Разве нет диагностических методик для исследования эмоциональных особенностей? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разве нет диагностических методик для исследования эмоциональных особенностей?



Под эмоциональными особенностями нейропсихологи понимают общее эмоциональное состояние и эмоциональные реакции. В ходе наблюдения за поведением, движениями, мимикой больного они оценивают, в каком он настроении, насколько его эмоции адекватны ситуации по знаку и степени выраженности, как он реагирует на успех или неуспех при выполнении заданий, насколько он может контролировать свои эмоции, не отмечается ли у него оскудение эмоциональной сферы (Хомская, 1987; Хомская, Батова, 1992). Что касается специальных методик исследования эмоций, то, на наш взгляд, пока они пригодны в основном для решения научно-исследовательских, экспериментальных, а не диагностических задач. Это связано с тем, что нейропсихология эмоций, в разработке которой большая заслуга принадлежит отечественным ученым (Е.Д. Хомской и ее коллегам), является еще очень молодой областью науки. В дальнейшем, когда в экспериментальных исследованиях будут накоплены знания о роли различных церебральных зон и разных полушарий мозга в эмоциональных процессах, несомненно, будут разработаны и компактные диагностические методики, которые можно применять в нейропсихологическом обследовании.

Испытуемый может чувствовать себя стесненным, зная, что за ним наблюдают. Не может ли это сказаться на результатах выполнения заданий?

Да, действительно, присутствие наблюдателя может отчасти изменить поведение больного и повлиять на его психическую деятельность. Существует несколько приемов для минимизации этих проявлений:

· очень внимательно и тактично провести первый этап клинической беседы;

· объяснить необходимость, цель обследования и, по возможности, заинтересовать испытуемого;

· установить доброжелательный контакт и показать, что вы готовы помочь в случае затруднений.

Рекомендуемая литература

Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С. 47–48, 217–226.
Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. — СПб.: Питер, 2004. С. 335–352, 964–965, 967–969.
Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. — СПб.: Питер, 2003. С. 1078–1085.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С. 84–123.
Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Методические указания. Часть 1 / Под ред. М.Б. Михалевской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 200–212.

Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

М.Ю. Максименко и М.С. Ковязина «Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике» (1998).

Хрестоматия «Методы нейропсихологической диагностики» под редакцией Е.Ю. Балашовой и М.С. Ковязиной (2009); комплект стимульных материалов «Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы» (2010, 2011) (составители Е.Ю. Балашова и М.С. Ковязина).

Поэтому нейропсихологи постоянно чувствуют необходимость замены, модернизации стимульного материала. Это очень непросто, потому что потребует новой стандартизации большинства методик.

Рекомендуемая литература

· Балашова Е.Ю., Ковязина М.С., Сурнов К.Г. Часовой механизм в контексте проблемы культурной патологии // Психологические исследования: электронный науч. журн. 2010. № 2 (10). URL: http://psystudy.ru

· Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М.: Центр лечебной педагогики, 1999.

· Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: МГУ, 1962.

· Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ,1973.

· Максименко М.Ю., Ковязина М.С. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. М.: «Теревинф», 1998.

· Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия. Под ред. Е.Ю. Балашовой, М.С. Ковязиной. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009.

· Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб: Питер, 2008.

· Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. Сост. Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина. М.: Генезис, 2010 (2011 – 2-е издание).

· Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5-6 лет с задержкой психического развития // Вестник МГУ. Серия 14, Психология.1995. № 3. С. 37—45

· Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Культура и патология: побочные эффекты социализации / Психологическая теория деятельности. Вчера, сегодня, завтра. Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2006. С. 187—204.

· Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.005 с.)