ТОП 10:

Массовая коммуникация: понятие, особенности, место и роль в современном обществе.



Сегодня социальный опыт и знания формируются благодаря двум основным составляющим. Первая предполагает наличие реального социального общения, взаимодействия. Вторая формируется за счёт восприятия информации. Так называемая структурная информация осваивается индивидом на ранней стадии социализации с помощью традиционных типов общения (межличностное общение в семье, малой группе, школе) и составляет своеобразное ядро структуры личности: убеждения, установки, ценностные ориентации. В дальнейшем устойчивую ориентацию человека создает фундаментальная информация, приобщающая личность к профессии, науке, искусству - это уже более поздний этап вхождения человека в общество. Такая информация поступает к индивиду преимущественно по каналам специальных коммуникаций. Сравнительно со структурной информацией, она формирует его знания и интересы более актуального характера. Оперативная информация актуализирует для каждого индивида морально-этические, правовые, идеологические и прочие нормы сегодняшнего общества. Преимущественный канал распространения такой информации – массовые коммуникации. Если взглянуть на этот процесс в динамике, доля оперативной информации (относительно структурной и фундаментальной) заметно возрастает в сознании человека массового общества. Соотношение этих слоев на информационном срезе общества делает возможным два вывода. Во-первых, само содержание информации в этом случае выступает интегрирующим фактором, преодолевающим групповые перегородки внутри общества. Во-вторых, массовая оперативная информация носит надстроечный характер относительно двух базисных для индивида и общечеловеческой культуры слоев структурной и фундаментальной информации, но ее влияние ограничивается «поверхностным» положением относительно системы ценностей, установок, убеждений, базисных для отдельной личности и определенной культуры. Итак, в процессе массовой коммуникации распространяется оперативная информация. Применительно к условиям современного информационного общества, в котором представления и опыт человека немыслимы без посредничества масс-медиа, этот вывод психологов и социологов актуален вдвойне.

Массовая коммуникация является мощным источником и средством распространения информации, но контекст этого распространения - противоречив и неоднозначен. С одной стороны, в условиях глобализации СМИ объединяют мир, с другой стороны, новые технологии, изменяя природу СМИ, разъединяют мир на отдельные сегменты соответственно индивидуальным и групповым интересам и предпочтениям.

МК ныне – важнейший источник образцов поведения, даже стиля жизни. Её возможности в поддержании определённого социального порядка – велики. Ресурсы смк – важнейшие из ресурсов власти

Коммуникация невозможна без отправителя информации (коммуникатора, передающей стороны), канала передачи, собственно сообщения, приемника информации, отношений передающей и принимающей сторонами. Характерной чертой информации, транслируемой через масс-медиа, является её универсально-обезличенный, деперсонализированный характер, обусловленный тем, что сообщение адресовано не конкретному человеку, а достаточно широкой аудитории, поэтому информация должна быть предельно внятной, доступной, стандартизированной. Каждый из видов масс-медиа (пресса, радио, телевидение, интернет) использует при передаче информации специфические символические формы и средства: видео- или звуковой ряд, текст, изображение, которые по-разному воздействуют на реципиента.

Традиционными для исследователей коммуникации, являются следующие вопросы, которые наиболее удачно сформулировал Г. Лассуэл (Лассвел): - Кто и кому передаёт информацию? (Источники и потребители). - Почему осуществляется коммуникация? (Функции и цели). - Как происходит коммуникация? (Каналы, язык, коды). - В чём состоит содержание коммуникации? (Сообщения). - Каковы последствия коммуникации? (Эффекты планируемые и непланируемые).

Уточняя определения массовой коммуникации, современные авторы фиксируют следующее: «Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей».

«Массовая коммуникация включает институты, посредством которых специализированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т.д.) для распространения символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям».

«Массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации».

Сам коммуникативный процесс можно рассматривать как социальное явление, массовую коммуникацию как социальную подсистему общества в целом, как вид духовно-практической деятельности, то есть деятельности по трансляции, переносу в практическое сознание ценностей специализированного сознания в форме оценок, которые всегда являются оценками тех или иных социальных общностей, групп.

Субъектами массовой коммуникации выступают субъекты внедряемых ценностей, то есть социальные общности, группы, стремящиеся представить собственные ценности в качестве общих для всего общества, и, соответственно, свои оценки в качестве общезначимых, свои социальные установки в качестве общих для всех.

Объектом массово-коммуникационной деятельности является массовое сознание.

Функцией массовой коммуникации как деятельности является перенос, трансляция в массовое сознание теми или иными социальными группами определенного фрагмента продуктов специализированного сознания в форме оценок определенного вида явлений и фактов, актуальных с общественной и временной точек зрения.

Следует различать термины «массовая информация» и «массовая коммуникация». Эти понятия – не совпадающие и даже не пересекающиеся. Информация существует практически везде - как в природе, так и в социуме. Эта информация существует объективно, то есть независимо от нашего знания о ней.

Коммуникация, в свою очередь, является сугубо социальным явлением и осуществляется посредством различного рода информации.

Другими словами, информация есть средство актуализации коммуникации как процесса, но не наоборот, так как информация актуализируется в сознании индивида самыми различными средствами, например, наблюдениями за окружающим миром.

Средства массовой информации — четвертая власть. Эта известная и растиражированная пого­ворка настолько прочно укоренилась в сознании, что не возникает никаких сомнений в том, что это действительно так. Но это власть не в прямом ее понимании, а власть над умами людей, огромный, ничем непоколебимый авторитет, в основе которо­го высокий уровень доверия к средствам массовой информации у значительной части общества, осо­бенно старших поколений, формировавшийся деся­тилетиями диктатуры «правильной точки зрения», пропагандируемой государственно-партийными СМИ.

Эволюция средств массовой коммуникации рас­сматривается через призму развития социальной жизни людей, человеческой культуры в целом, по­казывает, как постепенно увеличивалась скорость обмена информацией и, соответственно, шло фор­мирование системы средств массовой коммуника­ции и информации от простых, исторически пер­вых форм (адресные бюро, газеты) к современным, основанным на новейших информационных техно­логиях.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.249.15 (0.007 с.)