Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Множественные уровни общения И существования
2.0. Два уровня ответов – два уровня существования:как замешательство и внутренний конфликт указываютна возникновение нового и на множественные уровни существования Финн: Как Вы считаете, мы вправе предъявить доктору Эриксону Ваши претензии? – Она говорит, что ничему не научилась. Эриксон: А цветов-то сегодня нет. Клиентка: Да, цветов нет. Эриксон: А есть ли здесь что-нибудь, что Вам не нравится? Клиентка: Вроде нет. Эриксон: Получается, что Вы ничему не научились? Что Вы имеете в виду? Клиентка: Мне казалось, что я узнаю что-то новое из области психиатрии и психологии, но этого не случилось. Эриксон: Вы так в этом уверены? Клиентка: Не совсем. Финк: Я уже спрашивал ее насчет этого. Я думаю, она не в состоянии переубедить даже самое себя. Эриксон: Почему так? Может быть, Вы все-таки считаете, что научились хоть чему нибудь? Клиентка: Опять начинается. Я хочу сказать «нет», а говорю «да». Но ведь невозможно иметь одновременно два разных мнения. Или у Вас это получается? Эриксон: Так все же: узнали ли Вы что-нибудь новое? Клиентка: Да. Я полагаю, что именно это я и сделала. Получается, что человек может в одно и то же время думать о совершенно противоположных вещах.
Эриксон: Клиентка получила некую информацию на подсознательном уровне и пока еще не осознала ее. Росси: Да-да. Вы проводите второй сеанс спустя два месяца после первого, и совершенно очевидно, что мисс С. начисто забыла, как Вы «навещали» ее в роли Февральского человека. Ее сознание, которое «жалуется» на то, что не обучилась ничему новому, «хочет сказать нет», но что-то внутри клиентки протестует и "говорит «да». Поэтому совершенно очевидно, что в клиентке сосуществуют два уровня или два совершенно противоположных принципа реагирования. Это сплошь и рядом случается в повседневной жизни, и обычно человек переживает это как конфликтную ситуацию. Но чем совершенно поверхностно оценивать свои ощущения как внутренний конфликт, гораздо правильней понять свои колебания в смысле настройки на различные уровни существования. Ведь на самом деле наше замешательство и возникший конфликт говорят лишь о том, что где-то глубоко в подсознании спонтанно возникли какие-то новые представления о жизни, и теперь они взаимодействуют (а, возможно, и вступают в противоречие) со старыми представлениями, отношениями и прежним самосознанием.
2.1. Каким образом незнание указывает на амнезию «трансовых свиданий» с Февральским человеком Эриксон: Мне бы хотелось узнать, знали ли Вы о цели Вашего прихода сюда. Клиентка: Мне сказал доктор Финк. Эриксон: А других причин у Вас не было? Клиентка: Были. Я хотела встретиться с Вами, чтобы увидеть все своими глазами. Эриксон: Что – все? Клиентка: Гипноз. Эриксон: А Вас когда-нибудь гипнотизировали? Клиентка: Да. Эриксон: И кто? Клиентка: Доктор Финк и, кажется, мисс Джонс. Эриксон: А еще кто-нибудь гипнотизировал? Клиентка: Нет. Эриксон: И что Вы думаете о гипнозе? Клиентка: Что это очень хорошая вещь. Эриксон: А Вам бы хотелось, чтобы Вас сейчас загипнотизировали? Клиентка: Конечно. Эриксон: А зачем Вам это нужно? Клиентка: Да просто, чтобы узнать что-нибудь новое. Эриксон: И Вы на самом деле этого хотите? Клиентка: Да. Эриксон: А можно мне Вас загипнотизировать? Клиентка: Не знаю. Эриксон: Может быть, Вы хотите сказать что-нибудь еще? Клиентка: Я хочу этого. Но сама не знаю почему.
Росси: Ответы клиентки совершенно четко указывают на полную «сознательную» амнезию предыдущего сеанса. Интересно, это проходит потому, что она исключительно хорошо поддается гипнозу или ей просто необходима дальнейшая терапия? Эриксон: Да нет, если уж Вы начали курс лечения, Вы постепенно становитесь самим собой. Росси: Последний ответ клиентки: «Я хочу этого. Но сама не знаю почему» – тоже совершенно отчетливо демонстрирует амнезию предшествующего транса. Эриксон: Правильно.
2.2. Наведение транса с привлечением движений рук и неявных указаний: использование «скрытого наблюдателя»; «трансовый» самоконтроль; сигналы, которые подает пациент из "глубины транса " Эриксон: Ну, и как мне Вас гипнотизировать? Клиентка: Давайте подумаем. Существует ведь много способов, правда? Когда доктор Финк гипнотизировал меня в первый раз, я сидела с поднятыми руками. Эриксон: (Поднимает руку клиентки) А сейчас Вы можете заснуть? Клиентка: Наверное, да.
Эриксон: А Вам этого хочется? Клиентка: Да. Эриксон: Тогда начнем. Вы начинаете засыпать. Вы закрываете глаза и начинаете засыпать глубоким-глубоким сном. Устраивайтесь поудобнее. Устройтесь поудобнее и постарайтесь получить удовольствие от своего сна. Вы совершенно расслабились. Вы расслабились, Вам удобно сидеть и Вы спите очень-очень крепко. У Вас глубокий и крепкий сон. Вы крепко-крепко спите. А чтобы я узнал, что Вы спите глубоким сном, Ваша левая рука сейчас медленно поднимется вверх. Но только сделайте это именно тогда, когда будете крепко спать. А чтобы я понял, когда Вы последуте моему указанию и заснете крепким сном, которому ни что не мешает, Ваша правая рука тоже может подняться вверх. А сейчас Вы уже подняли левую руку, чтобы показать, как глубок и спокоен Ваш сон. А теперь поднимается Ваша правая рука – чтобы дать мне знать, что Ваш сон не прервется. Все хорошо, правда? Вам удобно? Вас все устраивает? Хорошо. А теперь опустите руки. Расслабьте их и устраивайтесь поудобнее. Я могу говорить вслух сам с собой или с кем-нибудь еще, и это Вас совсем не тревожит, верно? (Клиентка кивает, а Эриксон повторяет доктору Финку движения ее рук.) Смотрите – сначала поднимается левая рука, затем – правая. А потом говорю ей, чтобы она опустила руки. Так как левая рука поднималась первой, она и опускается первой – а вслед за я ней и правая рука. (Обращается к клиентке) Я с кем-нибудь разговаривал? Клиентка: Да. Эриксон: И Вы обратили на это внимание? Клиентка: Да. Эриксон: Вам понравилось то, что я сказал? Каждому человеку нравится, когда он что-то делает хорошо. Этому стоит поучиться, правда? Вам это было известно? Вы согласны научиться этому, даже если это будет непросто? Мы давно с Вами не виделись, верно? (Пациентка кивает.) Прошло много времени – недели, месяцы. Я не ошибаюсь? А Вы можете мне точно сказать, как давно это было? Очень давно, так ведь? А какой сейчас день? Клиентка: Воскресенье. Эриксон: А какой месяц? Клиентка: Июнь. Эриксон: А год? Клиентка: 1945-й. (Мисс С. вполне ориентируется во времени.)
Эриксон: …Мистер А. и мистер В. в закрытой комнате спорят на какую-то тему. Сколько человек в комнате? Бетти (жена Эриксона) быстро ответила: «Шесть: мистер А; тот человек, которым себя считает мистер А; тот человек, о котором мистер В. думает, что он мистер А.; то же самое в отношении мистера В.» Я подготавливаю клиентку к такому пониманию, задавая ей свои вопросы «Я с кем-нибудь разговаривал?» и «Вы обратили на что-нибудь внимание?» Надо сказать, что она отвечает утвердительно. Я ненавязчиво учу ее не на все обращать внимание. Росси: То есть, Вы советуете ей пренебречь определенной информацией на сознательном уровне с тем, чтобы принять ее на подсознательном? Эриксон: Да. Это то, что Хилгард называет «скрытым наблюдателем». Я совершенно намеренно обращаюсь здесь к этому явлению. Росси: Давайте подведем итог. Вы, как обычно, используете свой любимый прием с поднятием рук при наведении транса. Сначала следует обычная формула внушения: «Засыпайте. Расслабьтесь. Чувствуйте себя удобно», – а затем, чтобы клиентка смогла дать Вам знать, заснула ли она по-настоящему, Вы даете ей скрытое указание: "А чтобы я узнал, что Вы спите глубоким сном, Ваша левая рука сейчас медленно поднимается вверх". Чуть позже Вы дополняете эту директиву другой: чтобы клиентка показала Вам, когда она " заснет крепким сном, которому ничто не метает «, она должна поднять свою правую руку. Она выполняет Вашу просьбу и кивает в ответ на Ваш вопрос-утверждение:» Мы давно с Вами не виделись, правда?" Она уже явно погрузилась в транс, и теперь можно начать работу с возрастной регрессией: "П рошло много времени – недели, месяцы. Я не ошибаюсь? А Вы мне можете точно сказать, как давно это было?" Вы, конечно, надеялись, что клиентка вернется ко времени Вашего последнего «визита» в образе Февральского человека, а затем Вы перенесете Вашу встречу на несколько месяцев вперед – к моменту второго сеанса. Но не тут-то было – из ответа клиентки следует, что она ощущает себя в реальном времени – возрастная регрессия никак себя не проявила. Может быть, это случилось потому, что со времени первого сеанса минуло два месяца, и клиентке требуется больше времени для того, чтобы восстановить свой «трансовый» опыт работы с возрастной регрессией.
Эриксон: Да нет, клиентка сама собой управляет. Росси: Что Вы под этим понимаете? Эриксон: Она начинает осознавать, что спит, а я, в свою очередь, разрешаю ей знать о том, что она будет спать долго-долго и ничто ее не побеспокоит. Росси: То есть перед нами стадия «трансового» самоконтроля, которая по времени предшествует возрастной регрессии? Эриксон: Да. Она должна управлять собой для того, чтобы определить, в каком времени она находится. Она может себя контролировать… Росси: …для возрастной регрессии per se. Милтон, Вы можете еще что-нибудь добавить? Получается, что пациент как бы со стороны наблюдает свое погружение в транс? Он сам управляет гипнотическим процессом? Эриксон: Не будете же Вы останавливаться на середине пути. Неужели Вам будет достаточно двух третей или трех четвертей? Восьмидесяти процентов? Клиентка должна знать, как «далек и долог» наш путь. А самоконтроль необходим для того, чтобы она была уверена в том, что полностью отвечает на вопросы. Росси: Как Вы считаете, такой самоконтроль всегда присутствует, когда пациент находится в трансе? Эриксон: Нет, только когда он должен выполнить мое указание. Росси: Когда Вы ставите перед пациентом новое условие, он сам начинает Вам помогать, да? Эриксон: Клиентка должна понять, насколько глубок ее транс. А вот когда она окончательно погрузится в него – она сможет совершить определенные действия.
2.3. Как приблизиться к возрастной регрессии, используя «кажимость», забывание, неопределенность, незнание и замешательство; счет от 1 до 20: излюбленный прием Эриксона – наведение транса без осознания этого пациентом Эриксон: Что ж, дату мы выяснили. Но ведь время может меняться, не правда ли? Я хочу, чтобы Вы кое о чем забыли. Только я не скажу, о чем именно. Но постепенно, не торопясь, без всякого неудобства Вы это забудете. Вам кажется, что сейчас понедельник, но также вполне вероятно, что суббота, а может быть, даже и пятница. Продолжайте думать в этом направлении, и мне бы хотелось, чтобы Вам самой стало смешно, как это Вы могли так запутаться во времени, и чтобы Вам это понравилось. (Клиентка улыбается.) Очень здорово, правда? (Клиентка смеется.) А так как Вы не знаете, какой сейчас день, то Вы, уж конечно, затрудняетесь сказать, какая идет неделя. Безусловно, ясно, о какой неделе мы говорим, но что это за неделя? Может быть, это последняя неделя мая, но вполне вероятно, что первая неделя июня. Допустимо и то, что мы и вовсе ошибаемся. Мне кажется, Вам нравится это занятие (Клиентка опять громко смеется.) Июнь, май, май, июнь… Вам в голову вполне может придти мысль об апреле; но ведь может случиться и так, что это ни май, ни июнь и ни апрель. А теперь – после того, как Вы вдоволь наигрались в эту забавную игру, я хочу, чтобы Вы вдруг поняли, что забыли не только месяц. Вы не можете вспомнить – май ли сейчас или апрель, март или даже февраль. Вы все позабыли: март, апрель, май, июнь; а теперь я хочу, чтобы Вы не смогли определить, какой сейчас год – 1944-й или 1945-й. (Клиентка хмурится.) Вы крепко спите, Вам удобно и хорошо. И Вы в состоянии произнести, какой же сейчас месяц 1944 года. Скажите мне, пожалуйста, когда будете готовы ответить. Клиентка: Я не знаю. Эриксон: Это все как-то странно, да? И чем-то Вас пугает. Но Вам хорошо со мной, потому что Вы меня уже почти вспомнили. Можете теперь назвать год? Клиентка: Да. 1942-й.
Росси: Она вернулась на три года назад. Как Вы этого добились? Похоже, опять использовали замешательство и незнание? Эриксон: «Кажется, сейчас понедельник, но также вполне вероятно, что суббота, а может быть, даже и пятница.» Пятница опережает субботу, а суббота наступает раньше понедельника. Я поворачиваю время вспять. Росси: И этим усиливаете действие возрастной регрессии. Дело в том, что в нашей обычной жизни мы даже и не пытаемся контролировать свое воображение (то, что нам кажется), изумление, чувство неопределенности и замешательство. Мы считаем, что это наша естественная реакция на некоторую внешнюю ситуацию и управлять ею мы не можем. Но в данном случае для того, чтобы ускорить возрастную регрессию, Вы вынуждаете клиентку контролировать свои непосредственные реакции. Эриксон: Кстати, очень важно, что понедельник идет за субботой. Когда добавляется пятница, все выстраивается в обратный временной ряд: понедельник, суббота, пятница.
Росси: И когда Вы говорите об этом, одно только перечисление дней недели в обратном порядке вызывает возрастную регрессию? Эриксон: Гм. Росси: Эти слова как-то смещают значения? Эриксон: Не слова, а то, как Вы их употребляете. Понедельник ведь может быть и до субботы (в одной неделе так оно и есть), но после того, как Вы вводите пятницу – понедельник автоматически должен следовать за субботой. Росси: (Росси с некоторым недоверием перечитывает те страницы, где говорится о наведении транса.) Эриксон: Когда Вы считаете до десяти, то числа идут в прямом порядке: 7,8,9,10. Попробуйте использовать другую последовательность: 1,7,2,5,3,8,4,6,9,10. Росси: Пожалуйста, еще раз. Эриксон: 1,7,2,5,3,8,4,6,9,10. Росси: Ничего не понимаю. Эриксон: Когда я считаю от одного до десяти, я начинаю с единицы и кончаю десятью. Росси: Но если изменить порядок… Эриксон: …то числа все равно будут лежать в интервале от 1 до 10. Росси: Что Вы хотите этим сказать? Эриксон: Я просто показал Вам, как можно посчитать от 1 до 10 таким образом, что никто даже не догадается об этом. Все будут заняты поиском отсутствующих чисел. Росси: А чего Вы этим добиваетесь? Эриксон: Я добиваюсь того, что на сознательном уровне никто не понимает, что я считаю от 1 до 10. Росси: И таким способом Вы можете вполне погрузить пациента в транс. Ведь если Вы тщательно замаскируете то, что считаете от 1 до 10, он погрузится в транс, не осознавая этого. Эриксон: Потому что он будет безуспешно отгадывать формулу моей последовательности. Росси: Вы хотите сказать, что поскольку сознание пациента отвлекается на разгадывание Вашего головоломного порядка чисел, сам пациент погружается в сон совершенно бессознательно. Он не осознает этого! Эриксон: Знаете мой излюбленный прием? Сначала я говорю: «Сейчас я досчитаю до 20 – и Вы заснете.» А чуть позже добавляю: "У такого-то было восемь детей, но они обходятся дешевле, если все покупать на них дюжинами. " Росси: Вы предпочитаете этот метод наведения транса, потому что здесь Вы полностью исключаете сознательный фактор. На этот раз сознание остается в полном неведении насчет транса. Эриксон: Совершенно верно. Когда пациент пытается решить какую-то важную проблему, но при этом годами избегает одного упоминания о ней – необходимо любыми средствами лишить его этой защитной реакции. Росси: И пациент, освободившись от своих привычных отговорок и уловок, погружается в гипнотерапевтический транс. И он будет совершенно изумлен, когда узнает, что, оказывается, все это время пытался разобраться в своих проблемах – и при этом не догадается, что делал это в состоянии гипнотического транса. Метод наведения транса с полным отсутствием осознания этого пациентом – весьма благодатная почва для дальнейших исследований. Эриксон: (Эриксон приводит примеры того, как пациенты погружались в транс только благодаря определенной интонации голоса психотерапевта. Стоит только воспроизвести такую интонацию – и все происходит просто мгновенно, а пациент даже не осознает этого.)
2.4. Девятый «визит» Февральского человека: как с помощью "трансового " письма углубить возрастную регрессию и усилить чувство внутреннего комфорта Эриксон: 1942-й. А кто я? (Клиентка явно подавлена.) Вы меня помните? Клиентка: Да. Вы – Февральский человек. Эриксон: Что Вас так огорчило? Вы можете мне рассказать об этом? Вы ведь действительно можете со мной поделиться, правда? Не хотите ли мне сказать что-нибудь? Клиентка: Это очень важно. Эриксон: Мне хочется Вам помочь. Ведь это было так неудобно, да? Вы так неудобно себя чувствовали. А мне бы не хотелось, чтобы что-то причиняло Вам неудобство. Мне кажется, что лучше разделить это со мной. Так не хотите мне рассказать? Ну, подумайте еще немножко. Вот Вам карандаш. Не хотите говорить – можете написать. Я думаю, Вам неприятно говорить об этом – но написать об этом – совсем другое дело. Ну, так как? Напишете? Хорошо. Только пишите быстро. А теперь выслушайте меня внимательно. Я – Февральский человек. Я не могу Вам точно объяснить, что это такое, но за одно могу поручиться: если Вы поделитесь со мною своими проблемами, то начнете в них разбираться. Ведь смогли же Вы мне рассказать о своих детских переживаниях – то, что говорили мне вчера, в прошлом и в позапрошлом году? Вы меня понимаете? Может быть, обсудим это еп;е раз? (Клиентка отрицательно качает головой.) А теперь выслушайте меня очень внимательно. Сейчас 1942 год, согласны? Но ведь время не стоит на месте, и скоро мы попадем в какой-нибудь другой год, и даже не в 1941-й. Все больше вещей ускользает от Вашего понимания, Вы их забываете – забываете – забываете – забываете – и вот перед нами опять маленькая девочка, веселая и счастливая. Ну, а теперь давай поговорим. А для начала – здравствуй. Клиентка: Привет. Эриксон: Сколько тебе лет? Клиентка: Шесть. Эриксон: А давно у тебя был день рождения? Клиентка: Месяц назад. Эриксон: А ты знаешь, кто я? К лиентка: Конечно. Эриксон: Ну, и как меня зовут? Клиентка: Февральский человек. Эриксон: Мы уже встречались? Клиентка: Множество раз. Эриксон: А мы продолжим наши свидания? Клиентка: Конечно, Ведь Вы сами сказали мне об этом.
Росси: Вы даете клиентке возможность написать на бумаге то, что она не может произнести вслух – и возрастная регрессия переносит ее на три года назад. Вы, очевидно, уловили, что клиентка ощущает некоторый дискомфорт по мере углубления возрастной регресии – и Вы сделали так, чтобы она смогла преодолеть все подстерегающие ее «регрессионные» препятствия. Затем Вы переходите к более направленному внушению и опять «знакомите» ее с Февральским человеком – в результате клиентка переходит к своему шестилетнему возрасту. Как Вам кажется, я правильно расшифровал ее поведение? Э риксон: (Кивает утвердительно.)
2. 5. Множественная возрастная регрессия; обучение в условиях сомнамбулического транса; как новое осознание и новые навыки проявляются под видом отказа или отрицания Эриксон: Нехорошо, а как мне обращаться к тебе? Клиентка: У меня целая сотня имен. Эриксон: И какое тебе больше нравится? Клиентка: Мне хотелось бы, чтобы Вы звали меня Джейн. Эриксон: Почему именно Джейн? Клиентка: Потому что меня так еще никто не называл. Эриксон: Хорошо, Джейн. Договорились. Итак, тебе ровно шесть лет. Хочешь посмотреть, что у меня есть? У меня есть потрясающие часы. Вот скажи им «откройтесь». Клиентка: Откройтесь. (Что-то щелкает – и часы открываются. Клиентка смеется.) Как здорово! А можно еще раз? Вы нажали на кнопку? Эриксон: Совершенно верно. Какая умная девочка. Клиентка: Конечно. Эриксон: И ты, наверное, теперь не считаешь, что это часы с секретом? Это просто обычные хорошие часы, правда? А какого они цвета? Клиентка: Золотого или серебряного. Наверное, все-таки золотого. Золото с серебром – так сказал бы Ларри. Эриксон: А кто это такой? Клиентка: Мой брат. Эриксон: А как ты думаешь, что призойдет, когда ты вырастешь? Клиентка: Не знаю. И, наверное, не буду знать еще очень долго. Эриксон: Здесь есть кто-нибудь, кроме нас? Клиентка: Нет. Эриксон: Только мы с тобой? Клиентка: Да. Эриксон: Когда-нибудь, когда ты станешь старше, когда ты вырастешь и повзрослеешь и вдруг почувствуешь себя несчастной, может быть, тогда ты сможешь все мне рассказать. Ты не против? Клиентка: Нет, конечно. Эриксон: А если что-нибудь причинит тебе боль, что ты будешь делать? Клиентка: Наверное, сойду с ума от горя. Эриксон: Представь себе, что ты очень несчастна. Как ты будешь себя вести? Клиентка: Я не покажу вида, что мне плохо. .Эриксон: Ты никому ничего не расскажешь. А мне? Клиентка: Вам расскажу. Эриксон: Все-все? Клиентка: Может быть. Эриксон: Допустим, что я могу тебе в этом помочь. Клиентка: Я должна знать точно. А может быть, Вы просто посмеетесь надо мной? Эриксон: Я не посмеюсь. Я никогда не смеюсь над такими вещами. Так все-таки расскажешь? Клиентка: Да. Эриксон: Ты уверена в этом? Клиентка: Да. Эриксон: Ну, время расставаться, Джейн. Мы еще увидимся – это я тебе обещаю. Я не могу назвать точную дату – но когда я вернусь, я возьму тебя за руку, как сейчас и пересчитаю твои пальчики – 1,2,3,4. И никто, кроме меня, так не сделает. Я обязательно вернусь, чтобы опять увидеться с тобой – а сейчас ты должна немного отдохнуть. А когда я появлюсь, возьму тебя за руку и пересчитаю твои пальчики – ты ведь не станешь сомневаться в том, что я вернулся? Теперь я хочу, чтобы ты выполнила одну мою необычную просьбу – посиди тихо и постарайся на минуту заснуть. Спи. Спи. Спи. Спи. Крепко спи. И вот уже наступил 1945 год. (Пауза) Кстати, Мисс С, какое сегодня число? Клиентка: (Называет правильную дату.) Эриксон: Вы спите? Клиентка: А что, я должна спать? Эриксон: Как Вы думаете, по какой причине Вы здесь очутились? Клиентка: Вы хотите мне помочь, но я не нуждаюсь ни в чьей помощи. Эриксон: А что мне сделать, чтобы Вам помочь? Клиентка: Понятия не имею.
Росси: При Вашем очередном «свидании» с клиенткой Вы возвращаетесь к уже знакомым ей по прежним сеансам темам (развитие, несчастье), и они помогают Вам восстановить прежнюю систему отношений «регрессионного» транса. Последним аккордом возрастной регрессии является переориентация клиентки на истинную дату проведения сеанса, причем не последнюю роль в этой переориентации играет добавленная к Вашему традиционному рукопожатию важная деталь – то, как Вы пересчитываете пальцы на ее руке. Но, возвращая клиентку в настоящее время, Вы не выводите ее из транса. Правда, случайный наблюдатель можег сделать вывод о том, что клиентка очнулась – и поэтому правильно ориентируется во времени (Ваш вопрос: «Вы спите?» и ответ клиентки: «А что, я должна спать?»). На самом же деле, так как Вы нигде не говорите, что бы она проснулась, ее «регрессионный» транс просто переходит в сомнамбулический: хотя клиентка ведет себя так же, как в обычном состоянии бодрствования, она сохраняет с Вами «трансовые» отношения по схеме «клиентка – Февральский человек». Сомнамбулический транс служит мостиком между «трансовой» реальностью, и реальностью бодрствующего человека. Может быть, поэтому Вы и предпочитаете обучение в условиях сомнамбулического транса любому другому методу. Вы согласны с этим? Эриксон: Гм. Кстати, обратите внимание на мои бесконечно повторяющиеся уверения в готовности оказать помощь. Я пытаюсь успокоить клиентку на различных уровнях возрастной регрессии. Росси: И все-таки в конце клиентка произносит: «Вы хотите мне помочь, но я вовсе не нуждаюсь в помощи.» Эриксон: Просто она начинает понимать, что помощь-то ей необходима. Росси: Потому что когда нам действительно что-то очень нужно, сознание это признает, только после прохождения сквозь призму нашей «негативной» защиты признание приобретает противоположную полярность: «Я не нуждаюсь в этом.» Эриксон: Гм. Росси: Когда я работаю, то очень часто ловлю себя на мы-сли о том, что одновременно с тем, как меня осеняет какая-нибудь необыкновенная идея, я говорю сам себе: «Нет, это не так». Новое очень часто появляется под видом отрицания. Эриксон: Маленькой Бекки сейчас два года (Бекки – одна из внучек Эриксона). В день своих именин она полностью оправдала славу своего «ужасного» возраста. Сначала она говорила на все: «Это мое, мое, мое». Потом добавила: «Я сама, я сама, я сама.» Сначала она определила, что же является ее собственностью, а потом поняла, что она теперь будет с этим делать. Росси: Поэтому когда у детей появляются какие-то новые навыки, очень важным для них является факт признания того, что они овладели чем-то новым, и они отказываются от какой бы то ни было помощи (используя отрицание). Это напоминает мне первое «нет» новорожденного, которое можно усмотреть в том, как он, наевшись, отворачивает свою голову от материнской груди (не это ли прообраз отрицательного качания головой?). Эриксон: Я добился того, что клиентка миновала свою неуверенность – свое «может быть». (Клиентка сначала дважды повторяет «может быть», а потом дважды отвечает Эриксону «да» на его предложение помощи.) Росси: Мы очень часто запускаем этот примитивный механизм защиты, построенный на отрицании, как от других людей, так и от самих себя, когда в нас зарождается что-то новое. Эриксон: Мы начинаем пользоваться этим в весьма раннем возрасте.
2.6. Как усилить внутренние обязательства пациента и веру в неизбежность излечения; Эриксон задает вопросы, «прочищающие» благоприятные для внушения подсознательные каналы Эриксон: Давайте кое-что обсудим. Сейчас июнь, потом наступит июль, за ним август. Вы плавали этим летом? Клиентка: Нет, я не особенно «тепло» отношусь к воде. Эриксон: А почему? Клиентка: Не знаю. Но при виде воды мое сердце начинает выпрыгивать из груди. Я ее боюсь, но сама не знаю почему. Я безумно ее боюсь. Эриксон: Неужели так сильно? Клиентка: Просто чертовски сильно. У меня появляется такое ощущение, будто я ношусь взад и вперед как угорелая. Эриксон: И что Вы делаете? Клиентка: Это зависит от ситуации. Если мне никак не удается отвертеться от купания, я очень осторожно захожу в воду сантиметров на десять, затем извиняюсь и убегаю. Эриксон: И давно у Вас этот страх плавания? Клиентка: Черт возьми, я не знаю. Эриксон: А Вам бы хотелось поплавать? Клиентка: Хотелось бы. Терпеть не могу чего-нибудь бояться. Это меня сковывает. Эриксон: А с чего это началось? Клиентка: Не знаю. Эриксон: А давно Вы боитесь воды? Клиентка: Не могу вспомнить. Мама рассказывала, что когда мы были совсем маленькие, она, бывало, не успеет оглянуться, а мы уже в воде по самую шею. Эриксон: А когда Вы еще могли зайти в воду без проблем? Клиентка: Не знаю – только теперь мне всегда надо пересиливать себя для того, чтобы это сделать. Надо сказать, что это малоприятное ощущение. Эриксон: А что Вы делали после Вашего последнего купанья? Клиентка: Вытерлась полотенцем и вернулась домой. Эриксон: И как Вы себя чувствовали? Клиентка: Чертовски напуганной. Эриксон: И как долго это продолжалось? Клиентка: Да не очень-то долго. Мы ехали из больницы в этот как его? – Генри-Нолл, и всю дорогу мое бедное сердце колотилось, как сумасшедшее. Но зато после этого по дороге домой – я чувствовала себя освеженной. Вода была такая приятная. Эриксон: А Вам не хотелось бы избавиться от своего страха? Клиентка: Конечно, хотелось бы. Я думаю, что каждый человек должен уметь плавать. Я делала несколько попыток, но потом в панике все бросала и убегала, как сумасшедшая. Эриксон: Прямо вот так и бежали, как сумасшедшая? Клиентка: Да. Я буквально выпрыгивала из воды и убегала на приличное расстояние. Эриксон: Ну, хорошо. Так Вы действительно хотите научиться плавать? Клиентка: Безусловно. Эриксон: А как Вы думаете, у Вас получится? Клиентка: Не знаю. Я уже все испробовала: я всячески пыталась убедить себя, что не должна бояться – но от этого было мало толку. Эриксон: Да, все впустую. Клиентка: Именно так. Эриксон: Все Ваши доводы на Вас не подействовали, так ведь? Ваши уговоры не помогли, да? Клиентка: Иногда они полезны, но в этом случае все окончилось неудачей. Эриксон: А как Вы считаете, что бы могло Вам помочь? Клиентка: Наверное, психоанализ – но на курс нужно три или четыре тысячи долларов. Эриксон: Но ведь самоуговоры не помогут? Клиентка: Это совершенно очевидно. Если только я не была слишком снисходительна к себе. Эриксон: Хотите заключить пари? Клиентка: Я готова на все. Эриксон: Хотите поспорить, что Ваш страх можно победить? Клиентка: Это бесспорно. Эриксон: Вы уверены? Клиентка: Да. Эриксон: Точно уверены? Клиентка: Абсолютно. Эриксон: А как Вам кажется, сколько у Вас уйдет на это времени? Клиентка: Не знаю. Эриксон: Но Вы ведь хотите начисто избавиться от своего страха? Клиентка: О, абсолютно! Эриксон: Может быть, Вы имеете какое-нибудь представление о том, что могло бы Вам помочь? Клиентка: Если верить мистеру Меннингеру, то существует какая-то первопричина моего страха. Эриксон: Совершенно верно. Клиентка: Ах, если бы только я знала, что это за первопричина! Эриксон: Вы бы хотели это выяснить? Клиентка: Да, но я не могу. По крайней мере, до сих пор не могла. Эриксон: Это пока Вы сами пытались разобраться. Но может быть, у Вас все получится с чьей-нибудь помощью? Клиентка: Может быть. Но кто же из посторонних сможет помочь мне вспомнить события из моей же жизни? Может быть, мои страдания связаны с вытеснением. Что Вы на это скажете, доктор Фиик? Молчит, как сфинкс. Эриксон: «Сфинкс» рифмуется с «Финк». Какая разница – помните Вы или нет, можете Вы или нет. Что Вы будете делать, если кто-нибудь поможет Вам все вспомнить? Клиентка: Я попытаюсь проанализировать ситуацию и выяснить, что же заставило меня так испугаться. Эриксон: Но может ведь так случиться, что эта ситуация и должна была Вас напугать? Клиентка: Но тогда я бы ее запомнила – потому что я, как и Вы, помню о том, как я чего-то испугалась. Эриксон: Вы должны помнить это и понимать это. А теперь давайте сделаем следующий шаг. А вдруг Вы помните, но не хотите вспоминать по какой-то причине? Клиентка: Но ведь я пытаюсь. Эриксон: Вы, конечно, пытаетесь, но так ли Вы заинтересованы в успехе? Клиентка: Да. Эриксон: Вы уверены? Клиентка: Да. Эриксон: Может быть, Вы сначала закончите эту сигарету? Клиентка: Да. Пока подожду со второй. (Докуривает сигарету.)
Росси: Итак, страх воды в полном разгаре. Клиентка осознает, что «она страдает из-за вытеснения», а Вы задаете такие вопросы, что она начинает верить, что Ваша психотерапия поможет ей все вспомнить и тем самым разрешит ее проблемы. Вы добиваетесь того, что клиентка берет на себя внутреннее обязательство победить свой страх – в отличие от ее прежних пресных попыток («Вы, конечно, пытаетесь, но так ли Вы заинтересованы в успехе?»). Я, вообще, обратил внимание на то, что прежде чем начать свою гипнотерапевтическую работу (в узком смысле этого слова), Вы стараетесь сделать так, чтобы пациент чувствовал себя обязанным изменить свое состояние и вылечиться. Эриксон: Он должен совершенно четко это осознать (ответ клиентки «Абсолютно»). Росси: И даже после этого Вам желателен более определенный настрой, и клиентка еще раз сообщает Вам о своем решении: «О, абсолютно!» Зачем Вам так нужна эта определенность? Эриксон: Она должна перебороть свой страх! Росси: Итак, Вы пытаетесь вызвать и использовать ментальный механизм чувства уверенности. Уверенность активизируется сильнее неуверенности. Для того, чтобы преодолеть что бы то ни было, необходима полная уверенность в победе – и клиентка должна взять на себя обязательство победить свой страх. Эриксон: Да. Представьте, что Вы берете в руки игрушку и прячете руки за спину, а затем предлагаете ребенку отгадать, в какой руке игрушка. Росси: Тем самым Вы вовлекаете ребенка в веселую игру «Угадай-ку», и даже если он прежде и не любил игрушку, которую Вы спрятали – он все равно захочет ее найти. Можно проследить простую аналогию: преодоление страха плавания – это игрушка, которая должна заинтересовать клиентку. Эриксон: Она должна захотеть вылечиться. Росси: Она должна не просто захотеть – она должна понять, что обязана это сделать. Это очевидная установка на неизбежность излечения, и Вы формируете эту установку еще до начала всякой «трансовой» работы и до всякого лечебного внушения. Установка на ожидание исцеления – это та удобренная почва, в которую Вы бросаете зерна внушения. Вы повышаете подсознательную активность в зоне травматических ассоциаций и тем самым «прочищаете» подсознательные каналы для терапевтического гипноза. Эриксон: Благоприятные для внушения подсознательные каналы!
2.7. Прерванное наведение транса: как упрочить транс повторными наведениями; эффект Зейгарника Эриксон: Давайте-ка я пожму Вашу руку. Клиентка: Давайте. Эриксон: Раз-два-три-четыре. Раз-два-три-четыре. (Доктор Финк передает Эриксону лист бумаги.) Клиентка: Разрешите мне взглянуть. Я хочу знать, что написано на листке, который он держит в руке. Эриксон: Кто это – он? Клиентка: Доктор Финк. Я хочу это увидеть. Эриксон: Проснитесь. Совсем-совсем проснитесь. Хотите взглянуть? (Показывает клиентке листок.) Клиентка: Ваши действия столь же бессмысленны, как и у всех окружающих.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.193 с.) |