ТОП 10:

Сценарий методической разработки семинарского занятия



I. Тема занятия

1) Обоснование выбора темы.

2) Определение места темы в программе курса.

3) Цель занятия.

4) Задачи: познавательные, воспитательные, методические.

5) Литература. Обоснование отбора рекомендуемой литературы с учетом объема чтения, сложности текстов.

II. Форма организации семинара.

1) Обоснование выбора формы проведения семинара в связи с характером подготовки аудитории: а) вопросно – ответная форма (опрос); б) развернутая беседа на основе плана; в) доклады с взаимным рецензированием; г) обсуждение письменных рефератов с элементами дискуссии; д) групповая дискуссия: направляемая, свободная; е) учебно - ролевая игра.

2) Программа предварительной ориентировки студентов в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия, в литературе; распределение ролей участников обсуждения, требования к докладам, рефератам, форме и характеру обсуждения темы.

III. План и конспект хода занятия.

1) Программа содержания занятия: основные разделы темы, основные задачи каждого раздела темы, фиксация основных противоречий в ходе решения рассматриваемой проблемы.

2) Конспект содержания разделов программы. Выделение дидактических приемов, обеспечивающих выявление противоречий, доказательность и обоснованность рассматриваемых точек зрения. Выделение положений и задач, предполагающих групповые формы обсуждения. Приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия.

3) Резюме обсуждения темы на семинарском занятии.

4) Анализ хода семинарского занятия после его проведения.

 

Приложение 2

Опросные листы для квалиметрической (количественно-качественной, соответствующей требованиям)

оценки занятий, проводимых в режиме дидактической игры:

 

I. Опросный лист для квалиметрической характеристики лекции (да/нет).

1. Лектор не привел план лекции.

2. Не сформулировал задачи, которые должны быть решены на лекции.

3. Лектор зачитывает заранее подготовленный текст.

4. Язык лектора профессионально корректен.

5. Дикция лектора ясная, четкая.

6. Лектор адекватно оценивает уровень подготовленности аудитории.

7. Использует наглядные средства не всегда умело.

8. Акцентирует внимание на положениях, имеющих принципиальное значение.

9. У лектора нет контакта с аудиторией.

10. Лишь некоторые студенты следят за ходом лекционного изложения.

11. Лектор не обращает внимания на студентов, занятых посторонними делами.

12. Лектор убедительно изложил свою точку зрения на рассматриваемые вопросы.

13. Тема лекции не раскрыта.

14. Лектор ограничился изложением фактов.

15. Лектору удается поддерживать интерес аудитории к излагаемому материалу в течение всей лекции.

16. Лектор привел убедительные аргументы и факты в пользу своей позиции.

17. Лектор работает с аудиторией в целом.

18. Не показана связь темы лекции с другими темами лекцион­ного курса.

19. Сформулированы задачи для самостоятельной работы по предмету.

20. Лектор адекватно оценивает собственный стиль лекционного изложения.

II. Опросный лист для квалиметрической характеристики семинарского занятия (да/нет)

1. Четко сформулированы вопросы, подлежащие обсуждению.

2. Выделены ошибки, которые могут быть допущены в понимании обсуждаемых вопросов.

3. Очерчено многообразие позиций, которые должны быть приняты во внимание.

4. Учтены затруднения, которые могут возникнуть у участников в ходе обсуждения.

5. Преподаватель следит за тем, чтобы ключевые термины употреблялись в одном и том же смысле всеми дискутантами.

6. Преподаватель обращает внимание на то, чтобы проводились различия между защищаемыми тезисами и процедурами, использованными для получения эмпирических данных.

7. Преподаватель обращает внимание на то, чтобы проводились отличия между высказываемыми тезисами и гипотезами.

8. Преподаватель следит за тем, чтобы не смешивались мнения участников и знания, которыми они оперируют.

9. Преподаватель предоставляет возможность всем участникам высказать свое мнение.

10. Преподаватель следит за тем, чтобы обсуждение не выходило за рамки темы дискуссии.

11. Преподаватель формулирует выводы, которые обобщают высказанные позиции.

12. Преподаватель формулирует задачи, которые должны быть решены отдельными участниками в ходе самостоятельной работы по предмету.

13. Направляет выступления участников так, чтобы они высказывали свое отношение к уже высказанным мнениям.

14. Преподаватель высказывает свое мнение по поводу выступлений участников и дает им оценку.

15. Преподаватель обращает внимание на манеру поведения дискутантов.

16. Преподаватель подводит итоги проведенному занятию.

17. Преподаватель правильно оценивает уровень подготовленности аудитории.

18. Преподаватель ориентируется только на уровень отдельных студентов.

19. Преподаватель учитывает интересы только отдельных студентов.

20. Преподаватель формально выполняет свои функции руководителя семинара.

 

Опросный лист для квалиметрической характеристики

практического знания (да/нет)

1. Преподаватель оценивает уровень подготовленности студентов к выполнению практических заданий.

2. Преподаватель проверяет правильность выполнения студентами домашних заданий.

3. Дает четкие инструкции к выполнению предлагаемых на занятии заданий.

4. Контролирует правильность выполнения предусмотренных процедур.

5. Знакомит студентов с вариантами интерпретации результатов.

6. Оценивает обоснованность предлагаемых интерпретаций.

7. Ориентирует на использование стандартизированных процедур сбора данных.

8. Формулирует четкие правила обработки эмпирических данных.

9. Знакомит студентов с оригинальными методиками.

10. Студенты не проявляют заинтересованности в выполнении предлагаемых заданий.

11. Задания слишком сложны для большинства.

12. Задания тривиальны.

13. Студенты выполняют задания формально.

14. Преподаватель организует групповую работу.

15. Преподаватель не обращает внимания на допускаемые студентами ошибки.

16. Преподаватель не формулирует домашних заданий.

17. На занятии используется современное оборудование.

18. Используются современные средства обработки данных.

19. Преподаватель организует обсуждение полученных результатов.

20. Преподаватель оценивает работу студентов на занятии.

 

Приложение 3

Типичные советы студентам и

школь­никам при подготовке к экзаменам:

1) Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. Составляя план на каждый день, необходимо четко определить, что именно вы будете изучать сегодня. При этом следует избегать обобщенных формулировок: «Немного по­занимаюсь», следует указывать, какие именно разделы вы будете прорабаты­вать сегодня.

2) Полезно определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

3) Конечно, хорошо начинать с самого трудного, т. е. с того раздела, который вы заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голо­ву ничего не идет — как говорится, «нет настроения». В таком случае полезно начать с того, что вы знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вы войдете в нужный ритм рабо­ты и сможете перейти к более трудным разделам.

4) Полезно чередовать работу и отдых. Перерывы лучше делать по завершении изучения какой-либо части учебного материала, примерно каждый час. Пере­рывы лучше не затягивать, но стараться сделать их активными. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку. Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или раздела учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого вниматель­но, медленно прочитайте учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа. Надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять материал. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

5. При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал, составляя план, схемы, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фикса­ция на бумаге очень важна. Планы полезны и потому, что их легко использо­вать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно при ответе на экзаменах.

6. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы ответов на все вопросы, которые были прорабо­таны в этот день.

7. Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто изложите маме, другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны. Перед устным экзаменом хорошо попробо­вать изложить ответы на наиболее трудные вопросы, стоя перед зеркалом (же­лательно таким, чтобы можно было видеть себя в полный рост), обращая вни­мание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем значительнее различия в состояниях человека в тот мо­мент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Гото­виться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, вол­нение. Когда вы излагаете ответ или записываете его на магнитофон, вы сбли­жаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете па­мять, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, какие аспекты материала вы усвоили твердо.

8. Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько информации по этому предмету вы уже усвоили, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, которые вы рассматриваете как свою основную пробле­му. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекиды­вая мостик между тем, что вы знаете и чего не знаете.

 

При подготовке разработки в области практической психологии студентом должны быть освоены следующие умения:

1) Обоснование актуальности задачи, на решение которой направлена работа;

2) определение предмета и объекта практической психологической работы;

3) формулировка цели и задач, на решение которых направлена разрабатываемая методика;

4) характеристика новизны разрабатываемой или адаптируемой методики;

5) планирование основных этапов разработки (или адаптации) методики практи­ческой психологической работы и понимание задач, которые решаются на каж­дом из них;

6) подбор методов и методик для решения поставленной задачи практической психологии;

7) практическое освоение методик психодиагностики, консультирования, психо­терапии, коррекционной, развивающей психологической работы или работы по психопрофилактике и психологическому просвещению, понимание их мес­та в решении поставленной задачи практической психологии;

8) количественная обработка результатов проведенной работы;

9) качественная обработка результатов проведенной работы;

10) полное, стилистически правильное и грамотное описание процесса и результа­тов практической психологической работы, убедительность аргументации;

11) качественный и количественный анализ эффективности проведенной практи­ческой психологической работы, ее интерпретация;

12) характеристика новизны и специфики разработанной методики практической психологической работы, выводов по ее апробации, описание возможностей и ограничений в ее применении,»рекомендаций по использованию;

13) грамотное оформление работы.

Обучение этим умениям осуществляется под научным руководством опытных преподавателей. Они проводят консультации, на которых оказывают студентам методологическую и методическую помощь. Поиск литературы по теме и отбор необходимого содержания осуществляется студентами самостоятельно.

Продуктивность самостоятельной работы во многом зависит и от самоорганизации. Мы можем только дать некоторые рекомендации.

Во-первых, Вам нужно учитывать распределение личного времени: на труд, на отдых, на развлечения и т.д. Стоит взять за правило ежедневно посвящать самостоятельному учебному труду определенное количество часов (рассчитывайте это время самостоятельно).

Во-вторых, способствует эффективной работе порядок на рабочем месте, его хорошее освещение, удобный стул, наличие канцелярских принадлежностей.

В-третьих, Ваша креативность зависит от общего состояния организма. Не следует работать при физическом переутомлении или болезненном состоянии.

В-четвертых, следует выработать строгий режим для познавательной деятельности. Общеизвестно, что самое оптимальное время для мыслительной деятельности – это утро и непоздний вечер (с 17 до 21 часа). Очень важно восстановление сил перед самостоятельной работой. Вы пришли домой после занятий – обязательно отдохните (не менее одного часа). Не стоит напрягать уставший организм! Если планируется долгий процесс, то без перерыва можно работать не более двух часов, потом нужно сделать 10-15 минутный перерыв. Если Вы работаете с перерывами уже более пяти часов, необходимо обязательно прерваться на час и отдохнуть. В целом, в сутки для отдыха Вам нужно не менее 7-8 часов непрерывного сна, а днем – не менее одного часа отдыха.

В-пятых, возможна активизация мыслительного процесса следующими способами: вышеуказанное чередование труда и отдыха, а также в процессе изучения материала переключаться на другие науки (например, 40 минут заниматься теорией государства и права и 40 минут – историей отечественного государства и права) или другие виды деятельности (читать учебник, писать конспект, отвечать на тестовые задания и т.д.).

Очень важно в период активного учения усилить Ваше питание. Переходите на четырехразовый режим: 7-8 утра – завтрак, 11-12 – ланч, 16-17 – обед и в 21 час – легкий ужин. И аксиома: не занимайтесь мыслительным трудом (чтение, заучивание, вспоминание и т.д.) во время еды.

Таким образом, Вы можете выполнять самые простейшие требования: «Занимайтесь систематически, организуйте свое рабочее место, не утомляйтесь и отдыхайте!» – и тем самым, повысите эффективность своей самостоятельной работы.

 

Приложение 4







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.014 с.)