Представительная и прямая демократия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представительная и прямая демократия.



Представительная демократия — политический режим, при котором хотя основным источником власти и признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительное правление необходимо и даже неизбежно, особенно когда из-за больших территорий или вследствие других причин (прежде всего необходимости опыта в управлении) затруднено регулярное непосредственное участие граждан в принятии решений, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания лиц не имеющих опыта принятии таких решений и/или специальных знаний.

Основные черты:

· принятие всех законов, бюджета, установление налогов и сборов представительным органом (парламентом и т.п). В большинстве государств (в том числе и в России) законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются исполнительной властью (президентом или монархом) с правом её отправлять проект закона или бюджета на повторное рассмотрение. Кроме того, в ряде государств круг вопросов, по которым принимаются законы, может быть ограничен (в России такого ограничения нет).

· формирование исполнительной власти (правительства) представительным органом. В большинстве государств (в том числе и в России) парламент утверждает кандидатуры членов правительства или председателя правительства, предложенную президентом или монархом.

· право законодательной инициативы - в большинстве государств принадлежит только группам из депутатов, при этом право законодательной инициативы принадлежит также и президенту или монарху, в ряде государств (в том числе и России) законодательная инициатива принадлежит и отдельным депутатам.

· парламентский контроль над правительством: включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства и/или министров давать регулярный отчёт перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчёт и право парламента объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в России) правительство и министры смещаются указом президента или монарха на основании недоверия со стороны парламента.

Недостатки:

· формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, заведомо представляющие интересы лишь части избирателей;

· разделение общества на 2 категории, "избирателей" и "избираемых", где лишь последние участвуют реально в управлении, тогда как первые лишь делегируют им право на управление;

· неизбежное образование т.н. "электоральной элиты" (иногда называемой "естественной аристократией") из состава потенциально избираемых лиц, т.к. для успешности выигрыша выборов избираемые должны иметь такие качества, которые их обязательно отличают от основной массы избирателей.

Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.

Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан, так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государственного управления).

Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).

Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.

Соотношение представительной и прямой демократии:

Непосредственную демократию отличают от представительной демократии, где осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты.

Главными особенностями представительной демократии является передача определённых функций (полных или частичных) законотворчества и контроля со стороны граждан — представительным органам. В отличие от прямой демократии это позволяет наиболее быстро решать глобальные стратегические вопросы общего характера.

Главными недостатками выборной представительной демократии по сравнению с прямой — подверженность коррупции, борьба за власть и контроль за финансовыми потоками, манипуляции общественным мнением и частым нарушением прав и свобод человека при недостаточной защите их в законодательстве государств.

В политической истории встречались ситуации использования институтов непосредственной демократии в ущерб представительной и наоборот.

В идеальной форме представительная демократия существует только в ограниченном круге развивающихся государств, современная тенденция построения наиболее развитых обществ предполагает встроенный в неё институт прямой демократии, уровень которой в каждом отдельном случае имеет специфические особенности.

На базе политического опыта Пятой республики во Франции была разработана политико-правовая теория плебисцитарной демократии. Согласно ей условия существования высокоразвитого индустриального общества требуют концентрации всей политической и административной власти в руках динамичного общенационального лидера («сильного» президента) и подчинённого ему высокопрофессионального бюрократического аппарата. В интересах обеспечения полной политической стабильности президент должен опираться не на «деградирующие» парламентские учреждения, а непосредственно на волеизъявление нации, выражаемое через плебисциты (посредством которых избирается президент и проводятся предложенные им важнейшие решения).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.004 с.)