Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модернизация России в XVIII веке: от Петра I к екатерине II.
Задачи, стоявшие перед Петром и Екатериной Петр I · Вывод страны из числа отсталых государств, развитие экономики, устранений последствий Смуты и разрухи. · Приобретение новых территорий, получение выхода к морям. · Укрепление единства страны путем усиления самодержавия. Екатерина II · Укрепление внутреннего порядка в государстве. · Усиление мощи и силы Российской империи. · Борьба с истощением экономики. · Просвещение русского народа Таким образом, основной целью и Петра, и Екатерины было усиление мощи Российской империи. Нужно было превратить Россию в государство, которое вошло бы в один ряд с самыми развитыми странами Европы. А это требовало упорядочения механизма управления государственной машиной, создания хорошо организованного на всех уровнях аппарата власти, вершиной которого был самодержавный монарх. Сравнительная характеристика реформ Петра и Екатерины Преобразования органов верховной власти Петр I Прекращение деятельности Боярской Думы как отжившего свой век органа управления. Создание Сената. Его функции: законодательные, административные. судебные. Неофициальный глава Сената – генерал-прокурор. Постоянный состав членов, иерархичность – создание бюрократического аппарата. Екатерина II Преобразование Сената. Деление его на 6 департаментов, каждый из которых ведал определенной областью государственных дел: медициной, транспортом, судом и т.д. Потеря Сенатом законодательной инициативы и превращение его в орган контроля. Законодательная инициатива – целиком в ведении Екатерины и ее кабинета. Территориальное деление государства Петр I Губернии (8, а впоследствии – 10) и провинции, низшая единица – уезд. Во главе каждой провинции стоял воевода. Единая цепочка власти. Реформа городов: введение по западному образцу гильдий, цехов и магистратов. Упорядочение отнесения населения к какой-либо группе, чему способствовало и введение паспортной системы. Екатерина II Создание двухзвенной системы: наместничество, уезд. Переименование крупных сел в города. Глава нескольких наместничеств – один генерал-губернатор (усиление централизации власти). Города теперь управляются городничими, имеющими все полномочия. Дарование особых выгод городам. «Перекраивание» территории государства привело к увеличению численности бюрократического аппарата.
Экономика Петр I Поощрение частного предпринимательства. Привилегии на поиск полезных ископаемых. Льготы промышленникам. Послабления для внешней торговли. Екатерина II Экстенсивное развитие экономики – расширение пахотных площадей, увеличение количества мануфактур. Появление первых кредитных учреждений (банка и ссудной кассы). Увеличение сбыта – но предметами сбыта были главным образом сырье и полуфабрикаты. Появление бумажных ассигнаций. Скептическое отношение Екатерины к механизации производства на западе. Дворянство Петр I Появление новой прослойки в обществе – служилого дворянства, получившего ряд привилегий. «Табель о рангах» — принцип личной выслуги. Екатерина II Закрепление льгот за дворянами. Дарование им особых вольностей вне зависимости от личных заслуг. Дворянство становится опорой трона. Крестьяне Петр I Слияние холопов и крепостных в одно сословие. Введение подушной подати – прикрепление плательщика подати к тяглу. Екатерина II Ухудшение положения крепостных крестьян и фактически полное превращение их в рабов. Духовенство, религиозная политика Петр I Уничтожение автономии церкви. Екатерина II Окончательное подчинение церкви государству. Секуляризация церковных земель. Свобода вероисповедания для подданных. Образование, медицина, развитие наук Петр I Открытие школ и установление обязанности для дворян получать образование. Появление системы профессионального образования. Навигацкая, приказная, цифирные школы. Создание Академии наук. Привлечение иностранных специалистов и преподавателей. Екатерина II Активное открытие повсеместно школ и училищ. Прорыв в отношении женского образования: открытие Смольного института благородных девиц. Основание Российской Академии. Дальнейшее развитие Академии наук. Петр и Екатерина: итоги царствований И Петр, и Екатерина в своих реформах преследовали общую цель: усиление мощи России. Но если Петр Великий был настоящим новатором, который сумел буквально рывком вытащить Российскую империю из отсталости и косности, уничтожить последствия разрухи и слабости центральной власти, то Екатерина главным образом просто продолжала его политику. При внимательном изучении можно наблюдать укрепление в ее царствование тенденций, зародившихся при Петре: увеличение привилегий дворянства, полное закабаление крестьян, подчинение церкви государству, развитие внешней торговли. С целью решения многих задач, стоявших перед страной, оба правителя привлекали иностранцев, создавая для них благоприятные условия. По большей части можно утверждать, что Петр своих целей добился. В период правления Екатерины развитие государства шло более медленными темпами, и немалую роль в этом сыграла система фаворитизма, стоившая казне крупных сумм денег: так, современники подсчитали, что на подарки фаворитам было истрачена сумма, в несколько раз превышавшая годовые расходы страны. Кроме того, если Петр добивался введения всех своих реформ в жизнь, то при Екатерине многие воплощались лишь формально, и она этим удовлетворялась.
Но в целом дополнительный титул «Великий (ая)» достался обоим императорам по заслугам: в периоды их царствований Российская империя значительно менялась в лучшую сторону и укреплялась, заставляя считаться с собой западноевропейские государства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 2711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.028 с.) |