Системы управления Русского централизованного государства (дворцово-вотчинная, путная, приказная). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы управления Русского централизованного государства (дворцово-вотчинная, путная, приказная).



На первом этапе создания централизованного государства продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления, в которой важную роль играл княжеский двор во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами. Существовали конюший, стольничий, сокольничий и др. В их ведении находилось не только дворцовое управление, но и земли, угодья, деревни, приписанные к определенной отрасли. С централизацией государства и увеличением территории компетенция дворцово-вотчинной системы стала расширяться, усложнение функций привело к тому, что в подчинении бояр появились дьяки, приказчики, ключники и др. Дворцу подчинялись "путные" ведомства и, кроме того, поручались многие вопросы, связанные с местным управлением например назначение наместников, волостелей и др.

Приказы были постоянно действовавшие учреждения, их деятельность распространялась на всю территорию государства.

Приказы имели определенные штаты, специальные помещения, делопроизводство, архивы. Для дьяков и других приказных деятелей служба в приказах была основным занятием, за которое они получали жалованье из казны.

В начале XVI в. функционировало около 10 приказов. Одними из первых сложились приказы Большого дворца и Казенный (ведавший казной), возникшие в связи с реорганизацией дворцового управления. Позднее появились Разрядный приказ (в котором сосредоточивалось управление военной службой). Посольский приказ (делопроизводство по внешнеполитическим делам, дипломатическая служба, пограничные дела, пропуск через границу послов и гонцов и т.д.), Разбойный приказ (карательный орган, тесно связанный с местными губными избами), его образование обусловлено обострением классовых противоречий и необходимостью государственными средствами вести борьбу с беглыми крестьянами; Ямской приказ (почтовая служба и иные средства сообщения) и др.

Боярская Дума: состав, функции, место в системе управления.

В состав думы входили только бояре в древнем значении этого слова, то есть свободные землевладельцы. Затем с превращением их в служилых людей возникло разделение на бояр вообще и бояр служилых. Членами боярской думы могли быть только первые.

Второй элемент, вошедший в состав боярской думы, - князья.

Кроме этих двух элементов в состав думы входили и некоторые должностные лица; так, присутствовать в думе мог окольничий.

В начале XVI в. великий князь начал вводить в думу людей худородных, простых дворян, которые и получили титул думных дворян. К этому же времени относится появление в думе и думных дьяков.

Председательство в думе принадлежало царю, но он не всегда присутствовал; бояре решали дела и без него, их решения утверждались государем. Отдельные самостоятельные указы царя, как правило, объясняются необходимостью оперативного решения какого-либо вопроса или его относительной незначительностью, а боярские приговоры без указа царя — соответствующим поручением или междуцарствием.

Функции Думы не были четко определены и определялись формулой “государь сказал, и бояре приговорили”. К ее компетенции относились вопросы внутренней и внешней политики, суда и администрации. Принадлежала ей и законодательная инициатива, как и право принимать и утверждать законы.

Место Думы в системе управления. Дума играла роль согласительного органа. При тогдашнем беспорядке в области приказной системы, это было основной обязанностью правительства.

Роль боярской Думы в управлении государством менялась. Из состава боярской Думы стала выделяться “ближняя дума” из особо доверенных лиц царя, с которыми он предварительно обсуждал и принимал решения по вопросам государственного управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.003 с.)