ТОП 10:

Методы психологического воздействия в массовой коммуникации.



В качестве основных средств информационно-психологического воздействия на человека в обобщенном виде выделяются следующие:

· средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например, интернет и т.п.);

· литература (в том числе, художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.);

· искусство (в том числе, различные направления так называемой массовой культуры и т.п.);

· образование (в том числе, системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.);

· воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций - формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.);

· личное общение.

Внутренние источники угроз информационно-психологической безопасности личности заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида.

В силу этих особенностей люди отличаются степенью восприимчивости к различным информационным воздействиям, возможностями анализа и оценки поступающей информации и т.д. Кроме индивидуальных особенностей есть и определенные общие характеристики и закономерности функционирования психики, которые влияют на степень подверженности информационно-психологическому воздействию и присущи большинству людей.

2. Механизмы воздействия:

1. Заражение – это механизм одновременного сопереживания и общего психического состояния партнеров.

Психологические особенности:

§ носит невербальный характер

§ проявляется спонтанно как внутренний механизм поведения

§ имеет бессознательную основу

§ действует только в конкретной ситуации

§ носит кратковременный характер

§ эффективность заражения связана с количеством партнеров (чем больше партнеров, тем в большей степени действует механизм заражения). Негативный – паника, позитивный – смех.

§ работает только в эмоциональной сфере

2. Подражание – это механизм воспроизведения индивидом определенных внешних черт, образцов поведения, манер, действий, которые сопровождаются определенной эмоциональной и рациональной направленностью (Габриэль Тард и Густав Лебон). Виды подражания:

§ логическое – нелогическое (аллогичное) подражание

§ внешнее – внутреннее подражание

§ подражание-мода – подражание-обычай (устойчивее)

§ подражание внутри социального слоя – подражание одного социального слоя другому

3. Внушение (суггестия) – это механизм одностороннего активного и персонифицированного воздействия на человека или группу. Основан на НЕкритичности восприятия и готовности действовать определенным образом. (В.М. Бектерев)

Суггестор – тот, кто воздействует

Суггеренд – тот, но кого воздействуют

Контрсуггестия – защитные механизмы от внушения, которые выстраивает суггеренд

Контрконтрсуггестия – внушение суггестора, направленное на снятие контрсуггесии у суггетора.

Структурные элементы внушения:

1. операционный – предполагает внушающее воздействие на суггеренда. Содержит два подэтапа:

- подготовительный – психологическая и фактическая подготовка суггеренда к применению внушения

- исполнительный – суггестор влияет на различные личностные особенности суггеренда к (например, формируются установки у суггеренда)

2. процессуальный – принятие суггерендом внушения

3. результативный – проявление ответных реакций суггеренда

Виды внушения:

~в зависимости от целей воздействия

1. преднамеренное внушение – целенаправленное и сознательно организованное воздействие

2. непреднамеренное внушение – нет цели внушения, внушение может быть случайным

~в зависимости от содержания и характера внушения

1. специфическое внушение – внушение конкретных идей, мыслей, действий

2. неспецифическое внушение – внушение определенных психических состояний

3. положительное внушение – при нем происходит формирование положительных качеств или состояний

4. отрицательное внушение – при нем происходит формирование отрицательных качеств или состояний

~ в зависимости от способов и приемов внушения

1. прямое (открытое) внушение – открытость цели, прямая направленность на суггеренда

2. косвенное (закрытое) внушение – опосредованное внушение с закрытой целью

~ в зависимости от количества субъектов

1.индивидуальное внушение – внушение, направленное на одного субъекта

2.групповое внушение – внушение, при котором субъектом является группа

~ в зависимости от соотношения между воздействием и ответной реакцией суггеренда

1. непосредственное внушение – реакция суггеренда проявляется в процессе внушения

2. отсроченное внушение – существует временной разрыв между воздействием суггестора и ответной реакцией суггеренда

Внушаемость – это уровень восприимчивости к внушению, субъективной готовности испытать внушающее воздействие и подчиниться ему.

Факторы, влияющие на внушаемость:

1) возраст (дети и старики – самые внушаемые)

2) психологические особенности:

- особенности темперамента (более внушаемые – меланхолики и холерики, флегматики – наименее внушаемые)

- актуальное психологическое состояние (неуверенность, тревожность, повышенная эмоциональность и впечатлительность повышают внушаемость)

- низкая самооценка (повышает внушаемость)

- слабость логического анализа (повышает внушаемость)

- комплекс неполноценности (повышает внушаемость)

- полоролевые особенности (женщины более внушаемы)

Ситуативные особенности

- некоторые психические состояния (покой, расслабленность, сильное эмоциональное возбуждение, стресс, утомление, психо-соматические заболевания повышают внушаемость)

- низкий уровень осведомленности и компетентности (повышает внушаемость)

- неопределенность (повышает внушаемость)

- высокая степень значимости (повышает внушаемость)

- дефицит времени (повышает внушаемость)







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.203.142 (0.005 с.)