Модуль 1. Технологические процессы и технологические системы как экономические объекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Технологические процессы и технологические системы как экономические объекты



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА»

О.Л. Никитина

Рабочая программа и контрольные задания по дисциплине

«Экономические основы технологического развития»

для студентов заочной формы обучения

по направлению подготовки 080100.62 «Экономика»

Барнаул 2014


ББК 65.30 я 73-9

 

Никитина О.Л. Рабочая программа и контрольные задания по дисциплине «Экономические основы технологического развития»: методические указания для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» / Алт ГТУ им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014. – 31 с.

 

Методические указания содержат варианты контрольных работ, списки учебной литературы, рекомендации студентам по самостоятельному изучению тем дисциплины «Экономические основы технологического развития» и выполнению контрольной работы, а также указания по выбору своего варианта работы.

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Менеджмент технологий»

Протокол № 2 от 15.09. 2014 г.

 

Рецензент: Лукина Е.В., доцент кафедры ЭМиМ Финансового университета при правительстве РФ, к.э.н, доцент


Содержание

 

1. Общие положения ………………………………………………4

2. Методические указания к изучению дисциплины ……………5

3. Содержание дисциплины ………………………………………5

4. Методические указания к выполнению контрольной работы 8

5. Варианты контрольных заданий ………………………………10

6. Список рекомендуемой литературы …………………………29

Приложение А Пример оформления титульного листа…………30

Приложение Б Пример оформления содержания ………………31

 


Общие положения

Учебная дисциплина "Экономические основы технологического развития" предназначена для формирования технико-экономического мировоззрения студента. Особое внимание обращается на взаимосвязь экономических аспектов с особенностями технологического развития. В своей практической деятельности экономист не может обеспечить качественное выполнение поставленных перед ним задач без знания конкретных технологий, технологических возможностей того или иного процесса, видов производимой продукции. Анализ конкретных прогрессивных технологий в различных отраслях народного хозяйства позволит расширить представление об этих отраслях, получить знания об их специфике и производствах.

Для того, чтобы управлять производством и обеспечивать функционирование его подразделений, анализировать их хозяйственную деятельность, определять экономическую эффективность научно-технических разработок и их практического освоения, решать задачи количественного и качественного развития материально-технической базы производства за счет реализации последних достижений науки и техники, необходимо иметь конкретное представление о самом производстве, его структуре, передовых технологических процессах.

Современное производство рассматривается как технологическая система микроэкономического уровня, а отрасль промышленности и народное хозяйство в целом - макроэкономического. Так как главенствующая роль в любой производственной системе принадлежит технологическому процессу, то рассматривая пути его совершенствования, можно определить направления преобразования и самой системы.

В условиях рыночных отношений роль технологического развития резко возрастает, т.к. своевременная смена технологий, в соответствии с требованиями рынка, обеспечивает конкурентоспособность. Правильная технологическая политика является основой процветания любой фирмы.

Цель изучения данного курса - научить использовать полученные знания в процессе учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, финансирования и кредитования. При этом следует помнить, что в практической деятельности экономиста и финансиста технология является главным объектом для инвестиций.

Именно за счет прибыли от своевременно и разумно вложенных в нее финансовых средств обеспечивается проведение эффективной социально-экономической политики и достигается соответствующий жизненный уровень населения.

Курс предназначен для обучения студентов специальности: «Экономика».

Задачи дисциплины:

1. научить студента экономическим основам технологического развития предприятия как объекта рыночной экономики;

2. познакомить с технологическими системами предприятий и их структурой, внешней и внутренней средой предприятия.

Дисциплина «Экономические основы технологического развития» относится к вариативной части профессионального цикла.

Базовой предшествующей дисциплиной для изучения данной дисциплины является «Микроэкономика».

Изучение дисциплины «Экономические основы технологического развития» является базой для усвоения последующих дисциплин направления «Экономика» – «Экономика организации».

Место дисциплины «Экономические основы технологического развития» в системе профессиональной подготовки специалистов состоит в обучении навыкам решения технико-экономических задач.

2. Методические указания к изучению дисциплины

Процесс обучения по данной дисциплине предполагает как аудиторные занятия, так и самостоятельную работу студентов. На лекционных занятиях рассматриваются основные теоретические положения дисциплины. В ходе практических занятий обсуждаются проблемные вопросы изучаемой дисциплины, рассматриваются конкретные примеры, решаются задачи. Также рассматриваются основные требования к выполнению контрольной работы.

 

3. Содержание дисциплины

Варианты контрольных заданий

Содержание работы

Определить экономическую эффективность замены действующего техпроцесса обработки деталей на новый, характеристика которых по вариантам приводится в приложениях.

Порядок выполнения работы.

Затраты на обработку детали по каждому варианту определяются по следующим статьям затрат:

Ø - на материалы, за вычетом реализуемых отходов;

Ø - на основную зарплату с учетом дополнительной зарплаты и отчислений на социальные нужды;

Ø - на амортизацию оборудования;

Ø - на силовую электроэнергию;

Ø - на содержание и эксплуатацию инструмента;

Ø - на эксплуатацию приспособлений.

Сумма затрат по этим статьям дает возможность определить текущие затраты по каждому из вариантов техпроцесса.

Для расчета показателей экономической эффективности нового техпроцесса необходимо определить дополнительные капитальные вложения по новому варианту.

После определения текущих затрат по вариантам и дополнительных капитальных вложений проводится расчет следующих показателей экономической эффективности нового техпроцесса в сравнении с действующим:

Ø - годовой экономии от изменения техпроцесса;

Ø - срок окупаемости дополнительных капитальных вложений.

Расчет проводится в соответствии с приводимой ниже методикой, на основе исходных данных по операциям техпроцесса.

 

1. Расчет затрат на основные материалы.

Исходные данные для расчета затрат на основные материалы по вариантам даны в приложении 1.

Расчет производится по следующей формуле:

 

Зм= Нм*Цм*Ктр - (Нм - Вд)*Цотх, руб. (1)

 

где Зм- затраты на материал, на деталь, руб;

Нм - вес заготовки или норма расхода, кг;

Вд - чистый вес детали, кг;

Цм - оптовая цена материала, руб/кг;

Цотх -цена отходов, руб/кг;

Ктр - коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы, Ктр=1,1

Нм=Вд/Км, (2)

где Км - коэффициент использования материала, принимается 0,7(чётные варианты)-0,8(нечётные варианты).

 

2. Расчет затрат на основную, дополнительную зарплату основных производственных рабочих и отчислений на социальные нужды.

Расчет производится по следующей формуле:

 

Зз=[(Счас*Тшт) / 60]*Кпр*Крк*Кдоп*Котч, руб, (3)

 

где Зз- затраты на зарплату основных производственных рабочих на операцию, с учетом дополнительной зарплаты и отчислений на социальные нужды, руб;

Счас- часовая тарифная ставка рабочего-сдельщика соответствующего разряда (приложение 2), руб/час;

Тшт- штучное время на операцию, мин ;(приложение 2)

Кпр- коэффициент, учитывающий премии, принимается равным 1,4;

Крк- районный коэффициент к зарплате.

Для Алтайского края Крк= 1,15;

Кдоп- коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату, принимается равным 1,1;

Котч - коэффициент, учитывающий отчисления на социальные нужды, принимается равным 1,302.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Сухарев, О. С. Сухарев, С. О.Инновации в экономике и промышленности.-М., Высш. шк.,2010.-317 c. (9экз.)

2. Сухарев О.С. Экономика технологического развития –М.: Финансы и статистика, 2008.-480 с. (10экз.)

3. Основы отраслевых технологий и организации производства:учеб. для вузов. / Аносов Ю.М., Бекренев Л.Л., Дурнев В.Д. и др.; под ред.Федюкина В.К. - СПб.: Политехника, 2004 -312 с. (1 экз.)

4. Васильева И.Н. Экономические основы технологического развития. М.: Банки и биржи: Изд. об-ние "ЮНИТИ", 1995

5. Ермакова, Ж. Об оценке уровня технологического развития производства. Экономист.-М., 2006.-№11.-c.35-40

6. Ивантер, В. В. Перспективы и условия инновационно-технологического развития экономики России. Проблемы прогнозирования.-М., 2007.-№3.-c.3-20

7. Сухарев, О. Новые технологии и промышленная политика: факторы экономического роста Инвестиции в России.-М., 2007.-№1.-c.23-26

8. Сухарев, О. Инвестиции в создание новой техники Инвестиции в России.-М., 2007.-№11.-c.8-15

9. Аунапу Т.Ф. Технико-экономическое сравнение вариантов технологических процессов – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2001.

10. Никитина О.Л. Методические указания по изучению дисциплины «Экономические основы технологического развития». – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2002-23с.-15 экз.

11. Никитина, О.Л. Учебное пособие к лекционным занятиям по дисциплине «Экономические основы технологического развития»: учебное пособие для студентов всех форм обучения по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» /О. Л. Никитина.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014 - 74 с. - Режим доступа: http://new.elib.altstu.ru/eum/download/epm/Nikitina_EOTR.pdf)

 

 


Приложение А

Пример оформления титульного листа

 

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Алтайский государственный технический университет

Им. И.И. Ползунова

Направление бакалавриата

«Экономика»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант № __

По дисциплине «Экономические основы технологического развития»

 

Студент ________________ ____________

(подпись)

Группа __________

Преподаватель __________________

Барнаул 2014


Приложение Б

Пример оформления содержания

Введение … ……………………………………………………3

1 [Формулировка вопросов] …………………………………4

2 Практическая часть ………………………………………..11

3.Заключение ………………………….…………………….….14

4.Список использованной литературы: …………………….15


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА»

О.Л. Никитина

Рабочая программа и контрольные задания по дисциплине

«Экономические основы технологического развития»

для студентов заочной формы обучения

по направлению подготовки 080100.62 «Экономика»

Барнаул 2014


ББК 65.30 я 73-9

 

Никитина О.Л. Рабочая программа и контрольные задания по дисциплине «Экономические основы технологического развития»: методические указания для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» / Алт ГТУ им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014. – 31 с.

 

Методические указания содержат варианты контрольных работ, списки учебной литературы, рекомендации студентам по самостоятельному изучению тем дисциплины «Экономические основы технологического развития» и выполнению контрольной работы, а также указания по выбору своего варианта работы.

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Менеджмент технологий»

Протокол № 2 от 15.09. 2014 г.

 

Рецензент: Лукина Е.В., доцент кафедры ЭМиМ Финансового университета при правительстве РФ, к.э.н, доцент


Содержание

 

1. Общие положения ………………………………………………4

2. Методические указания к изучению дисциплины ……………5

3. Содержание дисциплины ………………………………………5

4. Методические указания к выполнению контрольной работы 8

5. Варианты контрольных заданий ………………………………10

6. Список рекомендуемой литературы …………………………29

Приложение А Пример оформления титульного листа…………30

Приложение Б Пример оформления содержания ………………31

 


Общие положения

Учебная дисциплина "Экономические основы технологического развития" предназначена для формирования технико-экономического мировоззрения студента. Особое внимание обращается на взаимосвязь экономических аспектов с особенностями технологического развития. В своей практической деятельности экономист не может обеспечить качественное выполнение поставленных перед ним задач без знания конкретных технологий, технологических возможностей того или иного процесса, видов производимой продукции. Анализ конкретных прогрессивных технологий в различных отраслях народного хозяйства позволит расширить представление об этих отраслях, получить знания об их специфике и производствах.

Для того, чтобы управлять производством и обеспечивать функционирование его подразделений, анализировать их хозяйственную деятельность, определять экономическую эффективность научно-технических разработок и их практического освоения, решать задачи количественного и качественного развития материально-технической базы производства за счет реализации последних достижений науки и техники, необходимо иметь конкретное представление о самом производстве, его структуре, передовых технологических процессах.

Современное производство рассматривается как технологическая система микроэкономического уровня, а отрасль промышленности и народное хозяйство в целом - макроэкономического. Так как главенствующая роль в любой производственной системе принадлежит технологическому процессу, то рассматривая пути его совершенствования, можно определить направления преобразования и самой системы.

В условиях рыночных отношений роль технологического развития резко возрастает, т.к. своевременная смена технологий, в соответствии с требованиями рынка, обеспечивает конкурентоспособность. Правильная технологическая политика является основой процветания любой фирмы.

Цель изучения данного курса - научить использовать полученные знания в процессе учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, финансирования и кредитования. При этом следует помнить, что в практической деятельности экономиста и финансиста технология является главным объектом для инвестиций.

Именно за счет прибыли от своевременно и разумно вложенных в нее финансовых средств обеспечивается проведение эффективной социально-экономической политики и достигается соответствующий жизненный уровень населения.

Курс предназначен для обучения студентов специальности: «Экономика».

Задачи дисциплины:

1. научить студента экономическим основам технологического развития предприятия как объекта рыночной экономики;

2. познакомить с технологическими системами предприятий и их структурой, внешней и внутренней средой предприятия.

Дисциплина «Экономические основы технологического развития» относится к вариативной части профессионального цикла.

Базовой предшествующей дисциплиной для изучения данной дисциплины является «Микроэкономика».

Изучение дисциплины «Экономические основы технологического развития» является базой для усвоения последующих дисциплин направления «Экономика» – «Экономика организации».

Место дисциплины «Экономические основы технологического развития» в системе профессиональной подготовки специалистов состоит в обучении навыкам решения технико-экономических задач.

2. Методические указания к изучению дисциплины

Процесс обучения по данной дисциплине предполагает как аудиторные занятия, так и самостоятельную работу студентов. На лекционных занятиях рассматриваются основные теоретические положения дисциплины. В ходе практических занятий обсуждаются проблемные вопросы изучаемой дисциплины, рассматриваются конкретные примеры, решаются задачи. Также рассматриваются основные требования к выполнению контрольной работы.

 

3. Содержание дисциплины

Модуль 1. Технологические процессы и технологические системы как экономические объекты

Лекция 1. Тема: Предмет, содержание и задачи дисциплины – 0,5 час. [1,2,3,4,9,11]

Лекция 2. Тема: Технологические процессы как экономические объекты – 1 час. [1,2,3,4,9,11]

Основные понятия технологии. Связь технологии с экономикой. Технологические процессы, их структура, классификация, закономерности развития. Технико-экономические показатели технологических процессов, их качество.

Совершенствование любого технологического процесса осуществляется за счет повышения эффективности использования прошлого труда и снижения затрат живого труда. Эволюционный путь развития технологических процессов характеризуется следующими основными закономерностями: по мере развития процесса происходит рост производительности живого труда; растет величина прошлого труда, затрачиваемого на единицу продукции; для обеспечения одинакового прироста производительности живого труда требуются все увеличивающиеся затраты прошлого труда.

Революционный путь развития технологических процессов характеризуется следующими основными закономерностями: по мере развития процесса происходит рост производительности труда, снижение затрат прошлого труда на единицу продукции; и подобный путь развития – не oграничен.

Лекция 3. Тема: Технологические системы как экономические объекты.– 1 час. [1,2,3,4,9]

Переход от единичных прогрессивных технологий к современным технологическим системам. Структура технологической системы. Классификация технологических систем, условия функционирования. Понятие "структура" технологической системы характеризует внутреннюю организацию, порядок и построение системы. Она зависит от типа технологических связей, степени ее сложности и числа уровней иерархии. В случае последовательной технологической системы высокого уровня действуют такие дополнительные факторы, как связь одного элемента системы с несколькими другими; возможность в некоторых случаях использовать запасы исходных продуктов; возможность выпуска готовой продукции, которая не используется внутри данной системы отдельными ее составляющими, и др. Изучая данную тему, необходимо уяснить функции управления в последовательных и параллельных системах. Основная функция управления параллельной системой - обеспечение технологического развития составляющих ее производственных элементов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.363 с.)