Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий



 

К правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий согласно Гражданского кодекса РФ, часть четвёртая, раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», глава 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий» (от 18 декабря 2006 г.) относятся:

· право на фирменное наименование,

· право на товарный знак и знак обслуживания,

· право на наименование места происхождения товара,

· право на коммерческое обозначение.

Фирменное наименование служит для обозначения юридического лица, являющегося коммерческой организацией, для того, чтобы оно выступало в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Содержит указание на его организационно-правовую форму и само наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Товарный знак – самостоятельный объект промышленной собственности, указанный в Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.), участницей которой является Россия.

Товарные знаки индивидуализируют результаты деятельности предприятий, позволяют отличать товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей.

Функции товарного знака:

· отличительная (обозначение изготовителя);

· индивидуализирующая (выделяющая конкретный товар);

· рекламная;

· охранительная (защитная);

· эстетическая;

· стимулирующая (качественная);

· регулятивная (упорядочение выпуска и сбыта товаров)

Товарные знаки в настоящее время охраняются на основе Гражданского кодекса РФ, часть четвёртая, раздел VII, глава 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий».

Товарные знаки являются объектами исключительного права.

Пример товарного знака и его описание из базы данных Американского ведомства по патентам и товарным знакам (USPTO) приведены в Приложении 5.

 

Товарный знак может быть представлен в виде:

1. Слов:

Фантазийные («Вимм-Билль-Данн», «Coca-Cola»). Вымышленные обозначения конструируются по принципу легкой запоминаемости.

 

 

Произвольные («Apple», «Мишка косолапый», «Лада»). Обозначения, которые несут смысловую нагрузку в повседневном обиходе, но не связаны с обозначаемым товаром.

 

Намекающие («Домик в деревне»). Обозначения содержат упоминание об отдельных характеристиках товара, не описывая его.

 

 

Описательные («Майский чай», «Lipton Yellow Label Tea»).

Обозначения прямо указывают на товар или услугу.

 

 

 

2. Букв и цифр («ЗИЛ», «Камаз», «555», «Chanel №5»). Знак может содержать одну или более букв, цифр или любое их сочетание.

 

 

3. Изображения. Эта категория включает фантазийные изображения, рисунки, символы, в том числе оригинальные изображения товаров.

 

 

 

4. Комбинации элементов («Большой театр», «Pizza Hut»). Обозначения состоят из словесных и изобразительных элементов, в которых слова и изображения имеют тождественное содержание.

 

 

 

5. Цветных знаков («Билайн», «MasterCard»). Эта категория включает слова, изображения и любые их интерпретации в цветном исполнении.

 

 

 

6. Пространственных (объемных) изображений («Mercedes», «BMW»).

 

 

7. Экзотических товарных знаков, которые официально не регистрируются в РФ:

· слышимые (звуковые)

· невидимые (распознаваемые на ощупь)

· обонятельные (имеющие присущий им запах)

· световые (подсветка).

Так, в США в качестве знаков обслуживания могут быть зарегистрированы звуковые символы, передаваемые по радио и телевидению. На практике это означает, что при подаче заявки в патентное ведомство представляют кассету с записью соответствующего звукового ряда. Примером использования обонятельного знака является, например, распознавание салфеток, бумаги по специфическому аромату. Реально зарегистрирован в США пахнущий знак для ниток в виде свежего цветочного аромата.

Виды товарных знаков, использование которых предусмотрено законодательством РФ:

· словесные,

· изобразительные,

· объемные,

· комбинация выше перечисленных видов и др.

Владелец знака по его желанию может проставлять рядом с ним предупредительную маркировку, указывающую на то, что обозначение является зарегистрированным товарным знаком. Предупредительная маркировка в виде взятой в кружок буквы «R» латинского алфавита была принята Законом о товарных знаках США и стала общепринятым символом зарегистрированного знака.

Обязательное использование предупредительной маркировки ни национальным законодательством, ни Парижской конвенцией не предусмотрено.

Правовая охрана товарных знаков предоставляется на основании их государственной регистрации. Регистрация является актом, фиксирующим объект охраны и перечень товаров, для обозначения которых предназначен товарный знак.

Регистрация является средством оповещения общественности об установлении исключительного права на знак путём опубликования в официальном издании патентного ведомства РФ (Бюллетень «Товарные знаки, знаки обслуживания и знаки наименования мест происхождения товаров»).

Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться зарегистрированным обозначением, а также запрещать другим лицам его использование.

Сфера действия исключительного права ограничивается:

· перечнем товаров,

· территорией страны регистрации,

· сроком регистрации.

Требования к охраноспособности обозначения исключают возможность использования обозначений (ст. 1483):

· содержащих элементы, не обладающие различительной способностью (НИИ, СКБ, УПК и т.д.);

· представляющих собой геометрические фигуры или их название;

· содержащих общепринятые символы и термины (ампер, ватт, катер и т.д.);

· представляющих собой государственную символику (гербы, флаги, эмблемы и т.п.);

· являющихся ложными или способными ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя;

· нарушающих права третьих лиц (сходства или тождественность с ранее зарегистрированными обозначениями);

· противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Приоритет товарного знака – дата поступления в патентное ведомство РФ заявки о регистрации товарного знака.

Состав документов заявки на товарный знак:

· заявление о регистрации с указанием заявителя и данных о нем;

· описание заявленного обозначения (словесное и изобразительное, при необходимости);

· перечень групп товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака (в соответствии с Ниццским соглашением 1957 г. о международной классификации товаров и услуг);

· документ об уплате патентной пошлины.

Экспертиза заявки на товарный знак осуществляется в две стадии – предварительная экспертиза и экспертиза по существу.

Предварительная экспертиза рассматривает содержание заявки и ее соответствие установленным требованиям.

Экспертиза заявленного обозначения (экспертиза по существу) проверяет соответствие заявленного обозначения определению «товарный знак» и устанавливает, не является ли оно обозначением, которое не может быть зарегистрировано на основании статьи 1483 Гражданского кодекса РФ, часть четвёртая.

Результатом положительнойэкспертизы по существу является выдача охранного документа – Свидетельства о регистрации товарного знака сроком на 10 лет (Заявление о выдаче Свидетельства на товарный знак представлено в Приложении 6).

Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на 10 лет по заявлению правообладателя. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.

Апелляция на отрицательное решение экспертизы по существу подается в Палату по патентным спорам патентного ведомства РФ.

Гражданский кодекс РФ, часть четвёртая, раздел VII, глава 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий» устанавливает принцип обязательного использования товарного знака. Под этим понимается фактическое применение товарного знака на товарах или упаковке зарегистрированного обозначения.

Неиспользованиенепрерывно в течении трёх лет с даты регистрации предполагает аннулирование свидетельства о регистрации товарного знака.

Передача прав на товарный знак может осуществляться в виде:

· отчуждения исключительного права на товарный знак;

· выдачи лицензий на использование товарного знака.

 

Прекращение правовой охраны товарного знака наступает:

· в случае окончания срока действия свидетельства на товарный знак;

· на основании решения о досрочном прекращении правовой деятельности товарного знака в связи с его неиспользованием;

· на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны в случае прекращения юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя;

· в случае отказа правообладателя от права на товарный знак.

За незаконное использование товарного знака наступает административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

Споры, рассматриваемые в судебном порядке:

· о нарушении исключительного права на товарный знак;

· о досрочном прекращении правовой охраны;

· о заключении и об исполнении лицензионного договора и договора о передаче исключительного права на товарный знак;

· о незаконном использовании наименования места происхождения товара.

Суды, в которых рассматриваются споры, могут быть гражданскими, арбитражными, третейскими.

Регистрация товарных знаков за рубежом осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ, часть четвёртая, раздел VII, глава 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг ипредприятий», где декларируется право обладателя подать заявку на регистрацию своего товарного знака за рубежом.

Международная регистрация товарных знаков осуществляется в соответствии с положениями Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков (1891 г.). Целью соглашения было создание системы международной регистрации товарных знаков.

В рамках соглашения осуществляется возможность получения правовой охраны товарного знака, зарегистрированного в стране происхождения, во всех странах Мадридского союза на основании одной заявки, поданной в международное бюро ВОИС через национальное патентное ведомство.

Таким образом, Мадридское соглашение не касается вопросов материального права и по своему характеру является инструментом, способствующим упрощению процедуры получения правовой охраны товарных знаков в странах-участницах соглашения.

 

Знак наименования места происхождения товара – обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращённое наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. («Боржоми», «Якутские алмазы», «Палех», «Русский квас», «Тульский пряник», «Вологодские кружева» и т.д.).

Знак охраны наименования места происхождения товара дает возможность обладателю Свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара оповещать о своём исключительном праве. Рядом с наименованием места происхождения товара может помещаться знак охраны в виде словесного обозначения «зарегистрированное наименование места происхождения товара» или «зарегистрированное НМПТ», указывающий на то, что применяемое обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в Российской Федерации.

Заявка на наименование места происхождения товара содержит:

· заявление о государственной регистрации;

· заявляемое обозначение;

· указание товара, в отношении которого испрашивается государственная регистрация;

· указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют или могут определять особые свойства товара;

· описание особых свойств товара.

Коммерческое обозначение используется юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческими организациями, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальными предпринимателями. Коммерческое обозначение используется для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий. Коммерческое обозначение, не является фирменным наименованием и не подлежит обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий.

Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание.

Исключительное право на секрет производства может быть отчуждено другому лицу на основании договора об отчуждении исключительного права на секрет производства или передано на основании лицензионного договора.

 

 

2. Лицензирование и передача технологий

 

Для коммерческой реализации интеллектуальной собственности возможны два пути:

· использование объектов интеллектуальной собственности в собственном производстве для выпуска товаров или оказания услуг с их последующей реализацией на рынке;

· отчуждение исключительного права на объекты интеллектуальной собственности или предоставление лицензионного соглашения заинтересованным физическим или юридическим лицам.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.052 с.)