Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Массовая коммуникация: понятие, особенности, место и роль в современном обществе.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Сегодня социальный опыт и знания формируются благодаря двум основным составляющим. Первая предполагает наличие реального социального общения, взаимодействия. Вторая формируется за счёт восприятия информации. Так называемая структурная информация осваивается индивидом на ранней стадии социализации с помощью традиционных типов общения (межличностное общение в семье, малой группе, школе) и составляет своеобразное ядро структуры личности: убеждения, установки, ценностные ориентации. В дальнейшем устойчивую ориентацию человека создает фундаментальная информация, приобщающая личность к профессии, науке, искусству - это уже более поздний этап вхождения человека в общество. Такая информация поступает к индивиду преимущественно по каналам специальных коммуникаций. Сравнительно со структурной информацией, она формирует его знания и интересы более актуального характера. Оперативная информация актуализирует для каждого индивида морально-этические, правовые, идеологические и прочие нормы сегодняшнего общества. Преимущественный канал распространения такой информации – массовые коммуникации. Если взглянуть на этот процесс в динамике, доля оперативной информации (относительно структурной и фундаментальной) заметно возрастает в сознании человека массового общества. Соотношение этих слоев на информационном срезе общества делает возможным два вывода. Во-первых, само содержание информации в этом случае выступает интегрирующим фактором, преодолевающим групповые перегородки внутри общества. Во-вторых, массовая оперативная информация носит надстроечный характер относительно двух базисных для индивида и общечеловеческой культуры слоев структурной и фундаментальной информации, но ее влияние ограничивается «поверхностным» положением относительно системы ценностей, установок, убеждений, базисных для отдельной личности и определенной культуры. Итак, в процессе массовой коммуникации распространяется оперативная информация. Применительно к условиям современного информационного общества, в котором представления и опыт человека немыслимы без посредничества масс-медиа, этот вывод психологов и социологов актуален вдвойне. Массовая коммуникация является мощным источником и средством распространения информации, но контекст этого распространения - противоречив и неоднозначен. С одной стороны, в условиях глобализации СМИ объединяют мир, с другой стороны, новые технологии, изменяя природу СМИ, разъединяют мир на отдельные сегменты соответственно индивидуальным и групповым интересам и предпочтениям.
МК ныне – важнейший источник образцов поведения, даже стиля жизни. Её возможности в поддержании определённого социального порядка – велики. Ресурсы смк – важнейшие из ресурсов власти Коммуникация невозможна без отправителя информации (коммуникатора, передающей стороны), канала передачи, собственно сообщения, приемника информации, отношений передающей и принимающей сторонами. Характерной чертой информации, транслируемой через масс-медиа, является её универсально-обезличенный, деперсонализированный характер, обусловленный тем, что сообщение адресовано не конкретному человеку, а достаточно широкой аудитории, поэтому информация должна быть предельно внятной, доступной, стандартизированной. Каждый из видов масс-медиа (пресса, радио, телевидение, интернет) использует при передаче информации специфические символические формы и средства: видео- или звуковой ряд, текст, изображение, которые по-разному воздействуют на реципиента. Традиционными для исследователей коммуникации, являются следующие вопросы, которые наиболее удачно сформулировал Г. Лассуэл (Лассвел): - Кто и кому передаёт информацию? (Источники и потребители). - Почему осуществляется коммуникация? (Функции и цели). - Как происходит коммуникация? (Каналы, язык, коды). - В чём состоит содержание коммуникации? (Сообщения). - Каковы последствия коммуникации? (Эффекты планируемые и непланируемые). Уточняя определения массовой коммуникации, современные авторы фиксируют следующее: «Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей». «Массовая коммуникация включает институты, посредством которых специализированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т.д.) для распространения символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям».
«Массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации». Сам коммуникативный процесс можно рассматривать как социальное явление, массовую коммуникацию как социальную подсистему общества в целом, как вид духовно-практической деятельности, то есть деятельности по трансляции, переносу в практическое сознание ценностей специализированного сознания в форме оценок, которые всегда являются оценками тех или иных социальных общностей, групп. Субъектами массовой коммуникации выступают субъекты внедряемых ценностей, то есть социальные общности, группы, стремящиеся представить собственные ценности в качестве общих для всего общества, и, соответственно, свои оценки в качестве общезначимых, свои социальные установки в качестве общих для всех. Объектом массово-коммуникационной деятельности является массовое сознание. Функцией массовой коммуникации как деятельности является перенос, трансляция в массовое сознание теми или иными социальными группами определенного фрагмента продуктов специализированного сознания в форме оценок определенного вида явлений и фактов, актуальных с общественной и временной точек зрения. Следует различать термины «массовая информация» и «массовая коммуникация». Эти понятия – не совпадающие и даже не пересекающиеся. Информация существует практически везде - как в природе, так и в социуме. Эта информация существует объективно, то есть независимо от нашего знания о ней. Коммуникация, в свою очередь, является сугубо социальным явлением и осуществляется посредством различного рода информации. Другими словами, информация есть средство актуализации коммуникации как процесса, но не наоборот, так как информация актуализируется в сознании индивида самыми различными средствами, например, наблюдениями за окружающим миром. Средства массовой информации — четвертая власть. Эта известная и растиражированная поговорка настолько прочно укоренилась в сознании, что не возникает никаких сомнений в том, что это действительно так. Но это власть не в прямом ее понимании, а власть над умами людей, огромный, ничем непоколебимый авторитет, в основе которого высокий уровень доверия к средствам массовой информации у значительной части общества, особенно старших поколений, формировавшийся десятилетиями диктатуры «правильной точки зрения», пропагандируемой государственно-партийными СМИ. Эволюция средств массовой коммуникации рассматривается через призму развития социальной жизни людей, человеческой культуры в целом, показывает, как постепенно увеличивалась скорость обмена информацией и, соответственно, шло формирование системы средств массовой коммуникации и информации от простых, исторически первых форм (адресные бюро, газеты) к современным, основанным на новейших информационных технологиях.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.181.19 (0.021 с.) |