Способы его конструктивного урегулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы его конструктивного урегулирования



 

 

Способы конструктивного преодоления конфликта, полностью зависят от стиля и манеры поведения участников, от условий возникновения конфликта, применяли или выполняли ли попытки создать условия для его разрешения.

Выделяют следующие формы завершения конфликта:

Ø Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению;

Ø Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона;

Ø Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений;

Ø Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта;

Ø Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта;

Ø Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта [9;4,c.240].

Определение стратегии разрешения конкретного конфликта связано с выбором способа действий, равнозначного стилю конфликтного поведения. При этом приходится принимать в расчет ряд существенных обстоятельств, которые так или иначе сводятся к использованию мер стимулирования, включая убеждение и принуждение.

Во-первых, основная задача в урегулировании любого конфликта состоит в том, чтобы по возможности придать ему функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий противостояния или острого противоборства. При консенсусе вовсе не обязательно, чтобы общее согласие было единогласием - полным совпадением позиций всех участников процесса урегулирования конфликта. Достаточно того, чтобы отсутствовало возражение кого-либо из оппонентов, ибо консенсус несовместим с отрицательной позицией хотя бы одной из сторон, участвующих в конфликте. Конечно, тот или иной вариант согласия зависит от природы и типа конфликта, характера поведения его субъектов, а также от того, кто и как управляет конфликтом.

Во-вторых, возможен двоякий исход конкретного конфликта - его полное или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходит поверхностное ослабление разногласий, которые со временем могут вновь обнаружить себя. При полном разрешении конфликт прекращается как на объективном, так и на субъективном уровнях. Конфликтная ситуация претерпевает кардинальные изменения, ее отражение в сознании оппонентов означает трансформацию, превращение «образа противника» в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу, противодействие сменяется ориентацией на примирение, согласие, партнерское сотрудничество.

Частичное же разрешение не искореняет причины конфликта. Оно, как правило, выражает только внешнее изменение конфликтного поведения при сохранении внутреннего побуждения к продолжению противоборства. Сдерживающими факторами выступают либо волевые, идущие от разума аргументы, либо санкция сторонней силы, воздействующей на участников конфликта. Предпринимаемые меры направляются на то, чтобы убедить или заставить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия, исключить чье-либо поражение, указать на средства, способствующие взаимопониманию.

В-третьих, отдельное лицо или социальная группа, соотнося интересы конфликтующих сторон и параметры их поведения, выбирают приоритетный для себя способ разрешения конфликта, наиболее доступный и приемлемый в данных условиях. Необходимо понимание того, что не всякий стиль, следовательно, и способ подходят к конкретной ситуации. Каждый из способов эффективен лишь при разрешении определенного типа конфликтов[11;2,c.176].

Помимо перчисленных способов разрешения конфликта выделяют стратегии преодоления конфликта, они совпадают со стилями поведения участника в конфликте. Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе.

Пять основных стратегий выхода из конфликта представлены на рисунке 2.

Рисунок 2.

 

  • Соперничество (конкуренция)- заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. Однако следует учитывать, что эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты, так как проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытается саботировать его. Кроме того, тот, кто сегодня проиграл, завтра может отказаться от сотрудничества.Этот стиль не может быть использован в близких, личных отношениях, поскольку кроме чувства отчуждения он больше ничего вызвать не может. Не следует использовать этот стиль в ситуации, когда участник конфликта не обладает достаточной властью, а его точка зрения расходится с точкой зрения начальника и он не имеет достаточных аргументов, чтобы доказать ее;
  • Компромисс- заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. Эта стратегия наиболее эффективена, когда обе стороны желают одного и того же, но знают, что одновременные желания невыполнимы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами. Стиль компромисса требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый их участник чего-то добился, помня при этом, что делится какая-то конечная величина, и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены.
  • Сотрудничество- наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем наиболее эффективный при разрешении конфликтных ситуаций. Его преимущество в том, что стороны находят наиболее приемлемое решение, превращающее их из оппонентов в партнеров. Он означает поиск путей для вовлечения всех участников в процесс разрешения конфликтов и стремление к удовлетворению нужд всех. Как правило, такой подход способствует успеху в делах и личной жизни. Начать реализацию этой стратегии лучше всего с фраз типа: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, как мы оба можем достичь того, чего хотим», «Я пришел к Вам, чтобы решить нашу проблему».
  • Избегание- обычно реализуется, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои права, или же сторона ни с кем не сотрудничает для выработки решения и невовлеченность в него не отражается на развитии конфликта, либо сторона просто не желает тратить время и силы на решение проблемы. Это стиль наиболее эффективен в тех случаях, когда одна из сторон обладает большой властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль также применим, когда стороне приходится иметь дело с конфликтной личностью;
  • Приспособление- означает, что стороны действуют совместно, но при этом пытаются отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки. В таком случае одна из сторон жертвует собственными интересами в пользу другой стороны. Но это также не означает, что необходимо полностью отказаться от своих интересов. Уступившая сторона просто как бы «забывает» о своих интересах на некоторое время, а потом, в более благоприятной обстановке, возвращается к их удовлетворению за счет уступок со стороны своего оппонента или каким-либо иным образом.

Случаи применения стратегий конфликта представлены в таблице 2.

 

Таблица2.

 

Стратегия поведения Уместность применения Неуместность применения
1.Соперничество ЕСЛИ: · критическая ситуация · Вы уверены в своей правоте и правота значит для Вас больше, чем развитие отношений · Вы имеете заведомо более сильные позиции, чем Ваши оппоненты · дело не очень серьезное и другим людям безразлично, чем оно кончится ЕСЛИ: · попытки сотрудничества ещё не были предприняты · важно участие других и развитие отношений · слишком часто применяется · в результате этого оппоненты «потеряют лицо», утратят уважение к себе
2.Сотрудничество ЕСЛИ: · сама проблема также важна, как и отношения · важно участие и сотрудничество · необходим творческий выход из положения · есть время и энергия на обсуждения · есть надежда удовлетворить все требования ЕСЛИ: · недостаточно времени · проблема маловажная · ситуация перегружена «разбирательствами» · стремления другой стороны неоправданны
3.Компромисс ЕСЛИ: · участие других важно, но времени недостаточно · хоть какое-то решение предпочтительней полного застоя · попытки сотрудничества могут быть интерпретированы как соперничество, напор ЕСЛИ: · творческий выход из положения совершенно необходим · последствия компромисса для Вас неприемлемы
4.Уход от конфликта (уклонение) ЕСЛИ: · проблема маловажная · дальнейшее развитие отношений маловажно · времени недостаточно и решения необязательны · Вы не располагаете реальной властью, но все равно хотите предотвратить действия Вашего оппонента ЕСЛИ: · и само дело, и развитие отношений для вас важны · оно применяется по привычке по отношению к большинству проблем (ибо ведет к взрывам или замораживанию отношений) · результатом может стать неприятный осадок как следствие отрицательных эмоций · люди нуждаются в продуманно организованном столкновении лицом к лицу
5.Уступка (приспособление) ЕСЛИ: · дело Вас практически не трогает · Вы бессильны и не хотите предотвратить действия Вашего оппонента ЕСЛИ: · в результате Вы затаите ненависть · этот стиль используется по привычке с тем, чтобы заслужить одобрение других (Результат — депрессия и потеря уважения к себе)

 

 

Выводы по второй главе.

Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.

Принято выделять 5 стилей поведения в конфликте: уклонение, сотрудничество, компромисс, конфронтация, приспособление. По мимо стиля поведения в кофликте были расмотрены и манеры поведения в конфликте. Роберт М. Брэмсон выделил целый ряд типов трудных в общении людей.

· «Агрессивисты»;

· «Жалобщики»;

· «Молчуны»;

· «Сверхпокладистые»;

· «Вечные пессимисты»;

· «Всезнайки».

Американский конфликтолог Джини Г. Скотт добавляет к этому перечню трудных в общении людей еще целый ряд типов:
1)«максималисты»;
2)«скрытные»;
3)«невинные лгуны»;

4) «ложные альтруисты».

Были выяснены условия способствующие конструктивного разрешения:

  • Прекращение конфликтного взаимодействия;

· Поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов;

· Снижение интенсивности негативных эмоций;

· Выявление и признание собственных ошибок;

· Объективный взгляд на проблему;

· Учет статусов друг друга (должностного положения);

· Выбор оптимальной стратегии разрешения.

И сами способы его конструктивного преодоления. Существуют три способа урегулирования конфликта. Это уступка одной из сторон, компромисс, поиск третьего (альтернативного) варианта. Помимо способов были выделены и стратегии преодоления конфликта, которые переклекается со стилями поведения: сотрудничество, избегание, компромисс, конкуренция, приспособление.

 

 

Заключение

В первой главе данной работы было определенно понятие конфликт, выявленны основные причины происхождения конфликта, были рассмотрены основные классификации типов конфликта и его структурные состовляющие.

Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. Были проанализированны взгляды отечественных и зарубежных ученых на определение понятия конфликта. Были определены основные составляющие конфликта. По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида:

1) объективные (внеличностные);

2) субъективные (личностные).

К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентации и т.д.) К субъективным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации.

Была рассмотрена одна из наиболее широких и очевидных классификация конфликтов разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на:

1) внутриличностные,

2) межличностные,

3) между личностью и группой,

4) межгрупповые,

5) межгосударственные (или между коалициями государств).

Также было выявлено, что существуют четыре основные группы причин и факторов возникновения и развития конфликтов:

Ø Объективные;

Ø Организационно-управленческие;

Ø Социально-психологические;

Ø Личностные.

Первые две группы являются объективными, а вторые две — субъективными. Под объективными причинами понимаются те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые и повлекли за собой столкновения интересов, мотивов, целей, мнений и т. д.. А субъективные факторы и причины конфликта основаны на индивидуальных особенностях личности участников.

Во второй главе данной работы были рассмотрены основные стили и манеры поведения участников в конфликте, проанализированы условия и способы конструктивного разрешения конфликта.

Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. К тому же отдельный человек и любая общность обнаруживают свою манеру налаживания и поддержания отношений с другими людьми, свой стиль поведения в конфликтных ситуациях.

Принято выделять 5 стилей поведения в конфликте: уклонение, сотрудничество, компромисс, конфронтация, приспособление. По мимо стиля поведения в кофликте были расмотрены и манеры поведения в конфликте. Роберт М. Брэмсон выделил целый ряд типов трудных в общении людей.

· «Агрессивисты»;

· «Жалобщики»;

· «Молчуны»;

· «Сверхпокладистые»;

· «Вечные пессимисты»;

· «Всезнайки».

Американский конфликтолог Джини Г. Скотт добавляет к этому перечню трудных в общении людей еще целый ряд типов:
1)«максималисты»;
2)«скрытные»;
3)«невинные лгуны»;

4) «ложные альтруисты».

Было выяснено, что существуют 2 пути разрешения конфликта: когда оппоненты сами решают возникшие проблемы и когда они не могут решить их самостоятельно, и приглашают третью сторону – медиатора

Были выяснены условия способствующие конструктивного разрешения:

  • Прекращение конфликтного взаимодействия;

· Поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов;

· Снижение интенсивности негативных эмоций;

· Выявление и признание собственных ошибок;

· Объективный взгляд на проблему;

· Учет статусов друг друга (должностного положения);

· Выбор оптимальной стратегии разрешения.

И сами способы его конструктивного преодоления. Существуют три способа урегулирования конфликта. Это уступка одной из сторон, компромисс, поиск третьего (альтернативного) варианта. Помимо способов были выделены и стратегии преодоления конфликта, которые переклекается со стилями поведения: сотрудничество, избегание, компромисс, конкуренция, приспособление.

Таким образом, для того чтобы конструктивно разрешить конфликт необходимо участие обоих сторон. При этом способы и стратегии тесно переплетаются со стилями и манерами поведения участников во время конфликта. Поскольку именно эти составляющие в большей степени определяют, насколько успешным окажется разрешение конфликта. Также можно отметить, что понятие конфликта условно, поскольку каждый из авторов стремиться преподнести что то свое в его определение.

Список литературы.

1. Андреева Г.М.Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1998.— 376 с.

2. Н.В. Гришина. Психология конфликта, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.

3. Лазукин, А. Д. Конфликтология: учеб. пособие / А. Д. Лазукин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 152 с. – (Библиотека высшей школы).

4. Лукин, Ю. Ф. Конфликтология: управление конфликтами: Management of the conflicts: учебник для вузов / Ю. Ф. Лукин – М.: Академический Проект; Трикста, 2007. – 799 с. (Gaudemaus).

5. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2001;

6. Ребер Артур/ Большой толковый психологический словарь. Том 1 (А-О): Пер. с англ. – М.: Аст., 2008. – 592 с.

7. Ребер Артур/ Большой толковый психологический словарь. Том 2 (П-Я): Пер. с англ. – М.: Вече, 2005. – 592 с.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000

9. Социальная психология. /Под ред. Семенова В.Е, Кузьмина Е.С. и др. ЛГУ. 1974.

10. [http://www.ecollege.ru/xbooks/xbook058/book/index/index.html?go=part-004*page.htm]

11. [http://sbiblio.com/biblio/archive/unknown_konflictions/ default.aspx]

12. [http://www.hr-portal.ru/article/tipologiya-konflikta]

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.054 с.)