Социология и другие науки об обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология и другие науки об обществе



Социология и другие науки об обществе

Для того, чтобы разобраться в том, что изучает социология,необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обществе, социальном, общностях и индивидах. И здесь, прежде всего, необходимо сопоставить социологию и социальную философию.

Социология, как и многие другие науки, вычленилась из философии.

Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития. У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования.

Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности.

Но в таком случае встает вопрос: как различить социологию и другие эмпирические науки об обществе и личности? Эта проблема особенно сложна и в значительной мере является нерешенной в отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологии, например демографии и социологии брака и семьи, экономической тео­рии и экономической социологии и т. д.

Решение вопроса о специфике социологии непосредственно связано с ответом на вопрос: когда же она появилась как самостоятельная наука? Содержательному рассмотрению этого вопроса будет посвящена следующая тема. Здесь же мы ограничимся формальными критериями и должны опираться на принципы, выработанные науковедением. С точки зрения науковедения, становление любой науки прежде всего связано с внешней и внутренней институционализацией данной науки, то есть приобретением данной наукой атрибутов социального института.


 

Структура личности

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

  1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
  2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
  3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
  4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

  • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
  • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
  • статус и социальные функции-роли;
  • мотивация поведения и ценностные ориентации;
  • структура и динамика отношений.

 

Ролевые теории личности

Ролевая теория личности — это подход к рассмотрению личности человека, согласно которому личность описывается с помощью усвоенных и принятых ею или вынужденно исполняемых социальных функций и образцов поведения — ролей, которые вытекают из ее социального положения в данном обществе или социальной группе. Главные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый заострял внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в ходе межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй же обратил особой внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены такие феномены как: ролевой конфликт — переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со позиции различных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности — следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее выпукло эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.

Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств.

Роль чаще всего понимается как социальная функция, способ поведения, объективно заданная социальной позицией личности в рамках общественных или межличностных отношений. Выполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих людей вне зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Существуют различные теории ролевого поведения личности (например, концепция символического интеракционизма связана с введением американским психологом Дж. Мидом понятия «обмен символами», которые выражаются в словесной и другой форме представлениями о партнере взаимодействия и его ожидании определенных действий со стороны субъекта.

 

Типология обществ

Все мысленное и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько обществ, объединенных сходными признаками, критериями, составляют типологию.

В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации.

Согласно первой типологии все общества делятся на простые и сложные. Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества — число уровней управления и степень социального расслоения.

Простые общества характеризуют относительно небольшие размеры объединений, низкий уровень разделения труда, развития техники, приоритет кровно-родственных связей, полное социальное, экономическое и политическое равенство.

Социальное равенство означает отсутствие классов, социальных слоев и сословий, деление общества на богатых и бедных.

Экономическое равенство означает одинаковое отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту (пище). Все находится в коллективной собственности рода, племени.

Политическое равенство означает отсутствие деления на управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных. Сложные общества — это многочисленные социальные образования, включающие в свой состав от сотен тысяч до сотен миллионов человек. В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличностными, неродственными. Благодаря относительно высокому уровню развития орудий труда в сложных обществах появляется прибавочный продукт, устанавливаются товарно-денежные отношения. На этой почве развивается социальное, экономическое и политическое неравенство, возникают классы, касты, сословия, слои, возникает государство, в котором функционирует специализированный и широко разветвленный аппарат управления. Возникшее стихийно социальное неравенство закрепляется экономически, юридически, политически и религиозно. Толчок к появлению сложного общества дало зарождение государства. Это произошло примерно б тысяч лет назад. Простые общества относятся к догосударственным образованиям.

Вторая типология построена на выделении различных форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования. Самый древний способ охота и собирательство. Общество, жизнедеятельность которого построена на охоте и собирательстве, является самым древним обществом. Поскольку в исторических истоках оно уходит в период первобытного стада, его называют еще протообществом. Более высокая стадия хозяйственной деятельности скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство выросло из охоты на основе приручения (одомашнива­ния) диких животных. Огородничество выросло из собирательства на основе выращивания продуктов на небольших участках земли.

Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу, и на этой основе сформировались аграрные общества, в основе хозяйственной деятельности которых лежит земледелие и скотоводство. Без сомнения, специфику аграрному обществу придает земледелие, именно оно создает возможность превращения избыточного продукта, характерного для общества скотоводства и огородничества, в прибавочный продукт. При земледелии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается в пользу государства и правящего класса. Таким образом, именно при земледелии впервые за всю историю появляется эксплуатация человека человеком. С земледелием связывается зарождение государства, городов, интенсивное социальное расслоение и письменность.

На смену аграрному обществу пришло индустриальное общество, основная форма хозяйственной деятельности которого базируется на машинной технике Индустриальное общество родилось вXVIIIвеке вследствие великой индустриальной революции (родиной которой была Англия) и великой Французской революции 1783-1794 гг. Первой характерной чертой этого общества является индустриализация — создание крупного машинного производства.

Индустриализация означает не просто использование машин, но постоянное внедрение достижений науки и техники в производство, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тяглые животные. Появление технологических машин, использование сил природы в промышленности сопровождается стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможным массовое производство. Изготовление стандартных компонентов технических устройств и сборка из них различных изделий резко повысили производительность труда и выдвинули промышленное производство на первый план в хозяйственной деятельности общества. Благодаря промышленности небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Германии — 10%, Японии — 15%.

Второй отличительной чертой индустриального общества является высокая степень урбанизации — переселения людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения. Если в аграрных обществах города играли заметную, но не самодавлеющую роль, то в индустриальном обществе они стали играть заглавную роль.

В индустриальном обществе широкое развитие получило разделение труда и узкая профессиональная специализация. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества появились тысячи и десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз


 

Создание и бессознательное

Основным качественным признаком сознания в философии является его идеальность. Коллективно созидаемый мир духовной культуры, который социально фиксируется, узаконивается во всеобщих представлениях людей о реальном мире. Это мир индивидуальных, коллективных представлений зафиксированный в языках культуры, но это не мир как он есть на самом деле, а мир каким мы его себе представляем, мир действительный, мир идеального.
Необходимо различать идею о вещи и саму вещь. Такая позиция позволяет критически переосмысливать имеющееся знание о чем-либо. Это основа поиска самостоятельного пути в профессии, да вообще в жизни.

Идеальное соприкасается с материальным, формируется на его основе, но существует в относительной независимости от него, поскольку зафиксировано в множественных формах структурных взаимодействий, а не самой материальной, биологической жизни человека. Представление человека об устройстве мира есть нечто иное, как идеальная конструкция отношений человека и мира.

Однако в поведении человека, его отношениях с миром и себе подобными существами, не всегда присутствует сознательная деятельность. Иногда человек действует под влиянием внутреннего наития, принимает решения интуитивно правильные. В таких случаях говорят о бессознательном.
Что такое бессознательное в философии?
Бессознательное – это то, что управляет нами, но не входит в сферу ясного сознания. Интуитивное решение, в этой связи, – это решение, принятое на неосознаваемом уровне.
В целом проблема бессознательного является проблемой скрытых детерминант сознания. Что мы знаем в этом вопросе? Что есть вербализованное знание, зафиксированное в понятиях, словах, терминах. Наряду с этим есть довербальное знание, зафиксированное в образах, символах. Оно хранится в свернутом виде в сфере бессознательного как результата усвоенного (т.е. воспринятого знания), но не освоенного (не осознанного творческим образом) знания. В чем разница? При доминировании сферы бессознательного практически невозможно строить стратегические планы, можно и довольно успешно решать тактические задачи. При доминировании сознательной сферы в силу специфического свойства сознания разнонаправленности и равнозначности альтернативных направлений, увеличивается время выбора принятия решения, что в критические для сохранения биологической жизни индивида моменты недопустимо. Вот почему природа дала нам возможность сознательной деятельности, но во избежание потери своей «думающей тростиночки» наделила её и бессознательным. Сегодня развитие человека во многом зависит от самостоятельного выстраивания взаимосвязи между этими двумя сферами и самоконтроля. И дело не только и не столько в экологической катастрофе как это принято сейчас говорить. Дело в том, что экологическая катастрофа это следствия потери самоконтроля над собственной деятельностью и отказа от деятельности сознающего себя существа. Чисто не там где убирают, а там где не сорят. А в каких случаях не сорят? При такой структурной организации деятельности, в которой интересы целого доминируют над интересами частей.

 

Социология и другие науки об обществе

Для того, чтобы разобраться в том, что изучает социология,необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обществе, социальном, общностях и индивидах. И здесь, прежде всего, необходимо сопоставить социологию и социальную философию.

Социология, как и многие другие науки, вычленилась из философии.

Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития. У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования.

Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности.

Но в таком случае встает вопрос: как различить социологию и другие эмпирические науки об обществе и личности? Эта проблема особенно сложна и в значительной мере является нерешенной в отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологии, например демографии и социологии брака и семьи, экономической тео­рии и экономической социологии и т. д.

Решение вопроса о специфике социологии непосредственно связано с ответом на вопрос: когда же она появилась как самостоятельная наука? Содержательному рассмотрению этого вопроса будет посвящена следующая тема. Здесь же мы ограничимся формальными критериями и должны опираться на принципы, выработанные науковедением. С точки зрения науковедения, становление любой науки прежде всего связано с внешней и внутренней институционализацией данной науки, то есть приобретением данной наукой атрибутов социального института.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.076 с.)