ТОП 10:

Особенности феодализма на Востоке и Западе.



Особенности феодализма на Западе и Востоке.

Запад:

- Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице

- высокая степень политической децентрализации

- дуализм светской и духовной властей

- специфика европейского города как центра ремесла и торговли

- раннее развитие горизонтальных общественных структур,

2. Политическая и правовая автономия городов;

3. Сочетание публично - правовых и частноправовых начал в управлении. На определенном этапе развития государство делегирует ряд властных полномочий крупным землевладением на местах, следствием чего стал сильнейший территориальный сепаратизм.

- монархия.

Восток:

-зарождение феодальных отношений началось раньше, чем в Европе

- более длительное развитие, чем в Европе

- Изменения в экономике, свидетельствующие о переходе от рабовладельческой формации к феодальной, совпадали с «варварскими» нашествиями, сопровождались крупнейшими идеологическими сдвигами

- Для восточного феодализма типичен относительно малый удельный вес внеэкономического принуждения в сфере частной феодальной эксплуатации, нередко оно сводилось к сословной неполноправности крестьянина, а отношения эксплуатации принимали форму «аренды» крестьянином помещичьей земли

- имелся и обширный слой крестьян-«собственников», т. е. держателей государственной земли,

-в ряде районов сохранялись общинное землевладение и землепользование

- Для большинства стран Востока и в период развитого феодализма характерно наличие гипертрофированной власти государства, сохранение, несмотря на периодические полосы феодальной раздробленности, высокой степени государственной централизации.

- Для раннефеодального периода в странах Востока типично существование сильных централизованных монархий

- использовали ренту-налог

- для всего Востока характерно длительное существование в рамках феодального общества сильного рабовладельческого уклада

- В конституировании господствующего класса большое значение имела близость к верховной государственной власти. На Ближнем Востоке главную роль играло военно-служилое сословие, формировавшееся часто из иноземцев, даже бывших рабов (мамлюки в Египте). В Китае, Вьетнаме, Корее центральное место среди прослоек господствующего класса заняло сословие учёных (кит. Шэньши), хранителей традиционной идеологии, из которых главным образом рекрутировалось государственное чиновничество.

- В странах Востока не возникли некоторые институты, сформировавшиеся на Западе (независимые от феодалов города), городская жизнь оставалась под бюрократическим контролем государства.

- Почти во всех странах Азии и Африки Ф., поддерживаемый иностранным империализмом, в трансформированном виде дожил как пережиток до 2-й мировой войны 1939–45, сосуществуя с капиталистическим укладом и препятствуя прогрессивному развитию стран Востока.

- К важным особенностям большинства феодальных стран Азии относится преобладание государственной собственности на землю (ранние феодальные общества)

- Сама же феодальная монархия на Востоке на всех этапах своего развития носила деспотический, а в некоторых случаях, как в Арабском халифате, теократический характер.

22. Исторические торговые пути древности и средневековья

Торговый путь — это оптимальный сложившийся в данных политико-географических условиях маршрут, служащий для торгово-экономических связей между разными регионами.

Основные торговые пути

-Волжский торговый путь (Скандинавия — Халифат)

-Торговый путь через Сахару (регионы Северной Африки)

-Янтарный путь (Прибалтика — Средиземноморье)

-Путь из варяг в греки (побережье Балтийского моря — Юго-Восточная Европа и Малая Азия)

-Путь из немец в хазары (побережье Балтийского моря — Юго-Восточная Европа и Малая Азия)

-Великий шёлковый путь (Хазарский каганат — Центральная и Западная Европа)

Одним из важнейших элементов развития страны является торговля. Ее принято делить на внешнюю и внутреннюю. В эпоху средневековья оба вида торговли часто смешивались. Это было связано со временем нахождения товара в пути. Купленный или изготовленный в родном городе, товар мог продавятся на всем протяжении пути. Через территорию Киевской Руси проходили два из трех значимых торговых пути. Именно за счет их государство приобретало известность и авторитет в мире. Со временем пути изменялись, но основные направления оставались прежними.

Многие ученые считают самым ранним торговым путем волжский. Хотя многие с ней не согласны. Тем не менее, его значение в истории становления Руси велико. «Из варяг в Булгары» - такое название встречается в летописях. Он соединял государства Скандинавии и Хазарию. Оттуда товары расходились дальше на восток. Путь сложился рано, в 780 годах нашей эры. Контроль над этим путем имел важное значение. Русь становится торговым посредником между Европой и Востоком. Однако, со временем путь утрачивает свое значение. Это связано с установлением контроля над торговым путем ведущим в Черное море. Государству было выгоднее, чтобы купцы пользовались им. Военные походы Святослава на Хазарию укрепляют значения черноморского пути. Крестовые походы еще больше снизили его значение. Торговать через этот путь становится не выгодно.

Все большее значение приобретает путь, соединяющий страны Скандинавии и Византию. В «Повести временных лет» он назывался «из варяг в греки» или «Восточный путь». По крупным рекам, через множество тяжелых волоков, он проходил через всю территорию Руси. На юг по нему доставлялись железо, меха, янтарь, лен. На север уходили предметы роскоши и золото. Государство обогащалось за счет торговых пошлин, взимаемых с проходящих купцов. В некоторых европейских странах встречается упоминания о «русском шелке». На территории Руси никогда его не изготовляли, однако был установлен контроль над его продажей странам Европы, что приносило существенный доход. С началом феодальной раздробленности Руси значение пути падает. Грабительские набеги варягов так же не способствовали развитию торговли. Захват в 1204 году Византии крестоносцами серьезно подорвал торговлю. Окончательно путь перестает существовать после захвата войнами золотой орды Нижнего и Среднего Поднепровья.

В любом случае, эти торговые пути позволили сформироваться государству. Контроль над перемещением товара позволял стране играть весомую роль в мировой политике.

Наличие торговых путей для развития средневековых государств имело очень важное значение. Это способствовало не только получению необходимых товаров и пополнению бюджета торгующих государств, но также распространению новых технологий, культурных достижений и религиозных идей. Торговые пути и их многочисленные ответвления в древности и средневековье были не только торговыми магистралями, но и культурно-информационной сетью соединяющей отдалённые народы и государства, получавшие по этим каналам связи информацию о материальной и духовной культуре друг друга. По ним двигались купеческие караваны, посольства, общины переселенцев, артели свободных ремесленников, паломники, миссионеры, бродячие актёры. Власти государств, через владения которых пролегали торговые пути, обычно прилагали все усилия для их безопасности.

В Восточной Европе древнейшим считается Великий волжский путь, отдельные участки которого начали функционировать ещё в период энеолита и бронзового века. Однако как магистраль соединяющая Северную Европу и Среднюю Азию с Ираном, Волжский путь сложился лишь в VIII веке нашей эры. Правда полностью его ни кто не контролировал. Ключевой - нижневолжский участок пути был под властью Хазарского каганата, значительную роль в торговле которого играли еврейские купцы "рахдониты". Это позволяло хазарским властям получать наиболее высокие прибыли. Средневолжский участок контролировался Волжской Булгарией. Верхняя Волга протекала через славянские земли, что позволяло им торговать с восточными купцами. Однако наиболее сильной группой действовавшей на северном участке пути были норманны (варяги / викинги). Северный участок проходил от верховьев Волги по переволокам и реке Ловать, озеру Ильмень, реке Волхов и Нева - в Балтийское море.

В глобальном плане Волжский торговый путь был большим ответвлением Великого шёлкового пути, соединявшего Дальний Восток с Европой. Великий шёлковый путь проходил через Центральную и Среднюю Азию, Иран (южнее Каспийского и Чёрного морей), территорию современных арабских стран и Турции (Западную и Малую Азию), а далее - в государства Средиземноморья. Иногда большая часть Великого шёлкового пути контролировалась одним государством, например Тюркский каганат в VI веке или Монгольская империя в XIII веке.

Значение Волжского пути обычно увеличивалось в период прекращения функционирования (или существенного снижения товарооборота) западноазиатского участка Шёлкового пути, например в период арабских завоеваний VII-VIII веков, или сельджукских завоеваний XI века. В результате в VIII веке Волжский и Днепровский ("из Варяг в Греки"smile;) пути стали более важны и существенно конкурировали с путём через Западную Азию. Наибольший урон торговле по Великому Шёлковому пути нанесли сельджукские (огузские) завоевания XI века в Средней и Западной Азии. В этот период шелковый путь бывало не функционировал по нескольку десятков лет.

Подобная ситуация сложилась и в Восточной Европе. Хазарский каганат, паразитировавший на Волжском пути, но и державший его под защитой, был разгромлен войсками русского князя Святослава (965 г.) и уже известными огузами (968-969 гг.) после чего каганат перестал вообще как-то влиять на геополитику Восточной Европы. Однако и на Волжском торговом пути торговля сократилась в несколько раз. В XI-XIII веках Нижнее Поволжье и восточно-европейская степь контролировались половцами, при которых торговля по Волге и Днепру носила минимальный и эпизодический характер. Кстати, одной из причин крестовых походов европейского рыцарства в Палестину, Сирию и Малую Азию было прекращение функционирования Шёлкового пути и иных путей на восток (Волжский и Днепровский). В то же время политическая обособленность, феодальная раздробленность и застой домонгольской Руси (XII-XIII веков) также связаны сокращением международной торговли...

Весьма значительных масштабов торговля достигла в период существования Монгольской империи и последующих монгольских государств (Золотой Орды, Империи Юань, державы иранских монголов Хулагуидов, Чагатайского улуса). Наряду с полным практически безопасным функционированием классической (южной) трассы шёлкового пути (южнее Чёрного и Каспийского морей, через Иран, и Византию (Константинополь) или Сирию), значительная часть товаропотока шла через северное (восточноевропейское) ответвление шёлкового пути через территорию Золотой Орды (Средняя Азия - Нижнее Поволжье - Дон - Крым - Чёрное море - Константинополь - Средиземное море). В золотоордынский период XIII-XIV веков Волжский путь вновь соединившись с Шёлковым, приобрёл весьма важное значение и большой товаропоток. Вновь в международную торговлю включились Русские земли и княжества, что стало важным фактором необходимости объединения Руси.

Новый период в торговле начался во второй половине - конце XIV века, когда вследствие распада монгольских государств (империя Хулагуидов, Золотая Орда) и образования империи Тамерлана опять резко сократилась торговля по Шёлковому и Волжскому пути. В усечённом виде Шёлковый путь функционировал до середины XV века, пока в 1453 году Османская империя не перекрыла его центральную часть для европейцев. Именно необходимостью торговли с Востоком и невозможностью это делать через Османскую империю, подогревались поиски морских путей в Индию и Китай - то есть Великие географические открытия второй половины XV - начала XVI веков...







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.9.19 (0.008 с.)