. Запрещается курение, так как оно отрицательно влияет на местные восстановительные процессы, еще сильнее раздражая слизистую оболочку. Прием алкоголя, острой, сильно горячей пищи также раздражает слизистые оболочки и замедляет процесс выздоровления. Полоскание воспаленной ротоглотки водкой с перцем является большим заблуждением.

Для создания условий, ускоряющих процессы рассасывания воспалительных очагов в миндалинах и отторжения некротизированных тканей, а также для вымывания скопившейся слизи, гноя, фибринозных пленок и других продуктов воспаления целесообразно делать частые полоскания ротоглотки гипертоническими солевыми растворами, растворами фурациллина, слабым раствором перманганата калия, теплыми отварами трав (ромашка, календула и др). Температура жидкости для полоскания должна быть в пределах 40-45° С. При более низкой температуре происходит сужение сосудов слизистых оболочек, и нужный эффект лечения не достигается. При более высокой температуре жидкости может произойти ожог слизистой оболочки. Полоскания необходимо проводить через каждые 20-30 минут. Полоскание полости ротоглотки обязательно после каждого приема пищи. После двух-трех правильных полосканий больной чувствует себя лучше.

При дифтерии уход за полостью ротоглотки особенно важен. Медицинские сестры должны уделять большое внимание поддержанию чистоты не только в ротовой полости, но и в носовых ходах. Скопившуюся слизь и корочки из носа необходимо удалять с помощью ватных тампонов, смоченных в слабых дезинфицирующих растворах. Категорически запрещается удалять механически шпателем или пинцетом дифтерийные пленки, так как это приводит к ухудшению местного воспалительного процесса. Для полосканий ротоглотки используются растворы перекиси водорода (1-2 столовые ложки на стакан воды), 2% раствор борной кислоты, 2% раствор соды, 0,05% раствор перманганата калия и др.

Для снятия сухости и першения в горле медицинская сестра может порекомендовать питье теплого молока с содой или полоскание щелочной минеральной водой.

При развитии конъюнктивита нередко развивается светобоязнь, поэтому надо устранить яркие источники света. Глаза в этом случае промывают 2% раствором борной кислоты, раствором фурациллина 1: 5000.

Закапывания лекарственных средств (антибиотиков и др.) в глаза производятся по назначению врача. Глазные капли подогреваются до комнатной температуры. Медицинская сестра перед выполнением процедуры должна уточнить у пациента переносимость данного препарата.

Больным парагриппом, дифтерией гортани с явлениями крупа необходимо придать полусидячее положение, дать увлажненный кислород через носовые катетеры.

При аспирации дифтерийными пленками больному проводится интубация или трахеотомия. В этом случае около него должна неотлучно находиться медицинская сестра.

Трахеотомия – операция, в результате которой делается отверстие в трахее и вставляется в него трахеотомическая канюля, состоящая из двух трубок (металлических или пластиковых) одинаковой длины. Внутренняя трубка вставляется в наружную трубку и фиксируется к ней с помощью защелки-фиксатора. Наружная трубка фиксируется повязкой вокруг шеи и завязывается сзади нее. Для предотвращения раздражения кожи под наружную трубку на кожу необходимо подкладывать марлю из нескольких слоев. Основная задача сестринского ухода при трахеотомии – сохранить проходимость трахеи и канюли. После операции уход за трахеостомой выполняет медсестра, а затем сам пациент. В первые дни внутреннюю трубку необходимо дважды в сутки извлекать, очищать от слизи ватно-марлевым тампоном, мыть можно только кипятком, так как дезсредства раздражают верхние дыхательные пути, и снова вставить. Чтобы слизистая оболочка трахеи не высыхала, трубку закрывают влажной марлевой салфеткой. Туалет трахеи и бронхов включает отсасывание вязкого содержимого с помощью элекроотсоса. Перед отсасыванием необходимо пациенту дать вдыхать увлажненный кислород, закапать в трахею (через стому) 3 -5 мл теплого стерильного раствора гидрокарбоната или химотрипсина (по назначению врача), чтобы разжижить густую слизь.

При трахеостоме в легкие попадает неувлажненный и неподогретый воздух, что приводит к высыханию слизистой оболочки дыхательного дерева. Поэтому необходимо в палате устанавливать специальный увлажнитель или вешать мокрые простыни на батареи. При плохом уходе за трахеостомой может развиться бронхит и появиться новые физиологические проблемы у инфекционного больного, требующие усиленного сестринского ухода.

При закупоривании трубки слизью, дифтерийными пленками, слюной у больного появляется одышка, шумное, «клокочущее» дыхание, возбуждение, страх смерти. Необходимо срочно вызвать врача для вопроса об извлечении трубки и ее обработки.

Катаральный и тонзиллярный синдром могут вызвать не только самые разнообразные физиологические проблемы у пациентов, но и психоэмоциональные, такие как высокий уровень тревожности, чувство беспомощности, утраты контроля над ситуацией в профессиональном аспекте и другие, а также социально-бытовые проблемы, вызванные социальной изоляцией, высоким риском заражения окружающих, высоким риском заражения окружающими и др.

Сестринский процесс при инфекционных болезнях, протекающих с катаральным и тонзиллярным синдромом, – это не легкое и хлопотное дело, которое требует хороших знаний и подготовки медицинских сестер.

§8. Особенности сестринского процесса

При ВИЧ-инфекции

Этические и юридические аспекты оказания помощи пациентам с ВИЧ-инфекцией

Основой медицинской деятельности медсестер является философия сестринского дела, связанная с гуманизмом, нравственностью, чувством уважения к обращающемуся за помощью пациенту.

Деонтология (учение о долге) – раздел этики, предметом изучения которой является изучение морали. В частности, моральная норма правдивости и искренности не предполагает разглашения «врачебной тайны». Врачи и средние медицинские работники, которые имеют возможность доступа к медицинской документации, несут юридическую ответственность и должны сохранять в тайне не только сообщенные пациентами сведения, но сам факт их ВИЧ-инфицирования. Разглашение «врачебной тайны» дает право пациенту обратиться в суд для получения компенсации за моральный ущерб, нанесенный медработником.

В связи с предвзятым отношением общества к ВИЧ-инфицированным людям, пациент часто испытывает чувство стеснения, неловкости, незащищенности, страха перед развитием возможных осложнений и осуждения со стороны близких. При общении с такими больными медицинские работники должны быть максимально тактичны и внимательны к каждой своей реплике.

Ятрогения – это болезнь, вызванная нанесением медицинским работником психической травмы в результате неосторожно сказанных слов. Ятрогенная болезнь может послужить причиной агрессивных поступков со стороны пациента или причиной его самоубийства, за что медработник также должен нести юридическую ответственность.

Только при полном доверии к медицинскому работнику пациент может сообщить полную историю развития своего заболевания, интимной стороне своей жизни и, в частности, о своих половых контактах, возможном источнике заражения.

Беседа врача или медицинской сестры с пациентом должна строиться индивидуально, с учетом особенности его личности и психического состояния, его переживаний, осведомленности в вопросах медицины и уровня интеллекта. Медицинская сестра должна тактично разъяснить важность своевременного лечения, опасность распространения заболевания среди населения, предупредить об опасностях самолечения, обучить пациента мерам индивидуальной защиты. Важно познакомить больного с основами законодательства об ответственности за умышленное заражение.

У ВИЧ-инфицированного пациента психосоциальные проблемы имеют немаловажное значение, поскольку их переживания доставляют им страдания. Одна из главнейших задач медицинских сестер – облегчение страданий этих обреченных людей.

Это особенно актуально на ранних стадиях болезни, когда психологические проблемы пациента являются ведущими в клинике ВИЧ-инфекции. Психологическая поддержка является важнейшим направлением лечения таких пациентов, важным компонентом сестринского процесса. Большинство невротических симптомов при ВИЧ-инфекции связано со стрессом.

Установка диагноза «ВИЧ-инфекция» - экстремальная ситуация для пациента и большой удар по его психике. Узнавание ВИЧ-инфицированным своего диагноза сразу нарушает его психосоциальные потребности. У него снижается уровень самооценки, настроения, появляются всевозможные страхи.

Известие о ВИЧ-инфицированности воспринимаются зачастую как смертный приговор. И каждый человек переносит это известие по-разному: одни быстро адаптируются, другие – хуже. Часто в таких ситуациях пациентов посещают мысли о самоубийстве. Профилактика суицидов – одна из задач медработников по продлению жизни ВИЧ-инфицированным пациентам. Многие ВИЧ-инфицированные пациенты начинают злоупотреблять алкоголем, принимать наркотики, которые ухудшают их состояние здоровья.

Психологическая поддержка ВИЧ–инфицированных лиц имеет противоэпидемическое значение, так как может предотвратить распространение ВИЧ-инфекции.

Выделяются 3 критических периода адаптации ВИЧ–инфицированных лиц: 1) период после установления диагноза ВИЧ-инфекции; 2) период после появления клинических признаков; 3) период завершения жизнедеятельности.

Первый критический период наступает после сообщения известия об инфицированности ВИЧ. Для этого периода характерны в основном психоэмоциональные проблемы пациента, которые проявляются следующими реакциями: 1) страха (мучительной смерти, заражения близких людей), 2) тревоги (по поводу нарушения конфиденциальности, невозможности что-либо изменить, необходимости давать отчет о своей интимной жизни). Пациенты предъявляют жалобы на чувство беспокойства, психической напряженности, нервозности, невозможности взять себя в руки, трудности засыпания и нарушения ночного сна; ощущение «зажатости»; трудности в концентрации внимания, неспособность расслабиться, учащенное сердцебиение, раздражительность, одышку, локальную потливость.

В поведении пациентов тревога проявляется в виде печали, вины, угрызений совести, агрессивности (в отношении предполагаемого источника заражения). Иногда ВИЧ-инфицированные высказывают намерение заразить ВИЧ окружающих.

Сообщение об инфицированности ВИЧ порождает тягостные эмоциональные переживания, которые связаны с представлениями об отсутствии эффективной терапии и неблагоприятном прогнозе. Самоубийство при этом рассматривается больным как способ избежать боли, беспомощности, позора.

Задачей медработников является установление контакта с ВИЧ–инфицированным пациентом. Медработник должен проявлять полную доброжелательность и благосклонность к ВИЧ–инфицированным лицам независимо от их образа жизни, выбора половых партнеров. Недопустимо проявлять какие – либо субъективные эмоции по поводу индивидуальных особенностей таких пациентов. Уважительное поведение медработника дает больному ощущение безопасности и усиливает сознание собственного достоинства.

В процессе общения медсестры с пациентом у них складываются межличностные отношения. При этом большое значение имеют искренность, доверительность, благожелательность. Очень опасно нетерпение медицинской сестры, ее небрежность в выражениях, безразличное отношение к собеседнику, формализм.

Недостаточное владение медицинскими работниками навыками общения и невнимание к особенностям психического состояния пациентов приводят к провоцированию конфликтных ситуаций, а также к проявлениям агрессии со стороны больного человека.

Второй критический период адаптации ВИЧ – инфицированного человека приходится на третий период болезни – период появления клинических симптомов СПИДа. В этот период вследствие выраженного иммунодефицита у ВИЧ-инфицированного больного возникают так называемые СПИД-ассоциированные заболевания. Ими являются вторичные заболевания, а также онкологические заболевания. Вторичные заболевания могут быть вызваны самой разнообразной флорой: вирусной, бактериальной, грибковой, протозойной, условно-патогенной.

СПИД проявляется многообразием симптомов. Это и выраженное похудание больных, и многомесячные диарея и лихорадка, и тяжелые поражения кожных покровов, языка и слизистых оболочек. В этот период могут появиться все известные инфекционные заболевания (туберкулез, сальмонеллез, кандидоз и много другие), а также новые, ранее не известные, болезни, которые свойственны только СПИДу.

В период клинических проявлений отмечается нарастание астении, которая проявляется повышенной утомляемостью, неустойчивостью настроения, иногда появлением агрессии.

Медсестрам приходится сталкиваться с разнообразными формами протекания ВИЧ–инфекции и в финальной его стадии, в которой СПИД протекает с желудочно-кишечными расстройствами, с поражением легких, рецидивирующими болезненными поражениями полости рта. Часто у больного возникают нарушения мозговых функций, слепота, глухота, параличи, раннее слабоумие.

В третий критический период адаптации существенных усилий от медицинской сестры требует и проблема умирания больных. Понимание неизбежности смерти вызывает у человека беспокойство своей неизбежностью, неотвратимостью и неопределенностью наступления.

В этот период повышается эмоциональная ранимость у неизлечимо больных людей, что делает сестринский процесс более ответственным и сложным. Больные часто задают медсестрам и врачам вопрос: «Скоро ли я умру?». Требуя правды, больные СПИДом не очень представляет свою реакцию на нее. Часто знание того, что скоро наступит смерть, не способствует облегчению состояния больного. В сущности, задавая такой вопрос, пациент, прежде всего, надеется на положительные новости, на ответ: «Нет, еще не скоро». Отрицание позволяет умирающему больному увидеть малейший, несуществующий шанс на выздоровление и облегчает его душевные страдания. Это далеко не всегда означает, что пациент действительно не знает о приближении смерти. Он просто предпочитает оставаться в неведении. Если же медработники начинают говорить о том, что все будет хорошо и пациент выздоровеет, тревожность у умирающего возрастает, так как он начинает понимать полную безнадежность своего состояния. Оптимизм в такой ситуации вызывает у больного СПИДом недоверие и подозрительность.

Умирающий способен осознать свое положение и нередко хочет поговорить о приближении смерти, но только в том случае, если его выслушают без поверхностных попыток утешить. Часто люди умирают в одиночестве. Страх смерти и боль становятся еще сильнее, если оставить человека одного. Медицинские сестры должны как можно дольше общаться с умирающим больным, внимательно выслушивать его жалобы и по возможности выполнять его просьбы. Следует учитывать, что умирающие пациенты часто предпочитают больше говорить, чем слушать окружающих. Важно предоставить им такую возможность.

ВИЧ-инфицированные пациенты большую часть своей жизни проводят вне больницы, так как ВИЧ-инфекция – это продолжительное, многолетнее заболевание. В стационар они попадают в стадию СПИДа, когда к ним присоединяются вторичные инфекции или опухоли. Конечно, в стационар они могут попасть и в бессимптомную стадию по причине, не связанной с ВИЧ – инфекцией.

Медсестры должны хорошо знать факторы передачи ВИЧ-инфекции и принимать все меры по профилактике дальнейшего ее распространения. Медицинские халаты, перчатки, маски необходимы только для проведения инвазивных процедур. Маски необходимо надевать и тогда, когда больной из-за тяжелого иммунодефицита нуждается в защите от вирусных инфекций. Не рекомендуется медработникам работать с острыми заболеваниями верхних дыхательных путей. Любая инфекция, даже самая, на первый взгляд, безобидная, может сильно утяжелить течение инфекционного процесса ВИЧ-инфицированного больного.

Белье, загрязненное кровью может стать источником заражения, поэтому персоналу всегда необходимо надевать перчатки, когда они меняют постельное белье после ВИЧ–инфицированного больного. Это загрязненное белье необходимо кипятить или замачивать в растворе хлорной извести. Все отходы должны помещаться в двойную упаковку и сжигаться. Кроме того, следует часто мыть руки с мылом.

Распространенные, ярко выраженные экзантемы и энантемы могут вызвать у медсестры чувство брезгливости, которое необходимо скрыть от пациента, и находить в себе силы, терпение для того, чтобы бесстрастно обрабатывать его раны и язвы.

ВИЧ–инфицированные пациенты страдают выраженной потливостью, особенно ночью, поэтому необходимо их ежедневно обмывать, протирать, переодевать в чистое белье.

При развитии пневмоцистной пневмонии, которая характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности, необходимо постоянно заботиться и поддерживать такого больного, помогать ему в принятии вынужденного положения в кровати, давать увлажненный кислород.

У разных больных разные потребности: одни нуждаются в интенсивном уходе и постоянной поддержке; другие же в состоянии сами справиться с этими проблемами, но им нужен чуткий собеседник, ибо трудно быть наедине с тревожными мыслями о будущем.

Медицинская сестра зачастую становится очень необходимой и близкой пациенту, ей больной может открыться порой больше, чем доктору.

Медсестра должна проявлять не только тактичность и сочувствие к больному, но разъяснять важность лечения. Она может объяснить больному, что ВИЧ–инфекция это длительное многолетнее заболевание, и от самого пациента зависит, как долго он может прожить. Необходимо внушать ВИЧ–инфицированному человеку, что если он хочет продлить свою жизнь на много лет, то ему необходимо беречься, стараться не заражаться другими инфекционными заболеваниями, не загорать, не употреблять алкоголь и наркотики, тонизирующие препараты, избегать физических и психических стрессов, беременности, принимать витамины и противоретровирусные препараты.

Важно постоянно говорить пациенту, что здоровый образ жизни и выполнение назначений врача приведет к тому, что вирус иммунодефицита будет в его организме находиться в многолетнем дремлющем состоянии, и болезнь не будет прогрессировать. Необходимо вселить в страдающего человека надежду о том, что у него не все еще потеряно, так как ученые во всем мире активно занимаются поисками эффективных средств лечения, разработкой вакцины. И возможно, если пациент не будет впадать в панику, а будет выполнять все назначения и рекомендации врачей, то в будущем его болезнь будет излечима.

Контрольные вопросы:

1. Что такое лихорадка и что лежит в основе ее развития, и какие приоритетные проблемы возникают у пациента при развитии общетоксического синдрома?

2. Какие мероприятия включает сестринский уход за инфекционным больным в период повышения температуры тела, ее максимального развития, и ее снижения?

3. Что является основой для лечения больных с диарейным синдромом, и какие мероприятия сестринского ухода необходимы при диарее?

4. Какие потенциальные проблемы могут возникнуть при диарейном синдроме?

5. Какие функции выполняют печень и селезенка, и какие приоритетные и потенциальные проблемы возникают при гепатолиенальном синдроме?

6. При каких заболеваниях может возникнуть разрыв селезенки?

7. Какие симптомы возникают при менингите и энцефалите?

8. Какие методы сестринского ухода необходимы при нейроинфекции?

9. Какие приоритетные проблемы возникают при синдроме пневмоний?

10. Какие методы сестринского ухода применяются при катаральном и тонзиллярном синдромах?

11. Какие три критических периода адаптации возникают у ВИЧ–инфицированных лиц, и какие проблемы возникают у них в критические периоды?

12. Какие методы сестринского дела необходимо применять при уходе за ВИЧ-инфицированными лицами?

 

Глава № 14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.143.119 (0.027 с.)