Сущность, формы и эволюция российского государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, формы и эволюция российского государства



Виды объединений государств

Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и иной интеграции государств. В учебной литературе к межгосударственным объединениям относят содружества, сообщества, иные объединения государств.

 

· Весьма редко к таким объединениям относят конфедерацию. Между тем она представляет собой государственно-правовое объединение суверенных государств.

Конфедерации присущи следующие особенности:

1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию, законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;

2) она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер;

3) для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов;

4) отсутствие единого гражданства и единой территории;
5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся государств;
6) рекомендательный характер актов органов конфедерации, для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъектов объединения;
7)нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансовые средства образуются по соглашению субъектов;
8) осуществление обороны конфедерации союзной армией,
которая состоит из воинских формирований субъектов конфедерации;
9) право сецессии, т. е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов.
Конфедерация – временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.

 

· К межгосударственным объединениям относятся содружества. Например, до 1946 г. существовало Британское

Содружество наций, в настоящее время действует Содружество Независимых Государств (СНГ).
СНГ был создан в 1991 г. и объединял 12 бывших союзных республик, входивших ранее

в СССР. СНГ представляет собой межгосударственный союз суверенных государств, обладающих полной международной правосубъектностью, основанный на равенстве членов и учете позиции каждого государства. СНГ создан для реализации следующих задач:

1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях;

2) обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;

3) формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение совместных внешнеполитических действий и инициатив;

 

Тема7

Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.

Место и роль государства в политической системе общества

Государство и политические партии.

Государство и профсоюзы

Государство и религиозные организации

Государство и молодежные, женские, ветеранские, культурные, спортивные и другие самодеятельные организации

Норматвная основа политической системы общества

 

Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.

Понятие

Политическая система включает в себя политические отношения, политические процессы, политические институты, политические нормы и т. д.

При этом под системой принято понимать множество элементов, определенным образом упорядоченных и взаимосвязанных, образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и функциональной автономностью.

 

Выделяют следующие особенности политической системы:
1) связь с государственной властью;
2) отражение в ней происходящих в обществе политических процессов, в том числе

противоборства различных социальных сил и интересов;
3) управляющее и регулирующее назначение, т. е. управление делами общества,

выражение интересов существующих групп, слоев населения;
4) регулирование ее деятельности политическими нормами и правилами, сложившимися

в политической жизни страны.
Политическую систему можно определить как совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом.

 

Структура

Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, т. е. установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.

В юридической литературе принято выделять следующие компоненты, или подсистемы, политической системы:

а) институциональную подсистему, т. е. из каких институтов она состоит. Иногда эту подсистему называют организационной;

б) регулятивную, или нормативную;
в) функциональную;
г) коммуникативную.

· Институциональная (организационная) подсистема включает в себя следующие

компоненты.
1.Собственно политические организации – государство, политические партии, политические движения,

2.Не собственно политические организации. Это профсоюзы, кооперативные организации, творческие союзы и т. д. Тем не менее они оказывают определенное политическое влияние на политические процессы и развитие политических отношений.

3. общества нумизматов, автолюбителей, клубы собаководства и др.

4. С.А. Комаров выделяет человека как субъекта политической системы по основаниям, указанным выше, т.е. человек рассматривается как первичный элемент политической системы.

5. Значительное место в структуре политической системы занимают средства массовой информации (СМИ). Они оказывают серьезное влияние на развитие политических процессов в обществе, воздействие на мировоззрение общества и отдельных людей, в том числе формирование их политических взглядов, позиций.

7. В качестве компонента политической системы возможно выделить также органы социального партнерства, которые могут создаваться на различных уровнях для регулирования взаимоотношений между работниками и работодателями, в том числе социально-трудовых отношений.

 

В составе нормативной (регулятивной) подсистемы политической системы обычно выделяют:

1) правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание;

2) корпоративные нормы политического характера;
3) политические традиции и политические обычаи;
4) правила политической этики.

 

 

· Функциональная подсистема включает основные направления и формы деятельности политической системы, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны.

Политической системе присущи свои, собственные функции

: 1) политического руководства обществом и управления его делами – главная функция, так как отражает назначение политической системы;
2) интеграции, т. е. интеграционная функция. Ее назначение – объединять различные

структурные элементы политической системы в единое целое;
3) регулятивная предназначена для регламентации политического поведения и

политических отношений в обществе и использует политические нормы и принципы. Регулятивная функция определяется системой политических ценностей, которые утвердились в обществе и отражают политические идеи, убеждения, взгляды и т. д.;

4) политико-идеологическая, призванная проводить в жизнь определенные концепции, теории, лозунги, привлекательные для населения, но выражающие прежде всего интересы тех, кто стоит у власти. Эта функция реализуется в сети политических институтов, политических связей и отношений, которые устанавливаются между различными компонентами политической системы.

 

· Коммуникативная подсистема политической системы предполагает как отношения внутри этой системы, так и вовне, при этом как отношения, основанные на нормах права, так и неформальные отношения, не закрепленные в нормах права. Данная подсистема включает и поддержание международных связей с другими государствами, политическими партиями, международными организациями и т. д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.015 с.)