Разработка мероприятий по переходу на автоматизированную систему учета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка мероприятий по переходу на автоматизированную систему учета.



Автоматизация бухгалтерского учета требует решения следующих задач:

1. Правильно выбрать необходимые программные средства, что весьма сложно в условиях их большого многообразия и отсутствия достаточной информации об их возможностях и достоинствах.

2. Формирование комплекса необходимых технических средств; определение их количества, учета технических и эксплуатационных характеристик, способа размещения, объема обрабатываемых данных, технологии автоматизированной обработки.

Бухгалтерский учет характеризуется рядом особенностей, которые предъявляют свои, специфические требования, как к используемым программным средствам, так и к возможностям вычислительной техники. К таким особенностям относятся следующие:

1. Система бухгалтерского учета охватывает весь воспроизводственный процесс предприятия, поэтому совокупность учитываемых явлений, факторов и процессов имеет разнообразный характер, а учетные информационные массивы содержат большое количество различных элементов. Это предполагает значительный объем постоянной и переменной информации, следовательно, используемые ЭВМ должны обладать большой памятью.

2. Алгоритмы обработки информации включают как несложные арифметические действия, так и сложные логические операции.

3. Между различными учетными объектами существуют сложные связи. Это означает, что осуществляемые хозяйственные операции имеют много измерений, каждое из которых должно своевременно отражаться в учете и быть доступным одновременно для различных структурных подразделений предприятия. Следовательно, ЭВМ должны обладать системой поддержки и возможностью управления большими динамическими массивами.

4. Система бухгалтерского учета призвана регистрировать все явления и факторы, которые вызывают изменения средств предприятия и их источников при условии, что информация возникает в различных местах. Используемые для этого технические средства должны обладать конкретными, а не универсальными возможностями; их следует размещать в местах возникновения и регистрации информации.

Автоматизация учетного процесса не только обеспечивает ряд общих преимуществ, но частично изменяет и саму методику бухгалтерского учета. В частности, это проявляется в следующем:

1. При внедрении системы автоматизированного документирования, в рамках которой первичный документ создается на машинном носителе (а в случае необходимости - его копия создается на бумажном носителе), появляется возможность одновременно с разработкой документа формировать типовые бухгалтерские проводки, что значительно сокращает учетный процесс и позволяет своевременно создавать необходимые отчеты.

2. Повышается аналитичность расчетов за счет возможности добавления к отдельным бухгалтерским счетам дополнительных признаков аналитики|, в результате чего на этих счетах, кроме учетных данных, могут отражаться плановые или нормативные показатели.

3. Ускоряется процесс калькулирования за счет увеличения скорости, выполнения арифметических расчетов, повышается аналитичность информации калькуляционных листов благодаря одновременному привлечению большого круга статей.

4. Быстрее происходит процесс формирования бухгалтерской отчетности и, следовательно, сокращается отчетный период. Баланс, в случае необходимости, можно по запросу формировать ежедневно, еженедельно. Повышается достоверность и аналитичность отчетности.

Перевод бухгалтерского учета на автоматизированную форму одновременно с увеличением скорости учетного процесса, обеспечением простоты и доступности при работе с документами становится важным элементом учетной политики любого предприятия.


Примеры организационных изменений в учете и аудите при переходе к компьютеризированной обработке данных.

 

Наименование Примеры
Необходимые технические Выбор и приобретение компьютеров и бухгалтерских программ средства. (ППП), наиболее соответствующих потребностям и финансовым возможностям предприятия-клиента.
Персонал. Один ППП требует самого минимального обучения бухгалтера, а для эксплуатации других полномасштабных ППП нужна квалифицированная команда системных администраторов и прикладных программистов, операторов, а также операторов по контролю за данными.
Централизация данных и разделение обязанностей. Возможны изменения организационной структуры бухгалтерии. Можно обрабатывать и тщательно контролировать данные в одном отделе, однако это потенциально ослабляет контрольные возможности сотрудников из других подразделений, в том числе для сравнения и анализа результатов.
Методы подтверждения. Автоматическое подтверждение (санкционирование) некоторых типовых операций, например, удержания из всех видов заработка и начисления на них взносов во внебюджетные фонды.

Процесс создания программного продукта, период обладания правами на него и его модификации, защити от «пиратского» использования в совокупности составляют понятие «жизненный цикл программного продукта», который вовлекает в себя определенный круг участников. В частности, к ним относятся:

1. Авторы - постановщики задания.

2. Непосредственные исполнители задания.

3. Инвестор, на чьи средства создается продукт.

4. Фирма-правообладатель.

5. Дилеры, копирующие и распространяющие программу.

6. Конечные пользователи и иные участники.

7. Налоговые инспекторы.

8. Таможенники.

9. Бухгалтеры-пользователи.

Каждый из указанных участников обладает или хочет обладать определенными правами на создаваемый программный продукт, в силу чего между ними возникает целая система взаимоотношений, интересов, пожеланий и претензий. В настоящее время в России только начала создаваться нормативно-правовая база отношений в сфере интеллектуальной собственности и появился ряд организаций, профессионально занимающихся авторскими правами на программные продукты. Право на результаты интеллектуальной деятельности - это исключительное право. Чтобы некий объект по закону считался объектом творческой деятельности и подпадал под защиту исключительного права, ему должна быть свойственна или новизна решения, или оригинальность формы.

Специально для компьютерных программ и баз данных разработана процедура их регистрации. Согласно Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93 № 5351-1 (с измен от 19.07.95) к авторскому праву относятся отношения, возникающие в связи с правами на программные продукты и базы данных, а Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23.09.92 № 3523-1 (с измен, от 24.12.2002) регулирует возникающие в этой сфере гражданско-правовые отношения.

Однако существует большой класс объектов интеллектуальной собственности (ОИС), которые оказались «не охваченными» вышеназванными законами. К таким объектам относятся: идеи, принципы, методики обучения, алгоритмы, принципы организации интерфейса, выбор программного инструментария и др. Законодательством не предусмотрена регистрация этих ОИС, они не охраняются патентами, на них не выдаются свидетельства. Не возбраняются их свободные заимствования и использование.

Тем не менее, в ряде случаев методики, алгоритмы и другие подобные достижения человеческой мысли все-таки можно защитить от незаконного использования, создав для них режим «коммерческой тайны». Понятие коммерческой тайны («ноу-хау», «производственный секрет») присутствует с недавнего времени и в российском законодательстве. Оно позволяет авторам не только сохранять свои секреты, но и преследовать по закону тех, кто на них посягает. Одновременное применение норм авторского права и положений о коммерческой тайне помогает защитить программный продукт не только как текст, но и более глубоко - как комплексное интеллектуальное достижение.

Окупаемость и целесообразность приобретения конкретного программного продукта можно оценить, если известны стоимость самого программного средства и затраты на его освоение и эксплуатацию (амортизационные отчисления по техническим средствам, амортизация самого программного продукта, затраты на оплату труда операторов и персонала, обеспечивающих функционирование программного средства и др.).

Например, если система документооборота на предприятии автоматизирована (полностью или частично), необходимо оценить экономический эффект от этого мероприятия, проанализировав надежность хранения документов на магнитных носителях, возникшие дополнительные затраты на осуществление документооборота, степень освобождения работников бухгалтерии и других служб от работ по созданию и обработке документов.

В качестве базы для сравнения трудоемкости учетных работ рекомендуется использовать Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях, утвержденные постановлением Минтруда России от 26.09-95 № 56. Отдельные нормативы, действующие при условии выполнения учетных работ вручную, приведены в таблице:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.006 с.)