ТОП 10:

Причины роста асоциального поведения личности в современном демократическом обществе.



девиация – это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма – это совершенно здоровый человек; в педагогике – успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни – отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, эталон поведения. Это – нормы-идеалы. Поскольку уровень интериоризации норм в разных социальных средах имеет существенные отличия, а нормы-идеалы, система основных ценностей носят глобализированный характер, они трудно применимы к конкретным социальным объектам.[4]

Не случайно Л. Пожар предлагает рассматривать норму в трех разных значениях: статистическую, функциональную (индивидуальную) и идеальную. При этом идеальная норма - это оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. Поскольку каждый индивид имеет собственный специфический путь развития, любое отклонение можно считать девиацией лишь в сравнении с этим трендом. Таким образом, функциональная (индивидуальная) норма принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств, присущих большинству людей, событий.[5]

Статистическая норма, как самая большая частота появления определенного показателя, соответствует общему предположению о том, что большинство людей относится к нормальным людям. Имеющиеся возможные отклонения от этой «среднестатистической нормы» расцениваются как варианты нормы, проявления особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации. Но статистическая норма не позволяет увидеть перспективы успешного обучения, социализации, дальнейшего психологического развития личности.

Согласно культурологическим объяснениям, девиация может возникать в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют интересам большинства. Девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Но здесь возникает вопрос: почему лишь некоторые люди усваивают ценности "девиантной" субкультуры, в то время как другие отвергают ее? Одни исследователи утверждают, что преступности обучаются в ходе общения с преступниками. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником.

Эталон поведения или нормы-идеалы в виде заповедей даны в Библии. На протяжении тысячелетий библейские нормы морали и нравственности остаются неизменными.

Некоторые современные исследователи утверждают, что СМИ своими материалами способны искусственно активизировать масштабы девиантного поведения. Обычно опубликованные материалы вызывают озабоченность широкой общественности, которая требует принятия адекватных ответных мер. В порядке реагирования государства и правоохранительных органов начинается усиленная борьба с преступностью, задерживается больше, чем раньше, число преступников. Освещая развитие событий, материалы СМИ создают впечатление, что явление, ставшее темой, первых публикаций, расширяется и нарастает. Поднятой шумихой индивиды, склонные к данному типу девиантного поведения, могут быть также вовлечены в орбиту реализации своих преступных наклонностей и привлечены в районы, о которых идет речь в сообщениях, и в силу этого преступность там действительно принимает более широкие масштабы.

В целом молодые люди от 14-20 лет совершают 57% всех зарегистрированных преступлений, молодежная преступность начинает приобретать глобальный для общества характер [1 c.251-252].

Помимо общих причин девиантного поведения можно выделить следующие специфические причины преступности несовершеннолетних и молодежи, характерные для Украины после обретения независимости:

1) Массовый развал экономики страны вначале 90-х годов привел к тому, что родителям некогда было заниматься воспитанием детей в условиях поиска заработков, в том числе за рубежом;

2) Отрицательное влияние в семье. В 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних, установлено отрицательное влияние родителей и старших членов семьи. Экономический кризис порождает психологический. Типичными для родителей несовершеннолетних преступников являются низкая культура, аморальный образ жизни, а также престижно-потребительские установки в богатых семьях;

3) Отрицательное влияние в ближайшем окружении: в бытовом, производственном со стороны как сверстников, так и взрослых, связанное с деградацией государственных основ;

4) Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, несовместимых с общественными ценностями (пропаганда наркотиков, культа силы, половой распущенности);

5) Рост криминогенного фактора, вследствие неумения или нежелания педагогов формировать позитивные идеалы у учащихся в условиях плюрализма мнений, давления демагогии, экстремизма. Низкая заработная плата педагогов, отрицательные эмоции от негативной окружающей действительности не способствуют их плодотворной деятельности;

6) Распад системы трудоустройства подростков и молодежи и воспитание их в трудовых коллективах. Длительное отсутствие, вследствие этого, определенных занятий молодежи;

7) Отрицательное влияние телевидения и интернета.

Эти обстоятельства формируют криминогенную личность, для которой характерны утрата интересов к учебе, узкоутилитарное отношение к профессии, равнодушие к проблемам общества, существенные искажения нравственно и правового сознания, в частности, толкования долга, совести, дозволенности, исходя из личных желаний или групповой солидарности, ориентация на сиюминутное удовольствие, равнодушие к страданиям других людей, жесткость, лживость, несамокритичность. Сформированный криминогенный тип личности уже готов к совершению преступления, и в соответствующей ситуации такой человек, незадумываясь, совершает его.

Говоря о факторах, формирующих преступную психологию, аморальность, нужно особо отметить СМИ, которые, используя криминальную тематику, приучают молодежь к восприятию преступности как обыденного атрибута современной жизни.

Часто в основе преступлений лежат конфликты: бытовые, межличностные, между преступными группами или бандформированиями, между индивидами и преступной средой, межнациональные. Как правило, в их результате совершаются преступные действия, гибнут люди. В последние годы "выяснения конфликтных отношений" в преступной среде стали носить особо жесткий и множественный характер, принимая формы заказных убийств, терроризма, захвата заложников, шантажа, бандитизма.

Отклонение от нормального поведения у студенческой молодежи, особенно на младших курсах стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены не только наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе человека иные, более высокие требования, чем полвека назад. У подростков и студенческой молодежи нередко долго еще сохраняются почти детские интересы, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых, слишком велика податливость случайным влияниям, эмоциональная неустойчивость. И нередко при этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что развитие личностных качеств и определенных особенностей поведения индивида обусловлено врожденными предпосылками; социальными условиями (особенностями взаимоотношений с родителями, окружающими взрослыми и сверстниками, содержанием деятельности); внутренней позицией самого индивида

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.003 с.)