Тема: «Афо органов дыхания. Методы обследования. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Афо органов дыхания. Методы обследования.



Методическая разработка № 2

для самостоятельной подготовки студентов

 

Дисциплина: Пропедевтика внутренних болезней

 

Тема: «Клинические методы обследования

системы органов дыхания. Синдромы»

 

Тип занятия: практическое

 

Количество часов: 270 минут

 

Курс: 3

 

Обсуждено на заседании ведущей методической комиссии по специальности 0401 «Лечебное дело» «2» 09 2004 г. Председатель ________Е.Н. Картынь   Авторы: Яськова Ольга Александровна, преподаватель пропедевтики внутренних болезней, первая квалификационная категория Картынь Елена Николаевна, преподаватель пропедевтики внутренних болезней, высшая квалификационная категория

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

 

Тема: «Афо органов дыхания. Методы обследования.

Симптомы и синдромы»

 

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Углубить и закрепить на практике знания по данной теме, развить клиническое мышление, овладеть практиче­скими навыками по обследованию органов дыхания, научиться уме­нию правильного общения с больными с соблюдением медицинской этики идеонтологии.

 

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ: Знание пропедевтики внутренних болезней необходимо для дальнейшего изучения терапии. Умение распознать симптомы заболеваний, знать основные диагностические методы, владеть методологией диагноза поможет изучить болезни органов дыхания не только в их классических формах, но и подготовит фундамент для дальнейшего изучения проявлений заболевания ор­ганов дыхания индивидуально у каждого больного.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

Ø АФО органов дыхания;

Ø Происхождение и клиническое значение основных симптомов и синдромов при заболеваниях органов дыхания;

Ø Основные методы обследования дыхательной системы и до­полнительные;

Ø Иметь представление о диагнозе, видах диагноза;

Ø Иметь представление о семиотике заболеваний;

Ø Медицинскую документацию;

Ø Соблюдение медицинской этики и деонтологии.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

Ø Применять правила этики и деонтологии при обследовании пациента;

Ø Проводить клиническое обследование пациентов;

Ø Оформить историю болезни и амбулаторную карту больного;

Ø Оценить полученные данные;

Ø Подготовить пациента к дополнительным методам обследова­ния;

Ø Оценить результаты лабораторных, функциональных, инстру­ментальных методов исследования при патологии системы ор­ганов дыхания.

 

ХОД РАБОТЫ:

 

ШАГ 1. ИЗУЧИТЕ лекционный материал по обследованию органов дыха­ния.

ШАГ 2. ВСПОМНИТЕ строение и функцию органов дыхания, с целью осу­ществления в дальнейшем целенаправленного диагностического по­иска и установления межпредметных связей (Приложение 1).

ШАГ 3. ИЗУЧИТЕ основные клинические симптомы и синдромы при забо­леваниях органов дыхания, которые помогут в правильной поста­новке синдромального диагноза (Приложение 2).

ШАГ 4. ВСПОМНИТЕ основные типы температурных кривых, т.к. лихо­радка является клиническим симптомом при заболеваниях органов дыхания (Приложение 3).

ШАГ 5. ЗАПОМНИТЕ алгоритм действия при обследовании больных с за­болеваниями органов дыхания. Он поможет вам четко ориентиро­ваться в дальнейшей практической работе фельдшера.

ЗАПИШИТЕ алгоритм действия при обследовании органов дыха­ния в дневник практических занятий (Приложение 4).

ШАГ 6. РАСШИФРУЙТЕ блок-схему "Обследование органов дыхания".С це­лью развития клинического и абстрактного мышления. Особое вни­мание обратите на жалобы, осмотр, пальпацию и просмотрите пер­куссию, аускультацию. В случае затруднения обращайтесь к эталону-ответа блок-схемы (Приложение 5, 5а).

ШАГ 7. РЕШИТЕ ситуационные задачи по "осмотру и пальпации"органов дыхания с целью закрепления теоретических знаний и развития клинического мышления. Правильность ответа проверьте по этало­нам ответов (Приложение 6, 6а).

ШАГ 8. ПРОВЕРЬТЕ свои знания, выполнив тест-контроль. Тестовый контроль знаний способствует развитию вашего клинического мыш­ления (Приложение 1,1а).

ОЦЕНИТЕ свои знания 1 ошибка - 5 (отлично)

ошибки - 4 (хорошо)

ошибки - 3 (удовлетворительно)

ошибки и более - 2 (неудовлетворительно)

Если вы сделали 4 ошибки и более, то вернитесь к изучению лекционного материала по данной теме и вновь проработайте все предыдущие шаги. Если вы достаточно хорошо изучили предыдущий материал, приступайте к следующим этапам совершенствования знаний, умений и навыков.

ШАГ 9. ПРОВЕДИТЕ тест-контроль по перкуссии и аускультации легких (Приложение 8,8а,9,9а)

ОЦЕНИТЕ свои знания 1 ошибка - 5 (отлично)

ошибки - 4 (хорошо)

ошибки - 3 (удовлетворительно)

ошибки и более - 2 (неудовлетворительно)

Если вы сделали 4 ошибки и более, то вернитесь к изучению лекционного материала, по данным вопросам.

ШАГ 10. РЕШИТЕ задачи по теме "перкуссия и аускультация легких "с целью углубления и закрепления теоретического материала. Пра­вильность ответов проверьте по эталонам ответов (Приложение 10, 10а, 11, 11 а).

ШАГ 11. Чтобы окончательно убедиться в том, что вы усвоили весь материал в полном объеме.

ОТВЕТЬТЕ на вопросы для самоконтроля по обследованию орга­нов дыхания (Приложение 12).

Свои ответы сверяйте с картой самоконтроля (Приложение 13).

ШАГ 12. Вы достаточно изучили теоретический материал, отработали методику обследования друг на друге, можете приступать к рабо­те у постели больного. При обследовании используйте алгоритм действия у постели больного, что позволит вам целенаправленно и уверенно осуществлять обследование больного (Приложение 14).

ПОМНИТЕ! Особого подхода требуют лица пожилого и старче­ского возраста. Обращайтесь к больным по имени-отчеству, отно­ситесь к ним с большим вниманием, т.к. общение с больным имеет большое значение для его выздоровления.

ШАГ 13. Подготовьте к докладу историю болезни, наметьте план об­следования, поставьте синдромальный диагноз.

ШАГ 14. Заполните дневник, отразив объем выполненной работы.

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

"Основные клинические симптомы

при заболеваниях органов дыхания"

 

1. Синдром очагового уплотнения легочной ткани.

Синдром очагового уплотнения легочной ткани обусловлен за­полнением альвеол воспалительной жидкостью и фибрином (при пневмонии), кровью (при инфаркте легкого), прорастанием доли легкого соединительной тканью (пневмосклероз, карнификация) вследствие длительного течения воспаления легкого или опухоле­вой тканью. Обычной жалобой больных является одышка; при ос­мотре выражено отставание "больной" половины грудной клетки при дыхании; голосовое дрожание в зоне уплотнения усилено; перкуторно над областью уплотнение легкого отмечается притупление перкуторного звука или тупость, а при аускультации бронхиаль­ное дыхание, усиление бронхофонии и при наличии жидкого сек­рета в мелких бронхах - звучные (консонирующие) хрипы. Рентге­нологическое исследование выявляет очаг затемнения (т.е. уп­лотнение) в легочной ткани, размеры и формы которого определя­ются характером заболевания, его стадией и некоторыми другими факторами.

 

2. Синдром образования полости в легком.

Синдром образования полости в легком встречается при абс­цессе или туберкулезной каверне, распаде опухоли легкого, ко­гда крупная полость свободна от содержимого, сообщается с бронхом и окружена воспалительным валиком. При осмотре грудной клетки отмечается отставание в акте дыхания "больной" половины, голосовое дрожание усилено; перкуторно определяется притуплено - тимпатический или (при крупной полости, расположенной на периферии) тимпатический звук, иногда с металлическим оттен­ком, а аускультативно, амфорическое дыхание, усиление бронхо­фонии и нередко звучные средне и крупнопузырчатые хрипы. Рент­генологическое исследование подтверждает наличие полости в легком.

 

3. Синдром скопления жидкости в плевральной полости.

Синдром скопления жидкости в плевральной полости наблюда­ется при гидротораксе (скопление невоспалительной жидкости - транссуда, например, при сердечной недостаточности или при экссудативном плеврите (воспаление плевры). Для него характер­на одышка, которая появляется в результате дыхательной недос­таточности, вызванной сдавливанием легкого и уменьшения дыха­тельной поверхности, асимметрия грудной клетки за счет увели­чения той ее половины, в плевральной полости которой произошло накопление жидкости, отставание "больной" половины грудной клет­ки в акте дыхания. Над областью скопления жидкости голосовое дрожание резко ослаблено или не выявляется, перкуторно опреде­ляется тупой звук или абсолютная тупость, при аускультации ды­хание и бронхофония резко ослаблены или отсутствуют. Рентгено­логическое исследование выявляет затемнение в зоне скопления жидкости, чаще в нижнем отделе грудной клетки (при гидроторак­се нередко двухсторонние). При этом верхняя граница затемнения довольно четкая, при скопление в полости плевры транссудата она располагается более горизонтально, при скоплении экссудата - косо, совпадая определяемой перкуссией с линией Дамуазо.

 

4. Синдром скопления воздуха в полости плевры.

Синдром скопления воздуха в полости плевры встречается при сообщении бронхов с плевральной полостью (при субплевральном расположении туберкулезной каверны, абсцесса), при травме грудной клетки или искусственном пневмотораксе (введения воз­духа плевральную полость с лечебной целью при больших кавернах легких). При этом синдроме отмечаются асимметрия грудной клет­ки за счет увеличения (больной половины), в которой произошло накопление воздуха, ослабление участия ее в акте дыхания. Над областью скопления воздуха пальпаторно голосовое дрожание рез­ко ослаблено или отсутствует; при перкуссии определяется тим­панит, при аускультации дыхание и бронхофония резко ослаблены и не проводятся на поверхность грудной стенки. При рентгеноло­гическом исследовании обнаруживается светлое легочное поле без легочного рисунка, а ближе к корню - тень спавшегося легкого.

 

5. Недостаточность функции внешнего дыхания и развитие ле­гочного сердца.

Функция аппарата внешнего дыхания направлена на обеспече­ние организма кислородом и удаление образовавшейся в процессе обменной реакции углекислоты. Многие острые и хронические за­болевания бронхов и легких приводят к развитию дыхательной не­достаточности (это понятие введено Винтрихом 1854 г.), причем степень морфологических изменений легких далеко не, всегда со­ответствует степени недостаточности их функции. Следует иметь в виду, что функция аппарата внешнего дыхания очень тесно свя­зана с функцией системы кровообращения; при недостаточности внешнего дыхания усиленная работа сердца является одним из важных элементов ее компенсации.

Клинически дыхательная недостаточность проявляется одыш­кой, цианозом, а в поздней стадии - при присоединении сердеч­ной недостаточности - и отеками. В более поздних стадиях дыха­тельной недостаточности, когда организм исчерпывает компенса­торные возможности, выявляется артериальная гипоксемия и гиперкапния. В дальнейшем при хронических воспалительных заболе­ваниях легких вследствие рубцов - склеротических процессов (и поражения сосудистой сети легких) еще более затрудняется про­хождение крови по сосудам малого круга кровообращения. Повы­шенная нагрузка на миокард правого желудочка постепенно приво­дит к его недостаточности, выражающейся в застойных явлениях большого круга кровообращения (так называемое легочное серд­це). В зависимости от причин и механизма возникновения дыхатёльной недостаточности выделяют три типа нарушения вентиляци­онной функции легких; обструктивный, рестриктивный ("ограничительный") и смешанный (комбинированный).

Обструктивный тип характеризуется затруднением прохождения воздуха по бронхам (вследствие бронхита-воспаления бронхов, бронхоспазма, сужении или сдавлении трахеи или крупных брон­хов, например, опухолью и т.д.). При спирографическом исследо­вании определяется выраженное снижение МВЛ и ФЖЕЛ при незначи­тельном снижении ЖЕЛ. Препятствие прохождению струн воздуха создает повышенные требования к дыхательной мускулатуре, стра­дает способность дыхательного аппарата к выполнению дополни­тельной функциональной нагрузки (в частности, нарушается воз­можность быстрого вдоха и особенно выдоха, резкого учащения дыхания).

Рестриктивный тип нарушения вентиляции наблюдается при ог­раничении способности легких к расширению и спадению; при пневмосклерозе, гидро- или пневмотораксе, массивных плевраль­ных спайках, кифосколиозе, окостенении реберных хрящей, огра­ниченииподвижности ребер и т.д. При этих состояниях в первую очередь наблюдается ограничение глубины максимального возмож­ного вдоха, т.е. уменьшается ЖЕЛС и МВЛ, однако, не возникает препятствия для динамики дыхательного акта, т.е. скорости обычной глубины вдоха, а при необходимости - и для значитель­ного учащения дыхания.

Смешанный (комбинированный) тип объединяет признаки обоих предыдущих типов, часто с превалированием одного из них; встречается при длительных текущих легочных и сердечных забо­леваниях.

Выделяют острую (например, при приступе бронхиальной аст­мы) и хроническую дыхательную недостаточность. Различают также три степени дыхательной недостаточности. Степени дыхательной недостаточности отражают ее тяжесть в данный момент болезни. При 1 степени дыхательная недостаточность (в первую очередь одышка) выявляется только при умеренной или значительной физи­ческой нагрузке, при 2 степени одышка появляется уже при не­значительной физической нагрузке, компенсаторные механизмы включены уже в покое и методами функциональной диагностики удается выявить ряд отклонений от должных величин. При 3 сте­пени - уже в покое наблюдаются одышка и цианоз, как проявление артериальной гипоксимии, а также значительные отклонения от нормальных функциональных легочных проб.

Выделение стадии дыхательной недостаточности при хрониче­ских заболеваниях легких отражает ее динамику в процессе прогрессирования болезни. Обычно выделяют стадии скрытой легоч­ной, выраженной легочной и легочно-сердечной недостаточности.

 

Лечение. При дыхательной недостаточности оно предусматри­вает:

1. Лечение основного вызвавшего ее заболевание (пневмония, экссудативный плеврит, хронические воспалительные процессы в бронхах и легочной ткани и т.д.);

2. Снятие бронхоспазма и улучшение вентиляции легких (применение бронхолитиков, лечебной физкультуры и др.).

3. Оксигенотерапию.

4. При наличии "легочного сердца" - применение сердечных гликозидов, диуретиков.

5. При рефлекторном эритроцитозе и застойных явлениях в большом круге кровообращения – кровопускание.

 

СТЕПЕНЬ ПОДЪЕМА ТЕМПЕРАТУРЫ

субнормальная 35-36 °С
нормальная 36-37 °С
субфебриальная 37-38 °С
умеренная 38-39 °С
высокая (пиретическая) 39-41 °С
чрезмерная 41°С

 

 

ТИПЫ ТЕМПЕРАТУРНЫХ КРИВЫХ

 

 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 


 

Приложение 4

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНЫХ

БЛОК-СХЕМА

«ОБСЛЕДОВАНИЕ ОГАНОВ ДЫХАНИЯ»

 

Приложение 5а

 

ЭТАЛОН БЛОК – СХЕМЫ

 

1. ЖАЛОБЫ К – кашель У– удушье Б – боль О – одышка К – кровохарканье Т – температура повышения М – мокрота А – аппетит снижен  
2. ОСМОТР П – положение в постели Ц – цианоз лица О – одышка, удушье   ФГТ – форма грудной клетки: Н – нормостеноческая А – астеническая Г – гиперстеническая   Тип дыхания: грудной, брюшной, смешанный Патологическое дыхание: 1. Грокка 2. Чейна-Стокса 3. Биота 4. Куссмауля
3. ПАЛЬПАЦИЯ Б – болезненность Э – эластичность Г – голосовое дрожание  
4. ПЕРКУССИЯ З – звук перкуторный Г – границы П– подвижность легочного края  
5. АУСКУЛЬТАЦИЯ а) В – везикулярное дыхание О – ослабленное Ж – жесткое А – амфорическое Б– бронхиальное О – отсутствует б) С – сухие В – влажные Ш – шум трения плевры К – крепитация

 

Приложение 6

 

ЗАДАЧИ

 

№ 1

У больного тихий сухой кашель, сопровождающийся болезнен­ной гримасой. При кашле больной щадит правую половину грудной клетки, прижимая ее в нижних отделах рукой.

а) Как называется такой кашель?

б) Укажите заболевания, при которых он бывает?

в) Укажите причину появления симптома боли в момент кашля.

 

№2

В течении месяца больного беспокоит сухой надсадный ка­шель, иногда с небольшим количеством мокроты в виде"малинового желе".

а) Назовите возможные причины такого кашля.

б) Каким латинским термином называется примесь крови в мокроте?

 

№3

Кашель сопровождается выделением гнойной мокроты с непри­ятным гнилостным запахом до 250 мл в сутки.

а) Для какого заболевания характерен подобный кашель?

б) Опишите возможные изменения при осмотре больного.

 

№4

Основным симптомом заболевания является кашель с мокротой слизисто-гнойного характера, без запаха, преимущественно по утрам, беспокоит больного в течении 10 лет и усиливается в весенне-осенний период времени.

а) Для какого заболевания характерен подобный кашель?

б) Опишите возможные изменения при осмотре больного.

 

№5

У больного приступ удушья.

а) Укажите характер одышки (инспираторная, экспираторная, смешанная).

б) Назовите положение, которое занимает больной.

в) Особенности кашля и мокроты при этом заболевании.

 

№6

У больного резко снижена эластичность легочной ткани и по­вышена ее воздушность.

а) Назовите форму грудной клетки, ее участие в акте дыха­ния.

б) Опишите состояние межреберных промежутков и надключич­ных ямок.

№7

У больного эмфизема легких.

а) Назовите основную жалобу, характерную для данного забо­левания.

б) Дайте характеристику резистентности грудной клетки и голосовому дрожанию при этом заболевании.

 

№8

У больного жидкость в правой плевральной полости, доходя­щая до 2 ребра.

а) Назовите основную жалобу при указанной патологии.

б) Опишите данные, наблюдаемые при осмотре и пальпации грудной клетки.

№9

У больного легочное кровотечение.

а) Назовите характерные признаки, отличающие его от желу­дочного "кровотечения.

б) Каким латинским термином обозначается указанное состоя­ние?

 

№ 10

У больного приступ бронхиальной астмы.

а) Опишите положение больного.

б) Охарактеризуйте выражение лица.

 

№ 11

У больного воспалительный процесс, занимающий нижнюю долю правого легкого (крупозная пневмония).

а) Опишите положение больного и выражение его лица.

б) Перечислите синонимы названного заболевания.

 

№12

У больного жидкость в плевральной полости.

а) Назовите изменения, выявленные при осмотре и пальпации грудной клетки.

б) Укажите, при каких заболеваниях наблюдается данная па­тология.

 

№ 13

У больного длительная температура (7-9 дней) в пределах 38 - 39.

а) Определить тип лихорадки. Назовите ее по латыни.

б) Укажите, при каких заболеваниях она наблюдается.

 

№ 14

У больного высокая лихорадка (до 40) с предшествующим оз­нобом и большими суточными колебаниями и снижением температуры до нормальных или субфебрильных цифр с сопровождающимся обиль­ным потоотделением.

а) Как называется такая температурная кривая. Определение по-русски и по латыни.

б) Перечислите заболевания, при которых она наблюдается.

 

№ 15

У пациента постепенное нарастание температуры изо дня в день, достигающая высоких цифр, сменяющееся затем постепенным снижением ее до субфебрильной и нормальной.

а) Какое название носит данная лихорадка? Укажите латин­ское наименование.

б) Перечислите заболевания, при которых она наблюдается.

 

Приложение 6а

 

Эталон ответов к задачам

 

 

№ 1

а) Короткий и осторожный

б) При сухих плевритах, в начале крупозной пневмонии, ту­беркулезе легких, рака легких, когда в воспалительный процесс вовлекает плевральные листки.

в) Раздражение чувствительных нервных окончаний париеталь­ного листа плевры.

 

№2

а) Рак бронха, сдавление трахеи увеличенными лимфатически­ми узлами, зобом, опухолью, набухание ложных голосовых связок, попадание в дыхательные пути инородного тела, истерия.

б) Haemoptoe.

 

№3

а) Хронический абсцесс легкого.

б) Бронхоэктазы в правом легком.

в) Верхний слой слизисто-гнойный, средний-серозный, нижний-крошковатый.

г) Мокрота содержит гнилостные пробки Дитриха, эластиче­ские волокна, большое количество лейкоцитов, разнообразную микробную флору стафилококки, стрептококки, пневмококки, ки­шечную палочку.

№4

а) Для хронического бронхита.

б) Одышка, цианоз, эмфизематозная грудная клетка.

№5

а) Экспираторная.

б) Вынужденное, сидячее.

в) Кашель приступообразный со слизистой вязкой мокротой, отходящий в конце приступа удушья.

г) В мокроте обнаруживают много эозинофилов, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена.

 

№6

а) Эмфизематозная, ограничена в подвижности, ригидна, на­ходится как бы в положении вздоха.

б) Межреберные промежутки расширены, ребра расположены го­ризонтально. Надключичные ямки сглажены.

№7

а) Одышка.

б) Грудная клетка ригидна, голосовое дрожание ослаблено.

№8

а) Одышка.

б) Больная сторона грудной клетки остается при дыхании, увеличена в объеме, межреберные промежутки сглажены, при паль­пации отмечается ригидность грудной клетки и ослабление голо­сового дрожания на стороне поражения.

 

№9

а) Кровь появляется с кашлевыми толчками, пенистая, имеет алый цвет, реакция щелочная. Может быть, примесь мокроты альве­олярного эпителия. В анамнезе нередко заболевание легких.

б) Haemorhagia.

 

№ 10

а) Положение больного вынужденное, сидячее.

б) Лицо страдальческое, покрыто испариной, наблюдается цианоз.

№11

а) Положение, вынужденное на больном боку. Лицо лихорадоч­ное (румянец иногда с синюшным оттенком, слегка напухшее), возбужденное, беспокойное со страдальческим выражением, иногда с гримасой при кашле (в связи с болью в грудной клетке), с подвижностью крыльев носа, нередко с типичными пузырьками herpes на губах.

б) Крупозная пневмония, долевая пневмония, плевропневмо­ния, фибринозная пневмония.

 

№ 12

а) Дыхание учащенное, поверхностное. Грудная клетка увели­чена в объеме, межреберные промежутки сглажены. При пальпации - ригидна, голосовое дрожание ослаблено.

б) При заболеваниях, осложненных правожелудочковой недос­таточностью (стеноз левого атриовентрикулярного отверстия, хроническая пневмония).

 

№ 13

а) Постоянная лихорадка febris continua.

б) При острых инфекционных заболеваниях (сыпной тиф, кру­позное воспаление легких).

 

№ 14

а) Гектическая или истощающая лихорадка febris hecfica.

б) При сепсисе, тяжелых формах туберкулеза.

№ 15

а) Волнообразная лихорадка febris undulas.

б) При бруцеллезе, лимфогранулематозе.

Приложение 7

 

Тест - контроль

«Методы обследования органов дыхания АФО

Приложение 7а

 

 

Приложение 8

 

Тест - контроль

"Перкуссия легких"

 

1. Целью и задачами сравнительной перкуссии являются:

а) установление границ легких

б) выявление патологических изменений в каком-либо участке легкого

в) установление высоты стояния верхушек легких

2. Целью топографической перкуссии являются:

а) определение голосового дрожания

б) выявление уплотнения легочной ткани

в) установление границ легких

г) выявление патологического очага в каком-либо участке

3. Громкий, продолжительный, низкий звук называется:

а) ясный легочный звук

б) тимпанит

в) тупой звук

г) коробочный звук

4. Над полостью в легком появляется при перкуссии:

а) тимпанит звук

б) ясный легочный

в) тупой звук

г) коробочный звук

5. При уплотнении легочной ткани появляется:

а) коробочный звук

б) ясный легочный звук

в) притупление

г) абсолютная тупость

6. При наличии жидкости в плевральной полости перкуторно:

а) тимпанит

б) коробочный звук

в) притупление

г) абсолютная тупость

7. При наличии воздуха

а) ясный легочный звук

б) тимпанический звук

в) тупость

г) коробочный звук

8. Граница легких по лопаточной линии:

а) 9 ребро

б)10 ребро

в) 11 ребро

г) 8 ребро

9. Активная подвижность легочного края определяется:

а) в зависимости от фаз дыхания

б) при глубоком вдохе

в) при глубоком выдохе

г) при спокойном дыхании

10. Экскурсия нижнего края легких в норме:

а) 2 – 4 см

б) 4 – 6 см

в) 6 – 8 см

г) 8 – 10 см

 

Приложение 8а

 

 

Эталон ответов

«Перкуссия легких»

 

 

1. б

2. в

3. а

4. а

5. в

6. г

7. б

8. б

9. а

10. в

 

Приложение 9

 

 

Тест - контроль

«Аускультации легких»

1. При везикулярном дыхании слышен:

а) вдох и более продолжительный выдох

б) вдох и выдох равны

в) плохо слышен вдох и выдох

г) весь вдох и 1/3 выдоха

2. При синдроме скопления жидкости или воздуха в плевральной полости дыхание:

а) жесткое

б) отсутствует

в) амфорическое

г) бронхиальное

3. Бронхиальное дыхание при патологии легких в результате

а) накопление жидкости в плевральной полости

б) уплотнение легочной ткани

в) накопление воздуха в плевральной полости

г) образование полости в легком

4. При синдроме образования полости в легком дыхание:

а) амфорическое

б) жесткое

в) везикулярное

г) отсутствует

5. Бронхиальное дыхание в норме выслушивается:

а) под лопаткой

б) над гортанью, трахеей

в) в нижних отделах легких

6. Сухие хрипы возможны при наличие:

а) жидкой мокроты в просвете бронхов

б) пропитывания экссудатом альвеол

в) отложение фибрина на листках плевры

г) вязкой мокроты в просвете бронхов

7. При отложении фибрина на листках плевры возникают:

а) сухие хрипы

б) влажные хрипы

в) шум трения плевры

г) крепитация

8. При синдроме образования полости в легком характерны:

а) влажные хрипы

б) сухие хрипы

в) крепитация

г) шум трения плевры

9. Крепитация выслушивается:

а) на вдохе

б) на выдохе

в) на высоте вдоха

г) во время вдоха и выдоха

10. Над полостью, сообщающихся с бронхом дыхание:

а) ослабленное

б) амфорическое

в) бронхиальное

г) жесткое

 

Приложение 9а

 

 

Эталон ответов

«Аускультации легких»

 

 

1. г

2. б

3. б

4. а

5. б

6. г

7. в

8. а

9. в

10. б

 

Приложение 10

 

 

ПЕРКУССИЯ ЛЕГКИХ

 

Задача 1

Над легкими при перкуссии выявляется ясный легочный звук.

а) Назовите условия для его возникновения.

б) Охарактеризуйте его физические свойства.

 

Задача 2

Дайте характеристику бедренному и желудочно-кишечному зву­ку.

 

Задача 3

У больного система органов дыхания без патологии.

а) Назовите высоту стояния верхушек.

б) Укажите расположение нижней границы легких.

 

Задача 4

У больного воздух в плевральной полости.

а) Назовите обозначение патологии.

б) Опишите изменения, получаемые при перкуссии грудной клетки.

в) Перечислите другие патологические состояния, при кото­рых выявляется такой перкуторный звук.

 

Задача 5

В альвеолах нижней доли правого легкого имеется и воздух, и жидкость.

а) Опишите характер перкуторного звука в данной области.

б) Назовите заболевания, при которых он наблюдается.

 

Задача 6

У больного диагностирован экссудативный плеврит.

а) Какой характер перкуторного звука отмечается в тре­угольнике Гарлянда?

б) Назовите условия его возникновения.

в) Перечислите заболевания, при которых может наблюдаться подобный звук.

 

Задача 7

В плевральных полостях содержится транссудат.

а) Дайте оценку перкуторному звуку в нижних отделах груд­ной клетки.

б) Назовите условия, при которых извлекается подобный звук.

 

Задача 8

У больного эмфизема легких.

а) Охарактеризуйте особенности перкуторного звука.

б) Назовите условия для его возникновения.

 

Задача 9

У больного под правой ключицей поверхностно расположенная полость диаметром 5 см, заполненная воздухом.

а) Дайте оценку характеру перкуторного звука в этой облас­ти.

б) Назовите особенности его оттенка при наличии гладких стенок.

 

Задача 10

В области средостения располагается опухоль больших разме­ров.

а) Охарактеризуйте звук, получаемый при перкуссии межлопа­точного пространства.

б) Перечислите заболевания, при которых может быть подоб­ный перкуторный звук.

Задача 11

У больного снижена эластичность легких и повышена их воз­душность.

а) Опишите высоту стояния верхушек и нижнюю границу лег­ких.

б) Охарактеризуйте подвижность нижнего края легких.

 

Задача 12

У больного инфильтрация (уплотнение) легочной ткани в об­ласти верхней доли правого легкого.

а) Дайте оценку перкуторному звуку в этой области.

б) Назовите, при каких заболеваниях может наблюдаться ана­логичный звук при перкуссии.

 

Задача 13

В просвете крупного бронха опухоль.

а) Охарактеризуйте перкуторный звук, получаемый в случае полного и неполного ателектаза легких.

б) Объясните механизм изменения звука в каждом случае.

Задача 14

У больного массивные спайки (шварты) после перенесенного правостороннего экссудативного плеврита.

а) Дайте оценку перкуторному звуку при выстукивании правой доли грудной клетки.

б) Охарактеризуйте подвижность нижнего легочного края с этой стороны.

Задача 15

У больного значительное скопление свободной жидкости в брюшной полости (асцит).

а) Опишите нижнюю границу легких.

б) Оцените подвижность легочного края в данном случае.

 

Задача 16

У больного установлен правосторонний экссудативный плев­рит.

а) Охарактеризуйте перкуторный звук на больной и здоровой стороне.

б) Объясните механизм его возникновения.

 

Приложение 10а

 

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

«ПЕРКУССИЯ ЛЕГКИХ»

 

Задача 1

а) Умеренная воздушность и достаточная эластичность легоч­ной ткани.

б) Громкий, продолжительный, низкий нетимпанический.

 

Задача 2

а) Бедренный звук - тихий, короткий, высокий, нетимпаниче­ский.

б) Желудочно-кишечный - громкий, продолжительный, низкий, тимпанический.

 

Задача 3

а) Спереди на 3-4 см выше ключицы, сзади – на уровне остистого отростка 7 шейного позвонка.

б)

  справа слева
по окологрудинной линии 5 ребро -
по срединно-ключичной линии 6 ребро -
по передней подмышечной линии 7 ребро 7 ребро
по средней подмышечной линии 8 ребро 8 ребро
по задней подмышечной линии 9 ребро 9 ребро
по лопаточной линии 10 ребро 10 ребро
по околопозвоночной линии на уровне остистого отростка 11 грудного позвонка на уровне остистого отростка 11 грудного позвонка

 

Задача 4

а) Пневмоторакс.

б) На больной стороне клетки - тимпанический перкуторный звук.

в) Большая каверна, полость после опорожнения абсцесса, бронхоэктаза (диаметром 3-4 см), причем особенно отчетливо при поверхностном их расположении.

 

Задача 5

а) Притуплено - тимпанический.

б) Начальная стадия и стадия разрешения крупозной пневмо­нии, отек легких, расслабление легочной ткани (компрессионный ателектаз, неполный обтурационный ателектаз).

 

Задача 6

а) Притуплено - тимпанический.

б) Снижение напряжения эластичности легочной ткани при од­новременном уменьшении ее воздушности; наличие в альвеолах воздуха и жидкости.

в) Начальная стадия и стадия разрешения крупозной пневмо­нии, отек легких, поджатое легкое, неполный обтурационный ате­лектаз.

 

Задача 7

а) Тупой (короткий, тихий, высокий, нетимпанический).

б) Уменьшение воздушности легочной ткани, появления новой безвоздушной ткани, жидкость или шварты в плевральной полости.

Задача 8

а) Коробочный или подушечный (громкий, низкий, продолжи­тельный, тимпанический).

б) Увеличение воздушности и снижение эластичности.

 

Задача 9

а) Тимпанический.

б) При наличии гладких стенок звук приобретает металличе­ский оттенок.

 

Задача 10

а) Тупой (короткий, тихий, высокий, нетимпанический).

б) Воспаление легких, инфаркт легкого, пневмосклероз, об­турационный ателектаз, абсцесс легкого (до сообщения с просве­том бронха), кровоизлияние в легочную ткань, опухоль легкого, жидкость в плевральной полости, большие наложения фибрина на плевральных листках.

 

Задача 11

а) Наблюдается высокое стояние верхушек и опущение нижней г



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.004 с.)