Сигнальный костер. Способы подачи сигналов бедствия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сигнальный костер. Способы подачи сигналов бедствия.



Сигналы.

Содержание.

Сигнальные средства…………………………………2

Азбука Морзе…………………………………………..13

Русская семафорная азбука………………………….15

Сигналы свистком и руками………………………...18

Дорожные знаки……………………………………….20

В случае подачи сигнала бедствия радиотехническими средствами………………………………………………22

Кодовая таблица. Международная авиационная аварийная жестовая сигнализация………………….24

Международный сигнал бедствия, принятый в горах………………………………………………………28

Требование на разряды…………………………………31

Сигнальные средства.

Сигнальное зеркало и способы его применения.


Сигнальное зеркало или как его называют в специальной литературе - гелиограф, в дословном переводе обозначает "пишущий солнцем", что объясняет его назначение.
Инженеры подсчитали, что яркость светового сигнального зайчика при угле стояния солнца в 90° составляет без малого 7 000 000 свечей! Вспышка сигнального зеркала в безоблачный, солнечный день обнаруживается с самолета, летящего на высоте 1 - 2 км, на расстоянии в 20 - 25 км, а в некоторых случаях - до 40 км! Кстати, сигнальным зеркалом можно давать аварийный сигнал не только днем, но и ночью в полнолуние и даже в туманной дымке.

Сигнальное зеркало с целиком.

Представляет из себя металлическую пластину, отполированную с одной стороны до зеркального блеска. В центре пластины находится круглое, чуть больше спичечной головки, отверстие.
Через это отверстие и отверстие в удерживаемом с наружной стороны зеркала целике следите за движением интересующего вас объекта (самолета, судна, человека). Одновременно поймайте отраженный от поверхности зеркала "зайчик" на целик. На нем же - целике - найдите тень от крестообразной насечки, нанесенной на рабочей поверхности зеркала. Совместите центр насечки с отверстием на целике и продолжайте следить за объектом.

Простейшее сигнальное зеркало


Можно изготовить из отполированной с двух сторон до зеркального блеска металлической пластины размером с книгу среднего формата.
Понятно, что чем лучше отполирована рабочая поверхность зеркала, тем дальше виден световой сигнал. В центре пластины пробейте круглое, диаметром 57 мм, отверстие. Взяв зеркало через отверстие наблюдайте за самолетом (судном). Не теряя объект слежения, поворачивайте зеркало к солнцу.
Найдите световой блик (проходящий через отверстие солнечный луч) на лице или одежде. Зеркальное отражение блика на обратной поверхности зеркала совмещайте с отверстием. При совпадении отверстия с отраженным бликом световой сигнал направлен на самолет.

Двойное сигнальное зеркало


Состоит из двух соединенных друг с другом с помощью небольших петель зеркальной и матовой створок.
Размер наиболее часто используемого в индивидуальных аварийных комплектах малого сигнального зеркала составляет 5 х 8 см. Принято считать, что дальность обнаружения его сигнала может достигать 14 км.
Большое сигнальное зеркало имеет размеры сторон 12,5 х 8 см и может быть замечено на расстоянии, превышающем 30 км.
В аварийной ситуации матовую створку двойного сигнального зеркала можно изготовить из куска фанеры, пластмассы и даже толстого картона. Петли можно сделать из свернутой в кольца тонкой металлической проволоки или "сшить" створки с помощью крепкой нити.
Чтобы подать сигнал, раскройте створки до упора (примерно под углом 60 - 70°) и через отверстие, проделанное в центре зеркала, следите за целью. Видимое с обратной стороны зеркала солнечное пятно, упавшее на матовую створку, совместите с отверстием. Следите за движущейся целью, непрерывно совмещая пятно с отверстием.

Сигнальное зеркало - в работе достаточно сложный инструмент (по крайней мере, сложнее ракеты, где для подачи сигнала достаточно дернуть за пусковой шнурок), поэтому научиться с ним обращаться желательно заранее. Вникать в инструкцию в тот момент, когда над головой гудит самолет, поздно. Чтобы понять принцип работы зеркала, необходимо потренироваться в подаче сигнала, используя в качестве объекта слежения близкорасположенный предмет, на котором будет хорошо различим сигнальный "зайчик".

!!! Подавать световой сигнал зеркалом имеет смысл не только непосредственно заметив самолет или судно, но и на всякий напоминающий гул моторов звук. В отличие от ракет, зеркалу от этого не убудет. Оно, если с ним правильно обращаться, - "вечное".

Более того, некоторые памятки рекомендуют периодически пробегаться световым "зайчиком" вдоль линии горизонта, так как известны случаи, когда пилоты поисковых самолетов замечали этот посланный наугад сигнал много раньше, чем потерпевшие были способны увидеть или услышать сам самолет.


Азбука Морзе

В азбуке Морзе (код Морзе) каждой букве соответствует комбинация из длинных посылок (тире) и коротких посылок (точек). За единицу длительности в телеграфной азбуке принимается длительность точки. Длительность тире равняется длительности трех точек. Пауза между знаками в букве - одна точка, а между буквами в слове 3 точки. Пауза между словами 7 точек.

Код Морзе используется для передачи сигналов в радиосвязи, гидроакустической, световой и звуковой сигнализациях.

Буквенные сигналы

.- А, A -... B, Б -.-. C, Ц -.. D, Д . E, Е ..-. F, Ф
--. G, Г .... H, Х .. I, И .--- J, Й -.- K, К .-.. L, Л
-- M, М -. N, Н --- O, О .--. P, П --.- Q, Щ .-. R, Р
... S, С - T, Т ..- U, У ...- V, Ж .-- W, В -..- X, ь
-.-- Y, Ы --.. Z, З        
---. *, Ч ---- *, Ш ..-. *, Э ..-- *, Ю .-.- *, Я  


Цифровые сигналы

----- 0 .---- 1 ..--- 2 ...-- 3 ....- 4
..... 5 -.... 6 --... 7 ---.. 8 ----. 9


Знаки препинания

....... .-.-.-, --..--! ..--..?
-.-.-; ---...: -.--.- () -....- -
.-..-. " .----. ' -..-. № -..-. /


Специальные сигналы

-...- (знак раздела) ........ Перебой (исправление) -..--. Начало передачи
.--.--- Готовность к приему .-.-.-.-.- Начало действия .-.-. Окончание передачи

Русская семафорная азбука

А Б В Г
Д Е, Э Ж З
И, Й К Л М
Н О П Р
С Т У Ф
Х Ц Ч Ш
Щ Ъ, Ь Ы Ю
Я Специальные символы
Вызов, Внимание Разделитель




Знаки телеграфной азбуки

Точка Тире Разделитель между точками и тире Разделитель между буквами, группами или словами
Если используется передающей стороной - сигнал ошибки Если используется принимающей стороной - просьба повторить
     

Сигналы свистком и руками

В походе, в лагере, да и вообще на протяжении всей скаутской жизни мы пользуемся сигналами, которые подаются свистком или руками. К ним ты привыкнешь на практике. Сигналы, производимые рукой, используются в походах и лесных играх. Это так называемые "немые команды". Главное их достоинство - бесшумность, а запомнить их нетрудно. Важно развить в себе наблюдательность, чтобы их сразу замечать. Основные из этих команд показаны ниже:

Сигналы, подаваемые свистком, используются, главным образом, тогда, когда руководитель находится вне видимости ребят, когда надо передать что-нибудь в лесу на довольно большое расстояние, когда разведчики находятся далеко друг от друга или спят (ночная тревога). Сигналы руками в таких случаях не применимы.

Короткие и длинные свистки (или вспышки фонаря) обозначают точки и тире, в зависимости от их количества и последовательности. При выстукивании один удар обозначает точку, два коротких подряд - тире. Вот несколько важных сигналов:

• • • • • • • • • СБОР (ряд букв "С")
- ТИШИНА, СМИРНО, ВНИМАНИЕ! (буква "Т")
• - - - ВПЕРЕД! (буква "В")
• - - • НАПРАВО! (буква "П")
• - • • НАЛЕВО! (буква "Л")
- • - КРУГОМ, НАЗАД! (буква "К")
• - • СБОР РУКОВОДИТЕЛЕЙ (буква "Р")
• • • - СБОР ВОЖАКОВ (буква "Ж")
- • • • БЕГОМ! (буква "Б")
• - • - • - • - ТРЕВОГА! (серия букв "А")
• • • - - - • • • "СОС" - международный сигнал о спасении погибающих: "Спасите наши души!" Это начальные буквы английских слов "SAVE OUR SOULS!" (SOS)

Дорожные знаки.

Эти знаки чертятся мелом, углем, острием посоха - на земле, песке, коре. Ставить их надо так, чтобы они не бросались в глаза, чтобы их заметил только разведчик. Можно не только чертить знаки, но и складывать их из камней, веток, травы. Ставить знаки слишком часто - неправильно, это может замедлить продвижение твоих друзей.

Знаки ставятся обычно по правой стороне дороги или тропинки. Когда встретишь первый из них и не сможешь отыскать второй, возвращайся к уже найденному и от него начинай искать снова, описывая круги и расширяя радиус поиска.

Вот главные дорожные знаки, которыми пользуются разведчики во всем мире:

МГц, 406 МГц.

Как нужно передавать сигнал бедствия:

Буква а- 1 раз

Свои позывные- 3 раза

Свои координаты

Характеристика бедствия

Сигналы.

Содержание.

Сигнальные средства…………………………………2

Азбука Морзе…………………………………………..13

Русская семафорная азбука………………………….15

Сигналы свистком и руками………………………...18

Дорожные знаки……………………………………….20

В случае подачи сигнала бедствия радиотехническими средствами………………………………………………22

Кодовая таблица. Международная авиационная аварийная жестовая сигнализация………………….24

Международный сигнал бедствия, принятый в горах………………………………………………………28

Требование на разряды…………………………………31

Сигнальные средства.

Сигнальный костер. Способы подачи сигналов бедствия.


Даже в самых безнадежных случаях, когда у потерпевших нет решительно никакой пиротехники, нет материала для изготовления сигнальных зеркал и даже ткани на флаги-сигналы, они не беспомощны. У них есть спички и дрова и, значит, есть возможность разжечь костер .
Эффективность сигнального костра зависит от места его разведения. Понятно, что, если спрятать костер в лесную чащобу или на дно ущелья, толку от него будет немного. И наоборот, костер, разложенный на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности - высоком голом холме, опушке леса, большой поляне, безлесном островке посреди водоема, возвышающейся над лесным массивом скале - виден издалека.
Отмечены случаи, когда в ясные, безветренные дни вертикальные дымовые столбы были различимы на расстоянии, превышающем 50 км! Правда, и костры эти были соответствующего масштаба.
Костер - самый простой и, наверное, самый древний способ сигнализации. С незапамятных времен воины на дальних заставах при приближении врага поджигали заранее заготовленные вязанки хвороста, и яркий огонь на вершине холма или столб дыма, поднявшийся в небо, сигнализировал об опасности.

!!! Лучше приготовить не один костер, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Например, три костра, расположенные друг от друга в трехстах метрах и образующие треугольник, или те же три костра, вытянутые по прямой линии, являются международным сигналом бедствия.
А пять костров, расположенных в форме буквы Т, указывают на место безопасной посадки. Этой буквой размечали посадочные полосы еще партизаны во время Отечественной войны.

В любом случае расстояние между кострами должно быть не меньше 30 - 50 м. Возле каждого костровища необходимо сложить дополнительный запас дров. В данном случае экономить силы и время не стоит. Пусть лучше пропадут впустую несколько кубов заготовленных дров, чем в самый ответственный момент для поддержания огня не отыщется сухого полена. Во время сильного снегопада или дождя костровища и запасные дрова необходимо защитить от намокания, накрыв куском полиэтиленовой пленки, тканью или толстым слоем елового лапника.
При устройстве сигнального костра в дождливую, ненастную погоду его лучше сделать двойным. На нижнем ярусе, на высоком дровяном настиле, приготовить растопку и сухие поленья, а верхний, который должен образовать влагозащитную крышу, выложить из сухого лапника или из веток деревьев лиственных пород с подсохшими листьями. При необходимости растопка поджигается и, в свою очередь, поджигает "крышу".
На переувлажненной почве, тем более на болоте, необходимо соорудить высокий помост, изолирующий топливо костра от влаги.
Особенно хорошо заметны костры, разложенные на плотах, стоящих на якорях посреди водоема. Для того чтобы бревна плотов не загорелись, их сверху надо выложить камнями или подушкой из земли, дерна, песка. В густолесье, где почти отсутствуют свободные от деревьев и кустарника пространства, такой способ костровой сигнализации бывает единственно возможным.
На больших незалесенных полянах допустимо сооружать сигнальные факелы-костры. Для этого отдельно стоящее, желательно хвойных пород, дерево под нижними ветками обкладывается со всех сторон растопкой, которая в момент прохождения самолета поджигается. Вспыхнувшая крона дерева дает очень мощный, далеко заметный световой факел.

Применяя такой способ аварийной сигнализации, следует самым тщательным образом соблюдать противопожарную безопасность - очистить пространство возле дерева от сухой травы и валежника, убедиться, что даже при самом сильном ветре подхваченные им искры не достигнут лесного массива.
Удобнее всего, когда с подветренной стороны такого дерева-факела расположен крупный водоем, идеально - если оно растет на лишенном растительности острове.

В непосредственной близости от костровищ надо оборудовать круглосуточный наблюдательный пост, где разжечь и поддерживать постоянный огонь в небольшом запальном костре.
При появлении самолета, проплывающего по реке или морю судна, любого другого транспортного средства или людей с помощью углей и горящих поленьев, вытащенных из "запального" костра, быстро разжигаются большие сигнальные костры. Сам "запальный" костер в этот момент заваливать дополнительным топливом не следует, а надо попытаться раздуть пламя или несколькими ударами по горящим дровам поднять сноп искр.
Одиночный костер рекомендуется периодически прикрывать куском ткани или пучком лапника, в крайнем случае загораживать своим телом. Прерывистый сигнал обращает на себя больше внимания, чем постоянный. Таким же способом можно передавать сигнал бедствия с помощью азбуки Морзе.
В ясную, солнечную погоду хорошо заметен белый клубящийся дым. Для его получения в разгоревшийся костер подбрасываются сырые ветки, мох, трава. В пасмурную погоду лучше виден темный дым - в огонь добавляются зеленые листья, куски резины, покрышки и камеры от колес автотранспорта, пластик, еловый лапник, сырой мох, промасленные тряпки. В сомнительных случаях лучше давать комбинированный сигнал - белый и темный дым от двух близко расположенных друг к другу костров.
В пустынной местности для подачи дымового сигнала можно использовать емкости, наполовину наполненные песком, пропитанным смазочными материалами, соляркой, бензином. Ночью можно поджигать собранную и связанную в пучки сухую траву, кустарник. Ярко горящий в ночи костер пилот пролетающего самолета или вертолета может заметить за 20 км.
При наблюдении с земли костер виден за 8 км. Надо сказать, неплохая результативность у столь архаичного сигнального средства.

Также можно заготовит несколько факелов. Кстати, они и от зверя уберечься помогут, и костер под дождем развести. Чтобы изготовить сигнальный факел, надо с нестарой, погибшей, березы надрать побольше сухой бересты.
Свернуть ее в свободный свиток и насадить на длинную палку. Такой берестяной факел будет гореть очень долго, давая вокруг себя яркий, ровный свет. Если им размахивать над головой или периодически закрывать пламя, сигнал будет более заметен.
Продолжительность горения факела и интенсивность свечения зависят от количества бересты, толщины и плотности свитка. В крайнем случае в качестве примитивного факела можно использовать пучок из двух-трех заранее припасенных сухих еловых лап.

В пустыне факел изготовляется из пустой консервной банки, привязанной к палке и наполненной песком, пропитанным бензином или соляркой. Днем для получения густого дыма в банку надо дополнительно плеснуть масла или бросить несколько небольших кусков резины. Ночью - использовать чистый бензин или другое горючее, дающее яркое пламя.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.24 (0.028 с.)