Исследование морфологических признаков почв по почвенным образцам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование морфологических признаков почв по почвенным образцам



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

по проведению практических занятий

по учебной дисциплине

 

ПОЧВОВЕДЕНИЕ

 

для студентов

специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

 

 

Санкт - Петербург, 2015 г.

Методические указания по проведению практических занятий составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» (базовая подготовка).

 

Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пожарно-спасательный колледж «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»

 

Разработчик: Иванова Г.В. - преподаватель СПб ГБПОУ «Пожарно-спасательный колледж «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»

 

 

Рассмотрено и одобрено предметно-цикловой комиссией «Рациональное использование природохозяйственных комплексов».

 

Протокол № ___ от «___»______________2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка 4

2. Порядок проведения практических занятий

2.1. Практическая работа № 1 5

2.2. Практическая работа № 2 9

2.3 Практическая работа № 3 12

2.4 Практическая работа № 4 16

2.5. Практическая работа № 5 17

2.6. Практическая работа № 6 18

2.7. Практическая работа № 7 20

2.8. Практическая работа № 8 21

2.9. Практическая работа № 9 22

3. Порядок проведения лабораторных занятий

3.1. Лабораторная работа № 1 23

3.2. Лабораторная работа № 2 24

3.3. Лабораторная работа № 3 25

3.4. Лабораторная работа № 4 27

4. Критерии оценок при проведении и выполнении

Лабораторно-практических занятий 29

5. Список литературы 30

6. Приложения 31

Пояснительная записка

 

Настоящие методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности СПО 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» (базовая подготовка) в качестве практического пособия при проведении лабораторных и практических занятий по учебной дисциплине «Почвоведение».

По учебному плану на лабораторно-практические занятия по учебной дисциплине «Почвоведение» отводится 34 часа, что составляет 13 занятий, охватывающих основные разделы и темы курса.

Основная цель лабораторно-практических занятий - закрепление теоретических знаний, полученных в лекционном курсе по этой дисциплине, а также развитие умений:

- различать типы почв;

- производить морфологическое описание почв;

- обрабатывать и оформлять результаты полевого исследования почв;

- анализировать и оценивать сложившуюся экологическую обстановку, исходя из полученных данных о составе и свойствах почв.

Важную роль практические занятия играют в приобретении навыков работы с почвенными картами.

По окончанию каждой практической или лабораторной работы предусматривается составление отчета.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ПОЧВ ПО ПОЧВЕННЫМ ОБРАЗЦАМ

 

Цель занятия: приобрести навыки в определении основных морфологических признаков почвы.

 

Время: 4 часа

Задание: определить окраску, структуру, новообразования и включения трех образцов почвы.

 

Материалы:

1. Образы почвы.

2. Бланк описания образца почвы.

3. Фарфоровая ступка и пестик.

4. Мензурка или колба с водой.

5. Небольшой (20 см × 20 см) фрагмент листа миллиметровой бумаги.

6. Увеличительное стекло.

7. 10%-ный раствор соляной кислоты.

8. Пипетка.

9. Влажные салфетки для рук.

 

Порядок работы.

 

Определение окраски почвы

 

1. Небольшое количество почвенного материала (половину объёма одной чайной ложки) образца почвы, очищается от посторонних предметов (веточки, стебли и корни трав, обломки камней, угольки и т.д.), аккуратно растирается пестиком в фарфоровой ступке до однородной рассыпчатой массы и смачивается водой из мензурки или колбы до слегка жидкотекучей консистенции.

2. Указательным пальцем руки часть этой консистенции аккуратно наносится (намазывается вращательным движением пальца) на бланк описания образца почвы (в столбец “Мазок”) для получения равномерного по густоте окраски пятна диаметром 2-2,5 см. Не рекомендуется наносить на бланковый лист избыточное количество почвенного материала, потому что, чем больше толщина нанесённого слоя, тем больше вероятность его осыпания при высыхании. Не рекомендуется наносить и крайне малое количество материала (при этом избыточно жидкого), поскольку в таком случае получается весьма бледный мазок, что затрудняет определение по нему окраски.

3. По высохшему мазку определяется окраска образца почвенной массы. Название окраски, которая представляет собой смесь различных цветов и их оттенков, должно включать как основной (доминирующий) цвет (оттенок), так и дополнительный цвет (в качестве дополнительного обычно указывают только цвет, т.к. выделить оттенок дополнительного цвета затруднительно). Например, окраска коричнево–тёмно-серая (основной оттенок – тёмно-серый, дополнительный цвет – коричневый). Доминирующий цвет (оттенок) ставится в названии на последнее место. Другие примеры названия окраски: серо-коричневая, коричнево-бурая, палево–светло-коричневая и т.д. Если и дополнительные цвета выделить проблематично, то останавливаются только на указании основного цвета (оттенка): окраска тёмно-коричневая, светло-серая и т.д.

4. Итоговые результаты по окраске каждого почвенного образца вписываются простым карандашом в соответствующую графу бланка описания образца почвы.

 

Практическая работа № 2.

 

Порядок работы.

 

Методика определения механического состава почв в сухом состоянии («сухим методом»).

Из каждого почвенного образца (генетического горизонта) берут небольшую пробу землистой массы почвы и растирают ее на ладони или между пальцами и по ощущению относят к той или иной группе по гранулометрическому составу, пользуясь следующей группировкой.

1. Комки и структурные отдельности очень твердые, не раздавливаются между пальцами. При растирании ощущается однородная, тонко измельченная мучнистая масса - почва глинистая.

2. Комки и структурные отдельности прочные, с трудом раздавливаются между пальцами. При растирании на ладони появляется ощущение мучнистости (глинистые или тонкопылеватые частицы) и слабой шероховатости (песчаные частицы) - почва тяжелосуглинистая.

3. Комки и структурные отдельности раздавливаются между пальцами с трудом. При растирании ощущается шероховатость (песчаные частицы) и заметна мучнистость (глинистые и пылеватые частицы) - почва среднесуглинистая.

4. Комки и структурные отдельности раздавливаются при небольшом усилии. При растирании образца на ладони хорошо заметны песчаные частицы (шероховатые) и пылеватые (мучнистые) - почва легкосуглинистая.

5. Комки легко раздавливаются. При растирании преобладает ощущение шероховатости (песчаные частицы) - почва супесчаная.

6. Комки очень легко раздавливаются, превращаясь в сыпучую массу. При растирании появляется ощущение шероховатости (преобладают песчаные частицы, отчетливо различимые невооруженным глазом) - почва песчаная.

7. При наличии среди мелкозема (частиц менее 1 мм) обломков минералов и горных пород (величиной более 3 мм) почва характеризуется как каменистая (щебенчатая).

 

Методика определения гранулометрического состава почв во влажном состоянии («мокрым методом»).

1. Небольшое количество почвенного материала (объём одной чайной ложки) образца почвы, очищается от посторонних предметов (веточки, стебли и корни трав, обломки камней, угольки и т.д.), аккуратно растирается в фарфоровой ступке до однородной рассыпчатой массы и смачивается водой из мензурки или колбы до густой вязкой (тестообразной) консистенции.

2. Полученная масса скатывается в шарик диаметром около 1,5–2 см.

3. Шарик раскатывается на более или менее ровной поверхности (стол, тетрадная поверхность, ладонь и т.д.) в шнур длиной около 5 см и равномерной толщиной около 3-4 мм.

4. Полученный шнур аккуратно сгибается в кольцо также на более или менее ровной поверхности (стол, тетрадная поверхность, ладонь и т.д.).

5. По характеру раскатывания материала в шнур, его морфологии, наличию и густоте трещин на нём определяют разновидность почвы по гранулометрическому составу, пользуясь основными показателями таблицы.

6. Для надёжности определения механического состава и исключения случайного результата необходимо провести описанную выше процедуру на раскатывание не менее двух-трёх раз для одного и того же образца.

7. Сравнивают полученные результаты с результатами определения гранулометрического состава почвы «сухим» способом.

8. Итоговый результат по гранулометрическому составу каждого почвенного образца вписывается простым карандашом в соответствующую графу бланка описания образца почвы.

 

Механический состав

Вид образца в плане после раскатывания

Шнур не образуется — песок

Зачатки шнура — супесь

Шнур дробится при раскатывании — легкий суглинок

Шнур сплошной кольцо при свертывании распадается — средний суглинок

Шнур сплошной кольцо с трещинами — тяжелый суглинок

Шнур сплошной кольцо дельное — глина

 

Практическая работа № 3.

 

ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЧВ

 

Цель занятия: научиться закладывать почвенные разрезы; приобрести навыки по выделению почвенных горизонтов и описанию морфологических признаков почвенных горизонтов в полевых условиях; научиться отбирать почвенные образцы для лабораторных исследований.

 

Время: 6 часов

 

Задание: в соответствии с требованиями заложить основной почвенный разрез, сделать описание почвенного разреза, произвести отбор почвенных образцов.

 

Порядок работы.

 

1. Прежде всего, необходимо самым тщательным образом осмотреть местность, определить характер рельефа и растительности для правильного выбора места заложения почвенного разреза.

2. Разрез необходимо закладывать в наиболее характерном месте обследуемой территории. Почвенные разрезы не должны закладываться вблизи дорог, рядом с канавами, на нетипичных для данной территории элементах микрорельефа (понижения, кочки).

3. На выбранном участке местности копают почвенный разрез так, чтобы три стенки его были отвесными, а четвертая спускалась ступеньками (рис. 3. 1).

Рис. 3.1. Почвенный разрез

Передняя, лицевая, стенка разреза, предназначенная для описания, должна быть обращена к солнцу.

При рытье разреза почву необходимо выбрасывать только на боковые стороны и ни в коем случае не на лицевую стенку, что может привести к ее загрязнению, разрушению верхних горизонтов, изменению их мощности и т. д.

Основной разрезы закладывают до такой глубины, чтобы вскрыть верхние горизонты неизменной материнской породы.

4. На основе изменений окраски выделяют генетические горизонты, отмечают их границы ножом и измеряют мощность каждого из них в сантиметрах.

5. Детально описывают каждый генетический горизонт по морфологическим признакам.

Практическая работа № 4

 

ПОДГОТОВКА ПОЧВЕННЫХ ОБРАЗЦОВ К ЛАБОРАТОРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

 

Цель занятия: научится подготавливать почвенные образцы к лабораторным анализам.

 

Время: 2 часа

 

Для получения достоверных данных, реально отражающих свойства почвы, кроме правильного отбора образцов в полевых условиях, нужна квалифицированная подготовка к анализам и правильное хранение образцов.

Порядок работы.

Большинство почвенных анализов проводят с навесками почвы, доведенными до воздушно-сухого состояния.

Почвенные образцы, взятые в полевых условиях, просушиваются в сухом хорошо проветриваемом помещении, не содержащем в воздухе пыли, паров аммиака и кислот.

Хранение сырых почвенных образцов не допускается, так как под влиянием различных микробиологических процессов могут изменяться химические свойства почвы.

После высушивания почвы готовят к анализам следующим образом:

1. Почвенный образец взвешивается, вес записывается.

2. Почва рассыпается на бумаге, разрушаются наиболее крупные агрегаты, тщательно отбираются посторонние включения - растительные остатки, камни, в случае необходимости следует определить их процентное содержание.

3. Почва растирается в фарфоровой ступке и просеивается через сито с отверстиями 1 мм. Оставшиеся на сите комочки почвы снова растирают и пропускают через сито. Растирание и просеивание проводят до тех пор, пока на сите ничего не останется или останутся лишь частицы горной породы крупнее 1 мм.

4. Каменистые зерна, не прошедшие через указанное сито, а также каменистые включения, отобранные вручную, составляют скелет почвы. Скелет почвы после промывания водой и высушивания взвешивают и определяют его процентное содержание.

5. Частицы почвы меньше 1 мм, прошедшие через сито, называются мелкоземом и употребляются для анализа.

6. Почвенный мелкозем перемешивается, помещается в специальные коробки вместе с этикеткой, на коробке делается надпись:

- инвентарный номер;

- номер разреза;

- глубина взятия образца, см;

- фамилия исследователя.

Практическая работа № 5

 

Порядок работы.

 

Изучая определенный тип почв, необходимо вначале детально ознакомиться с характеристикой факторов почвообразования, географическим распространением, генетическими свойствами данных почв по соответствующему разделу учебника.

1. Пользуясь почвенной картой России нанести на контурную карту типичные почвы таежно-лесной зоны.

2. Дать анализ распространению почв таежно-лесных ландшафтов.

3. Составить перечень почв зоны.

4. Исследование морфологических признаков почв таежно-лесных ландшафтов.

5. Зарисовать строение почвенных профилей основных типов почв (рис. 5.1).

6. Предложить практические мероприятия, которые необходимы для повышения почвенного плодородия данных типов почв.

Рис. 5.1. Морфологическое строение профиля почв таежно-лесной зоны:

1 — подзол маломощный; 2 — подзол среднемощный; 3 — подзол мощный;

4 — дерново-сильноподзолистая почва; 5 — дерново-среднеподзолистая почва; 6 — дерново-слабоподзолистая почва.

Практическая работа № 6

 

Порядок работы.

 

1. В рабочей тетради делаются цветные зарисовки профилей основных почв зоны (рис. 7.1, 7.2).

 

 

Рис. 7.1. Морфологическое строение серых лесных почв:

1 — светло-серые лесные почвы;

2 — серые лесные почвы;

3 — темно-серые лесные почвы.

 

Р ис. 7.2. Морфологическое строение черноземов:

1 — оподзоленные;

2 — выщелоченные;

3 — типичные;

4 — обыкновенные;

5 — южные.

 

2. Описываются морфологические признаки серых лесных и черноземных почв.

3. Кратко описываются мероприятия по рациональному использованию зональных почв (табл. 7.1).

 

Таблица 7.1

Характеристика различных типов черноземов

 

 

Черноземы

 

оподзоленные

 

выщелоченные

 

типичные

 

обыкновенные

 

южные

 

Гумус

рН

Е (мг·экв)

V (%)

Запас гумуса (т/га)

 

5—6

5,5—6,0 35

80—90

 

6—8

6,0—6,5

40—45

85—92

 

8—10 6,5—7,0

45-55

90—95

 

7,0—7,5 40—45

95—97

 

4,5—5

7,5

 

 

4. На контурных картах делается зарисовка почв зоны.

Практическая работа № 7

 

Порядок работы.

1. В рабочей тетради делаются цветные зарисовки профилей основных почв зоны (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Морфологическое строение каштановых и бурых почв:

1 — темно-каштановая; 2 — каштановая; 3—светло-каштановая; 4— бурая полупустынная почва.

 

2. Описываются морфологические признаки темно-каштановых, каштановых, светло-каштановых сухостепных и бурых полупустынных почв.

3. Кратко описываются мероприятия по рациональному использованию зональных почв.

4. На контурных картах делается зарисовка почв зоны.

Практическая работа № 8

 

Порядок работы

 

Засоленные почвы изучаются на практических занятиях после теоретической проработки данного материала.

1. В рабочей тетради делаются цветные зарисовки профилей солодей, солонцов и солончаков (рис. 8.1).

2. Описываются морфологические признаки и основные свойства засоленных почв.

3. Кратко описываются мероприятия по рациональному использованию таких почв.

4. На контурных картах указывается расположение данных типов почв.

 

Рис. 8.1. Морфологическое строение солодей, солонцов и солончаков

1 — солодь; 2 — солонец; 3 — солончак.

Практическая работа № 9

 

ЧТЕНИЕ ПОЧВЕННЫХ КАРТ

 

Цель занятия: приобрести навыки в чтении почвенных карт.

 

Время: 2 часа

 

Порядок работы.

 

На практических занятиях преподаватель знакомит учащихся с принципами построения почвенной карты, обращая их внимание на условные обозначения (или так называемую легенду почвенной карты).

 

1. При чтении почвенных карт (и картограмм) отмечают их масштаб и год составления.

2. Детально изучают легенду к карте, четко уясняя, какие типы, подтипы и другие таксономические единицы почв выделены на карте, какими способами они изображены (окраска, штриховка, индексы).

3. В процессе изучения по карте распространения почв на изучаемой территории устанавливают приуроченность различных почв к тем или иным угодьям, а также к отдельным геоморфологическим элементам территории (водоразделы, поймы, склоны разной крутизны, балки, приозерные понижения и др.).

4. При наличии горизонталей по заданию преподавателя вычерчивают схему распределения почв по элементам геоморфологического профиля.

5. На основании результатов чтения карты составляют список почв (по угодьям) с указанием всех таксономических единиц в пределах каждого типа и приуроченности их к различным элементам рельефа по схеме

 

Тип

 

Подтип

 

Род

 

Вид

 

Разновидность

 

Разряд

 

Условия залегания по рельефу

 

Лабораторная работа № 1.

 

ПОТЕРИ ПРИ ПРОКАЛИВАНИИ

 

Цель занятия: научиться определять величину минеральной части почвы методом прокаливания.

 

Время: 2 часа

Твердая фаза почвы состоит из минерального и органического вещества.

Путем прокаливания почвы в муфельной печи при температуре 900ºС можно определить процентное соотношение минеральной и органической части почвы. Однако при прокаливании наряду со сгоранием органического вещества происходит потеря воды, а в случае карбонатных и засоленных почв имеет место потеря СО2 и хлоридных солей. Но при исследовании лесных почв прокаливание дает достаточно точное представление о соотношении минеральной и органической частей почвы.

 

Порядок работы

 

В предварительно прокаленный и взвешенный фарфоровый тигель берется навеска воздушно-сухой почвы около 5 г (1-2 г торфяной почвы или подстилки) и ставится для прокаливания в холодную муфельную печь. Для обеспечения полного сгорания органического вещества требуется постепенное прокаливание почвы, t постепенно доводится до 900ºС.

В течение получаса нагревание идет медленно, затем постепенно температура повышается до темно-красного каления. Общая продолжительность прокаливания почвы - около 2 ч.

После прокаливания тигель вынимается тигельными щипцами из печи и ставится несколько остывшим в эксикатор.

После охлаждения взвешивается.

Результаты записываются по следующей форме:

- навеска почвы (А), г;

- вес тигля с прокаленной почвой (В), г;

- вес пустого тигля (С), г;

- минеральная часть почвы (В-С), г.

В процентах на воздушно-сухую почву минеральная часть почвы равна:

(В-С) х 100: А.

Потеря от прокаливания в % равна 100 % минус % минеральной части.

Лабораторная работа № 2.

 

Порядок работы

Величину объемного веса в образцах с ненарушенным строением определяют при помощи почвенного бура.

1. Определенный (100, 200, 250 см3) объем почвы вырубается тонкостенным металлическим цилиндром.

2. Взвесить алюминиевый стаканчик с крышкой с точностью до 0,01 г.

3. Перенести без потерь весь объем почвы в стаканчик, взвесить

стаканчик с влажной почвой и высушить их до постоянного веса при 105о,

4. Охладить стаканчик с почвой (закрыв его крышкой) в эксикаторе до

комнатной температуры и взвесить

5. Вычислить плотность почвы Д с точностью до 0,01 г/см3 (вес сухой почвы в граммах, поделенный на объем бура в см3, дает величину объемного веса).

При определении записывается:

- вес стаканчика с сырой почвой (А), г;

- вес стаканчика с высушенной почвой (В), г;

- вес пустого стаканчика (С), г;

- объем бура (V), см3;

- вес испарившейся влаги (А-В), г;

- вес сухой почвы (В-С), г.

Объемный вес вычисляется по формуле Д = (B-C):V

С некоторой погрешностью можно определить объемный вес в образцах с нарушенной структурой. Для этого взвешивают сушильный стаканчик (или какой-то другой цилиндр), наполняют его почвой.

Почву слегка уплотняют путем постукивания стаканчика о ладонь, взвешивают.

Вес почвы с поправкой на гигроскопическую влажность делится на объем цилиндра.

Объем цилиндра определяют с помощью мерного цилиндра или по формуле, измерив высоту (в см) и диаметр цилиндра (в см):V = π (d:2)²h

Лабораторная работа № 3.

 

Порядок работы

 

1. Методом квартования из воздушно-сухой почвы, измельченной и пропущенной через сито с диаметром отверстий 1 мм, берут навеску около 5 г. Навеску переносят в предварительно взвешенный бюкс без крышки и помещают в термостат с температурой 100-105ºС.

2. После 2 ч просушивания бюкс извлекают из термостата, охлаждают в эксикаторе и взвешивают. Затем снова помещают бюкс в термостат на 1-2 ч. Если после второго просушивания масса не уменьшилась, можно рассчитывать гигроскопическую влагу.

3. Гигроскопическую влажность (WГ) вычисляют по формуле:

WГ = (P1 - P2) / (P2 - P0) х 100%

где: Р1 – масса бюкса с почвой до высушивания;

Р2 - масса бюкса с почвой после высушивания;

Р0 - масса бюкса без почвы.

 

Определение наименьшей влагоемкости почвы (из насыпного образца)

 

Наименьшую влагоемкость можно определить в лаборатории для почвы с ненарушенным сложением (отобранной в металлический цилиндр специальным почвенным буром), или менее точно - для насыпного образца почвы с нарушенным сложением.

 

Порядок работы

 

1. Стеклянную трубку диаметром 2–3 см, длиной 15 см с одного конца обвязывают марлевой салфеткой, под которую подкладывают бумажный фильтр, и определяют массу на технических весах.

2. Трубку заполняют слегка измельченным почвенным материалом до отметки 10–12 см. Для уплотнения материала нижним концом трубки осторожно постукивают о листовую резину.

3. Определяют массу трубки с почвой на технических весах, разность второго и первого определения составляет массу почвы.

4. Трубку медленно погружают в сосуд с водой таким образом, чтобы уровень воды был на 1 см выше отметки на трубке, и оставляют ее в таком положении на 15 мин.

5. Спустя указанное время трубку с почвой извлекают из воды и в вертикальном положении закрепляют в штативе на 1 мин, чтобы дать возможность стечь избытку воды.

6. Затем трубку снимают со штатива, протирают снаружи фильтровальной бумагой для удаления оставшейся воды и определяют массу на технических весах.

7. Расчет воды, удерживаемой почвой после насыщения, производят по формуле:

А= (Р3 − Р2) / (Р2 − Р1) х 100%

где А — количество воды, удерживаемое почвой после насыщения,

Р1 – масса трубки,

Р2 – масса трубки с почвой,

Р3 – масса трубки с почвой после ее насыщения водой,

Р2 – Р1 – масса почвы,

Р3 – Р2 – масса воды, удерживаемой почвой после насыщения.

 

8. Наименьшую влагоемкость (НВ) почвы определяют суммированием процентного содержания гигроскопической воды (WГ) и воды, удерживаемой почвой после насыщения (А):

НВ = WГ + A.

 

Задание:

 

1. Определить гигроскопическую влажность почвы и ее наименьшую влагоемкость по почвенным образцам, взятым с разной глубины почвенного профиля. Результаты анализов занести в таблицу.

Таблица. Результаты определения водных свойств почвы

Глубина отбора

образцов, см

Полевая влажность, %

Гигроскопическая влажность, %

Наименьшая влагоемкость, %

0-10

 

10-20 и т.д.

 

 

4. Построить график распределения по профилю почвы гигроскопической влажности, а также наименьшей влагоемкости, откладывая по вертикальной оси глубину, а по горизонтальной оси - значения отдельных водных свойств почвы (%), которые обозначить разными типами линий.

5. Охарактеризовать водные свойства исследованной почвы.

Лабораторная работа № 4.

 

Порядок работы.

 

Список литературы

1. А.Н.Голицын, Инженерная геоэкология (Раздел «Почвоведение»), М., ООО ОНИКС, 2010г.;

2. В.Ф. Вальков, К.Ш.Казеев, С.И.Колесников, Почвоведение, М. Изд. центр «Март», 2011г.;

3. А.Х.Шеуджен, Г.А.Галкин, Почвоведение. Изд. «Наука»,РАН, 2008г.;

4. С.И.Колесников, Почвоведение с основами геоэкологии, М., Изд. «РИОН», 2005г.;

5. В.Т.Мамонтов и др, Общее почвоведение, М., «Колос», 2008г.;

6. А.Н.Геннадиев, М.А.Глазовская. География почв с основами почвоведения. М. Изд. «Высшая школа», 2005г.;

7. Лабораторно-практические занятия по почвоведению, М. Изд. «Проспект науки», 2009г.

8. А.А.Роде, В.Н.Смирнов, Почвоведение, Высшая школа, 1972г.;

9. В.В. Добровольский, География почв с основами почвоведения, М. Изд. «Владос», 2001г.;

10. А.В.Хабаров, А.А.Яскин, Почвоведение, М. Изд. «Колос», 2008г.;

11. А.И.Горбылева. Почвоведение с основами геоэкологии, Минск. Изд. Новое знание, 2002г.;

12. Практикум по почвоведению, Изд. «Колос», 2006г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Пример бланка описания образца почвы (укороченный вариант)

Ф.И.О.студента______________________Почвенный ящик №___________

 

Почвенный горизонт

(подгоризонт)

Мазок

Морфологические признаки почвенного горизонта (подгоризонта)

 

Окраска и ее пятнистость:

Гранулометрический состав:

Структура:

Новообразования:

Включения:

Характер вскипания от 10% раствора HCI:

pH:

 

 

Окраска и ее пятнистость:

Гранулометрический состав:

Структура:

Новообразования:

Включения:

Характер вскипания от 10% раствора HCI:

pH:

 

Название почвы (с указанием типа, разновидности и состава почвообразующей породы):_________________________________________

__________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Этикетка почвенного образца

Лесхоз, лесничество, квартал, выдел_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Разрез №__________________________________________________________

Горизонт__________________________________________________________

глубина образца____________________________________________________

Название почвы_____________________________________________________________

Фамилия исполнителя_______________________________________________________

Дата отбора____________________________________________________________

Подпись___________________________________________________________

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

по проведению практических занятий

по учебной дисциплине

 

ПОЧВОВЕДЕНИЕ

 

для студентов

специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

 

 

Санкт - Петербург, 2015 г.

Методические указания по проведению практических занятий составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» (базовая подготовка).

 

Организация-разработчик:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пожарно-спасательный колледж «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»

 

Разработчик: Иванова Г.В. - преподаватель СПб ГБПОУ «Пожарно-спасательный колледж «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»

 

 

Рассмотрено и одобрено предметно-цикловой комиссией «Рациональное использование природохозяйственных комплексов».

 

Протокол № ___ от «___»______________2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка 4

2. Порядок проведения практических занятий

2.1. Практическая работа № 1 5

2.2. Практическая работа № 2 9

2.3 Практическая работа № 3 12

2.4 Практическая работа № 4 16

2.5. Практическая работа № 5 17

2.6. Практическая работа № 6 18

2.7. Практическая работа № 7 20

2.8. Практическая работа № 8 21

2.9. Практическая работа № 9 22

3. Порядок проведения лабораторных занятий

3.1. Лабораторная работа № 1 23

3.2. Лабораторная работа № 2 24

3.3. Лабораторная работа № 3 25

3.4. Лабораторная работа № 4 27

4. Критерии оценок при проведении и выполнении

Лабораторно-практических занятий 29

5. Список литературы 30

6. Приложения 31

Пояснительная записка

 

Настоящие методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности СПО 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» (базовая подготовка) в качестве практического пособия при проведении лабораторных и практических занятий по учебной дисциплине «Почвоведение».

По учебному плану на лабораторно-практические занятия по учебной дисциплине «Почвоведение» отводится 34 часа, что составляет 13 занятий, охватывающих основные разделы и темы курса.

Основная цель лабораторно-практических занятий - закрепление теоретических знаний, полученных в лекционном курсе по этой дисциплине, а также развитие умений:

- различать типы почв;

- производить морфологическое описание почв;

- обрабатывать и оформлять результаты полевого исследования почв;

- анализировать и оценивать сложившуюся экологическую обстановку, исходя из полученных данных о составе и свойствах почв.

Важную роль практические занятия играют в приобретении навыков работы с почвенными картами.

По окончанию каждой практической или лабораторной работы предусматривается составление отчета.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ПОЧВ ПО ПОЧВЕННЫМ ОБРАЗЦАМ

 

Цель занятия: приобрести навыки в определении основных морфологических признаков почвы.

 

Время: 4 часа

Задание: определить окраску, структуру, новообразования и включения трех образцов почвы.

 

Материалы:

1. Образы почвы.

2. Бланк описания образца почвы.

3. Фарфоровая ступка и пестик.

4. Мензурка или колба с водой.

5. Небольшой (20 см × 20 см) фрагмент листа миллиметровой бумаги.

6. Увеличительное стекло.

7. 10%-ный раствор соляной кислоты.

8. Пипетка.

9. Влажные салфетки для рук.

 

Порядок работы.

 

Определение окраски почвы

 

1. Небольшое количество почвенного материала (половину объёма одной чайной ложки) образца почвы, очищается от посторонних предметов (веточки, стебли и корни трав, обломки камней, угольки и т.д.), аккуратно растирается пестиком в фарфоровой ступке до однородной рассыпчатой массы и смачивается водой из мензурки или колбы до слегка жидкотекучей консистенции.

2. Указательным пальцем руки часть этой консистенции аккуратно наносится (намазывается вращательным движением пальца) на бланк описания образца почвы (в столбец “Мазок”) для получения равномерного по густоте окраски пятна диаметром 2-2,5 см. Не рекомендуется наносить на бланковый лист избыточное количество почвенного материала, потому что, чем больше толщина нанесённого слоя, тем больше вероятность его осыпания при высыхании. Не рекомендуется наносить и крайне малое количество материала (при этом избыточно жидкого), поскольку в таком случае получается весьма бледный мазок, что затрудняет определение по нему окраски.

3. По высохшему мазку определяется окраска образца почвенной массы. Название окраски, которая представляет собой смесь различных цветов и их оттенков, должно включать как основной (доминирующий) цвет (оттенок), так и дополнительный цвет (в качестве дополнительного обычно указывают только цвет, т.к. выделить оттенок дополнительного цвета затруднительно). Например, окраска коричнево–тёмно-серая (основной оттенок – тёмно-серый, дополнительный цвет – коричневый). Доминирующий цвет (оттенок) ставится в названии на последнее место. Другие примеры названия окраски: серо-коричневая, коричнево-бурая, палево–светло-коричневая и т.д. Если и дополнительные цвета выделить проблематично, то останавливаются только на указании основного цвета (оттенка): окраска тёмно-коричневая, светло-серая и т.д.

4. Итоговые результаты по окраске каждого почвенного образца вписываются простым карандашом в соответствующую графу бланка описания образца почвы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.286 с.)